Семинар 2: Пассивные желания у пациентов - мужчин Маркус Фай, Ph.D., психоаналитик член IPA/ECPP Зимняя школа ЕКПП, Россия Екатеринбург, 5-7 февраля, 2016
Я не могу говорить о пассивных желаниях у мужчин БЕЗ ЭТОГО... Конфронтация с собственными пассивными желаниями... Я хочу быть любимым вами Я хочу быть выносимым, терпимым и понимаем вами Я хочу быть поглощен вами Я хочу быть накормленным вами Я хочу вашего проникновения и даже насилия Я хочу быть ударенным и даже убитым вами
Клинические проблемы в анализе мужчин Торможение креативности, профессиональные ингибиции, недостаток инициативы Импотенция, ангедония Деструктивное отыгрывание, кризис среднего возраста Гиперактивность, выгорание, торможение пассивных желаний Трудный муж Провокатор
Пассивные и активные желания: от оральной стадии к фаллической Оральная стадия: активные желания (сосание, кусание), пассивные желания = получение молока, пищи.... Анальная стадия: активное удовольствие: отпускание фекалий = пассивные желания, удержание фекалий = активные Фаллическая стадия: несовместимость активных и пассивных желаний с анатомической реальностью (впервые в жизни, до появления объекта)
Путаница в словах Пассивность и активность как установки: не делание Пассивность и активность как цели влечения: качество удовлетворения Можно активно преследовать цель пассивных влечений: соблазнение кого-либо для пассивного удовлетворения Можно пассивно преследовать цель активных влечений: садизм по отношению к кому-либо в виде не делания ожидаемых вещей
Пассивные желания у мужчин: классическая теория Фрейд: негативный Эдипов комплекс, «желание» кастрации, кастрационная тревога Кляйн: «комплекс женственности» у мужчин, желание иметь принимающий орган Бем, Райхе: «зависть к вагине» Ле Солдат: часть Эдиповой теории: теория о пассивных желаниях у мужчин и их клинических последствиях, о колпос- желании/пассивно-агрессивном аполлон- желании
Основные моменты теории Джудит Ле Солдат
Сцена 1: Доэдипальная Разница полов не играет эмоциональной роли (просто как любопытный для ребенка факт) Никаких генитальных желаний (ауто- эротичных, оральных, анальных) Пассивное требование заботы, любви
Сцена 2: Первые генитальные желания Направлены к матери Ребенок хочет, чтобы мать проникла в него, или, чтобы он проник в мать
Сцена 3: Мастурбация не находит решения в анатомии Активные желания: девочка понимает, что у нее нет пениса для реализации активных генитальных желаний (проникновения в мать) Пассивные желания: мальчик понимает, что у него нет отверстия для реализации пассивных генитальных желаний (проникновения матери в него)
Сцена 4: создание органов- фантазмов Новый элемент в психоаналитической теории! Влечение призывает психику к поиску решений. Если анатомическое строение не позволяет достичь цели, то психика создает объекты-фантазмы (органы) Девочка: собственный пенис-фантазм, чтобы удовлетворить активное желание проникновения Мальчик: колпос-фантазм, чтобы осуществить пассивное желание проникновения
Колпос = Воображаемый сексуальный орган В фантазии мы создаем органы-фантазмы, которых у нас нет Сексуальные влечения требуют удовлетворения Два препятствия: объект (мать, отец), и тело Воображаемый орган в качестве недостающего органа для удовлетворения тела
Сцена 5: ретроспективное создание фаллической матери До восприятия и когнитивной проработки половых различий: все «большие» – всемогущие, всеведущие «человеческие существа» После восприятия половых различий, мать и отец ретроспективно наделяются пассивными и активными сексуальными органами (в соответствии с активными и пассивными влечениями) Таким образом образуется основа для создания фантазийнойй фигуры «фаллической матери»
Сцена 6: нимбус Ретроспективное создание потерянного фаллоса матери = нимбуса Нимбус – «ностальгический» воображаемый объект = потерянный элемент совершенного объекта
Сцена 7: Кастрация матери Из-за того, что мать не удовлетворяет пассивные генитальные желания, она «кастрируется», в том смысле, что предполагаемый «существующий ранее» пенис более не гарантирован, и мать «вновь объявлена» кастрированной Это не агрессивная кастрация, которая предполагает отбирание и овладение чем-то, но это пренебрежительный фантазматический акт потери веры в ценность человека/вещи = обесценивание Три фантазийных продукта: кастрированная мать, нимбус, идеализированная фаллическая мать
Сцена 8: Обесценивание матери, отворачивание от матери После «кастрации» и обесценивания матери, она больше не представляется полезным удовлетворяющим объектом внутреннего мира... Разворот в сторону отца...
