МБОУ «Фёдоровская ООШ» Ученицы 7 класса Думчиковой Юлии Учитель Зябко Л.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила студентка 2 ДС курса Щербакова Олеся БОГОРОДИЦКИЙ ДВОРЕЦ – МУЗЕЙ И ПАРК.
Advertisements

«Ясная поляна в жизни Льва Николаевича Толстого». Выполнила ученица 4 класса Орешкина Дарья Руководитель: Павлова Е.А.
Парки Пушкина Бойко Е.Н. учитель ГБОУ СОШ 262. Царское Село знаменито своими садами, парковыми сооружениями и дворцами - Екатерининским и Александровским,
Сколько прекрасных мест можно посетить в нашем городе: и музей, и галерея, и театры, и филармония, но только в одном месте можно увидеть всё это сразу.
«…Мосты повисли над водами…» Мосты через реки и каналы.
Пудожгорский – милый сердцу край… Составили: Белкина Н. А. Ошутинская Н. Б.
Презентация Искусство Японии. Сады Японии Японские сады и парки совсем не похожи на те, что мы привыкли видеть. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые.
Александри́йский мая́к (Фа́росский маяк) маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес.
Ясная поляна Крылова Виктория, Петрова Полина 8 «А» 1260.
Учитель истории МОУ « СОШ с. Широкое » Д. А. Шептала.
Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ПРИГЛАШАЕМ СОВЕРШИТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА Автор: Дикаревская Любовь Андреевна.
Выполнили : Меньшикова Т., Кодякова Л., 10 кл.. Ясная Поляна – родовое имение Л. Н. Толстого. Основана в XVII веке. Принадлежала сначала роду Карцевых,
Цвет воды Взрослые и дети говорят, что вода кристально чиста. Но так ли это? Правильно ли это?
Фонтан шутихи. Фонтаны-шутихи являлись неотъемлемой частью всех парадных резиденция регулярного стиля. Они отличались необычным оформлением и неожиданностью.
Мой город ПРОТВИНО Мария Трушина Недолгая пока еще история города Протвино выглядит достаточно стандартно в общей картине создания так называемых «наукоградов»
Измайловский парк. Есть в Москве удивительное место, в котором легко дышится и мечтается, где обитают певчие птицы и ручные белки. Это Измайловский парк.
Презентацию подготовила: Ученица МОУ СОШ 35 5.В класса ЛАТУХИНА ДАРЬЯ Классный руководитель:Голубничая Ирина Викторовна.
Автор: Жукова Светлана Анатольевна учитель начальных классов МОУ «Лицей 121» Индустриального района города Барнаула Алтайского края.
Цвет воды Арсеньева Ольга Викторовна воспитатель ГПД ГБОУ гимназия 587 Фрунзенского района Г.Санкт-Петербурга.
Транксрипт:

МБОУ «Фёдоровская ООШ» Ученицы 7 класса Думчиковой Юлии Учитель Зябко Л.В.

«Не было б нимало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни Англинские, ни Французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда б мы называть их стали Российскими" А.Т. Болотов

На строительство парка Болотов нарядил множество народу - человек двести. Нужно было проделать огромную работу - создать парк на практически голом, безводном месте. Первой же проблемой, с которой столкнулся Андрей Тимофеевич, было отсутствие источника воды, так необходимого для создания водных украшений парка - прудов, водопадов. Единственный значительный источник был найден в почти двух верстах от парка, да и между ними лежали два холма и долина. К тому же, как выяснилось, ключ был слишком низко для реализации задумок Андрея Тимофеевича. Болотов решает родник поднять, для этого родник постепенно засыпают песком до тех пор, пока он не начинает вытекать на 3 метра выше. Но на этом проблемы не закончились, едва начинаются работы по проведению ручья к парку, как выяснилось, что почти вся вода уходит в землю - грунт был слишком рыхлым. Дно и стенки ручейка пришлось выкладывать синей глиной, которую можно было разбивать на тонкие пластинки. Водовод был выполнен как настоящий ручей - он то сужался, то расширялся, то пропадал и вновь появлялся. Позднее Болотов нашел еще один источник, уже неподалеку и на высоком месте, а впоследствии Андрей Тимофеевич устраивает еще один водовод из пруда в Церериной роще. Конечно, все это стоило огромных трудов, но зато парк получил достаточное количество воды.

Вид на источник с противоположного берега Уперты (акварель Болотовых)

