Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: основные изменения и новации. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Шуранова.
Адаптированная образовательная программа в аспекте ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна руководитель регионального центра научно- методического.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Инклюзивное образование Инклюзивное образование Ирина Алексеевна Исаенкова, директор ГБУ Центральная ПМПК.
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссии на территории Красноярского края Руководитель центральной психолого-медико- педагогической комиссии.
ФЗ «Об образовании» 273 Гл.1.ст.1.2.п16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. 1. … создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного.
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
Организация деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве г. Москвы Васильева Т.В., заместитель руководителя.
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОБРАЗОВАНИЕ» п. Навля 2014.
Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья Материал подготовлен Валайтис О. А год.
ХОЛОДНИКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА ЗАВ.ОТДЕЛОМ СПЕЦИАЛЬНОГО(КОРРЕКЦИОННОГО) И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОИРО» Нормативно-правовая база получения образования.
Транксрипт:

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования Лектор: Исаков Андрей Юрьевич, эксперт Информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования", инструктор Пушкинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В данном определении можно выделить три важных составляющих фактора: 1) наличие у физического лица недостатка в развитии; 2) имеющийся недостаток в развитии препятствует получению образования физическим лицом в обычных условиях, по обычным нормам; 3) подтверждение первых двух факторов психолого-медико-педагогической комиссией.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такое определение соответствует тому понятию инклюзивного образования, которое сложилось в мировом сообществе, в частности документам ЮНЭСКО («Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования», Париж, 2009; «Открытое досье по инклюзивному образованию. Материалы в помощь менеджерам и администраторам», Париж, и другие).

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Таким образом, в Законе сохранен принцип, заключающийся в том, что образовательная программа для лиц с ограниченными возможностями здоровья не может быть особой, иной, другой по сравнению с обычной образовательной программой. Законом установлена возможность адаптировать обычную образовательную программу (общеобразовательную или профессиональную образовательную программу) под особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно этот принцип и позволяет не исключать лиц с ограниченными возможностями здоровья из общей для всех граждан системы образования.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образования в Российской Федерации В целях реализации права каждого на образование государство создает необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи, в том числе на основе специальных педагогических подходов, наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, посредством организации интегрированного и инклюзивного (совместного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Должен быть специальный образовательный стандарт или нет?

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 23. Типы образовательных организаций дошкольная образовательная организация общеобразовательная организация профессиональная образовательная организация образовательная организация высшего образования Имеют ли право на существование специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья?

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Согласно частям 5 и 6 статьи 23 наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, а также в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно- исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Части 4 и 5 статьи 79 Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 31. Организации, осуществляющие обучение К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки. Обучающимся предоставляются академические права на, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.государственная социальная стипендия студентам, которая назначается студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях. Студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 41. Охрана здоровья обучающихся. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Предусмотрена возможность создания центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, которые организуют оказание обучающимся коррекционной, психологической и логопедической помощи. На Центр может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2013 года, регистрационный 30242). Вступает в силу г.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся. Они установлены для всех категорий обучающихся. Частью 5 этой статьи сделано исключение: «Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).».

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. в том числе учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать при необходимости с организациями здравоохранения.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. В том числе Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 59 Итоговая аттестация. Часть 13. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также в иных формах, которые могут устанавливаться: 1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам среднего общего образования или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 60. Документы об образовании и (или) квалификации Закона. Документы об обучении. Впервые на уровне закона установлена норма позволяющая выдавать лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 24 ноября 1995 г ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 18. Образование инвалидов Образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минздравсоцразвития России от 4 августа 2008 г. 379 н (зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 2010 г. регистрационный 12189) Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) ребёнка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико- функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро медико- социальной экспертизы (Федерального бюро, главного бюро). Реализацию ИПР ребёнка-инвалида осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. Форма ИПР ребенка-инвалида включает в себя, в том числе, раздел «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации».

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Формой ИПР ребенка-инвалида определяется комплекс действий образовательной организации, в которой обучается ребенок-инвалид. Этот установленный ИПР комплекс действий и должна учитывать образовательная организация при разработке адаптированной образовательной программы.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 1 октября 2013 г., регистрационный 30067)

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г Пунктом 16 установлено, что образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г Пунктами 23 и 24 Приказа 1015 установлено, что в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов; обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку- поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения)); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации; обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата: обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений);

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г а также для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения: 1 отделение - для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 отделение - для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения: 1 отделение - для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием; 2 отделение - для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г Пунктом 29 установлено, что в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается: совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития; совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г Пунктом 30 установлено, что реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучащегося для индивидуальной трудовой деятельности.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г Пунктом 32 установлены некоторые специальные условия, которые образовательная организация должна учитывать при разработке адаптированной основной общеобразовательной программы, а именно: создание условий для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Федеральный закон от 12 декабря 2012 года 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Спасибо за внимание!