Дисциплина: МИКРОЭКОНОМИКА ЛЕКЦИЯ 5 Основы теории спроса и предложения (продолжение ) к.э.н. доцент Орынбекова Г.А. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономическая теория, модуль 1 Лекция 5. 3/10/2011 Теория спроса и предложения. Равновесие на рынке. Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики.
Advertisements

Рынки факторов производства область экономических факторов производства, таких как: земля, природные ископаемые и сырьевые ресурсы, ресурсы труда различных.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Рассматриваемые вопросы: 1)излишек потребителей и производителей в условиях равновесия; 2) изменение общественного благосостояния вследствие вмешательства.
Рыночное равновесие. Условия совершенной конкуренции большое число продавцов взаимодействует с большим числом покупателей, все они равноправны в своих.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Тема 3 Основы экономики. Спрос один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Спрос характеризует потребности людей. Не всякая потребность может.
ТЕМА 5. Макромодель рынка благ 5.1. Совокупный спрос и его структура 5.2. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели. Линия IS Мультипликативные.
1 Рыночные отношения: сущность, функции, структура Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения,
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Макроэкономическое равновесие Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
«Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.». Цели урока: Повторить понятия «спрос» и «предложение». Рассмотреть ситуацию «рыночного равновесия». Познакомиться.
Транксрипт:

дисциплина: МИКРОЭКОНОМИКА ЛЕКЦИЯ 5 Основы теории спроса и предложения (продолжение ) к.э.н. доцент Орынбекова Г.А. 1

4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия. 5. Воздействие государства на рыночное равновесие. Содержание лекционного занятия: 2

3 Статические и динамические модели равновесия. В статических моделях экономическая ситуация описывается применительно к одному определенному моменту времени и представляет собой своего рода срез, фрагмент динамической системы. Для статических моделей равновесия характерно представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка, при этом механизм перехода от одного состояния к другому не изучается, а время учитывается лишь косвенным образом. Метод сравнительной статики позволяет анализировать сдвиги спроса, предложения и точек равновесия под воздействием неценовых (экзогенных) факторов спроса или предложения,

4 Предположим, что «V» возрастает. Значит, при прочих равных условиях, возрастает спрос на данный товар (если это товар нормального качества). Дефицит ( 0 А) продукта Q при цене Р 0 повысит цену до Р 1. В результате установится новое равновесие в точке 1. Реакция рынка на изменение спроса «D»

5 Предположим, что в результате применения новых машин сократились издержки производства у производителей и, как следствие, возросло предложение товара Q на рынке. Излишек (e 0 В) предложения товара Q при цене Р 0 вызовет падение цены до Р 1. В результате установится новое равновесие в точке e 1. Реакция рынка на изменение предложения

6 Реакция рынка на одновременное изменение спроса и предложения Размеры изменения цены при изменении отраслевого спроса (предложения) зависят от величины сдвига линии «D» («S») и наклона графиков «D» и «S». При одновременном движении D и S (если растет доход потребителей и сокращаются издержки у производителей) возможно цена равновесия Р e и не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится.

Рыночное равновесие Равновесие возможно, если имеется одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. Специальные случаи: - объем предложения и объем спроса не равны между собой при любом неотрицательном значении цены; - существует более чем одно сочетание цена- объем, при котором достигается равновесие на рынке. 7

а) Объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене (бесплатное благо - атмосферный воздух). Равновесие существует при нулевой цене (P = 0), если при этой цене объем предложения превышает объем спроса. б) Цена спроса меньше цены предложения. Равновесие существует при нулевом равновесном объеме (Q = 0), если цена предложения при этом объеме больше цены спроса (мусорный бак из золота). Специальные случаи равновесия 8

Неединственность равновесия а) Линии спроса и предложения имеют две общие точки. Рынок труда. 9 линия спроса имеет нормальный вид, то есть характерный отрицательный наклон. В то же время линия предложения меняет знак наклона при росте цены, что приводит к существованию двух положений равновесия – в точках E 1 и E 2.

Неединственность равновесия б) Линии спроса и предложения совпадают на отрезке NM. Здесь изменение цены недостаточно чувствительно, чтобы вызвать у потребителей изменение объема спроса, а у производителей - изменение объема предложения. 10 линия спроса и предложения имеют общий отрезок

Неединственность равновесия в) Линии спроса и предложения имеют общий отрезок: равновесие устанавливается при любом объеме в интервале от Q 1 до Q 2 и равновесной цене Р Е. Изменение объема в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цене предложения. 11

