Тема 8. Социологическое исследование как метод эмпирического изучения социума Вопросы: История становления конкретных социологических исследований Основы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Advertisements

Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Методы сбора маркетинговой информации. Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
1 Понятия выборочного исследования Генеральная совокупность – вся социальная группа, про которую необходимо собрать информацию. В большинстве случаев «генеральная.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
1. Сущность выборочного наблюдения, причины и условия его применения. 2. Теоретические основы выборочного наблюдения. Виды и способы отбора единиц в выборочную.
Экономическая статистика Преподаватель – Грабовский А.Е.
«Технико-экономический анализ деятельности предприятия» Гиндуллина Тамара Камильевна, к.т.н., доцент кафедры АСУ.
Транксрипт:

Тема 8. Социологическое исследование как метод эмпирического изучения социума Вопросы: История становления конкретных социологических исследований Основы выборочного исследования. Этапы социологического исследования Виды социологического исследования Программа социологического исследования Основные техники и методы сбора социологических данных: Метод опроса: этапы и процедура опроса Анализ документов Метод наблюдения Метод социального эксперимента Социологический документ и методы его анализа Методы анализа и интерпретации эмпирических данных Измерение качественных признаков статистика, квантификация, графическая интерпретация Отчет по результатам исследования и аналитическая записка

Литература: 1.Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. М.: Норма, – Раздел 6. Социологическое исследование С Глава 19. Структура и процесс социологического исследования; - Глава 20. Методы сбора данных; - Глава 21. Анализ и интерпретация эмпирических данных. 2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2004.– 512 с; Глава 1. Социологическое знание: - § 1.5. Социологическое исследование С Батурин В.К. Социология:Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, Глава 3. Методология, методика и техника социологических исследований – С Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования: Учеб.- метод. пособие. М., Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, с.

Значение конкретных социологических исследований Социология не может существовать, не добывая первичные эмпирические данные – о мнении избирателей, ценностных ориентациях граждан, рейтинге президента, доходах общественных классов, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Необходимую информацию социологи получают из результатов конкретных социологических исследований, например, социологических опросов населения, или определенных (выборочных) групп людей где выявляют выражаемые субъективные мнения респондентов. Ответы математически усредняются, и обобщаются. Из них выявляются устойчивые связи, выводятся и формулируются закономерности.

Специфика конкретных социологических исследований К.С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, чем они отличаются от фундаментального исследования, цель которого - приращение научно-теоретического знания.

Понятие социологического исследования Социологическое исследование – это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении // Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, – С. 79. Под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию // Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– с.47 Репрезентативный [от фр. representant - представитель] – статистически представительный

Понятие социологического исследования Поскольку любое исследование требует предварительного теоретического осмысления, опоры на теоретико-методологический базис, постольку и в определение КСИ следует внести соответствующий признак: Конкретное социологическое исследование - целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

Становление эмпирической социологии Эмпирическая социология возникает на рубеже х гг. Прежде всего, это связано с работами в области эмпирической социологии представителей Чикагской школы (США): «Польский крестьянин в Европе и Америке» Уильям Томас ( ) и Флориан Знанецкий ( ); социологические исследования проблем города и социальной экологии, выполненные под руководством Р. Парка и Э. Бёрджесса. Томас Уильям Айзек Знанецкий Флориан

Становление эмпирической социологии Социологические исследования проблем города и социальной экологии, выполненные под руководством главы Чикагской школы Роберта Парка ( ) и Эрнста Бёрджесса ( ) президента Американского социологического общества (1934), главного редактора American Journal of Sociology (1936– 1940). Роберт Парк по праву считается идейным лидером и главной фигурой Чикагскойшколы, но в том, что касается методологии, Э.Бёрджесс отличался неординарностью мышления, что давало расплывчатым идеям Парка конкретную форму. Парк Роберт Бёрджесс Эрнст

Специфика эмпирического социологического знания С одной стороны, эмпирическая социология использует методы и измерительные средства точных наук, в силу чего может обеспечить получение точного результата и рассматриваться в качестве разновидности строгой, не уступающей в этом отношении естествознанию, науки. С другой стороны, эмпирическая социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, социальными общностями, их деятельностью и субъективными мнениями. Известно, что такие социальные субъекты отличаются в своем поведении значительными флуктуациями (случайными отклонениями, колебаниями, изменениями). Поэтому нельзя говорить о совершенно строгом и точном социологическом знании человеческого бытия и социальной реальности таком же, которое дается в естественных науках применительно к природным процессам.

