Сопоставительный анализ стихотворения М. Цветаевой «Плач Ярославны» и фрагмента «Плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» Реферат ученицы 9 класса МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Смысловая роль «Плача Ярославны» в «Слове о полку Игореве» Работа для «Аукциона педагогических идей» Выполнена Сарамотиной П. С., учителем русского языка.
Advertisements

Женщина - начало всех начал. От первобытного общества до современного. Женщина представляет собой не только реальную сущность жизненного цикла, но и духовную.
обобщить содержание произведения ; проработать характеристики героев, позицию автора ; выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте ; развивать.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Тема урока: Опера «Князь Игорь». «Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания… Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.
Интегрированный урок в 9 классе по теме «Слово о полку Игореве» в русском искусстве» Алексеева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Практическое занятие по элективному курсу «Комплексный анализ текста» учителя русского языка и литературы первой категории МОУ СОШ 2 г.Гвардейска Ретунских.
Анализ стихотворения «Песенка». ПЕСЕНКА Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в огороде Лебеду полю. Вырываю и бросаю - Пусть простит меня.
Композиция «Слова…»: принцип триад. Часть первая: поход Игорева войска МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района.
Пинежские сказки: вчера и сегодня. Автор: Курбанова Влада, ученица 7 класса, МБОУ СОШ 4. Научный руководитель: Ерофеевская Любовь Владимировна, учитель.
Проверочное тестирование по произведению «Слово о полку Игореве»
Использование технологии исследования на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 с углублённым изучением английского.
Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ школа 3.
В конце ХVIIIвека А.И. Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря сборник древнерусских произведений.
Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. Даньшина Н.П., Оренбургская область,
Ссылка на юг (1820 – 1824) Одесса. Порт. Баллада – ( от итальянского «плясать» ) лиро – эпический жанр литературы. Небольшое сюжетное стихотворение,
Фольклорные традиции в русской литературе 20 века. Презентация учителя русского языка и литературы Презентация учителя русского языка и литературы МОУ.
Найдите в первой части «Слова…» плач русских жен по своим мужьям. И не по одному козаку взрыдает старая мать, ударяя себя костистыми руками в дряхлые.
Александр Порфирьевич Бородин Опера « Князь Игорь » Опера « Князь Игорь »
Транксрипт:

Сопоставительный анализ стихотворения М. Цветаевой «Плач Ярославны» и фрагмента «Плач Ярославны из «Слова о полку Игореве» Реферат ученицы 9 класса МОУ СОШ с. Лебедёвка Токаревой Марии

Основная цель моего исследования заключается в анализе сюжетов произведений, образов, мотивов, художественных средств.

задачами исследования явились: выявление путем подробного анализа лексики, синтаксиса произведений основных фольклорных, мифологических, межтекстуальных связей произведений; показать, как пережитое Мариной Цветаевой нашло отражение в средствах художественной выразительности, в образной системе стихотворения

Исследование текста; составление сравнительных задач; Работа с научными статьями; реферирование; Обобщение и систематизация материала.

«Плач Ярославны» из «Слова…» и «Плач Ярославны» Марины Цветаевой – что это? Сходство, перекличка двух произведений или новая художественная реальность? Попробуем это определить.

Композиция. Оба произведения выстроены в традициях фольклорного плача: зачин причитание концовка

I. Зачин: а) Плач Ярославны – Слышите?; б) вопль-обращение Игорь мой!; в) обращение к ворону, Солнцу; г) вопль-обращение Русь! Игорь!

II. Причитания: а) монолог-размышление; б) обращение к ветру; в) диалог с ветром.

II. Концовка: а) Плач Ярославны – Слышите?; б) судьба Ярославны. Завершение образа женщины-жены. В концовке содержится видоизменённый повтор 1-й строфы зачина, который выполняет двойную функцию: а) подчёркивает тематическое завершение темы; б) усиливает трагизм III части, трагизм героини произведения, завершает раскрытие образа женщины-жены.

В основе этих произведений – реальные события. И форма народного плача, в которой написаны эти произведения, в высшей степени позволяет передать накал чувств авторов и добиться единства формы и содержания.

Сравним образно-смысловой строй произведений:

Образ Ярославны «На Дунае Ярославнин голос Слышится» («Слово…») «Вопль стародавний, Плач Ярославны - Слышите?» (Цветаева)

Образ князя Игоря Ярославна в «Слове…» обращается к мужу, молит за него с уверенностью, что он жив: «Прилелей…моего милого ко мне» Ярославна Цветаевой оплакивает погибшего мужа: «Пал…Игорь на сон - вечный»

Слова - образы Ярославна в «Слове…» «плачет» У Цветаевой: «непрерывный вопль - неизбывный»; «несётся плач надгробный» В «Слове…»: «кукушкою кукует» У Цветаевой: «ворон»

В «Слове…»: «Чтобы не слала я ему слёз на море» У Цветаевой: « не сглазь глаз моих – пусть плачут» В «Слове…» : «моё веселье развеял» У Цветаевой: «подгибаются колени…тускнеет лик солнцеподобный…старой не быть мне, под камешком гнить»

Таким образом, сравнительный анализ двух произведений, во-первых, позволил обнаружить факт сознательного обращения Цветаевой к тексту «Слова о полку Игореве», своеобразную его интерпретацию, что дало дополнительный материал к пониманию стихотворения Марины Цветаевой. Во-вторых, сопоставление дало возможность увидеть новые смысловые грани в стихотворении Цветаевой и трактовать его как символическое. В-третьих, сопоставление произведений близких, но не тождественных по идейно-эмоциональному комплексу, обнаружило механизм связи и взаимообусловленности формы и содержания анализируемых текстов.