Сцена 9: Заигрывание с отцом Все надежды в получении удовлетворения, активные и пассивные желания, ранее возлагаемые на мать, теперь со всей силой перенаправляются на отца (подкрепленные разочарованием в матери, а значит агрессией) Теперь отец фантазийной представляется с наличием и пениса и колпоса, то есть способным исполнить ВСЁ
Сцена 10: Презрение к матери и женщинам Фантазийное объяснение опыта кастрации матери (как защита от чувства вины за ее кастрацию): мастурбируя, мать стерла свой пенис, так была слишком жадной и неумелой Источник презрения к женщинам: они не способны к проникновению, они – импотенты, так как кастрировали самих себя, слишком много и неумело мастурбируя
Между 10 и 11 сценами: Классический Фрейдистский Эдипов комплекс Активные генитальные желания в направлении матери и отца как препятствие Классическая Эдипова теория не завершенная, так как фокусируется только на активных инцестуальных желаниях и не уделяет внимания агрессивным мстительным импульсам (и чувствам вины и тревоги)
Сцена 11: Разочарование в отце Отец тоже не удовлетворяет пассивные желания Отец также становится мишенью для мстительных импульсов из-за накопленного разочарования Этот процесс протекает медленно и волнообразно Но в определенный момент, когда накапливается агрессия....
Деструкция и слияние влечений Первичная цель слияния агрессивных и эротических влечений – это эротизация деструктивности, исходящей от влечения к смерти, то есть от неудовольствия, возникающего из-за влечения к смерти Если любое психическое явление сталкивается с влечением к смерти, оно может сделать это только посредством слияния влечений, то есть посредством эрогенного мазохизма (прямо или опосредованно присутствующего в других симптомах) - первого свидетеля влечения к смерти, и таким образом, создается фундаментальная мазохистическая сторона психического существования Markus Fäh, Ph.D.,Psychanalyst IPA/ECCP,
Сцена 12: Слияние влечений Нарушение слияния влечений Деингибиция агрессивных влечений Всеохватывающая энергия освобожденных агрессивных влечений
Сцена 13: Акт возмездия и гнева Кастрация отца через Акт Чистой агрессии = Приступ гнева Кража пениса отца Возникновение новой ситуации: кастрированный отец, я – преступник с окровавленными руками и незаслуженным трофеем Эта внутренняя ситуация играет важнейшую роль в возникновении многих проблем с креативностью = каждый последующий успех в жизни будет проживаться как кастрация и обворовывание отца = «эврика!» Профессиональный успех, брак, рождение детей, каждая «эврика!» проживается как опыт кастрации- кражи
Сцена 14: Что делать с трофеем (кастрированным пенисом)? Ситуация: преступник после преступления Девочка: прячет трофей в вагину Вагина становится рискованным местом, источником проблем с оргазмом (если потерять контроль во время оргазма, трофей может быть обнаружен) Мальчик: натягивает трофей на свой собственный пенис (источник заторможенности сексуального удовольствия, проблем с использованием презервативов)
Сцена 15: Фантазийные продукты после кастрации отца = Лейя Лейя – трофей = имеет качества аффекта, который сопровождает кастрацию, завистливая, гневная, мстительная Лейя при этом нежно любима Это сокровище с амбивалентной славой С этого момента бессознательный субъект всегда в опасности (тревога возмездия)
Сцена 16: Фантазийные продукты после кастрации отца Воображаемая фигура кастрированного отца = нелепый старик - импотент Воображаемая фигура идеализированного отца = отец до кастрации Фантазия о мстителе, который преследует и жаждет кастрировать и отобрать обратно трофей, полностью лишив половых признаков Страх возмездия, кастрационная тревога
Кастрационная тревога Не из-за инцестуальных желаний, а из-за мести за активную кастрацию отца После активной кастрации = немедленный запуск защитных механизмов против всепоглощающей кастрационной тревоги
Сцена 17 = Лейя и защиты против кастрационной тревоги Мальчик Мальчик использует Лейю, проецированную на его пенис как стражника и щит против мстителя, мститель не может разрушить Лейю, потому, что тогда он разрушит собственное сокровище Заложница Лейя используется как живой щит Сексуальные проблемы (инфекции пениса) Девочка Девочка прячет трофей в вагине Девочка не может использовать его как щит и прячет его, страдает от тяжелых фантазий о возмездии, от страха быть разрушенной изнутри в случае, если позволит себе оргазм (вдруг он найдет мой спрятанный пенис, разрушит меня изнутри, разрушит мою вагину, разрушит мой клитор, и заберет его?)