Специфика эмпирического социологического знания Во введении к своей совместной работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» У. Томас и Ф. Знанецкий отмечали "одно существенное различие между природной и социальной действительностью, которое состоит в том, что в то время как следствие физической) феномена целиком зависит от объективной природы этого феномена и может быть просчитано на основе его эмпирического содержания, то следствие социального феномена зависит к тому же и от субъективной позиции, занимаемой личностью или группой относительно данного явления, и может быть просчитано, если мы знаем не только объективное содержание предполагаемой причины, но также и значение, которое она имеет в данный момент для данных мыслящих существ" [Томас, Знанецкий С. 345]. {Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Boston, }

Социологические исследования в России Период 1920-х гг. стал временем становления и отечественной эмпирической социологии. Эмпирические и прикладные исследования охватили практически вес основные сферы жизнедеятельности общества.

Социологические исследования в СССР Одним из центральных направлений исследований оказалось изучение социальных проблем управления, труда и производства. Оно осуществлялось рядом исследовательских коллективов. Главными среди них были Центральный институт труда (ЦИТ) в Москве под руководством Алексея Капитоновича Гастева ( ). Сам Гастев считал, что старая теоретическая социология должна быть заменена новой, более плодотворной наукой прикладного характера - социальной инженерией. По сути дела, это было предложение пересмотреть предмет социологической пауки путем отказа от микросоциологии в пользу микросоциологии.

КСИ В СССР В гг. активно велись исследования бюджета времени, проведенные под руководством Станислава Густавовича Струмилина ( ), академика АН СССР с 1931 г. Так, в период между 1922 и 1934 гг. было собрано и изучено более 100 тыс. суточных бюджетов времени разных групп населения, представляющих рабочий класс, крестьянство, служащих, интеллигенцию. На материалах этих исследований было написано и опубликовано более 70 научных работ // См.: Струмилин С.Г. Бюджет времени русского рабочего. Пг., 1923; Бюджет времени русского рабочего и крестьянина в гг. М.; Л., 1924; Михеев В.И. Бюджет времени рабочих и служащих Москвы и Московской области. М., 1932; Лебедев-Петрейко В.А. и др. Бюджет времени рабочей семьи. Л., Изучение бюджетов времени давало возможность поиска резервов более рационального использования как рабочего, так и внерабочего (в том числе свободного) времени. При этом особое внимание уделялось учету, и реализации закона экономии времени как одного из определяющих всю жизнедеятельность общества и индивидов.

КСИ в СССР В период 1920-х начала 1930-х гг. происходил процесс становления отраслевых социологии в отечественной науке. Одной из них была социология брака и семьи, где особое значение имели работы Семена Яковлевича Вольфсона (монография "Социология брака и семьи", изданная в Минске в 1929 г.). С. Вольфсон с 1931 директор института философии и права АН БССР. Автор первого в СССР вузовского учебника "Диалектический материализм" (ч. 1-2, 1922, ч. 1-3, 6 изд., 1926). Стремился создать марксистскую социологию семьи. Развивал идеи Карла Каутского, который полагал, что семья отомрет вместе с товарным производством. Как считает российский социолог А.Клецин, нельзя, однако, сказать, что этот труд Вольфсона стал этапным в развитии социологии семьи в Советской России.

КСИ в СССР В начале 1930-х гг. КСИ становятся ненужными, поскольку давали объективную картину социальной действительности, не отвечавшую идеологическим требованиям и запросам правящей коммунистической партии. Кроме того, на возникшую "объективную ненужность" накладывается анти социологическая линия борцов за чистоту марксизма-ленинизма, отрицавшая право социологии на существование как «буржуазной науки». «Трагичной оказалась судьба не только многих людей, но и целых научных коллективов, институтов, которые оказались разгромленными» // Заславская Т.И. ( ) Народ безмолвствует? // Огонек С. 6.. Заславская Т.И. академик РАН, директор ВЦМОМ ( )

Социологические исследования в России Возрождение отечественной социологии началось в период "хрущевской оттепели", в конце 1950-х начале 1960-х гг. До этого, с конца 1940-х гг., термин "социология" вновь стал использоваться, однако для критики «буржуазных социологических концепций». Этой работой было поручено специально заниматься одному из секторов в Институте философии АН СССР. В 1960 г. в Институте философии Академии наук СССР было организовано первое в стране социологическое подразделение. Вначале это был сектор исследования новых форм труда и быта, позже преобразованный в Отдел конкретных социологических исследований.

Типичность, статистика « Социологию называют наукой о социально типичных явлениях. Это единственная наука, которая точно знает о том, что думает и чего хочет среднестатистический человек» / / Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– С.49. Действительно, при помощи количественных распределений ответов в анкете социология выявляет типичное мнение большой группы людей. Инструментом социологии, позволяющим на основе количественных данных устанавливать необходимые взаимосвязи является статистика.

