Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русских народных традиций через театрализованную деятельность Муз. руководитель МКДОУ « Калачеевский » д / с 5 Плященко ЕА
В последнее время обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания муз.руководителей и воспитателей детских садов. Слово «традиция» - означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д. Русские народные традиции - одна из составленных частей культурного наследия русского народа
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая и знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т. е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники ? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая и знания и опыт организации и само регуляции своей деятельности, помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т. е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники ? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются
Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное. В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников Один из праздников – Новогодние святки. Они длятся от Рождества до Крещенья. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией. Для начала рассказываем детям историю рождения Христа, а потом обыграть её в небольшой сценке, в которой ребята появятся в ролях Марии, Иосифа и волхвов, пришедших почтить рождение сына Божьего.
На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. Особый восторг у зрителей вызвал танец « Рождественские звездочки ».
В нашем саду стало хорошей и доброй традицией проводить рождественские колядки с целью знакомства детей со старинными русскими традициями, воспитания чувства коллективизма, дружбы, радости общения. « Колядовщики » пришли в « избу » к хозяюшке с песнями, колядками.
Крещение - третий праздник Святок. Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы ( церковные песни ).. На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Кто - то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто - то первый запевала, а у кого - то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он всё равно активный участник праздника : поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх в народном празднике.
По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и мы с детьми зазываем весну « за кличками ».
В своей работе я употребляю, в первую очередь, фольклор. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, По уже сложившейся традиции каждую осень в нашем детском саду отмечают особый праздник.- Праздник осени. « Осенние посиделки » проводились в музее детского сада « Русская изба », где дети знакомились с обрядами и обычаями русского быта. Дети танцевали, пели песни, водили хороводы и осень золотую славили
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
В содержание музыкальных занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора
Очень важно само желание ребёнка участвовать в инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Праздники, развлечения, способствующие приобщению дошкольников к истокам народной культуры, можно использовать не только с целью радостного торжества, а как средство повышения педагогической культуры родителей. Пусть праздник будет местом встречи и общения детей и родителей. Родители смогут увидеть своего ребенка на фоне других детей, увидеть, чему он научился, познакомиться с практическими приемами работы и научиться использовать их в работе с ребенком дома.
Для решения задач инновационной деятельности и развития творческой активности детей важно правильно организовать работу с родителями. Инициатива педагогов в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников. Благодаря совместной работе муз. руководителя педагогов и родителей появилась « комната русского быта ». Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Такие мероприятия проводятся один раз в месяц. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав., театрализованных представлений.