Социология Тема «Личность и общество».. Видео Харизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 9. Политика, культура и сознание 1. Политическое сознание: сущность, структура, типология. 2. Понятие, структура и функции политической культуры.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Социологическая характеристика личности. Проблемы взаимодействия общества и личности. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Презентация на тему: Индивид.Индивидуальность. Личность. Выполнила: Бирюкова Алёна 10 класс.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Тема: Личность как уникальная социальная система. План : 1. Человек, индивиды, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. Основные типы личности.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социологии Тема: Общество : понятие, признаки, типы.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
Факторы, структура и механизмы социализации школьников.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Быть личностью 8 класс
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Транксрипт:

Социология Тема «Личность и общество».

Видео Харизма

Личность Философия: рассматривает личность с точки зрения ее мировоззрения, как субъект познания мира. История: под личностью понимают выдающихся общественных и политических деятелей. Вебер называл такие личности харизматическими. Психология: личность понимается в двух смыслах: генетически унаследованное и социально преобразованное. Педагогика: центральное понятие и цель всех воспитательных практик. Для социологии проблема личности – это как через человека заявляет о себе общество и как в обществе проявляет себя человек.

В Личность Культура Б Социальный субъект Взаимодействие А Природный субъект Концепция У. Джеймс

Личность: традиции и современность ( Петухов)

В Личность Сверх-Я Б Социальный субъект Я – сознающий себя индивид А Природный субъект Неуправляем ая природа Концепция З. Фрейда

Видео Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Эрих Берн

Культура. Культурная норма. Культурная норма - универсальный принцип решения конкретных личностных проблем. У головоломки есть принцип решения и процесс реализации. Культурная норма - принцип решения. Культурный предмет- средство преобразования природы.(ВИДЕО) Культурный запрет или норма- это защита преобразованной природы. А. де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Вставка Культурный предмет Культурная норма

Э. Дюркгейм ( )

Теория социальных ролей Мир театр, люди – актеры Социальная позиция – это объективное место в общественной организации, которая может и должен занять человек. Даже если мы не занимаем позицию, не состоимся как социальные индивиды - позиция будет существовать Социальные позиции бывают долговременные (профессиональная принадлежность, семейная позиция) и кратковременные (зритель в театре, покупатель). Социальное взаимодействие. Каждая позиция имеет противоположную- контр позицию. Наличие или отсутствие специальных общественных институтов. Что бы нарушать норму, ее нужно знать. Если нормы не записаны- то есть стереотипы

Социальные ожидания Социальные ожидания – требование, которое предлагается соблюдать тем, кто занимает социальную позицию. Группы социальных ожиданий Наличие внутренних убеждений ценностей, установок В обществах первобытных требование выполняется как обряд (обряд инициации). Это первое требование характерно для долговременных позиций. Наличие технологических знаний и умений. Профессионал владеет своим делом. Технологические ожидания характерны для кратко- и долговременных позиций Наличие способов общения и правил их применения. Это можно назвать этикой общения. Берн считал общение игрой. В игре необходимо хитрить. Двойного стандарта мало, нужно иметь еще более позиций, чтобы играть по настоявшему. Транзактный анализ. В точном переводе отдельный акт общения – сделка. Нормы социального общения (Вас не узнают или путают с другим человеком) Объединение групп ожиданий создает социальную роль. Социальная роль- совокупность выполняемых социальных ожиданий. Социальная позиция - объективна, роль – субъективна

Присвоение роли Человек – существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Освоение возможных социальных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль. В социологии эта фаза социального развития получила название социабилизации. Бихевиоризм Присвоение роли - результат социального научения. Санкции положительные или отрицательные. Когнитивная психология Изучает человека - как познающего. Присвоение роли- результат самокатегоризации, Психоанализ. Присвоение роли- результат эмоциональной, аффективной идентификации (отождествление).

Стадии присвоения ролей 1 стадия Ориентационная / идентификационная Выбор конкретного образца и идентификация с ним. 2 стадия Подражательная / имитационная Вся технология поведения должна быть освоена. 3 стадия Трансформационная / преобразовательная. Психологическое освобождение. Ролевое поведение, ролевое напряжение Неадекватная ролевая подготовка. Ролевые конфликты: между ролями и внутри одной роли. Способы ликвидации ролевых конфликтов: рационализация, разделение и регулирование ролей. Социальным статусом называется положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе.