Статистика и социология Определение статистики (от stato – государство) ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль ( ): «статистика есть учение о гос. устройстве одного или нескольких отдельных государств». Предмет статистики – терр. государства и его население, характеризуемая количественными данными. Г. Ахенвалю принадлежит крылатая фраза: «История –это текущая статистика, а статистика – стоящая на месте история». Бельгийский математик, астроном, метеоролог, социолог, один из родоначальников научной статистики Адо́льф Кетле́ ( ) рассматривает статистику как важнейшее орудие социального познания, позволяющее делать выводы об исследуемых социальных процессах на основании статистических данных.

Статистика и социология Немецкий теоретик статистики Георг фон Майр ( ), в работе «Статистика и обществоведение» писал: «Статистическая наука есть выяснение массовых явлений общественной жизни людей, основанное на исчерпывающем массовом наблюдении, выраженном в числе и мере » // Майр Г. Статистика и обществоведение. Том 1. Теоретическая статистика. – СПб.: Типография Т-ва«Народная польза», – С.29. В 1900 г. была опубликована работа американского ученого Ричмонда Майо-Смита «Статистика и социология» в которой отмечалось, что «для того, чтобы социология сделалась наукой, необходимы, кроме качественных характеристик явлений, их количественные измерения»… Статистика – исследователь явлений, скрывающихся за цифрами //Майо-Смит Р. Статистика и социология. – М.: Изд-во С.Скирлинга, С.14, 25.

Социологические данные Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные – первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения в т.п. Термин «данные» в широком смысле применим к результатам не только эмпирического, но и теоретического исследования. Различие между ними заключается в следующем. - Социолог-эмпирик пользуется собственными данными, то есть результатами проведенного лично им опроса или наблюдения - первичные данные. - Социолог-теоретик использует чужие данные, то есть результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати - вторичные данные.

Основы выборочного обследования Для получения социологических данных не обязательно нужны сплошные исследования, т.е., охватывающие всю исследуемую группу наблюдаемых, или все население страны, ряда стран, человечества в целом. Массив людей, связанный с изучаемым социальным явлением называют генеральной совокупностью. -Кого именно относить к генеральной совокупности, определяют тема и цели исследования. От широты темы исследования зависит широта генеральной совокупности. Сплошные обследования очень трудоёмки, затягиваются на длительное время, дорогостоящи. Поэтому большинство исследований бывают выборочными // Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, – 288 с.

Выборочная совокупность Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности, т.е. часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение о всей генеральной совокупности. Как когда-то сказал Джордж Гэллап: «Если хорошо помешать суп, повар возьмёт на пробу одну ложку и скажет какой вкус у всего горшка!» //Цит. по: Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, С. 68. Выборка - это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом» // Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, С Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Наилучшим способом отбора считается вероятностная или случайная выборка, в которой строго соблюдается принцип равенства шансов попадания в выборку.

Тип выборки Как только социолог определился с тем, кого он хочет опросить, он определил основу выборки. После этого решается вопрос о типе выборки. Они делятся на три больших класса: -а) сплошные (переписи, референдумы) – на основе списков; - б) случайные; - в) неслучайные. В сплошных выборках опрашиваются все единицы из генеральной совокупности. К случайным (рандомизированным – от англ. random выбранный наугад, случайный), связанным с процедурой случайного выбора элементов статистической совокупности) относят: 1) вероятностную,2) систематическую, 3) районированную (стратифицированную), 4) гнездовую. К неслучайным - 1) выборку доступных случаев, 2) квотную, 3) стихийную, др.

Случайная выборка Простой случайный отбор. Условие:«Простой случайный отбор из генеральной совокупности предполагает что: генер. совокупность однородна; все её элементы доступны для исследования в одинаковой степени; имеется полный список элементов, составляющих генер. совокупность» // Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. – Мн.: «Тетра Системс», С а) Метод жребия (лотерейный метод). Каждый элемент (респондент) генер. совокупности заносится в карточку, которые помещаются в урну или барабан, перемешиваются и, не глядя, вынимаются. Номера на выбранных карточках указывают на элементы генеральной совокупности, которые попадают в выборочную совокупность: простой случайно-повторный отбор – при котором выбранная карточка возвращаются обратно в урну, и затем отбор продолжается; простой случайно-безповторный отбор – при котором выбранная карточка откладываются в сторону и отбор продолжается. Отбор заканчивается, когда будет выбрано заранее заданное количество элементов выборочной совокупности. Осуществление этого метода довольно трудоёмкая и продолжительная операция (особенно при больших объемах выборки), а для обеспечения равного шанса выбора каждого элемента генеральной совокупности, требуется тщательное перемешивание карточек после каждой выемки очередного номера.

