ПОДГОТОВКА К ГИА : ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Муравьева И. Н. – методист лаборатории развития общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уровень сложности заданий Число заданий Часть 1 Часть 2 Часть 3 Базовый 26-- Повышенный 1081 Высокий --5.
Advertisements

г. МБОУ «Красногвардейская школа 2» Решение задач ЕГЭ по биологии ( из опыта работы Максименко М.А.)
Презентация на тему: «Результаты ЕГЭ по химии и биологии в 2018 году» Подготовила: учитель химии МБОУ СОШ 3 Кукло Е.В.
Часть С, задание 5. Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида,
Термины? Конъюгация Кроссинговер Биваленты Хромосома Хроматида Клеточный цикл Центромера Центриоли.
Основы молекулярной генетики Автор: Немцева Т.В. Ст.преподаватель кафедры ЕМД ГОУ ЯО ИРО.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Урок 1 Типы задач по цитологии 1. тип связан с определением процентного содержания нуклеотидов в ДНК - часть тип- расчетные задачи, посвященные определению.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
З АДАЧИ ПО ЦИТОЛОГИИ Зеленова Е.В., учитель биологии.
Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии и химии Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Куровская гимназия»
«Государственная (итоговая) аттестация выпускнитиков IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2013 год Баширова Эльза Владимировна.
Педагогические измерительные материалы БИОЛОГИЯ. Педагогические измерительные материалы включают Кодификатор, который составлен на базе федерального компонента.
«Клетка – структурная и функциональная единица органического мира» МОУ «Ленская СОШ» Дистанционный курс Л.К.Юшкова учитель биологии МОУ «Ленская СОШ»
Решение задач по молекулярной биологии.. Молекулярная биология изучает механизмы хранения и передачи наследственной информации. Задачи по молекулярной.
Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 год Зоя Анатольевна Томанова, к.б.н., доц., ГАОУ ДПО ЛОИРО.
Сравнительный анализ результатов ЕГЭ за год Ст.методист ГОУ ЯО ИРО Немцева Т.В.
Творческая мастерская ЕГЭ по биологии: методика изучения трудных тем курса «Биология. Общие закономерности» Щеголькова Е.Ю
УРОК ПО ТЕМЕ : ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ Составила: Авраменко Н.Е. МОУ СОШ 51.
Транксрипт:

ПОДГОТОВКА К ГИА : ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИЕ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Муравьева И. Н. – методист лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО « ВИРО »

Анализ результатов ГИА за 2015 год Количество участников – 1110 человек Средний балл – 58,7 Процент участников, набравших 90 и более баллов – 3,2% Количество участников не набравших минимальное количество баллов – 70 человек (6,3%)

Объект контроля на ЕГЭ Знания и умения за курс биологии основной и средней школы. Большинство заданий (70%) проверяют материал старшей школы – теоретические понятия, законы, закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы : от клеточного до биосферного. Примерно 15% заданий контролируют знания и умения по разделу « Человек и его здоровье » и столько же процентов предусматривают проверку достижений учащихся по материалам основной школы ( разделы « Бактерии. Грибы. Лишайники », « Растения », « Животные »).

Структура и содержание КИМ 40 заданий в экзаменационной работе Часть 1 содержит 33 задания и проверяют существенные элементы содержания курса средней школы, сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологической компетентности, овладение разнообразными видами учебной деятельности : - владение биологической терминологией и символикой ; - знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды ; - знание сущности биологических процессов, явлений, общебиологических закономерностей ; - понимание основных положений биологических законов, теорий, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений ; - умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности ; - умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы ; - умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений ; выявлять общие и отличительные признаки ; составлять схемы пищевых цепей ; применять знания в изменённой ситуации.

Структура и содержание КИМ Задания второй части включают 7 заданий и предусматривает развёрнутый ответ и направлены на проверку умений : - самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно и аргументированно формулировать свой ответ, подкрепляя его примерами ; - применять знания в новой ситуации ; устанавливать причинно - следственные связи ; анализировать, систематизировать и интегрировать знания ; обобщать и формулировать выводы ; - решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Уровень сложности заданий 18 заданий базового уровня с выбором одного верного ответа ; 7 заданий повышенного уровня с выбором одного верного ответа ; 3 задания повышенного уровня с выбором одного верного ответа ; 4 задания повышенного уровня на установление соответствия объектов, процессов, явлений ; 1 задание повышенного уровня на определение последовательности биологических процессов и явлений ; 1 задание повышенного уровня с выбором верного ( неверного ) утверждения ; 7 заданий высокого уровня с развернутым ответом.

