Решение учебных задач на уроке Даутова О.Б., д.п.н., 11 февраля 2016 г. Санкт-Петербург.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Планируемые результаты освоения учащимися ООП ООО в рамках реализации ФГОС ООО Афанасова Л. В., учитель информатики г.
Advertisements

Формирование УУД в рамках внедрения ФГОС по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа» Стародубова Татьяна Владимировна – учитель начальных.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования.
Проект « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» г. Югорска ХМАО-Югры 2013 г. Горобец Ольга Александровна,
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе Гимназия 6 г. Лангепас.
Учим себя самостоятельно. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД средствами УМК «Перспективная начальная школа»
МКОУ Второкаменская СОШ Локтевского района Алтайского края.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования» Копотева Г.Л.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
ФГОС НОО С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России начали работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Транксрипт:

Решение учебных задач на уроке Даутова О.Б., д.п.н., 11 февраля 2016 г. Санкт-Петербург

Детей надо подводить к тому, чтобы они делали свои собственные открытия и свои собственные выводы им надо как можно меньше объяснять, и пусть как можно больше открывают сами. Герберт Спенсер

Требование ФГОС - ученик научится понимать, принимать и сохранять учебную задачу, ставить цели, позволяющие решать учебные задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; учитывать правила планирования и находить контроль способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Требование ФГОС - ученик научится различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

Требование ФГОС - ученик научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; осуществлять контроль по результату и по способу действия; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Учебная задача Учебная задача стоящая перед обучаемым цель, которую надлежит ему выполнить в определенных условиях. Особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются.

Как поставить учебную задачу? Главным методом обучения должен стать метод введения учащихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в такую задачу. Учебная задача

специфическая форма воплощения содержания обучения, позволяющая ученику путем собственной деятельности конструировать новое знание.

Виды задач 1) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний; 2) Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знака- символических средств и/или логических операций; 3) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределенности; 4) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах; 5) Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного высказывания с заданными параметрами;

Виды задач 6) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие обучающихся функциями организации выполнения задания; 7) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче; 8) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок; 9) Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся.

1. Проектная задача Цель практикума- уметь составлять проектную задачу по своему предмету.

Структура проектной задачи Описание ситуации, содержащей проблему В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности Задание или система заданий Описание конечного «продукта» Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов" Итоговый продукт презентуется и оценивается публично. Справочный материал к проектной задаче.

Критерии проектной задачи: Детям должно быть интересно, любопытно! Дается описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...). В описании ситуации спрятаны цель, условие задачи и часть данных. Четко описан продукт. Прослеживается логика: цель-условие- задания-результат-продукт. К результату направляет задание или система заданий. Результат решения используется для создания продукта.

Задача для 2-го класса. Предмет: информатика, математика. Автор: Наконечная Людмила В семье Ивановых никак не могли «поделить» компьютер, не только сын, но и родители любили долго за ним поработать. После семейного совета все пришли к выводу, что папа и мама могут сидеть за компьютером по 2 часа каждый вечер, а сын 1 час, при этом каждые пол час они должны сменять друг друга для отдыха и выполнения других дел. Необходимо составить график работы за компьютером для семьи с учетом того, что все ее члены каждый день приходят домой в 17.00, ужинают в полном составе с до 19.00, мама тратит на приготовление ужина 30 минут, а папа каждый день моет посуду после того, как все поели.

Автор: Богданова С.В. 1. У Джесс три друга: Майк, Ник и Мэри. Они празднуют свои дни рождения зимой, весной и летом. Создай открытку тому, у кого ближайший день рождения, если известно, что в свои дни рождения они любят купаться, делать снеговиков и кататься на велосипеде. Также известно, что Мэри не любит кататься на велосипеде, Ник не любит купаться, Майк не любит делать снеговиков, а день рождения Мэри в июне. 2. Продукт проектной задачи: подписанная открытка ко дню рождения одного из друзей Джесс.

Jess has got three friends: Mike, Nick and Mary. They celebrate their birthdays in winter, spring and summer. Write a birthday card to one of them who has the nearest birthday. Children like swimming, making snowmen and riding a bike on their birthdays. Mary doesn't like riding a bike. Nick doesn't like swimming. Mike doesn't like making snowmen. Mary's birthday is in June.