Случайная выборка б) Простой случайный отбор. Метод таблиц случайных чисел. Для осуществления этого метода используют таблицы случайных чисел, которые можно найти в справочниках по математической статистике. Выбирается количество чисел равное количеству элементов выборочной совокупности. Метод систематической (или механической) выборки. Этот метод заключается в том, что из основы выборки, которая представляет собой полный пронумерованный список элементов генеральной совокупности, через равные интервалы (шаги), например каждый второй, третий или десятый, осуществляется отбор заданного числа респондентов. Серийная (гнездовая или кластерная) выборка. При серийной выборке единицами отбора выступают не сами индивиды, а группы (кластеры или гнёзда). В качестве кластеров выступают семьи, бригады, классы, студенческие группы, школы - при изучении школьников, и больницы - при изучении пациентов, а так же районы, города и такое прочее // Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики,2004. С. 97.

Случайная выборка Стратифицированная выборка. Применяется в тех случаях, «когда цели и задачи исследования требуют вероятностного отбора респондентов по каким-либо групповым критериям», или когда мы имеем дело с неоднородной генеральной совокупностью, имеющей сложную структуру, а основу выборки для всей генеральной совокупности получить сложнее, чем для отдельных её частей. Для повышения точности результатов отбора процедура такой выборки состоит из деления генеральной совокупности на страты («страта» – это социальная, возрастная, или иная группа, буквально «слой» // Математические методы в социологии. Анализ данных и логика вывода в эмпирическом исследовании: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Агабекян, М.М. Кириченко, С.В. Усатиков. – Ростов н/Д: Феникс, С. 86.

Неслучайная выборка (невероятностная) Отбор в такой выборке осуществляется по субъективным критериям – доступности, типичности, равного представительства и т.п. Главный недостаток неслучайных методов заключается в том, что не существует строгих статистических методов, которые позволили бы обобщить полученные результаты. Оценка точности выводов в исследовании остаётся делом субъективных суждений, опыта и теоретических предпочтений // Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, С а) Выборка доступных случаев. Например, при психологических экспериментах, проводящихся в вузе. Экспериментатор в случайном порядке распределяет выборку доступных случаев (или доступных испытуемых) по двум группам, одна из которых экспериментальная, а другая – контрольная. Но в таких случаях обобщить результаты эксперимента на всю генеральную совокупность нельзя, так же как и нельзя с полной уверенностью сказать, что изначально являлось генеральной совокупностью

Неслучайная выборка (невероятностная) б) Отбор типичных случаев. При использовании данного метода отбираются единицы генеральной совокупности, обладающие средним (или типичным) значением признака в статистическом отношении. Однако в таком случае встает проблема выбора признака и определения его типичного значения. Субъективный характер оценки вполне может привести к систематической ошибке. в) Квотная выборка. Социолог узнаёт пропорции выбранных групп в генеральной совокупности и даёт задания для интервьюеров, указывая, сколько лиц нужно опросить в соответствии с указанными критериями, например, 8 женщин старше 56 лет, 6 мужчин и 7 женщин в возрасте от 35 до 45 лет и 12 женщин до 30 лет, которых интервьюеры отбирают по своему усмотрению. В результате получается выборка, которая представляет все заданные пропорции групп в генеральной совокупности.

Неслучайная выборка (невероятностная) Стихийная выборка. Её размер заранее часто не известен, а определяется конкретным условием - активностью респондентов. Исследователь при применении данного метода в некоторой степени контролирует выборку (например, публикуя анкету в журнале, он обращается только к читателям этого журнала), но решение о включении в выборку принимает сам респондент. Значит, нельзя и заранее определить структуру массива респондентов, которые заполнят и вернут анкеты. Поэтому этот метод не претендует на репрезентативность выборки, а выводы исследования очень часто распространяются только на опрошенную совокупность. Сферы применения стихийной выборки: 1) анкеты, публикуемые в газетах и журналах; 2) почтовые опросы; 3) опросы покупателей в залах супермаркетов; 4) опрос пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.д.

