«Технологическая карта урока как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход». Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке математики в рамках ФГОС ООО. Шереметьева Т.Г. учитель высшей квалификационной категории МБОУ гимназии.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
МБОУ «Гимназия 3» Чистопольского муниципального района РТ.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
Транксрипт:

«Технологическая карта урока как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход». Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут

Технологическая карта. Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств. В них технологическая карта характеризуется как форма документации, в которой описан весь процесс обработки изделий, указаны операции, их составные части, материалы, производственное оборудование и т.п.

Технологическая карта урока. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.

Технологическая карта В отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам (этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся).

Конструирование технологической карты В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность: тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности

Соответствие структуры технологической карты урока требованиям ФГОС Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности учителя и обучающихся. В структуре технологической карты фиксируются не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды планируемых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных). Планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, поэтому отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока. (Г. Л.Копотева, И.М. Логвинова)

Примерная форма технологической карты урока. Деятель ность учителя Деятельность обучающихся Познавательная КоммуникативнаяРегулятивная Осущест вляемые действия Формируе мые способы деятельности Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельности Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельности 1 этап урока 2 этап урока

Технологическая карта. На сегодняшний день выработаны и сосуществуют различные варианты технологической карты. Унифицированной, устоявшейся формы технологической карты не существует. Какой из предлагаемых вариантов сделать рабочим инструментом – решает сам учитель.

Структура технологической карты урока В структуре технологической карты выделяют следующие структурные блоки: – блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели(ей), планируемых результатов; – инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на задачи урока, тип урока, его этапы, УМК, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование, дидактическое сопровождение и др.; – организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме). (Н. И. Наумова)

Образец технологической карты Технологическая карта урока «» (УМК) Учебный предмет Класс Цели урока Образовательная: Развивающая: Воспитательная: Технологии, методы Основные понятия, термины Тип урока Планируемый результат Предметный Личностный: Метапредметный: Организация пространства Формы работы Ресурсы Технология обучения Этапы урока Формируемые умения Оформление доски, наглядность Деятельность учителя Деятельность учащихся

Требования к уроку 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель опирается на технологию диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

Требования к уроку (проектирование урока на основе технологической карты) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся. 7. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает его минимальные успехи, специально планирует коммуникативные задачи урока.

Требования к уроку (проектирование урока на основе технологической карты) 8. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 9. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; 10. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Тип урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок постановки учебной задачи (цель: помочь детям «увидеть» новую учебную задачу) 1. Создание ситуации успеха Предлагает вспомнить способ, который дети недавно открыли; выполнить задание, подобное тем, которое дети выполняли на предыдущих уроках (записать предложение с пропусками, разобрать по составу слово, сочинить какое-то выказывание и т.п.). Положительно оценивает достижения детей, на фоне этих достижений четко проявится второй этап – разрыв. Реконструируют освоенный накануне способ, выполняют практические предметные действия, оценивают друг друга. Переживают успешность практического действия. (Предметные действия, контроль и оценка Занимают существенную часть урока)

Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Тип урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Создание ситуации интеллектуального конфликта (разрыва) Создает проблемную ситуацию, предлагает: решить задачу, внешне похожую на предыдущую; объяснить то, что практически удалось сделать легко (А каким правилом языка вы пользовались?) Решают новую практическую задачу: получают разные результаты, многие вообще решить задачу не могут. Не могут объяснить свои практические действия. (переживание невозможности дальнейшего движения, потребность обсудить сложившуюся ситуацию).

Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Тип урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Фиксация места разрыва в графической форме Организует диалог для выявления условий, в которых известный способ не работает. Организует групповую или парную работу и предлагает подумать, как обнаруженную проблему можно зафиксировать. Организует обсуждение способов фиксации проблемы Определяют условия, в которых применение известного способа оказалось затруднительным. Работая в группах/парах, создают варианты графической фиксации условий, в которых не работает известный способ. Выбирают вариант, который устраивает весь класс, фиксируют этот вариант в «Тетрадях открытий»

Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Тип урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок решения учебной задачи (цель: найти новый способ, зафиксировать его в модели). 1. Актуализация задачи, которая требует решения. Предлагает вспомнить задачу деятельности. Дети, опираясь на графическую запись, вспоминают задачу, которая была поставлена на прошедшем уроке, и формулируют ее.

Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Тип урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 2. Организация поиска решения (часто включает моделирование) Дает задание на поиск и моделирование закономерностей; организует групповую работу. Включает детей в диалог по анализу составленных моделей, помогает сконструировать общую модель. Дети открывают закономерности, свойства понятия; конструируют новый способ. Моделируют открытые свойства понятия. Оценивают составленные модели, конструируют общую модель.

Содержание деятельности учителя и учащихся на разных этапах уроков в образовательной системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Тип урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 3. Рефлексия Помогает осознать найденный способ, оценить продвижение по «лесенке знаний» на основе беседы. Выполняют рефлексивную оценку, оценку своих достижений.

Модель проблемно-диалогического урока русского языка в образовательной системе «Школа 2100» (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) (модель не является жёсткой: возможны варианты при сохранении основных этапов ) Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Языковая разминка (с третьего класса комплексное повторение, развитие умений) с элементами актуализации изученного Предлагает учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.) Записывают предложение в тетрадях, один ученик – на доске; выполняют задания. Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их.

Модель проблемно-диалогического урока русского языка в образовательной системе «Школа 2100» (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) (модель не является жёсткой: возможны варианты при сохранении основных этапов ) Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Актуализация изученного Предлагает упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой. Выполняют упражнение. Постановка учебной проблемы Варианты: 1. Создание проблемной ситуации Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные варианты при выполнении задания Одновременно предлагает противоречивые факты или теории. 2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулировку темы урока) Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Модель проблемно-диалогического урока русского языка в образовательной системе «Школа 2100» (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) (модель не является жёсткой: возможны варианты при сохранении основных этапов ) Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формулирование проблемы, планирование деятельности Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план. Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы. Поиск решения проблемы (открытие нового знания), формулирован ие правила (определения) Варианты: 1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: – Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением). Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение. 2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения. Предлагают свои версии (фронтально или в группах). По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника). Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Модель проблемно-диалогического урока русского языка в образовательной системе «Школа 2100» (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) (модель не является жёсткой: возможны варианты при сохранении основных этапов ) Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Развитие умений – применение нового знания 1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать («Проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения»). 2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение. Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием. Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали. Итог урока– Какая была проблема (вопрос, тема)? План? – Выполнили ли план? – Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась? – Как оцениваете свою работу? И т.д. Домашнее задание

Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода в образовательной системе «Перспектива» (автор Л. Г. Петерсон) Тип урока Этапы урока, задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок открыт ия нового знания 1. Мотивация (самоопределение) к деятельности (организационный момент): включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне Добрые пожелания, предложение пожелать друг другу удачи; предъявление образца выполнения домашнего задания Хлопки в ладоши с соседом по парте; проговаривание девизов, стихов и др.; самопроверка домашнего задания по образцу 2. Актуализация знаний: повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового; выявление затруднений в индивидуальной работе каждого Задания на предметном материале; задание, приводящее к проблемной ситуации. Выполнение заданий; столкновение с затруднением (проблемная ситуация).

Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода в образовательной системе «Перспектива» (автор Л. Г. Петерсон) Тип урока Этапы урока; задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок открыт ия нового знания 3. Постановка учебной задачи (учебной проблемы): принятие учебной задачи, обсуждение проекта ее решения Методы: возникающий из проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог 4. Открытие нового знания (поиск решения, построение проекта выхода из затруднения) Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию нового знания диалог, подводящий без проблемы диалог. Формы работы: групповая или парная.

Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода в образовательной системе «Перспектива» (автор Л. Г. Петерсон) Тип урока Этапы урока; задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок открытия нового знания 5. Первичное закрепление: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Формы работы: фронтальная, работа в парах. Комментирование, обозначение знаковыми символами. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; вывод о том, что умеет каждый Два-три типовых задания для самостоятельной работы; задания для самоконтроля Письменное выполнение заданий, самоконтроль, самооценка

Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода в образовательной системе «Перспектива» (автор Л. Г. Петерсон) Тип урока Этапы урока; задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Урок открытия нового знания 7. Включение нового задания в систему заданий и повторение Задания на выбор (выбрать те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие). Задания на повторение Выбирают и выполняют задание на вновь изученное. Новые знания используют вместе с изученным ранее 8. Рефлексия деятельности (итог урока): осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем надо поработать?

Список использованных источников 1. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС /И.М. Логвинова, Г.Л.Копотева, Управление начальной школой 12/ Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока : учеб. пособие по методике обучения русскому языку и литературе / О. С. Арямова, С. А. Климова, Л. Д. Мали, Н. И. Наумова ; под ред.Н. И. Наумовой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2013.