Муниципальное общеобразовательное учреждение « Табагинская средняя общеобразовательная школа » Городского округа « Город Якутск » Муниципальное общеобразовательное учреждение « Табагинская средняя общеобразовательная школа » Городского округа « Город Якутск » Искусство быть читателем Егорова Лира Владимировна, учитель русского языка и литературы высокой категории
« Быть читателем – не просто, если понимать под этим приобщение к интеллектуальному, художественному, эстетическому опыту пишущего, а не просто технику чтения, для освоения которой достаточно и знания алфавита. Речь идет об искусстве быть читателем ». Кайда Л. Г.
Мысль и слово классиков являются фактом общей культуры. Читатель должен осознавать себя наследником великих и испытывать внутреннюю потребность дальнейшего гуманитарного совершенствования, обращаться к классическим текстам ради « сознательного заимствования ».
Филолог, по утверждению Михаила Михайловича Бахтина, « разгадчик » чужих тайных текстов и « учитель », передающий эти разгаданные тексты. Понятие « текст » в филологии – науке о духе – основное. В его исследованиях выстроена цельная концепция гуманитарных наук.
Что такое подтекст ? «… Это явная, внутренне ощущаемая « жизнь человеческого духа » роли, которая непрерывно течет под словами текста, все время оправдывая и оживляя их. В подтексте заключены многочисленные, разнообразные внутренние линии роли и пьесы … подтекст – это то, что заставляет нас говорить слова роли ». Станиславский К.
Подтекст связан прежде всего с коммуникативной целостностью текста, а это значит, что он запрограммирован автором, задан в самой системе текста, в присущем его жанровой специфике соотношении открытого и скрытого планов передачи информации. Все потенциальные значения синтаксических форм и композиционных элементов продуманы автором и скорректированы в соответствии с конструктивным принципом художественной речи - принципом эстетического воздействия на читателя.
Понимание подтекста как обязательной текстовой категории определяет методику его изучения. Речь идет не о произвольном или вкусовом выявлении смысла, а о научном его поиске путем изучения языковой основы его создания.
Три этапа познания текста ( понимать, чувствовать, любить ) не могут существовать друг без друга в устремлении к единой цели. Именно поэтому пушкинские слова «… гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь » вслед за Юрием Михайловичем Лотманом можно рассматривать « как самое лучшее методическое указание для тех, кто учится и учит читать художественное произведение ».
Диалог читателя с автором – это не поиск готовых ответов, а поиск творческих решений, сочувствие, сопереживание. Важно понять текст во всей его глубине, а для этого надо читать, доверяя автору.
Своеобразие чеховской драмы 1. « Подводное течение » пьесы. 2. Театр настроения. 3. Внутренняя и внешняя полифоничность диалога. 4. Контраст между нейтральностью ( случайностью ) высказанного слова и значительностью невысказанного содержания. 5. Герои не попадают в ритм времени, выпадают из потока жизни
« О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как - нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь !» 1. Почему не поженились Лопахин и Варя ? Почему Лопахин собирается жениться на Варе ? Хочет ли жениться ? 2. Почему Лопахин все время смотрит на часы ? Когда человек смотрит на часы ? 3. Что делает Варя во время объяснения с Лопахиным ? Что ищет ? 4. Кто хочет поженить Лопахина и Варю ? Почему ?
Варя – « на монашку похожа », « так бы все ходила по святым местам … Благолепие !...» « а на самом деле ничего нет, все как сон …», « как пчелка » Лопахин – « мужик мужиком », « читал и заснул », « Узнает ли она меня ? Пять лет не виделись », « люблю вас, как родную … больше, чем родную », « Не смейтесь надо мной !», « не размахивай руками », « тонкая душа »
А. П. Чехов « Вишневый сад » Лопахин : Кстати и шампанское есть. ( Поглядев на стаканчики.) Пустые, кто - то уже выпил. Варя : Я не поглядела. Пауза. Да и разбит у нас градусник …
Л. Н. Толстой « После бала » «… Человек не может сам по себе понять … что хорошо, что дурно » « среда заедает » « все дело в случае » нет ? «… от чего переменяется и направляется вся жизнь человека »
Личность Ивана Васильевича « всеми уважаемый », « эпизоды из жизни », « учились и веселились », « пьян любовью », на предмете любви – « бронзовые одежды », « обнимал в то время весь мир своей любовью », « сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было »
« Надо все по закону » « Очевидно, он что - то знает такое, чего я не знаю, - думал я про полковника. – Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня ». Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник … что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело ?»
«… Человек не может сам по себе понять … что хорошо, что дурно » « среда заедает » « все дело в случае » нет личный нравственный выбор
М. Цветаева « Попытка ревности » Она - Он - « плавучий остров » « бедняк » « государыня » « избранный » Другая - « простая » « без Божеств » « любая »
… Ну, за голову : счастливы ? Нет ? В провале без глубин – Как живется, милый ? Тяжче ли, Так же ли, как мне с другим ?
Провал – яма, дыра, нора, норка … Провал – ошибка, неудача, поражение, пропасть, падение … « Провал без глубин » – могила ? Он – « избранный », сошел с престола, у него « язва бессмертной совести », его душа – « сестра » ее души ? – и у него « душа родилась крылатой ».
… Ну, за голову : счастливы ? Нет ? В провале без глубин – Как живется, милый ? Тяжче ли, Так же ли, как мне с другим ?
« Руки вверх » « Руки вверх » Мы знакомы с тобой, Дни и ночи тобою полны, Со светом твоим меркнет свет солнца и луны. Твои нежные губы, твой шикарный наряд, и все вокруг лишь на тебя глядят. Ты – киска, что надо, Вот ей богу, не вру, Но не думай, подруга, без тебя я не умру. Просто нравишься ты мне, мне хорошо с тобой, Мне по кайфу, остальное - долой. И время с тобой мы проведем прекрасно. Наплевать на то, что будет, не хочу об этом думать. Успокойся, а то я могу ведь передумать.
А. С. Пушкин Я вас любил : любовь еще, быть может, В моей душе угасла не совсем ; Но пусть она вас больше не тревожит ; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим ; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
« Понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста. Но понимание может быть и должно быть лучшим. Могучее и глубокое творчество во многом бывает бессознательным и многосмысленным. В понимании оно восполняется сознанием и раскрывается многообразие его смыслов. Таким образом, понимание восполняет текст : оно активно и носит творческий характер. Творческое понимание продолжает творчество, умножает художественное богатство человечества. Сотворчество понимающих ». М. М. Бахтин