Репрезентативность данных Репрезентативность (от фр repriisentatif- показательный, англ. representativeness - представительный ) – степень соответствия, точности данных. Репрезентативность - главное свойство выборочной совокупности, состоящее в соответствии её характеристик (состава, средних величин и др.) аналогичным характеристикам генеральной совокупности. На репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень ее однородности. Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое отклонение – 5%. Предположим, что средний ежемесячный семейный доход пенсионеров в генеральной совокупности составляет 2 тыс. руб., а в выборочной – 6 тыс. руб. Это означает, что социолог опрашивал только зажиточную часть пенсионеров, а в его исследование вкралась ошибка репрезентативности (от фр repriisentatif- показательный) Институт Дж. Гэллапа в США проводит регулярные опросы по национальной выборке объемом в 1500 человек и достигает поразительной точности (ошибка выборки составляет от 1 до 1,5%).

Виды социологических исследований

В зависимости от глубины количественного и качественного анализа предмета исследования, масштабности и сложности решаемых в его ходе задач различают три вида социологического исследования разведывательное, описательное и аналитическое. Разведывательное исследование (пробное, пилотное, пилотажное, зондажное) наименее сложный вид анализа, решающий ограниченные по своему содержанию задачи. Исследование этого вида охватывает, как правило, небольшие общности, основывается на упрощенной программе и простом инструментарии (анкеты, бланк-интервью и т.д.) и используется в качестве предварительного этапа перед глубоким и масштабным изучением избранного процесса или явления. - Потребность в нем возникает в тех случаях, когда предмет исследований относится к числу мало или вообще не изученных еще проблем. В частности, данный вид исследования часто применяется для получения первичной информации о предмете и объекте, уточнения гипотез и задач, выбора инструментария, определения границ обследуемой совокупности в последующем, более углубленном и широкомасштабном исследовании, а также для выявления возможных сложностей, с которыми может столкнуться исследователь в ходе его проведения.

Виды социологических исследований Описательное (дескриптивное) исследование является более сложным видом анализа и предполагает получение таких эмпирических сведений, которые могут дать относительно целостное представление об изучаемом явлении и его элементах.. - Проведение описательного исследования требует полной, подробно разработанной программы и методически апробированного инструментария. - Его надежная методологическая и методическая оснащенность делает возможной классификацию элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных. - Этот вид исследования обычно применяется, когда объектом анализа выступает относительно большая общность людей с разнообразными характеристиками, например коллектив крупного предприятия, в котором трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различный стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Виды социологических исследований Аналитическое исследование самый углубленный вид социологического анализа, ставящий своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные этому явлению черты. - Этот довольно сложный вид исследования в силу своего предназначения имеет особенно большую научно-практическую и теоретическую ценность. - Если в описательном исследовании устанавливается факт связи характеристик изучаемого явления, то в аналитическом исследовании выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. -Подготовка аналитического исследования требует значительных средств, времени, тщательно разработанной программы и инструментария. - Аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.опроса анализа документовнаблюдения - Естественно, это требует от исследователей умения взаимоувязывать, «стыковать» информацию, полученную по разным каналам.

Виды социологических исследований В зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования точечное и повторное. Точечное исследование (его также называют разовым) дает ин- формацию о состоянии объекта анализа, количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такая информация в определенном смысле может быть названа статической, поскольку отражает как бы моментальный «срез» количественных характеристик объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени. Повторными называются несколько исследований, которые проводятся последовательно через определенные промежутки времени и позволяют получить данные, отражающие изменение объекта. Подобные исследования осуществляются на единой программе и инструментарии. По сути повторное исследование представляет собой средство сравнительного социологического анализа, направленное на выявление динамики развития изучаемого объекта.

Повторные социологических исследований Лонгитюдные исследования (иначе называемые мониторингом) относят к повторным и проводят в течение длительного времени, регулярно и через заданный промежуток времени (такова, например, перепись населения). Панельное исследование особый вид повторного исследования, предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее численности и составу. Эти исследования позволяют обновлять и обогащать содержание, дают возможность накапливать информацию, отражающую направление развития.

Виды социологических исследований В зависимости от условий проведения выделяют: -полевые исследования, которые осуществляются в естественной для исследуемой общности обстановке (на предприятии, в деревне); - лабораторные исследования, которые проходят в специально созданных условиях (фокус-группы, метод «длинного стола»).

Этапы социологического исследования В научной литературе по прикладным социологическим исследованиям встречаются различные схемы, алгоритмы или этапы проведения социологических исследований. А.Г. Здравомыслов считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры: 1. Составление программы исследования. 2. Определение объекта и единиц наблюдения, т.е. процесс выборки (выборочная совокупность должна составлять 8-10 процентов от генеральной совокупности). 3. Разработка средств сбора материала - методик исследования. 4. Сбор материала. 5. Анализ собранного материала и его обобщение. // Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., с.44.