Другую сложность составляла посадка деревьев (сажали их уже взрослыми), которых требовалось огромное количество. За весну такое количество деревьев посадить не успели, и Болотов решает продолжить работу и летом. У Андрея Тимофеевича к этому времени накопился достаточный опыт садовода, что способствовало успеху предприятия. При пересадке соблюдались величайшая аккуратность, чтобы не повредить и не обнажить корней саженцев. Каждое дерево и куст выкапывались с большим комом земли и растущей сверху травой. Деревца даже отправлялись на телегах к месту посадки только в стоячем положении. Ямки выкапывались непосредственно перед самой посадкой, после чего деревца поливались водой два раза в день. Деревья успешно принялись на новом месте и в кратчайший срок - за весну и часть лета - холмистые берегах Большого богородицкого пруда покрылись живописными рощами, перелесками, которые чередовались со светлыми полянами. Осенью и следующей весной работа по пересадке деревьев продолжилась. Всего их было посажено несколько десятков тысяч. Во время строительства парка Андрей Тимофеевич присутствует в парке практически постоянно, буквально разрывается на части. Еще бы, ведь делались вещи совершенно небывалые, о которых прежде тут никто представления не имел. Восстановить облик богородицкого парка помогают автобиографические записки А.Т. Болотова, рисунки сделанные им и его сыном Павлом (в Государственном Историческом музее хранится альбом под названием "Виды имения Бобринских, Богородицк, 1786"), план богородицкой усадьбы. Так что мы имеем достаточное представление о том, каким был этот парк в лучшие свои годы.

Нижний пруд и вечерняя сиделка (акварель А.Т. и П.А. Болотовых) Вид на Нижний пруд с березового острова (акварель Болотовых)

У самого подножья склона к северо-западу от дворца располагался главный водоем парка - Нижний пруд. От Большого пруда он отделялся платиной, обсаженной деревьями. Тропинка вокруг нижнего пруда была одним из лучших маршрутов для прогулок. Береговой линии Болотов придал естественные извилистые очертания, а каждому полуостровку или заливчику отводилось определенная роль в создании "картины". Пруд был длинным и несколько изогнутым, что позволяло показывать его гуляющим не весь сразу, а постепенно, шаг за шагом открывая новые виды. Посредине пруда были созданы островки, на одном из них установили мраморный бюст, а на другом высадили крошечную березовую рощицу, а на оба берега были перекинуты мостики. Вид на "развалины" высеченные в песке (акварель А.Т. и П.А. Болотовых) Внутренний вид пещер (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

В другом месте крутого берега Большого пруда было найдено отложение песков, составляющее огромную слежавшуюся глыбу. Глыба пестрила разнообразными прожилками, вкраплениями, пятнами песков всевозможных оттенков - красные, розовые, зеленые, желтые, кофейные. Болотову пришла мысль, высечь внутри этой глыбы просторные пещеры, так, чтобы по ним можно было ходить, любуясь красотой песков. А снаружи было сделано подобие развалин некоторого подземного здания - с окнами, дверями, крыльцом, а также лежащими в беспорядке остатками колонн и других архитектурных деталей. У входа в пещеру был создан сверкающий ревущий водопад, которому Болотов придал вид каменного утеса. Большой каскад водопадов в Богороицком парке (акварель А.Т. и П.А. Бототоых)

Вид с вечерней сиделки (акварель А.Т. и П.А. Болотовых) Полуденная сиделка (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Гуляя по парку можно было встретить места, предназначенные для отдыха. Одним из таких мест была вечерняя сиделка - скамейка, расположенная у пруда напротив беседки-ротонды. Отсюда можно было любоваться нагорной частью парка, с ее лесочками, садовыми зданиями, дворцом, которые отражались на поверхности пруда. Вечерней она называлась из-за того, что вечером этот вид был особенно хорош. Жилище Эхи (акварель А.Т. и П.А. Болотовых) Голубой мостик (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

С севера дворцовый холм ограничивает долина, прозванная "Эхотической". Здесь был устроен каскад из нескольких небольших, но живописных прудиков. Свое имя долина получила от любопытнейшего сооружения парка - павильона "Жилище Эхи". Павильон состоял из двух срубов, соединенных аркой и выкрашен был так, чтобы иметь вид старого каменного здания слегка тронутого разрушениями. Здание обнаружило удивительное свойство - оно очень ясно и чисто повторяло звуки, произносимые с одного единственного места - в 80 шагах напротив него. Таким образом, павильон стал источником постоянных развлечений для гостей. Приятный уголок был создан перед Казанской церковью, где выкопали небольшой четырехугольный прудик, вокруг которого были посажены березки. Парк был наполнен всевозможными зданиями, сооружениями, хитроумными, на которые Андрей Тимофеевич был великий мастер. Наиболее простой из его выдумок была - тип широко распространенных в ту пору водяных забав. Болотов устроил из дерна небольшой бугорок в форме улитки. Гости подходили, взбирались на него, а в это время по условленному знаку открывался находящийся рядом шлюз. Вода устремлялась к улитке и окружала ее сплошным озерцом. Грубоватые шутки такого рода были тогда в ходу. Потом перебрасывались мостки, и гости могли выбраться на сухое место.

