Тема 7. Административно - командная система 70-80 гг. XX в. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. Вопрос.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Advertisements

Политическая система РФ.
Материал подобрал : Жаринов Н. В., учитель истории и обществознания МБОУ « Васильчуковская СОШ » г. Политическая система РФ.
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
Конституция Российской Федерации принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Президент Российской Федерации Выполнили: Разуваева Н., Дробышевская Т., Ярошенко М., Трофимова С. Ярошенко М., Трофимова С.
Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является: главой.
Политическая система РФ Учитель истории и обществознания Аникина Е.Н. МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей 2010.
1. Понятие и правовой статус органов государственной власти 2. Классификация органов государственной власти 3. Институт Президента РФ: статус, полномочия,
Президент Российской Федерации Рассмотреть роль Президента в политической жизни страны.
Особенности государственной власти в России: выборы Форма правления Республика Избираются: Президент, Государственная Дума, законодательные собрания субъектов.
Глава 4 Конституции РФ Боровое, 2008 МОУ – Боровская средняя школа 84.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статьи 9, 10 Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется.
КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.С. ИГНАТОВА, ДОЦ. КАФ. КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ЮУРГУ, К.Ю.Н.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 года.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 4 Конституции РФ.
Законодательная власть это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную.
Избирательное право 9 класс урок 3. «Демократия – это «народное правление, осуществляемое народом ради народа» Авраам Линкольн.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Транксрипт:

Тема 7. Административно - командная система гг. XX в. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. Вопрос 1. Система органов государственной власти в СССР по Конституции СССР 1977 г. Вопрос 1. Система органов государственной власти в СССР по Конституции СССР 1977 г. Вопрос 2. Вертикаль государственного управления в 70-х гг. ХХ в. Вопрос 3. Система органов государственной власти. Вопрос 4. Федеральные органы государственной власти. Вопрос 5. Судебная власть Российской Федерации. Федеральные суды РФ. Вопрос 5. Судебная власть Российской Федерации. Федеральные суды РФ.

Верховный совет СССР Совет Союза Совет Национальностей Верховный Совет союз ной республики Краевой Совет народных депутатов Совет народных депутатов автономной области Верховный совет автономной республики Городской совет народных депутатов Областной Совет народных депутатов Районный Совет народных депутатов Поселковый Совет народный депутатов Сельский Совет народных депутатов Административно-командная система гг. XX в. Схема 1.1 Система органов государственной власти в СССР по Конституции СССР 1977 г.

Верховный Совет СССР первого созыва был избран в декабре 1937 г. и приступил к работе в январе 1938 г. В 1946 г. прошли выбора Верховного Совета второго созыва. Основной формой работы Верховного Совета являлись сессии. Всего с 1938 по 1989 г. работали сессии Верховного Совета одиннадцати созывов. При Сталине имело место нарушение конституционных сроков созыва сессий Верховного Совета не только в о время войны, но и в послевоенный период. С 1954 г. сессии Верховного Совета СССР стали проводиться в строгом соответствии с Конституцией, т.е. не менее двух сессий в год. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательный округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национальностей – по норме: 32 депутата от союз ной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национально (с 1977 г.-автономного) округа. Справка

Каждая палата избирала своего председателя, руководившего заседаниями, и его заместителей, а также совещательный орган – Совет старейшин, на который возлагалось проведение организационной работы: определение повестки дня, установление регламента и т.д. Если проводились совместные заседания палат, то председатели вели их поочередно. Палаты могли создавать постоянные комиссии. Первоначально их было четыре: мандатная; законодательных предположений; планово-бюджетная; по иностранным делам. Позднее к ним добавились комиссии: по делам молодежи; по промышленности, транспорту и связи; по строительству и промышленности стройматериалов; по сельскому хозяйству; по здравоохранению и социальному обеспечению; оп народному образованию, науке и культуре; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы; по товарам народного потребления; по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства и детства.

