Проектирование АОП НОО для обучающихся с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Advertisements

Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Подходы к разработке адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья Мостова Ольга Николаевна, заведующая кафедрой.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года 1598 Федеральный государственный образовательный стандарт.
«Отдельные вопросы реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования» Крестинина И.А., к.п.н., зав.кафедрой специального.
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Условия введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов ( по итогам контрольно-надзорных мероприятий службы по контролю и.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Транксрипт:

Проектирование АОП НОО для обучающихся с ОВЗ

Адаптированная основная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (ФЗ 273, ст.2, п.п. 28). Разрабатывается на категорию детей (класс) Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ. Разрабатывается на конкретного ребенка с учетом ИПР

АОП разрабатывается самостоятельно (!!) образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.

Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут получать образование Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм получения образования. Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.

Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться: пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от (с изм. и доп.) 273- ФЗ.

Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого- медико-педагогической комиссии и при согласии - письменном заявлении родителей (законных представителей). Педагогический совет (на основании заключения ПМПк) общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.

Познавательные и личностные особенности обучающихся с ОВЗ Снижение скорости восприятия и переработки всех видов информации Нарушения в становлении моторики ( в том числе для формирования навыков письма, чтения), в развитии пространственных представлений Проблемы речевого развития (трудности в формировании словесных обобщений, в номинации объектов, нарушение или замедление интеграции на уровне нервных центров и др.) Специфика мыслительной деятельности Ослабленная познавательная активность Пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях Отклонения от нормы в развитии личности

Особые образовательные потребности Дети нуждаются в том, чтобы: в содержание общеобразовательных предметов были внесены корректировки: введение пропедевтических курсов, адаптирование и более мелкое дозирование учебного материала были изменены способы и условия подачи учебного материала, а также время, отводимое на его закрепление и усвоение формы и способы контроля (предъявление контрольных заданий, условия и темп их выполнения) соответствовали индивидуальным возможностям ученика были предусмотрены коррекционные занятия, направленные на коррекцию вторичных нарушений и отклонений в развитии их окружала спокойная и доброжелательная атмосфера

МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАН В РАЗНЫХ ФОРМАХ: совместно с другими обучающимися в отдельных классах группах в отдельных организациях

Общеобразовательная организация ООП АОП СИПР АООП 2016 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Категория детей Вариант программы ГлухиеI, II, III, IV СлабослышащиеI, II, III СлепыеI, II, III, IV СлабовидящиеI, II, III Обучающиеся с нарушениями речиI, II Обучающиеся с НОДАI, II, III, IV Обучающиеся с ЗПРI, II Обучающиеся с РАСI, II, III, IV

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Вариант программы I образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников – «цензовое» образование; предусматривает обязательную систематическую специальную и психолого- педагогическую поддержку коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося; обучение осуществляется инклюзивно в коллективе нормально развивающихся сверстников в нормативные сроки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Вариант программы II образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников – «цензовое» образование; обучение осуществляется в коллективе сверстников со сходными проблемами развития в пролонгированные сроки; требует обязательной организации специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей; среда и рабочее место организуется в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ученику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Вариант программы III образование, которое не соотносится по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников – «нецензовое» образование; обучение осуществляется в коллективе сверстников со сходными проблемами развития в пролонгированные сроки; требует обязательной организации специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей; в структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции».

ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Вариант программы IV уровень образования определяется возможностями ребенка; в структуре образования «академический» компонент редуцирован за счет расширения компонента «жизненной компетенции»; ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипными; обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы.

Структура адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АОП НОО) Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка Составляется как в программе по ФГОС, однако указываем, что в программе учитывается специфика психофизического развития детей с ОВЗ, их различия в стартовых возможностях обучения и разнообразие образовательных потребностей.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1)Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана АОП. 2)Цель и задачи реализации АОП. 3)Принципы и подходы к формированию АОП НОО. 4)Общая характеристика программы. 5)Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ. 6)Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

1.2 Планируемые результаты освоения АОП НОО 1)Формирование универсальных учебных действий, метапредметные результаты. 2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин (академические достижения). 3) Личностные результаты обучения по каждому направлению (освоение жизненной компетенции).