Площадка над гротом (акварель Болотовых)

Большой интерес вызывал подземный грот. В землю были врыты два сруба - четырехугольный и поставленный на него восьмиугольный, которые образовали внутренность грота. Тут тоже не обходилось без розыгрыша. Входя внутрь, гость с удивлением обнаруживал направляющегося к нему навстречу человека, останавливался в нерешительности, снимал шляпу, чтобы раскланяться, и... слышал взрыв смеха окружающих. Оказывается, в замешательство его привело собственное отражение в помещенном напротив зеркале. Затем посетителя ошеломляла необыкновенная красота самого грота, стены которого были отделаны позолоченными, посеребренными, выкрашенными в различные цвета ракушками, богородицкими разноцветными песками, истертой смолой, мелким бутылочным стеклом. Все это сверкало, переливалось. Внутри грот освещался естественным светом, так как в верхней части имел окна. Здесь ожидал еще один сюрприз. Укрепленные против окон под определенным углом зеркала позволяли сидящему внутри смотреть на город, пруд. Снаружи это сооружение представляло собой небольшой холмик, увенчанный мраморной статуей. В парке были также "обманные" здания. В одном месте гость замечал вдали величественные развалины старинного монастыря. Подойдя ближе, он видел, что это всего лишь бутафория, но сделанная со знанием законов перспективы. В другом уголке парка можно было найти выполненную из земли руину "каменной" башни. Строительство Богородицкого парка заняло в основном два года й и 1785-й. После 1786 года Болотов уже почти ничего нового в парке не создавал, велся только уход за насаждениями, поддерживались постройки, сооружения, водная система. Все это делалось с большой тщательностью. Болотов завел специальную бригаду садовых рабочих из бобылей (бедных, не имеющих собственного хозяйства), которых он собрал по всей волости. Строительство и содержание парка ложилось тяжелым грузом на волостных крестьян и, отдавая должное А.Т. Болотову, нельзя забывать о людях, чьим трудом все это было создано.

Андрей Тимофеевич неустанно холил свое детище, содержал его в образцовом состоянии, так, что парк всегда можно было показывать и гостям, то и дело приезжавшим в Богородицк, и императрице, прибытия которой здесь ждали одно время. Современники Болотова были чрезвычайно высокого мнения о Богородицком парке, его называли "Чудом здешнего края". В начале 1800-х годов писатель В.А. Левшин описал парк, воздав должное его пейзажам, и рассказ о нем закончил следующими словами: ":Заслуживал он отвлечь путешественника с прямой его дороги, чтобы осмотреть красоты сего места, достойные любопытства". Вид в Богороицком парке (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Проезжающие в этих краях нередко "отвлекались" в сторону Богородицка. В числе посетителей, названных А.Т. Болотовым в его воспоминаниях были: граф Строганов, князь Репнин, фельдмаршал Прозоровский, князь и княгиня Щербатовы. Побывали в Богородицке и крымский хан, и иностранец- путешественник граф Монтейфель, и многие другие именитые гости. Иные приезжали не только посмотреть, но и поучиться садовому искусству. В 1797 году, после смерти императрицы, А.Т Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение. После отъезда Болотова парк надолго остался без настоящего присмотра. Ни владельцы, ни управляющие не заботились о сохранении и поддержании всего того, что с таким трудом и с такой любовью было сделано. Разрушающиеся постройки, водоводы, мелевшие пруды никто не восстанавливал. Во второй половине XIX века парк вновь пережил возрождение. Его владелец, внук первого графа Бобринского, А.П. Бобринский немало поработал над ним. Парк был расширен, к северо-востоку от дворца выросли липовые и лиственничные аллеи (кстати, лиственница была впервые привезена в эти места), которым была дана прямоугольная планировка, а между ними сделаны открытые солнечные площадки. В ту пору в богородицкой усадьбе бывал Л. Н. Толстой, и парк стал прототипом имения Вронского в "Анне Карениной", так Богородицкий парк попал в мировую литературу.

Средний пруд в Богороицком парке (акварель А.Т. и П.А. Болотовых)

Великая Отечественная война нанесла тяжелые раны Богородицку и усадьбе. От дворца осталась полуразрушенная коробка, поредел и стал быстро приходить в запустение парк, была уничтожена Церерина роща. Гордость Богородицка находилась под угрозой полного уничтожения.. Дворец в Богороицком парке после 1941 г.

На помощь пришли специалисты из Москвы и Ленинграда: Л.В. Тыдман, М.П. Коржев, Е.М. Караваева, Н.А. Малеванов и многие другие. Были найдены многие архивные материалы - старые чертежи, планы, рисунки дворца и парка - все, без чего восстановление дворцово-паркового ансамбля было бы невозможным. Л.В. Тыдманом был составлен проект реставрации дворца, а М.П. Коржевым - проект восстановления парка. В проектировании приняли участие студенты Московского лесотехнического института. Специалисты оказали помощь в организации восстановительных работ. Большая часть этого огромного труда была выполнена безвозмездно, на общественных началах. Позднее разработку проектов восстановления дворца и парка продолжили московские реставрационные мастерские. Сотни горожан работали на воскресниках по восстановлению дворца. Рабочие, служащие, пенсионеры, школьники - все принимали участие. В результате дворец был поднят из руин, восстановлена (кстати, благодаря рисункам А.Т. Болотова) Въездная башня-колокольня, разрушенная в 1929 году. Немало было сделано и по приведению в порядок старого парка: его восстановили в прежних границах, часть которого была занята различными организациями; выполнили ряд восстановительных работ. Силами общественности была вновь посажена Церерина роща.

П.А. Кобяков, С.А. Потапов - руководители восстановления Богородицкого дворца