Этапы социологического исследования В учебнике «Социология», подготовленном коллективом авторов под редакцией профессора Ю.Г. Волкова выделяется 7 этапов: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, – С

Этапы проведения социологического исследования Обобщая имеющиеся подходы, можно выделить 4 относительно самостоятельных этапа исследования 1. Подготовительный (или организационный) этап. 2. Полевой (или информационный) этап. 3. Технический этап (или этап обработки). 4. Аналитический (или заключительный) этап. Этапы социологического исследования – это определённые стадии реализации взаимосвязанных и взаимообусловленных действий исследователя, обеспечивающих получение, обработку и интерпретацию необходимых данных.

Подготовительный этап 1. Подготовительный (или организационный) этап. На этом этапе определяется тема исследования, ее научная и практическая значимость. Существенное значение здесь приобретает анализ проблемной ситуации. Производится сбор и анализ предварительной статистической информацию об объекте исследования. Разрабатывается инструментарий сбора информации и её обработки. Осуществляется проверка инструментария исследования, путём проведения пилотажных исследований. Завершается подготовительный этап разработкой методологической, методической и процедурной частей программы социологического исследования.

Программа социологического исследования Основой социологического исследования, его квинтэссенцией является программа исследования. Программа социологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение методологического и методического (процедурного) разделов по теме исследования. Программа социологического исследования документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур, организационным планом- графиком и стоимостью всех видов работ.социологического исследования

Программа социологического исследования Кравченко А. выделяет 9 этапов составления программы исследования: 1. Формулировка проблемы. 2. Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. 3. Логический анализ основных понятий. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение выборочной совокупности. 6. Составление инструментария. 7. Полевое обследование. 8. Обработка и интерпретация полученных данных. 9. Подготовка научного отчета. //Кравченко А. Социология: Общий курс. Учебное пособие для вузов - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.

Структура программы социологического исследования Методологическая часть Методическая часть Процедурная часть Формулировка и обоснование социальной проблемы Определение цели и задач исследования Определение объекта и предмета исследования Логический анализ основных понятий Выдвижение и формулировка гипотез исследования Выделение исследуемой совокупности (выборка) Характеристика методического инструментария сбора информации Построение логической схемы компьютерной обработки информации Составление финансовой сметы исследования Составление рабочего плана проведения исследования Составление вспомогательных документов

Структура программы социологического исследования Методологическая часть Методическая часть Процедурная часть Формулировка и обоснование социальной проблемы Определение цели и задач исследования Определение объекта и предмета исследования Логический анализ основных понятий Выдвижение и формулировка гипотез исследования

Методологическая часть программы: формулировка проблемы При формулировке проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию. В исследовании социальная проблема выступает как своего рода состояние «знания о незнании» определенных сторон (количественных и качественных характеристик) явления или процесса. - Социальной проблемой называют существующую в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Это может быть незнание причин роста молодежной преступности, увеличения безработицы или снижения жизненного уровня населения, снижения спроса на отечественную бытовую технику, ухудшения политического рейтинга главы государства

Методологическая часть программы: цель, задачи, объект, предмет социологического исследования Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины. Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком – люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа – студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Причины неуспеваемости в вузе – это предмет исследования. Он представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.

Методологическая часть программы: логический анализ понятий Логический анализ основных понятий. Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. -Итогом подобной процедуры является теоретическая модель предмета исследования. - Например: при изучении социальной активности тех или иных групп населения, логический анализ понятий предполагает выделение таких ее составляющих (видов) как активность в экономической сфере, финансовая активность, инвестиционная активность, благотворительная активность, просветительская активность, экологическая активность, религиозная активность, художественно-творческая активность, информационно-коммуникативная активность и т.д. Раскрывая сущность этих понятий, исследователь характеризует основные стороны предмета исследования. - Чем сложнее тема исследования, тем разветвленней является анализ логической структуры понятий

Методологическая часть программы: выдвижение гипотез Выдвижение гипотез. -Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. - Гипотезы подразделяются на основные и дополнительные. -Предварительное выдвижение гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования. - Например, если в ходе анализа причин неуспеваемости в вузе выдвигаются предположения о 1) низком качестве преподавания ряда предметов, 2) отвлечении студентов от учебы на дополнительные заработки, 3) нетребовательности администрации к успеваемости и дисциплине, 4) просчетах в конкурсном приеме в вуз

Структура программы социологического исследования Методологическая часть Методическая часть Процедурная часть Выделение исследуемой совокупности (выборка) Характеристика методического инструментария сбора информации Построение логической схемы компьютерной обработки информации

Методическая часть программы социологического исследования В методическую часть программы социологического исследования включаются: -проект выборки и ее обоснование; -характеристика методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, интервью, анализа документов, наблюдения); - логическая структура применяемого методического инструментария; - характеристика методов анализа и обработки данных; - логические схемы компьютерной обработки полученных данных.