Характеристика заданий 1 части 1. Задания с выбором одного верного ответа. Данные задания имеют ряд преимуществ : - позволяют использовать машинную обработку результатов ; - обеспечивают контроль большого объема содержания материала ; - дают возможность получить при проверке объективную картину, на их выполнение требуется немного времени ; - позволяют уделить большое внимание контролю овладения наиболее существенным фактическим материалом ; выявить умения находить определения биологических понятий, терминов, законов, теорий ; характеризовать объекты и процессы, выделять признаки их сходства и различия и т. д.

Типы заданий : Задание представляет вопрос. Задание представляет собой незаконченное утверждение, а ответ является оконченным. Задание на отрицание (« НЕ », « НЕЛЬЗЯ ») требует внимательного прочтения формулировки задания и ответов к нему. Трудность заданий с отрицанием состоит в том, что необходимо найти признак, не характерный для объекта или процесса. Задание на работу с рисунком требуют анализа предлагаемых к тексту рисунков, обоснования фактов и явлений, распознавания типичных представителей растительного и животного мира, органов и систем органов человека. Задания на решения биологической задачи. Задания на выбор верного или неверного суждения контролируют умения учащихся анализировать, сравнивать и определять правильные суждения ( линия 25).

Примеры заданий линии 25 Верные ли суждения о функциях живого вещества в биосфере ? А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам. Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верные оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о проявлении антропогенного фактора в экосистеме ? А. Использование сведений о возрастном составе популяции рыб позволяет без ущерба численности вида организовать промысел конкретного вида рыб. Б. Знания о пищевых цепях и кормовых запасах водоёма помогает определить, какие виды рыб и в каких количествах целесообразно разводить в конкретном водоёме. Верны ли суждения о природе генных мутаций ? А. Генные мутации обусловлены удвоением участка одной хромосомы. Б. Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

Характеристика заданий 1 части 2. Задания с кратким ответом проверяют полноту знаний и умений, способность находить существенные признаки объектов и процессов, сравнивать и определять их последовательность, выявлять в тексте ошибки, делать выводы, устанавливать взаимосвязи. Типы заданий : - Задания с множественным выбором ответов. При выполнении этого задания необходимо следовать инструкции ( линии 26-28). - Задания на установления соответствия требуют сложных мыслительных операций (29-32). Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, который её выполняет. ФУНКЦИЯ ОТДЕЛ Вегетативной НС А ) повышает частоту сердечных сокращений 1) симпатический Б ) уменьшает частоту дыхания 2) парасимпатический В ) стимулирует секрецию пищеварительных соков Г ) стимулирует выброс адреналина в кровь Д ) усиливает вентиляцию лёгких Е ) усиление секреции слёзных желёз Ответ : А -1, Б -2, В -2, Г -1, Д -1, Е -2

Характеристика заданий 1 части Задания на определения последовательности проверяют умения проводить обобщения ( линия 33). установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей. 1) семейство Волчьи ( Псовые ) 2) класс Млекопитающие 3) вид Обыкновенная лисица 4) отряд Хищные 5) тип Хордовые 6) род Лисица Ответ : Установите последовательность процессов, характерных для географического образования. Формирование популяций с новым генофондом Появление географической преграды между популяциями Естественный отбор особей с приспособленными к данным условиям признаками Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции Ответ :

Проверка умений заданий со свободным развернутым ответом (34-40) самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ ; применять знания в новой ситуации ; устанавливать причинно - следственные связи ; анализировать, систематизировать и интегрировать знания ; обобщать и формулировать выводы ; решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

Характеристика заданий 2 части Линия 34. Применение биологических знаний в практических ситуациях ( практико - ориентированное задание ). Пример 1 Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации ? Пример 2. Клетку можно отнести и к клеточному и к организменному уровням организации живой природы. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры. Пример 3. Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается ? Объясните причину малокровия.

Линия 35 Задания с изображением биологического объекта ( рисунок, схема, график и др.) направлены на проверку умения анализировать содержание рисунка, иллюстрирующего биологический объект или явление, выявлять его особенности. Пример 1. Определите фазу и тип деления диплоидной клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства.

Пример 2. Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображённых на рисунке бабочек к одному виду ? При какой форме отбора и почему увеличивается число темноокрашенных бабочек в промышленной местности ? Ответ обоснуйте.

Линия 36 Задания на анализ биологической информации проверяют умения учащихся анализировать предложенный текст, находить в нём ошибки и исправлять их, извлекать необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос. Эти задания акцентируют внимание на наиболее существенных биологических понятиях, терминах, которые необходимо усвоить и уметь свободно оперировать ими. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Эти заданий акцентируют внимание на наиболее существенных биологических понятиях, терминах, которые необходимо усвоить и уметь свободно оперировать ими.