Воздействие на рынок с помощью фиксированных цен Нарушения в действии рыночного механизма. Установление приказным, волевым порядком цены выше или ниже Pe (государство, монополия). Потолки цен - для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем (доступность каких-либо продуктов для бедных): очереди, "черный" рынок, карточки, талоны. Цены пола (низшие пределы цен) - поддержка нац. производителя (в с/х), решения социальных вопросов (мин. заработная плата). Ограничение предложения (картели), новые области применения продукта (для увеличения спроса). Государственные закупки излишек продукции. 12

Отклонение от равновесия. Максимальная цена (цена потолка) Ниже Ре - выше потолка не прыгнуть е 13

Отклонение от равновесия. Минимальная цена (цена пола) е выше Ре - ниже пола не упасть 14

Излишек потребителя, излишек производителя Жюль Дюпюи (1804–1866) – статья «Об измерении полезности общественных работ», Излишек потребителя – дополнительная выгода покупателя, разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Излишек производителя – дополнительные доходы продавца, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке. 15

Излишек потребителя, излишек производителя 16

17 Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах Статистические модели рыночного равновесия, в них фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можно проиллюстрировать динамические процессы методом сравнительной статики, при котором сдвиг показан соответственным перемещением линии спроса или предложения.

18 Рассмотрим скорость приспособления предложения к изменениям в спросе. Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом. Второй, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.

19 Равновесие в мгновенном периоде, а) – товары, не подлежащие хранению; б) – товары, подлежащие хранению. В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов. Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.

20 Второй участок кривой предложения представлен вертикальным отрезком, что указывает на невозможность выйти в условиях короткого периода за пределы, ограниченные наличной производственной мощностью. Вплоть до этой границы равновесный объем и цена определяются пересечением кривых спроса и предложения, а за ее пределами, как и в мгновенном периоде, цена определяется спросом, тогда как объем предложения – размером производственных мощностей. В коротком периоде кривая предложения также состоит из двух сегментов, первый, имеющий положительный наклон, ограничен по оси абсцисс точкой, соответствующей производственной мощности Q K.

21 Равновесие в длительном периоде. а) изменение масштаба производства происходит при неизменных затратах, рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены. б) изменение масштаба производства происходит при возрастающих затратах, рост равновесного объема сопровождается снижением равновесной цены. в) при снижающихся затратах.

22 Допустим, что спрос внезапно вырос и представлен теперь кривой D 1, лежащей правее кривой D 0. поскольку резерв мощности отсутствует, новое равновесие достигается исключительно за счет повышения цены до P 1 при сохранении прежнего объема продаж Q K. В длительном периоде масштаб производства увеличивается за счет ввода новых мощностей и кривая предложения смещается в положение S 1. новое равновесие достигается при цене P 2, более высокой, чем P 0, но ниже, чем P 1, и объеме производства Q 2, большем, чем Q K. На рис. показано приспособление предложения к изменившемуся спросу в длительном периоде. Здесь S 0 – кривая предложения, а D 0 – кривая спроса в коротком периоде. Как видно, спрос и предложение сбалансированы при цене P 0 на уровне полного использования производственной мощности Q K.

23 Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.

24 Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Допустим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, тогда как объем предложения – от уровня цен предыдущего периода: Q i D = Q i D (P t ), Q i S = Q i S (P t-1 ) где t – определенный период времени (t = 0,1,2,…,T). Это значит, что производители определяют в период t-1 объем предложения следующего периода, предполагая, что цены периода t-1 сохраняются и в период t (P t-1 = P t ).

25 Устойчивое (а) и неустойчивое (в) равновесие в паутинообразной модели и регулярные колебания (б) вокруг него. Возможен, наконец, и такой вариант, когда цена совершает регулярные колебательные движения вокруг положения равновесия. Это возможно в том случае, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

26 ВЫВОД: Рыночный механизм обладает существенным потенциалом самонастройки, то есть стремлением к оптимальному состоянию, рыночному равновесию. Повышение цен на некоторые товары при значительном росте спроса на них – явление довольно обычное для рыночной экономики. Но также обычным является и последующее наращивание предложения этих товаров. В нормально функционирующей экономике рост цены товара устанавливает равновесие между спросом и предложением лишь в краткосрочном периоде, а в более длительном – оно достигается путем роста производства (предложения) подорожавшего товара. Увеличение предложения – основной способ достижения рыночного равновесия.

27 Поэтому в развитом рыночном хозяйстве рост цен на товары не может быть постоянным, что обеспечивает минимальные темпы инфляции, социальную направленность экономики. Рынок замечателен тем, что при любом отклонении от равновесия он стремится к нему возвратится. И в ситуации неудовлетворенного спроса, и в ситуации избыточного предложения, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.