1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО Согласно требованиям ФГОС НОО, образовательная организация самостоятельно разрабатывает систему оценки образовательных достижений учащихся

1. Описание направлений и целей оценочной деятельности. 2. Требования к предметным, метапредметным и личностным результатам на данной ступени образования. 3. Требования к использованию знаний и умений на практике. 4. Требования к активности и самостоятельности применения знаний и умений на практике. 5. Специальные требования к развитию жизненной компетенции. 6. Формы проведения аттестации. 1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП НОО

Личностные результаты оцениваются через портфолио творческих работ и мониторинги, проводимые специалистами.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

Формы представления образовательных результатов: табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок); тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся; устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; портфолио; результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития

Критериями оценивания являются соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования; динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и внеурочной деятельности 3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 5. Программа коррекционной работы 6. Программа внеурочной деятельности.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся Направлена на обеспечение деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования, развитию системы универсальных учебных действий. Результатом формирования универсальных учебных действий является освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а также сознательное, активное присвоение ими нового социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и внеурочной деятельности Каждая программа должна содержать : пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета/коррекционного курса, описание места учебного предмета/коррекционного курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров, личностные, метопредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета/коррекционного курса (в зависимости от варианта АОП НОО), содержание учебного предмета/коррекционного курса, тематическое планирование, описание материально-технического обеспечения.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся с ОВЗ должна быть направлена на: воспитание в каждом ребенке гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни и успешную социализацию и интеграцию в современное общество. Программа должна содержать : цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания, формы организации работы.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ. Программа должна содержать : цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания, формы организации работы.

Программа коррекционной работы Программа должна содержать: перечень, содержание и план реализации мероприятий; систему комплексного психолого-медико- педагогического обследования; корректировку коррекционных мероприятий.

Программа внеурочной деятельности Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности.

Достижение планируемых результатов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ становится возможным при обеспечении единства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразовательных дисциплин и произведений искусства, периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.

Классификация результатов внеурочной деятельности Третий уровень Второй уровень Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма Первый уровень Приобретение социальных знаний Приобретение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям Приобретение опыта самостоятельного общественного действия Формы организации внеурочной деятельности

III. Организационный раздел 1. Учебный план НОО (предметные и коррекционно- развивающие области, направления внеурочной деятельности). 2. Система специальных условий реализации АОП НОО (п Стандарта): кадровые условия, финансово- экономические условия, материально-технические условия

Учебный план (предметные и коррекционно-развивающие области, направления внеурочной деятельности) Учебный план является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных образовательных областей по базовому (инвариантному) и вариативному (школьному) компонентам и максимальный объем нагрузки обучающихся. Учебный план включает в себя часы федерального, регионального (национально- регионального) и компонент образовательного учреждения для классов, реализующих ГОС, и обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Пояснительная записка к учебному плану должна содержать: 1.Нормативно-правовая база 2. Особенности учебного плана для различных категорий обучающихся и ступеней обучения.

Система специальных условий реализации АОП НОО (п Стандарта) 1. Кадровые условия. 2. Финансово-экономические условия. 3. Материально-технические условия.

Объекты модификации Учебные программы Учебники и рабочие тетради Способы работы учащихся с особыми образовательными потребностями в классе Способы предъявления и выполнения заданий Способы выполнения письменных заданий Способы контроля и оценки знаний, компетенций

Модификация программ учебных предметов При составлении адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями необходимо предусмотреть: частичное выполнение общей учебной программы в соответствии с возможностями учащегося, снизить объем и глубину изучаемого материала; пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме тех, которые не вызывают затруднений у ученика), требования к достижениям должны быть четко сформулированы; снизить требования к усвоению второстепенного материала, оставив неизменными требования к основному материалу учебного курса; определить время, необходимое для изучения каждой темы; предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические периоды.

Модификация условий для учебной работы в классе Наличие индивидуальных правил работы для учащихся Близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю Сохранение достаточного расстояния между партами Наличие свободного доступа в классе к справочным, наглядным, информационным материалам Наличие «кабинета» для индивидуальной работы Предоставление дополнительного времени для выполнения задания, упражнения

Модификация способов предъявления и выполнения заданий Предъявление инструкций, указаний как в устной, так и в письменной форме Повторение инструкции, указания индивидуально учащемуся с ОВЗ; Выявление понимания инструкции, задания («Повтори, что надо сделать») Поэтапное разъяснение заданий Последовательное выполнение задания. Предложение для сопровождения процесса работы предметно- операционных карт. Демонстрация образца выполнения задания. Выполнение задания в парах обычный ученик - ученик с ОВЗ

Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо) Обеспечение учащегося с ограниченными возможностями копиями письменной работы других учащихся (при их обсуждении), Обеспечение учащихся с ограниченными возможностями печатными копиями домашних заданий, записываемых учителем на доске Предоставление дополнительного времени для работы с текстовым материалом Использование линейки или трафарета во время чтения для его облегчения

Модификация способов контроля и оценки знаний использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не нормативное); разрешение переделать задание, с которым ученик не справился; объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для них форме (показ образца выполнения, упрощенная формулировка задания, разрешение выполнить пробу и пр.); разрешение устных ответов по читаемым текстам; оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания, аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных показателей; неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;