Методическая часть программы: выборка Определение выборочной совокупности. - Речь идет об обосновании отобранной совокупности людей, социально-демографические признаки которых отражают объект исследования (пол, возраст, национальность, образование, стаж и др.). - В соответствии с задачами исследования могут быть использованы и другие их характеристики. В программе исследования тщательно описывается проект выборки, который в последующем может уточняться.

Методы социологического исследования Метод способ сбора (получения), обработки и анализа данных социологического исследования. При сборе социологических данных используют четыре основных метода, каждый имеет по две основные разновидности: Опрос (анкетирование и интервьюирование); Анализ документов (качественный и количественный); Наблюдение (не включенное и включенное); Эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Методы опроса Метод опроса – способ сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально- психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заданные вопросы. Таким образом, опрос это метод, основанный на вопросно-ответном способе получения информации.

Анкетный опрос Анкетирование В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. - Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности: - раздаточное (курьерское) анкетирование: позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории; - почтовое анкетирование:анкета доставляется респонденту по почте; -прессовый опрос: анкета публикуется в СМИ (данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету).

Анкетный опрос Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. -Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты, разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. - Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью Методы социологического исследования Интервью – способ получения информации в рамках непосредственного контакта социолога с респондентом, по перечню подготовленных вопросов. Особую роль осуществляет интервьюер: не просто озвучивает вопросы, а фиксирует все ньюансы ответов. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования, необходимость специальной подготовки. По степени формализации процедур интервью подразделяется на формализованное и неформализованное. В формализованном интервью порядок вопросов жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Интервью Методы социологического исследования Неформализованное интервью представляет свободную постановку вопросов. -Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. - Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, стимулировать поток сознания респондента. - Социолог вправе заранее подготовить вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. - После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Анализ документов Методы социологического исследования Метод анализа документов представляет собой систематическое их изучение, направленное на получение (извлечение) информации, значимой для целей исследования. Документы одновременно содержат в себе два рода информации: а) информацию о фактах, событиях, результатах деятельности; б) авторскую позицию, оценку этих фактов. Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог: - следует отделить факты от оценок в документе; - необходимо проверить достоверность источника и информации из него; - требуется проверять выводы, полученные из информации, с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Наблюдение Метод социологического наблюдения способ сбора первичной социологической информации, осуществляемый путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события. В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода: - простое наблюдение - в нем наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события со стороны; - промежуточное наблюдение – наблюдатель частично вступает в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты; - включенное наблюдение - когда наблюдатель включается в действия группы полностью, адаптируется в ней и анализирует события изнутри; включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито; - самонаблюдение - наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Эксперимент Социальный эксперимент способ изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие. Социальный эксперимент предполагает: - внесение изменений в сложившиеся отношения; - контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп; -анализ и оценку результатов этого влияния. Пример: Стэнфордский тюремный эксперимент был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент предполагал психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были сильно морально травмированы и двое раньше времени были исключены из эксперимента. Эксперимент был закончен раньше времени.1971 году Филиппом Зимбардо условнойтюрьме

Структура программы социологического исследования Методологическая часть Методическая часть Процедурная часть Составление финансовой сметы исследования Составление рабочего плана проведения исследования Составление вспомогательных документов

Полевой этап социологического исследования 2. Полевой (или информационный) этап. Начинается непосредственное изучение объекта исследования согласно принятой программе. Главная особенность данного этапа заключается в непосредственном контакте исследователя и респондентов. На первый взгляд, кажется, что здесь ничего сложного нет. Однако, как бы ни была хорошо разработана программа исследования, необходимо помнить, что существенную роль играет непосредственная реализация этой программы. То есть при сборе информации исследователь устанавливает тесные контакты с множеством лиц – руководителями предприятий, респондентами, общественными организациями. Поэтому в ходе полевых работ исследователь должен придерживаться основных принципов поведения: объективность, конкретность, корректность, контактность, ненавязчивость, профессиональность и соблюдение анонимности опроса. Интервьюеры должны не только уметь находить контакт с респондентами, но и выходить из кризисных ситуаций разрешать возможные конфликты.

Полевой этап социологического исследования Для того чтобы не пропускать ни одного мероприятия и чётко организовать свою работу, исследователю необходимо разработать подробный график работ на весь период исследования. График этот должен включать все виды деятельности, планируемые для данного периода с обозначением времени, места и имён исполнителей. - На этом же этапе происходит уточнение целей и задач исследования, так как анализ предварительной информации, полученной по различным источникам, иногда приводит к необходимости отказаться от первоначальных представлений об изучаемом объекте. - На этом же этапе очень важно вести наблюдение. Образно говоря, происходит непрерывное соприкосновение мыслей исследователя социальной действительностью, проверка всего исследовательского проекта. - Завершается этап полевых работ систематизацией и подготовкой полученной информации к обработке и анализу.