Описание ситуации (житейской, вымышленной, фантастической...), в которой спрятаны цель, условие задачи и часть данных. 1. Описание ситуации, содержащей проблему. На летние каникулы Вася получил задание: собрать и засушить листья тополя, осины, березы, клена, черемухи, ивы, дуба, липы, ольхи, и заполнить таблицу. 1. Местность произрастания 2. Через какое время достигает зрелости. 3. Высота дерева. 4. Какие дает плоды. Летом Вася гостил у своей бабушки в Ханты-Мансийске и решил на отдыхе собрать листья. Сможет Вася собрать коллекцию листьев в указанной местности? Помогите мальчику выполнить задание. Напишите ему письмо. 2. В описанной ситуации скрыта формулировка цели деятельности. Узнать сведения о деревьях. 3. Задание или система заданий. Найти описание деревьев в Атласе определителе. Классифицировать по месту произрастания. Отобрать сведения для заполнения таблицы. Ответить на вопрос: «Сможет ли Вася собрать коллекцию листьев в указанной местности?»

4. Описание конечного «продукта» Написать письмо в котором представлена заполненная таблица и вывод: все ли деревья растут в данной местности. 5. Решение задачи направлено на создание «продукта»/ "продуктов" Письмо Васе. 6. Письмо читают перед классом. 7. Справочный материал к проектной задаче. Энциклопедия для детей: растения "Деревья и кустарники" Основной и вспомогательные учебные предметы: окружающий мир, русский язык. Возраст детей (класс): 4 класс.Энциклопедия для детей: растения "Деревья и кустарники" Автор: И.В.Ослина

Проектная задача "Классная оранжерея« Автор:Гликман Елена Мы с вами познакамились с правилами ухода за комнатными растениями и узнали, что: большинство комнатных растений надо ставить ближе к свету; обычно растения поливают летом каждый день или через день, зимой - реже. 1. В нашем классе только одно комнатное растение. Правильно ли мы его расположили - на окне с северной стороны. Грамотно ли мы его поливаем? Свои доказательства занесите в таблицу. 2. Достаточно ли одного растения для оформления класса? Думаю, что нет. Давайте принесем в класс подходящие комнатные растения. Сначала попробуйте выяснить, какому растению будет уютно в нашем классе (окна на север и на восток), и докажите это, заполнив таблицу. Потом принесите в класс это растение, правильно расположите его и вставьте бейджик по уходу за ним. 3. Схема записи Название растения Расположение Режим полива

Проектная задача "Классная оранжерея" Проблемная ситуация: определение комнатного растения класса и установление условий его существования (освещение и полив). Основной предмет: окружающий мир. Вспомогательные предметы: ИЗО, технология. Возраст: 2 класс. Продукт: заполненная таблица. Презентация: устное объяснение условных обозначений, вывод. Комментарий для учителя Перед введением ПЗ желательно: предупредить о наличии на уроке атласа-определителя А.А.Плешакова (можно другой справочник о комнатных растениях); разбить класс на группы, но не более чем по 4 человека.

Каждая группа: анализирует ситуацию и в устной форме фиксируют эту информацию - "большинство", значит не все обязательно, "обычно", значит не всегда; анализирует результат - заполненная таблица (1-я строка); составляют критерии оценки итогового продукта: достоверность, краткость, правильность; ставят себе цель: заполнить таблицу правильно, кратко, основываясь на научных данных; определяют недостаток информации: не знают название растения, не владеют информацией о нем;

определяют задачи: выяснить какое растение есть в классе, найти о нем нужную информацию (о свете и поливе), внести информацию в таблицу кратко. ищут пути решения задачи: обратиться к атласу-определителю, найти в Ин-ете, других справочниках, обратиться к учебнику, обратиться к учителю. Здесь учитель может напомнить о тех условных обозначениях, которые были на уроке по теме (для краткости итога). выбирают путь решения задачи: атлас- определитель для названия растения, Ин-ет для остальной информации, условные обозначения для краткости заполнения таблицы.

выбор средств: книга, поисковик, ссылки, данные учителем (учитель может разместить необходимые ссылки в блоге класса); составляют план и распределяют обязанности: определение растения - на уроке с помощью атласа; поиск информации (дз 1-2 из группы); сбор информации (с помощью ИТ дома); оформление таблицы (оставшиеся учащиеся группы в виде дз); обсуждение представления итога (перед следующим уроком ОМ); выполняют задания от группы (в классе и дома); презентация продукта: на следующем уроке все таблицы вывешиваются в классе, и каждая группа озвучивает результаты и вывод. Задача учителя: подытожить результаты, представить бейджик на растение, поменять расположение (если необходимо).

Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володорская и др.]; под. ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, с. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения). 3. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе [Электронный ресурс] // Томск: сайт МБОУ СОШ 22: (дата обращения ).