Сцена 18: Дублирование пениса (у мальчиков) Мальчики и мужчины имеют больше шансов в поиске успеха в жизни Они дублируют свой пенис, они могут сказать «У меня правда он есть, я не вру» (как девочка) Женщина вынуждена столкнуться с явным воровством и признать символическую функцию фаллоса (и воздерживаться от конкретного удовольствия)
Сцена 19: Анальное проникновение отца как предельная месть (überflügeln) Гиперагрессивность это всегда защита против страха Таким образом, предельное унижение защищает против кастрационной тревоги Но и повышает уровень кастрационной тревоги до максимума Таким образом....
Сцена 20: Наполовину пройденный Эдип (промежуточный баланс) Катастрофическая внутренняя ситуация: Мальчик: колпос реально не создан, пассивные желания по-прежнему не удовлетворены Девочка: пенис так и не вырос, активные желания не удовлетворены У обоих полов: страх возмездия из-за кастрационной вины (мститель представляется таким же агрессивным, как и субъект во время акта кастрации отца)
Сцена 21: Измена Вина налагается на мать: «Это не я кастрировал отца, а она! Отомсти ей!» Вторично она обрела пенис, так что отец может кастрировать ее снова Своего рода тупик: трофей имеется (Лейя), но мать отправлена мстителю... то есть теперь появилось уже два врага – кастрированный отец и обманутая мать, и что теперь?
Сцена 22: Лицемерие к матери Стадия лицемерия: измена прячется под маской услужливости, ухаживания, серенад, идеализации матери (но все это звучит фальшиво) Под маской лицемерия скрывается презрение к лжецу (я – лжец, но проецируется это на мать)
Сцена 23: От глубокой любви к тревоге – под влиянием ухаживаний Ранняя глубокая любовь к матери теперь небескорыстна, и замещается лицемерной преувеличенной «услужливой любовью», движимой страхом возмездия (вдруг она узнает про измену!)
Сцена 24: Страх перед обоими родителями Выхода нет: оба родителя кастрированы, мать предана, пассивные желания так и не реализованы В результате...
Сцена 25: Убийство обоих родителей Тревога возмездия и постоянная фрустрация приводит только к одному варианту: УБИЙСТВО ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ...
Сцена 26: Возвращение мертвых родителей Каждое желание либидо в отношении родителей заставляет психику находить решение и оживлять мертвых родителей Возвращение убитых родителей в виде сверхъестественных фантазийных фигур
Сцена 27: Эротический вклад ануса Генитальная зона «заражена» агрессией, кастрационной тревогой, фрустрацией.... Подлинное сексуальное желание пассивного анального проникновения Мальчик/мужчина: мужчина замещает проблематичное желание колпоса на анус Девочка: двойная стратегия: анальное проникновение и генитальное проникновение (генитальное – более опасное из-за спрятанного трофея)
Желание Аполло Слияние подлинных пассивно-агрессивных желаний, желание наказания, пассивно-генитальные желания – все связывается с анусом Есть эрогенная зона = анус для желаний, но не для реального объекта Воображаемый объект = Аполло Дилемма Аполло = мы страстно желаем предельного пассивно-агрессивного оргазма, но наше тело не сможет вынести реального объекта, тогда он заменяется на воображаемый Аполло. Таким образом, мы переживаем постоянную амбивалентность: мы приближаемся к Аполло, и убегаем от него
Желание колпоса у мальчиков и мужчин
Желание Аполло у мужчин и женщин как желание предельного пассивно-агрессивного оргазма
Клинические последствия Мужчины также имеют нереализованные пассивные желания Пассивные генитальные желания (либидные) Желание Аполло (агрессивные) Постоянное давление со стороны безопасного воображаемого удовлетворения этих желаний Защиты против кастрационной тревоги и страха аннигиляции, провоцируемых этими желаниями
Случай: 1 Дамиан, руководитель, 42
Случай: 2 Мариус, биолог, 53