Технический этап социологического исследования 3. Технический этап (или этап обработки). Третий этап – обработка социологической и статистической информации. То есть, преобразование полученных данных с целью сделать их обозримыми, компактными, пригодными для анализа и интерпретации. -Обработка информации производится как вручную, так и на компьютере. - На компьютере обычно обрабатывается информация, полученная в ходе анкетного опроса. В связи с этим социолог должен обладать серьёзными навыками работы на компьютере. Под каждый массив информации, подлежащей обработке необходимо составить логическую программу, в которой исследователь отмечает, что и какого вида информацию он хочет получить. - Вручную обрабатываются статистические материалы, информация, полученные в ходе наблюдения, устных бесед и интервью. -На этом же этапе, очень полезно будет сделать предварительный анализ полученной информации: каково его качество, количество и определиться, какая информация нужна дополнительно. - Данный этап завершается передачей обработанной информации для анализа и оформления выводов исследования.

Аналитический этап социологического исследования 4. Аналитический (или заключительный) этап – анализ и оформление выводов исследования. - Существуют различные формы оформления выводов: аналитическая записка, промежуточный научный отчёт, аналитический (полный) научный отчет. - Каждая из этих форм отчётности имеет свою специфику, направленность, содержание, объём и адресатов. Не все умеют анализировать и интерпретировать полученную информацию. Чтобы этого избежать, необходимо знакомиться с различными видами отчётности по научно-исследовательской работе, с материалами журнала «СОЦИС», опубликованными в других журналах аналитических докладов и статей, другой литературой посвященной данной тематике.

Виды анализа в КСИ

Тенденция, закономерность, закон Результаты социологического исследования подвергаются математической обработке. После этого они принимают форму числовых выражений, которые описывают один или несколько фактов. Несколько фактов, выстроенных в общий статистический ряд, могут свидетельствовать: а) о тенденции; б) о закономерности; в) и реже о законе. Понятия тенденции, закономерности и закона отражают повторяющуюся и устойчивую связь социальных явлений. - Тенденция выступает слабым видом закономерности, показывая основное направление развития событий, приближение реального процесса к объективной закономерности. Она определяет возможность, своего рода склонность тех или иных событий развиваться в данном направлении.

Тенденция, закономерность, закон Закономерность характеризует регулярность, повторяемость чего-либо. регулярность повторяемость Закономерность свидетельствует о том, как в большинстве случаев типичные представители данной социальной группы ведут себя в типичных ситуациях. Тенденция и закономерность характеризуют массовые процессы, которые проявляют себя в среднем. При многократном наложении различных тенденций обнаруживается устойчивая связь, которая и формулируется как закон. Законы выражают то, что существует объективно, то есть независимо от сознания людей, их статистических расчетов и выкладок. В законе запечатлевается сущность явления, поэтому они служат предметом теоретической социологии.

Отчет по результатам исследования и аналитическая записка Отчет - документ, отражающий описание основных результатов исследования. -Он должен содержать подробную характеристику объекта и предмета исследования, гипотез и исследовательских задач, обоснование системы показателей, выборки и инструментов сбора первичной информации. - Особое внимание должно быть уделено практическим выводам и рекомендациям. -В приложении к отчету приводятся статистические таблицы, обоснование и расчет выборки, образцы методического инструментария для сбора информации, табуляграммы, графики, таблицы. - Язык отчета должен быть понятен заказчику, написан с учетом сферы его деятельности. - На основе отчета составляется Аналитическая записка (объем 5 25 стр.). - Структура записки идентична структуре отчета. В аналитических записках не используются таблицы и графики, а в качестве доказательства берутся общие усредненные единицы.

Контрольные вопросы: 1. Что представляет собой конкретное социологическое исследование? 2. В чем выражается специфика конкретных социологических исследований? 3. Кто обосновал необходимую взаимосвязь социологии и статистики? 4. Нужно ли для получения первичных данных проводить сплошные социологические исследования? 5. Что означают понятия «генеральная совокупность» и «выборка»? 6. Какие существуют типы выборки? 7. Что понимается под репрезентативностью выборки и как она обеспечивается? 8. На какие основные виды подразделяются конкретные социологические исследования? 9. Охарактеризуйте основные требования к этапам и процедурам осуществления социологического исследования.