ПРИМЕР В ротовой полости пища измельчается и смачивается слюной. 2. Слюна содержит ферменты и вещества, губительные для многих микробов. 3. Ферменты слюны расщепляют белки до аминокислот. 4. В пищеводе вырабатываются ферменты, вызывающие химические измельчения пищи. 5. Движение пищевой кашицы происходит благодаря сокращению и расслаблению мышц стенок кишечника. 6. Всасывание основной массы питательных веществ происходит в слепой кишке.

Пример В мейозе происходят два следующих друг за другом деления. 2. Между двумя делениями имеется интерфаза, в которой происходит репликация. 3. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация и кроссинговер. 4. Кроссинговер – это сближение гомологичных хромосом. 5. Результатом конъюгации служит образование кроссоверных хромосом. 6. В результате деления мейоза образуются 4 гаплоидные клетки.

Характеристика заданий 2 части Линия 37. Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов проверяют умения выявлять особенности организмов разных царств и человека, а также уметь аргументированно объяснять описанную в задании биологическую проблему. Пример 1. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в жизни паукообразных имеет использование паутины ? Приведите не менее трёх значений. Пример 2. Чем характеризуется дальнозоркость у человека ? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости ?

Линия 38 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об экологических закономерностях и эволюции органического мира. Для выполнения задания выпускник должен обладать умением обобщать, анализировать предложенную в тексте биологическую ситуацию и для ответа использовать нужные биологические знания. Пример 1. Какие растения преобладают в тропических местах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые ? Ответ обоснуйте. Пример 2. Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных ? Приведите не менее трёх доказательств.

Пример 3. Прочитайте текст. Длина тела американской норки составляет около 45 см, длина хвоста достигает см, масса тела – до 1,5 кг. Американская норка населяет почти всю Северную Америку, за исключением северо - востока и крайнего юга. Она акклиматизирована во многих районах Европы и Северной Азии. На протяжении года американская норка регулярно меняет места обитания и во время кочёвок иногда уходит от водоёмов. Какие критерии вида описаны в тексте ? Ответ поясните.

Линия 39 Решения задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. В линии представлены три типа задач по цитологии : на применение знаний о генетическом коде, на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза, на знание циклов размножения растений разных отделов.

Примеры задач 1. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином составляют 42% от общего числа нуклеотидов. Определите количество в % нуклеотидов с цитозином, тимином и аденином. Объясните полученные результаты. Схема решения задачи : - Гуанин ( Г ) комплементарен цитозину ( Ц ), аденин ( А ) – тимину ( Т ) - количество нуклеотидов с цитозином – 42% - общее количество нуклеотидов с А и Т составляет 16% (100 – 84), а по отдельности – 8%

Примеры задач 2. Фрагмент цепи ДНК : ААТГТАГГТЦЦАЦГЦ. Достройте вторую цепь ДНК. Определите число аденина, тимина,, гуанина и цитозина в двух цепях ДНК и подсчитайте между ними общее число водородных связей. Ответ поясните. Схема решения задачи : - вторая цепь молекулы ДНК определяем по принципу комплементарности : ТТАЦАТЦЦАГГТГЦГ ; - число нуклеотидов в двух цепях : А и Т по 7, Г и Ц по 8. - между А и Т образуется 2 водородные связи, Г и Ц – 3, общее число – 7 Х Х 3 =38

Примеры задач 3. В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фен заменилась на лиз. Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность : ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Схема решения задач - По кодонам иРНК находим фрагмент нормального белка : лей - ала - тре - фен - асн ; - мутированный белок имеет последовательность : лей - ала - тре - лиз - асн ; - по нормальной иРНК найдём фрагмент мутированной иРНК : ЦУЦГЦААЦГАААААУ или ЦУЦГЦААЦГААГААУ, т. к. аминокислоте лиз соответствует 2 кодона.

Примеры задач 4. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов : ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Эталон ответа : - нуклеотидная последовательность участка тРНК : ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА ; - нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА ( третий триплет ) соответствует кодону на иРНК – ГЦУ ; - по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ала ( аланин ), которую будет переносить данная тРНК

Ответы учащихся 1. Существует принцип комплементарности А - Т, Г - Ц В РНК нет тимина, есть урацил. Можно определить цепь иРНК по ДНК ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА. Теперь находим кодон на тРНК, он соответствует третьему кодону на иРНК. Антикодон тРНК – ГЦУ. По таблице находим, что ему соответствует аминокислота ала, которую тРНК переносит к месту синтеза белка. 2. Я знаю, что Г соответствует Ц, А – Т. Определяю иРНК по ДНК : ГЦААЦЦЦГАУЦЦГАА, теперь нахожу аминокислоты, входящие в состав белка : ала - тре - арг - сер - глу. 3. Определяем по принципу комплементарности : тРНК – ГЦААЦЦЦГАТЦЦГАА ; антикодон тРНК – ЦГА ; антикодон иРНК – ЦГУ несёт аминокислоту гли.