В задачи постоянный комиссий входили разработка законопроектов по собственной инициативе или по поручению палаты, подготовка заключений или поправок к ним, контроль за выполнением министерствами и ведомствами Конституции СССР и других законов. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР. Он избирался на первой сессии Верховного Совета нового созыва и был ответственен перед ним. Неофициально Президиум Верховного совета называли «коллегиальным президентом». Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства. Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством и социально- культурной сферой, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров и других должностных лиц. Указы Президиума Верховного Совета подлежали утверждению на сессии Верховного Совета. Руководил деятельностью Президиума его Председатель. Эту должность последовательно занимали: М. И. Калинин ( ), Н. М. Шверник ( ), К. Е. Ворошилов ( ), Л. И. Брежнев ( ), А. И. Микоян ( ), Н. В. Подгорный ( ), снова Л. И. Брежнев ( ), Ю. В. Андропов ( ), К. У. Черненко ( ), А. А. Громыко ( ), М. С. Горбачев ( ).

Схема 1.2 Вертикаль государственного управления в 70- х гг. ХХ в. Совет министров СССР Общесоюзные министерства и ведомства Союзно- республиканские министерства и ведомства Советы союзных республик Союзно-республиканские министерства и ведомства союзных республик Республиканские министерства и ведомства Объединения, предприятия, учреждения союз ного подчинения Объединения, предприятия, учреждения республиканского подчинения

Органы государственного управления. В систему органов государственного управления СССР входили правительство СССР, правительства союзный республик, министерства и ведомства СССР и союзный республик. Комментарий Правительство образовывалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. В его состав включались Председатель Совета Министров, его заместители, министры и председатели некоторых комитетов при правительстве. Высшим органом государственного управления являлось правительство СССР. Конституция СССР 1936 г. определила его как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти». В Конституции СССР 1977 г. было сказано, что правительство СССР правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза СССР, поскольку они не входят согласно Конституции в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума верховного Совета СССР. До 15 марта 1946 г. правительство СССР именовалось Советом народных комиссаров, с 15 марта 1946 г. – советом Министров. Справка

Количественный состав Советов Министров постоянной менялся. Будучи органом государственного управления общей компетенции, Совет Министров СССР осуществлял общее руководство народным хозяйством, социально- культурной сферой, развитием науки, обороной, внешней политикой, охраной общественного порядка и т.д. Он был наделен правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзный республик, отменять приказы и инструкции министерств. Совет министров непосредственно контролировал исполнение своих актов. В первое послевоенной десятилетие Председатель Совета Министров занимал высшее место во властной иерархии СССР, но в гг. был оттеснен на второй план Первым Секретарем ЦК КПСС. В послевоенное время ан посту председателя Совета Министров находились: И. В. Сталин ( , до 1946 – председатель Совета народных комиссаров), Г. М. Маленков (1953 – 1955), Н. А. Булганин ( ), Н. С. Хрущев ( ), А. Н. Косыгин ( ), Н. А. Тихонов ( ), Н. И. Рыжков ( ). Справка

Министерства осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, социально- культурной и административно-политическими сферами. Министры, их возглавлявшие, входили в состав правительства. Они единолично руководили полученной им отраслью, издавая приказы и инструкции. К центральным органам управления СССР до 1946 г. относились наркоматы и ведомства СССР, а затем они были переименованы в министерства в связи с преобразованием Совета народных комиссаров в Совет министров. Справка Ведомства – государственные комитеты, комиссии и главные управления – не имели четкого правового статуса. Создавались для координации деятельности министров и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб) или для узкоотраслевого управления (Госкомитет по образованию, Главное архитектурное управление и т.д.)