Видео Крузо

«Первая пеленка ребенка – это саван его природной индивидуальности» Шарль Блондель Факторы развития личностных черт: Биологическая наследственность Физическое окружение Культура Групповой опыт Уникальный индивидуальный опыт. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Социализация

Десоциализация Ресоциализация Этап отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Добровольная Уход в монастырь, революционная деятельность. Этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, а, напротив, может даже духовно обогатить ее. Вынужденная Резкое, неблагоприятное изменение социальных условий: потеря работы, личная драма. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности (алкоголизм, наркомания, бродяжничество). Глубокая или поверхностная Следующий за этапом ресоциализации этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

Потребность Особенности потребности Потребность – объективная необходимость в чем то внешнем. Это нечто внешнее называют благом Потребности представлены в психике в виде эмоций. Эмоция- психическое отражение актуального состояния потребности. Голод вызывает эмоцию фрустрацию- негативно- эмоциональное состояние при невозможности достигнуть цели. Потребности – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный постоянный и актуальный объем и представленная (прямо или косвенно) психически: эмоции, желания, стремления и т.д.

«Опредмечивание» потребности До опредмечивания потребности После опредмечивания потребности Общая ненаправленная активность.Направленная активность- деятельность. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей. Любой сверстник может стать другом. Резкое сужение возможных благ. Подросток находит друга. Потенциально все остальные тоже могут быть друзьями, но психологически - нет Наличие фрустрации.Аффективное закрепление предмета потребности. Соединяем характеристики опредмечивания и получаем – мотив. Мотив - это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность.

Первая функция связывает мотив с потребностями. Побуждающая функция мотивов. Когда у потребности возникает предмет, то потребность предает свою функцию мотиву Вторая функция связывает мотив с деятельностью. Смыслообразующая функция мотива. Мотив наделяет смыслами наши действия, даже условия в которых деятельность наполняется. Когда человек понимает смысл своего бытия, своих действий, он может вытерпеть любые страдания. Потребности – формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Зачем человек строит дом?

Человеческие потребности мире.

Направления объективного подхода Структурный анализ ( Клод Леви-Стросс) Функциональный анализ (Р. Мертон) Системный анализ ( Т. Парсонс) Направления субъективного подхода Символический интеракционизм Г. Блаумер, Дж. Мид, Ч. Кули Феноменология Э. Гуссель, А. Шюц Психологическое направление З. Фрейд, Э. Фромм

Чарльз Кули

Дж. Мид ( )

Психологическое направление Г. Тард Л. Уорд

Э. Дюркгейм ( ) Отвергал концепцию подражания, нашел механизм социализации в принуждении индивида обществом. Важной чертой социального факта помимо его объективности является его принудительная сила. Поскольку человеческое общение – фундаментальная потребность человека, социальное принуждение есть то, чего хочет он сам, а не совершенно чуждая ему внешняя сила (государство обладает монополией на власть над человеком, но последний добровольно подчиняется ему).

П. Сорокин ( ) П. Сорокин дает классификацию механизмов социализации: Имитация Идентификация - сознание принадлежности к той или иной общности Стыд Вина Тем самым он вводит моменты, связанные с наличием такого внутреннего свойства человека как совесть.

Карл Маркс ( )

М. Вебер ( )

Р. Дарендорф (р.1929)

Г. Лебон ( )

Дж. Хоманс (р.1910)

П. Лавров ( )

Р. Мертон ( ) Классификации социальной типологии личности Конформист – это индивид, который разделяет цели данной культуры и общества, стремясь осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами. Новатор – это индивид, который, хотя и принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными средствами. Обогатившийся мошенник или авантюрист – пример такой личности. Ритуалист – это индивид, который не признает цели и ценности своего сообщества, однако, ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. Бюрократ является примером такого типа адаптации Ретритист – индивид, который отрицает и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения, уходит от социальной реальности реально или иллюзорно (психологически). Типичный пример – наркоманы и алкоголики. Бунтарь, у которого общепризнанные цели и средства вызывают негативное отношение.

Личность это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Нормативная личность – черты нормативной личности выражают данную культуру, идеал личности данной культуры Модальная личность – наиболее распространенный в обществе тип личности со средними, типичными чертами называется. Под этой личностью П. Дьбойс понимает наиболее часто встречающийся тип личности, отражающий характерные черты культуры данного общества. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение. Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.