Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут Способы достижения метапредметных результатов. Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Метапредметный подход как условие реализации новых стандартов Л.Н.Калинкина, педагог-психолог.
Advertisements

Новые подходы к организации учебной деятельности: проектирование урока на основе метапредметного подхода СЕМИНАР,
Сущностные характеристики нового качества образования в рамках ФГОС.
Ф ОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Круглый стол РМО учителей истории и обществознания г МБОУ СОШ 5.
Системно- деятельностный подход Обучение способам деятельности через получение знаний по всем предметам (метапредметное содержание) «Под метапредметным.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
ФГОС основного общего образования: особенности, цели, содержание.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МАОУ СОШ 13 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Тема: «Метапредметность – одно из требований новых образовательных.
Метапредметный подход в образовании Смирнова Е.В., учитель английского языка.
Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Для родителей обучающихся 5 классов (школы-пилотной площадки) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Транксрипт:

Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут Способы достижения метапредметных результатов. Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут 1

Метапредметные образовательные результаты. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. 2

Метапредметные результаты. Метапредметные результаты освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. 3

Метапредметные образовательные результаты. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. Хуторской А.В. Метапредметы (по Ю.В. Громыко) – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности. 4

Метапредметность Метапредметность (мета - за, через, над, то есть выход за рамки собственно предмета) - основана на интеграции, на универсальных знаниях. 5

МЕТАЗНАНИЯ Метазнания знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. 6

МЕТАСПОСОБЫ Метаспособы методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин) 7

МЕТАУМЕНИЯ 8 Метаумения присвоенные мета способы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Проблемы. Российские школьники испытывают затруднения в умении: -работать с информацией; - решать практические, социально- и личностно- значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; - «увязывать» с приобретаемой в школе системой свой жизненный опыт. 9

Типичные ошибки. Ученики не умеют: -правильно определять суть вопроса; -определять главное; -ориентироваться в структуре задания; -составлять план своей работы; - анализировать эту работу согласно предложенным критериям. 10

МЕТАПРЕДМЕТ 11 Метапредмет это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнания, мета способы, мета деятельность.

Метапредметный подход 12 Передача учащемуся предметного содержания Передача учащемуся обобщенного способа работы Предметный уровень Метапредметный уровень

Понятие и сущность УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. 13

Понятие и сущность УУД Способ – действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы при осуществлении чего-нибудь (по С.И.Ожегову). Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, т.е. способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам. Умение – это владение способом. Универсальные учебные действия – умения, связанные с осуществлением учебной деятельности во всей её полноте. 14

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными 15 Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева Традиционное задание Продуктивное задание Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. (История, 7 кл.) Вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными 16 Расскажите о путешествии Семена Дежнева Традиционное задание Продуктивное задание Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, то какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду? Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - как традиционные задания сделать продуктивными 17 Назовите выдающихся личностей первой половины XVIII века. Традиционное задание Продуктивное задание Почему Петра Первого считают великой личностью? Чем великая личность отличается от обычных людей? Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации.

Средства достижения метапредметных результатов. Технологии (мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика, эвристическое обучение, технология логико-смыслового моделирования, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ТРИЗ и др.). Надпредметные программы (курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД). 18

Средства достижения метапредметных результатов. Метапредметные темы в рамках предметных курсов («Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Пространство и время», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д.). Метапредметные задания – («Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.). 19

Средства достижения метапредметных результатов Специальная деятельность (деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики). Специальные приемы («Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). 20

Средства достижения метапредметных результатов Специальная дидактика (эвристические, игровые задания). Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала («Знание», «Проблема», «Знак», «Задача», «Смысл»). 21

Метапредмет «Знание» В рамках метапредмета «Знание» у учащихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизведя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. 22.

Метапредмет «Проблема» Метапредмет «Проблема» задаёт образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. На мета предмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести поли позиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. 23

Метапредмет «Задача» Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели, учащиеся осваивают технику перевода проблем в задачи. 24

Список использованных источников 25