Образовательные технологии в контексте обновления общего образования: интерактивное обучение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 3. Технологии обучения в свете требований системно-деятельностного подхода Тихомирова Е.Л., к.п.н., доцент, декан факультета социальной работы, педагогики.
Advertisements

Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Что такое проект подготовила Литвинова О.М., учитель русского языка и литературы.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Учитель экономики МОУ СОШ 7 Скворцова Ю.В.. Услышишь – забудешь, «Услышишь – забудешь, Увидишь – запомнишь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Организация учебного процесса, использующего АМО, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, элективности,
Транксрипт:

Образовательные технологии в контексте обновления общего образования: интерактивное обучение

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях: Общепедагогический (общедидактический) уровень Частнометодический (предметный) уровень Локальный (модульный) уровень

Критерии технологичности педагогической технологии концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость, измеримость, инструментальность

Структура педагогической технологии концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс

Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции (продолжение): поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности

Педагогические технологии обучения Инновационные Деятельностные Традиционные Активные (комплексные) Личностно-ориентированные Концентрированное обучение Компьютерные телекоммуникации Модульное обучение Углубленное (продвинутое) обучение Объяснительно- иллюстративные Практические

Личностно-ориентированные педагогические технологии По организационным формам Обучение в сотрудничестве Метод проектов Разноуровневое обучение Технология «Портфель учащегося» По характеру познавательной деятельности Предоставление свободы выбора Самостоятельная работа на опережающей основе Побуждение учащихся к рефлексии

Традиционные (классические) технологии Технологии обучения, основанные преимущественно на передаче знаний и умений от обучающего к обучаемому и его репродуктивной деятельности В основе традиционных технологий лежит пассивный метод

Пассивный метод– это форма взаимодействия преподавателя и обучаемых, при которой педагог является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а обучаемые выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя

Инновационные педагогически технологии обучения (ИПТО) Технологии, предназначенные для достижения единства обучающих, воспитательных и развивающих целей образовательного процесса путем рационального применения активных методов обучения

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Это способ организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность учащихся, сравнимая с активностью преподавателя.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Это методы, предполагающие свободу выбора действий и получения индивидуального результата. Это методы, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

В основе ИПТО лежат активные и интерактивные методы Многие ученые и практики между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, рассматривают интерактивные методы как наиболее современную форму активных методов

Активный метод – это метод, при котором преподаватель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе занятия. Ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия. Преподаватель и ученики находятся на равных Активный метод

Интерактивный метод ориентирован на широкое взаимодействие учеников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения Интерактивный метод

Интерактивный метод При использовании интерактивных методов ученик становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучающихся к самостоятельному поиску По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и ученика: активность педагога уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают

Принципы ИПТО Ориентация на личность обучающегося Принцип соответствия Направлен- ность на интеллектуальное развитее личности обучающегося Результатив- ность обучения

Деятельностные педагогические технологии (активное обучение) В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: - мышление, - действие, - речь, в неявном (эмоционально) – личностное восприятие информации

Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии - мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии - только эмоционально- личностное восприятие

При лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%

«Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал это и осознал» «Лучше всего я разберусь, если услышу, увижу и сделаю»

Методы и приёмы обучения. Классификация методов обучения

Понятие метода обучения И.Ф. Харламов: Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом Т.А. Ильина: Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся Ю.К. Бабанский: Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования Н.В. Савин, П.И. Пидкасистый: Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения

Понятие приема обучения Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода Отдельные приемы могут входить в состав различных методов Приемы не имеют собственной задачи, они подчиняются задаче, на решение которой направлен метод Один и тот же способ в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других - как прием обучения Метод и прием могут меняться местами Таким образом, любой способ обучения может выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения

Сущность методов обучения В структуре методов обучения выделяются объективная и субъективная части Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями

Необходимость применения системы методов Ни один отдельно взятый метод обучения не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме Ввиду того что ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель, т.е. систему методов

Классификация методов обучения М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером предложена классификация по уровню включения в творческую деятельность: Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод Репродуктивный метод Проблемное изложение изучаемого материала Частично-поисковый (эвристический) метод Исследовательский метод

Классификация методов обучения Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности учащихся (степени включенности учащегося в учебную деятельность): Пассивные - методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят Активные - методы, организующие самостоятельную работу учащихся

Выделяют ряд отличительных особенностей активных методов обучения: принудительная активизация мышления, когда ученик вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время вовлеченности учащихся в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (в течение всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучающихся; постоянное взаимодействие учеников и преподавателей посредством прямых и обратных связей

Активные методы обучения Неимитационные Имитационные Игровые Неигровые проблемная лекция; проблемный семинар; лекция вдвоём; лекция с заранее запланированными ошибками; лекция пресс- конференция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; «круглый стол»; мозговой штурм деловая игра; дебаты; инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание ролей); игровое проектирование; имитационный тренинг анализ конкретных ситуаций (case- study); коллективная мыслительная деятельность

Мозговая атака - способ коллективного продуцирования новых идей Проходит в два этапа: 1) коллективное генерирование идей при абсолютном равноправии всех участников и отсутствии критики; 2) критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор

Формируются нескольких рабочих групп по 3-5 человек Генерирование идей начинается по сигналу преподавателя одновременно во всех рабочих группах К каждой группе прикрепляется эксперт из числа учеников, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи Затем каждая идея обсуждается в группе, выбираются и обосновываются лучшие идеи В конце занятия обсуждаются итоги работы групп, оцениваются и защищаются удачные идеи, затем принимается коллективное решение по поводу лучших идей

Разыгрывание ролей (инсценирование ситуаций и задач) характеризуется следующими признаками: наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения; взаимодействие участников. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т. д.; ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, и т. п.; оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками

Обучение в сотрудничестве Имеет несколько вариантов: обучение в команде; «ажурная пила»; «учимся вместе»; исследовательская работа в группах

Обучение в команде Микрогруппа (команда) – задание Каждый ученик в команде – инд. задание У всех команд задание одинаковое, разбито на одинаковые инд. задания Алгоритм: 1) выполнение инд. заданий – 2) инд. сообщения в командах – 3) опрос педагогом каждой команды

«Ажурная пила» Микрогруппа (команда) – задание Каждый ученик в команде – инд. задание У всех команд задание одинаковое, разбито на одинаковые инд. задания Алгоритм: 1) выполнение инд. заданий – 2) встреча экспертов – 3) инд. сообщения в командах – 4) опрос педагогом каждой команды

«Учимся вместе» Группа – задание Микрогруппа (команда) – подзадание Алгоритм: 1) выполнение командой подзадания – 2)представление подзадания другим командам

Исследовательская работа в группах Группа – задание Микрогруппа (команда) – подзадание Каждый ученик в команде – инд. задание Алгоритм: 1) выполнение инд. заданий – 2) инд. сообщения в командах – 3) подготовка общего доклада команды по подзаданию – 4) представление подзадания другим командам

Общие правила коммуникации выражаются в следующих требованиях к участникам группы: используй «Я-послание»; соблюдай гармоничность в себе; избегай общих фраз; ориентируйся на цель; умей слушать; будь активен в беседе; будь краток; осуществляй конструктивную критику

Трудности групповой работы Однако предоставление учащимся возможности сотрудничать с одноклассниками в группах не гарантирует их компетентности в этой сфере Результаты экспериментальных исследований выявили множество факторов, препятствующих коллективной учебной деятельности учащихся на уроке: 1. отсутствие у учащихся групповой зрелости; 2. некритическое отношение к ответам, даваемым членами группы при выполнении общегрупповых заданий; 3. социальное "безделье", "скрывание в толпе" отдельных учащихся при работе над учебной задачей; 4. незрелость группового мышления и др. Для того, чтобы, работая вместе, учащиеся смогли максимально усовершенствовать не только собственные достижения в учении, но и достижения своих одноклассников, требуется научить их кооперации

Анализ конкретных ситуаций (case-study) характеризуется следующими признаками: наличие конкретной ситуации, взятой из практики; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятия

Различают несколько видов ситуаций: ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности; ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения; ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие; ситуация-упреждение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания

Возможно применение различных способов предъявления ситуаций: видеозапись определенного реального события; киноэпизоды художественных, документальных фильмов; видеозапись беседы, интервью, обсуждение доклада, речи; набор фотодокументов, схем, графиков, диаграмм, отражающих состояние какого-либо факта или процесса различных исторических или современных событий; «досье» ситуации (набор различных документов, отчетов, писем, докладных записок, приказов, директив, инструкций, рекомендаций, планов, разработок, проектов и т.п.); выступление на занятии участника определенных событий

п/п Деятельность учащегося Критерии самооценки С а м о о ц. 1Проверка домашнего задания Я сделал все примеры правильно – 2 б. Я сделал больше половины – 1 б. Сделал меньше половины – 0 б. 2Устный счет. Тест За каждый правильно решенный пример – 1 б. 3Формулировка темы урока, цели и задач урока Я сам смог определить тему, цель и задачи урока – 2 б. Я смог определить только тему урока – 1 б. Я не смог определить тему, цель и задачи урока – 0 б. 4Работа в парах на проверку правил сложения целых чисел Я прочитал правила правильно – 2 б. Я допустил одну или две ошибки при прочтении правила – 1 б. Я допустил более двух ошибок при прочтении правила – 0 б. 5Решение примеров с классом Сделал все примеры сам – 2 б. Сделал больше половины сам – 1 б. Сделал меньше половины сам – 0 б. 6Выполнение самостоятельной работы За каждый правильно решенный пример – 1 б. За правильно решенное уравнение – 2 б. 7Игра «Учитель- ученик» Сделал все примеры – 2 б. Сделал больше половины – 1 б. Сделал меньше половины – 0 б. 8Выбор домашнего задания 3 задания – 5 б. 2 задания – 4 б. 1 задание – 3 б. Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение ) Лист самооценки ____________. ТЕМА_________________________ ФИ ученика _______________________________________________ Поставь себе оценку : «__»

Метод проектов В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми".

Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Основные требования к использованию метода проектов (продолжение): 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Характер педагогической деятельности в методе проектов Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ высокую мотивацию обучающихся ; творчество и фантазию ; активную жизненную позицию ; командный дух ; ценность индивидуальности ; свободу самовыражения ; акцент на деятельность ; взаимоуважение ; демократичность.

Каждый ребёнок – это индивидуальность и работать с ним надо творчески и с любовью.

Благодарю за внимание