Задачи на определение числа хромосом и молекул ДНК Митотический цикл 1. Интерфаза : пресинтетический период – 2n2c, синтетический период – 2n4c. 2. Профаза - 2n4c; метафаза - 2n4c; анафаза - 4n4c; телофаза - 2n2c. Мейотический цикл : интерфаза перд первым делением мейоза - 2n4c. 1. Профаза 1 - 2n4c; метафаза 1 - 2n4c; анафаза 1 - 2n4c; телофаза 1 - 1n2c. 2. Профаза 2 - 1n2c; метафаза 2 - 1n2c; анафаза 2 - 2n2c; телофаза 2 - 1n1c.

Задачи на определение числа хромосом и молекул ДНК 1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6 Х мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты. Схема решения задачи : 1) перед началом мейоза общая масса ДНК равна 2 х 6 х = 12 х мг После мейоза масса ДНК равна 12 х : 4 = 3 х мг 2) перед началом деления число ДНК удваивается и масса увеличивается вдвое. 3) после окончания мейоза образуется 4 гаплоидные клетки, поэтому масса ДНК уменьшается.

Задачи на определение числа хромосом и молекул ДНК 2. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре ( клетке ) семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае. 1) Перед началом мейоза 1 число хромосом – 28, число молекул ДНК – 56. Число хромосом не меняется, а число молекул ДНК увеличивается вдвое за счёт репликации ; 2) Перед началом мейоза 2 число хромосом – 14, число молекул ДНК – 28. После редукционного деления мейоза 1 число хромосом и число молекул ДНК уменьшается в 2 раза.

Задачи на циклы развития растений 1. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении. Ответ 1) хромосомный набор споры – гаплоидный, споры образуются из диплоидной зиготы путём мейоза ; 2) хромосомный набор гамет – гаплоидный, гаметы образуются из клетки взрослого организма ( гаметофита ) путём митоза. 2. Какой хромосомный набор характерен для предростка ( протонемы ) и коробочки растений кукушкиного льна ? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются

Линия 40 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Задачи : - на независимое наследование признаков ( Г. Мендель ); - сцепленное наследование признаков ( Т. Морган ) - наследование признаков, сцепленных с полом ; - промежуточное наследование ; - на определение групп крови ; - анализ родословной человека.

Генетическая задача У человека аутосомный признак вьющихся волос ( А ) доминирует над признаком гладких волос, ген цветовой слепоты ( дальтонизм d) сцеплен с Х - хромосомой. У матери гладкие волосы, а у отца вьющиеся волосы, оба родителя имеют нормальное цветовое зрение. В этой семье родился мальчик с гладкими волосами и дальтонизмом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, возможные фенотипы и генотипы других детей и вероятность рождения в этой семье детей дальтоников с вьющимися волосами от общего числа детей ( по генотипу ).

Ответ генетической задачи 1) генотипы родителей ( Р ) мать - аа X D Х d ( гаметы : а X D, аХ d ); отец - Аа X D Y ( гаметы А X D, а X D, А Y, а Y) 2) генотипы и фенотипы детей (F 1 ): - Аа X D Х D, Аа X D Х d, Аа X D Y – вьющиеся волосы, нормальное цветовое зрение ; - аа X D Х D, аа X D Х d, аа X D Y – гладкие волосы нормальное цветовое зрение ; - Аа X d Y – вьющиеся волосы, дальтонизм ; - аа X d Y – гладкие волосы, дальтонизм. 3) вероятность рождения детей дальтоников с вьющимися волосами составляет 12,5% (1/8) от общего числа детей.

Рекомендации учителям Ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов 2004 г., поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. Обращать внимание на формирование у обучающихся навыков самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования выводов и обобщений. Учитывать изменения, происшедшие в структуре работы по биологии с 2015 года.

Рекомендации учителям Учитывать, что содержание проверки на едином государственном экзамене, как и в предыдущие годы, составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Учитывать приводимые в спецификации контрольно - измерительных и других методических материалах по ЕГЭ критерии оценивания ответов обучающихся. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся следует использовать задания, проверяющие не только знания, но и умения, использовать эти знания на практике

Рекомендации учителям В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками, иллюстрирующего объект или явление, заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

Спасибо за внимание !