28

Воздействие государства на рыночное равновесие. 5 вопрос: 29

Основные инструменты государственного регулирования экономики 30

Косвенное регулирование рыночного равновесия (спроса, предложения, цен) Регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них (макроэкономическое воздействие). Методы: учетная ставка процента; субсидирование и дотации из бюджета; установление налогов и налоговых ставок, пошлин; проведение государственных закупок; регулирование денежного обращения и кредита; политика государственных инвестиций; установление норм амортизации; регулирование валютного курса. 31

налоги и субсидии; прямое регулирование цен; регулирование обращающихся на рынке товаров. Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги. Основные средства государственного воздействия на рынок 32

Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т × Q 1 ) зависит от наклона кривых D иS или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога Т. 33 Введение акциза сдвигает кривую S влево на величину налога Т. Спрос и предложение уравниваются при цене Р 1, которая выше цены Р 0. Однако, изменение цены, как правило, меньше налога.

34 РS 1 Р Г <P 0 1 S 0 P 1 Р 0 0 Р Г А В О D 0 Q 2 Q 1 Q 0 Q Рассмотрим последствия установления верхней границы цены (социально-низкой Р) для защиты интересов малоимущих потребителей. Если «потолок цены - Р Г » находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит (А-В). Он превращается в хронический, так как механизм его преодоления заблокирован. Кривая предложения искусственно «обрубается» до отрезка (ОА). В результате хронического дефицита возникает необходимость нормированного распределения товара Q, неизбежно развивается теневая экономика, черный рынок и т.д. Рис.Последствия установления верхней границы цены

а) Поддержание производства на высоком уровне посредством установления цен на продукцию выше цены рыночного равновесия б) Поддержание цен на низком уровне

36 Налоги. Наиболее важными являются подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, и т.д. Широкое распространение получила практика так называемых «потоварных» налогов: налог на продажи, налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акциз и другие. Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара. Практически не имеет значения, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

37 Дотации. Дотация – выступает как налог «наоборот». Потоварная дотация также устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме в расчете на единицу товара. Дотации обычно получают производители, хотя не редки случаи, когда их получают и потребители (как компенсацию за повышение цен на отдельные товары: хлеб, детские товары и др.). Дотация, как и налог, распределяется между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем), причем то же самое произойдет в случае, если дотация будет выплачена потребителю. Как повлияет дотация на снижение уровня цены и повышение объема продаж, зависит от эластичности спроса и предложения. Кому достанется большая часть дотации – покупателю или продавцу – в свою очередь, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения.

38 Фиксированные цены. Заниженные фиксированные цены применяются из соображений социальной защиты населения. Помимо дефицита и возникновения «черного» рынка их поддержание требует от правительства значительных дотаций производителям. Завышенные фиксированные цены устанавливаются либо в фискальных целях, т.е. дополнительного налогооблажениях отдельных товаров (алкоголь, золото и т.д.), либо для поддержания местных производителей в некоторых отраслях (сельское хозяйство). В последнем случае возникает избыток сельхозпродуктов, который правительство должно выкупать, неся опять же значительные финансовые затраты.

Виды конкуренции Внутриотраслевая и межотраслевая (перелив капитала из низкорентабельных отраслей в высокодоходные) конкуренция. Ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция – борьба за получение дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и цен без изменения ассортимента и качества товаров. Используется демпинг, ценовая дискриминация, дифференциация качества товара. Неценовая конкуренция – борьба на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты. Совершенная и несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция - влияние каждого субъекта рыночной экономики на общую ситуацию незначительно. Несовершенная конкуренция - возможен контроль над определенной долей рынка. 39

Модели рынка 40

Характеристика основных моделей рынка Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Количество фирм Множество МногоНесколько Одна фирма Тип продукции Однородная, стандартизиро- ванная Мнимая или действительная дифференциация Однородная или дифференцированная Уникальная продукция Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован Неценовая конкуренция Отсутствует Используются реклама, торговые марки и товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. 41

Рекомендуемые сайты: _concepts/Business/ a-teoriya/spros-i-predlozhenie.html 42

43

44

Величина предложения 45

Способность предложить товар рыночным фондам 46

Увеличить прибыль максимально 47

Желание и способность продавцов делать предложения 48

49

50 Литература 1. Тарануха Ю.В. Микроэкономика М: Дело и Сервис, 2006 –с Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Тесты, графические упражнения, задачи. М: Дело и Сервис, 2006 – с Мамыров Н.К., Кулекеев Ж.А. Микроэкономика. Алматы: Экономика, 1997 – с Нуреев P.M. Основы экономической теории: Микроэкономика. М.: Высш.шк., с Маховикова Г.А. «Микроэкономика».- М.: Юрайт, с Гальперин В.С., Гребенников И.И.// «Микроэкономика».- Москва – с. 7. Доллан Эд.,Линдсей Е. Рынок.// «Микроэкономическая модель». -С-Пб. – Дорнбуш, Фишер, Шмалензи. //«Экономика».- Москва

Спасибо за внимание 51