Руководители ведомств первой группы могли включаться в состав правительства Государственные комитеты и комиссии являлись коллегиальными органами и возглавлялись соответствующими председателями Ведомства Предусмотренные Конституцией и создаваемые Верховным Советом СССР Не предусмотренные Конституцией и образуемый Правительством Главные управления (главки), как и министерства, действовали на основе единоначалия Все министерства и ведомства делились на 2 категории: общесоюзные, союз но – республиканские Справка

Если к середине 1960 г. в СССР было 600 министерств и ведомств разного уровня, то в середине х гг. их число достигло 675, в т.ч.: общесоюзных и союз но- республиканских – 81, союз но-республиканских министерств и ведомств союзных республик – 494, республиканских министерств и ведомств – 100. Справка

Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти формируются народом путем выборов или избранными им органами. Принципы, формирующие систему государственной власти в Российской Федерации Конституция РФ 1993 года установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и распределения властей. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. Российская Федерация обладает уникальным федеративным устройством. Ни в одной из современных федераций мира не найти ни такого числа субъектов, ни такого их многообразия. Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области и 10 автономных округов. (на момент принятия конституции 1993 года). Схема 2.1 Система органов государственной власти.

В соответствии с принципом федерализма государственную власть в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти субъектов РФ, который являются звеньями единой системы органов государственной власти, действующей на основе разграничения предметов ведения. Согласно принципу республиканизма в России вводится республиканская форма правления. Высшая власть в РФ принадлежит выборным органам – президенту и парламенту (Федеральному Собранию). По формальным признакам (президент не является главой исполнительной власти, наличие поста премьер – министра, ограниченная ответственность правительства перед парламентом) Российская Федерация относится к смешанным республикам, но фактически является президентской. Согласно принципу законности все государственные органы в РФ создаются в строгом соответствии с Конституцией и законами. Их компетенция также определена соответствующими нормативно-правовыми актами. В своей деятельности органы государственной власти обязаны соблюдать конституцию и законодательство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом все ветви власти в пределах полномочий самостоятельны.

Схема 2.2 Федеральные органы государственной власти. Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть Правительство РФ Конституционный суд Верховный суд РФ Высший арбитражный Суд Федеральные министерства Государственные комитеты Федеральные комиссии Федеральные службы Российские агентства Федеральные надзоры Федеральные суды общей юрисдикции Федеральные арбитражные суды Федеральное собрание Совет Федерации Государ- ственная Дума Президент РФ

Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ и суды Президент РФ занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, выступает гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны и на международном уровне, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства. Президент избирается гражданами РФ на четыре года га основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Комментарий: Конституция РФ наделила президента широкими полномочиями. Он назначает с согласия Государственной Думы главу правительства, по предложению последнего назначает и смещает федеральным министров, принимает решение об отставке правительства, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность председателя Центробанка, представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Генерального прокурора и

Комментарий: судей высших судов (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного 0, назначает судей других федеральных судов, формирует свою администрацию, Совет безопасности РФ, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает своих полномочных представителей в государственных органах и регионах, высшее командование Вооруженных сил, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, распускает Государственную Думу, назначает выборы и референдумы, подписывает и обнародует федеральные законы, ведет переговоры с представителями иностранных государств и подписывает международные договоры, вводит военное и чрезвычайное положение.

Схема 2.3 Судебная власть Российской Федерации. Федеральные суды РФ. Конституционный Суд РФ Высший арбитражный Суд Специализированные суды Военные суды Верховные суды республик, суды краев, областей, городов Федерального значения, автономной области, автономных округов Районные суды Федеральные арбитражные суды округов Арбитражные суды субъектов Верховный Суд РФ

Судебную власть РФ составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ) Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и подзаконных актов, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между РФ и ее субъектами и не вступившими в силу международных договоров РФ. Конституционный суд правомочен разрешать споры о компетенции между органами государственной власти и давать толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным судом неконституционными, утрачивают силу. Комментарий: Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции являются судебными органами по гражданским, уголовным и административным делам. Арбитражные суды рассматривают экономические споры. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению президента. Судьи других федеральных судов единолично назначаются президентом РФ.