ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методические рекомендации к методическому объединению по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методические рекомендации к методическому объединению по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт.
Advertisements

Виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Музыка, как средство воспитания культурного человека. Презентация программы по музыке «Родничок» ШРР «Буратино» педагог дополнительного образования МБОУ.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Занятия - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольника.
МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ МУЗЫКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ.
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Презентация Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 103 комбинированноговида.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
все формы организации музыкальной деятель- ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
Проект «Неделя музыки» Подготовила и провела музыкальный руководитель Мельник Н. М.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Цели диагностической работы: 1.Выявление особенностей развития детей,обучаемых по внедряемой комплексной программе развития и воспитания дошкольников.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Государственное бюджетное образовательное учреждение "Многопрофильный образовательный центр"
Развитие музыкально- творческих способностей детей.
Конструирование ООП в соответствии с ФГОС ДО Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Транксрипт:

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Методические рекомендации к методическому объединению по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Раздел основной образовательной программы дошкольной образовательной организации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативные документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Цель дошкольного образования – разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности Гл.7 ст. 64 Цель дошкольного образования – разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности Гл.7 ст. 64

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Содержание образовательных областей Художественно-эстетическая область: -развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); -формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Содержание образовательных областей Художественно-эстетическая область: -развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); -формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; -реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Целевые ориентиры к концу раннего и дошкольного детства Виды детской деятельности – Музыкальная деятельность Виды детской деятельности – Музыкальная деятельность Основные направления: -образовательная деятельность с детьми; -поддержка детской инициативы; -взаимодействие с семьями воспитанников Основные направления: -образовательная деятельность с детьми; -поддержка детской инициативы; -взаимодействие с семьями воспитанников

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Глава II Ранний возраст - создание условий для приобщения к музыкальной культуре. Дошкольный возраст - создание условий -для ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; -развития способности к восприятию музыки; -приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности (в т.ч. музыкальной), развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Основная образовательная программа дошкольного образования дошкольной образовательной организации Обязательная часть – комплексная образовательная программа (программы) ( Обязательная часть – комплексная образовательная программа (программы) ( Часть, формируемая участниками образовательных отношений – парциальные программы, программы ДОО 1. Содержание образовательной работы в пяти образовательных областях. 2.Формы, методы и средства в образовательной деятельности с детьми различных групп, в том числе с ОВЗ. 3. Способы и направления поддержки детской инициативы. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 5. Описание условий для образовательной деятельности с детьми. 6. Организация образовательной деятельности в ДОО. 1. Содержание образовательной работы в пяти образовательных областях. 2.Формы, методы и средства в образовательной деятельности с детьми различных групп, в том числе с ОВЗ. 3. Способы и направления поддержки детской инициативы. 4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 5. Описание условий для образовательной деятельности с детьми. 6. Организация образовательной деятельности в ДОО.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Образовательные программы Комплексные (охватывают все аспекты реализации Стандарта) 24 образовательные программы Парциальные (могут быть посвящены решению конкретной проблемы развития дошкольников, определенной образовательной области или технологии, методу деятельности ) -«Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина); -«Камертон» (Э.П. Костина); -«Воспитание ребенка - дошкольника развитого, образованного, смекалистого, инициативного, неповторимого, коммуникативного, активного. Модуль «В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова) -«Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); -«Синтез» (К.В.Тарасова, Т.Г.Рубан) -«Малыш» (В.А. Петрова) -«Гармония развития» (Д.И.Воробьева) и др.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Размещение на сайте Городского методического центра в разделе «Дошкольное образование/ФГОС» obrazovanie/fgos/navigator-obrazovatelnykh-programm-doshkolnogo-obrazovaniya.htmlhttp://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe- obrazovanie/fgos/navigator-obrazovatelnykh-programm-doshkolnogo-obrazovaniya.html

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Программно-методическое обеспечение по образовательным областям

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Цель – развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности Задачи: – развитие эмоционально- ценностного восприятия произведений музыкального искусства; – формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства; – реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Музыкальная деятельность как культурная практика

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Недели Формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники, развлечения) Игровая деятельность Развлечения и праздники Совместная деятельность с воспитателями и родителями МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Музыкальная деятельность – это форма активности ребёнка, дающая возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, исполнителя, сочинителя Виды музыкальной деятельности: Восприятие музыки. Исполнительство (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально ритмические движения; -игра на детских музыкальных инструментах. Творчество (вокальное, инструментальное): -пение; -музыкально ритмические движения; -музыкально-игровая деятельность; -игра на детских музыкальных инструментах.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Виды образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность Занятие: -В зависимости от количества участников: фронтальные (2 раза в неделю) занятия (со всей группой детей) относятся к непрерывной образовательной деятельности (Са НПиН от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм и г.) -По содержанию: типовое (традиционное) – включены все виды музыкальной деятельности; доминантное (преобладание одного вида музыкальной деятельности, тематическое (наличие определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей); комплексное (взаимодействие различных видов искусства – музыки, литературы, театра и т.д. ), интегрированное (раскрытие темы через разные виды детской деятельности с участием педагогов образовательной организации) Занятие: -В зависимости от количества участников: фронтальные (2 раза в неделю) занятия (со всей группой детей) относятся к непрерывной образовательной деятельности (Са НПиН от 15 мая 2013 г. N 26 (с изм и г.) -По содержанию: типовое (традиционное) – включены все виды музыкальной деятельности; доминантное (преобладание одного вида музыкальной деятельности, тематическое (наличие определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей); комплексное (взаимодействие различных видов искусства – музыки, литературы, театра и т.д. ), интегрированное (раскрытие темы через разные виды детской деятельности с участием педагогов образовательной организации)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Виды образовательной деятельности Организованная образовательная деятельность -Занятия: индивидуальные (2 раза в неделю по 5-10 минут), по подгруппам (2-3 раза в неделю по минут) -Культурно-досуговая деятельность: праздники (сезонные, традиционные, тематические); развлечения; музыкальные гостиные; театрализованная деятельность; тематические вечера -Совместная деятельность с воспитателями и специалистами (музыкальное сопровождение при проведении разных видов детской деятельности; при проведении режимных моментов: во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном и т. д.) -Занятия: индивидуальные (2 раза в неделю по 5-10 минут), по подгруппам (2-3 раза в неделю по минут) -Культурно-досуговая деятельность: праздники (сезонные, традиционные, тематические); развлечения; музыкальные гостиные; театрализованная деятельность; тематические вечера -Совместная деятельность с воспитателями и специалистами (музыкальное сопровождение при проведении разных видов детской деятельности; при проведении режимных моментов: во время утреннего прихода детей, за едой, перед сном и т. д.)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Виды музыкальной деятельности Содержание Восприятие музыки -слушание музыки; -образный рассказ, беседа, пояснение; -игровые задания. Пение -упражнения; -беседы о характере музыки, содержании песни; -пение; -музыкально-дидактические игры; -игровые задания (экспериментирование со звуками и др.). Музыка и движение -музыкально-ритмические упражнения; -танец; -музыкальная игра (под инструментальную музыку, пение, игры- инсценировки); -творческие задания. Элементарное музицирование -Указания, разъяснения, образные сравнения; -упражнения; -музыкально-дидактические игры; -проигрывание на музыкальных инструментах; -детский оркестр; -творческие задания.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Вид творчества Игровые задания Песенное творчество на основе накопления слухового опыта и развития на его основе музыкально- слуховых представлений -на звукоподражание (ориентация в различных свойствах музыкального звука: высоте, длительности, окраске силы и т.д.); -на произнесение имен в различной эмоциональной окраской и различной интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д. и с различной силой звука); -на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку (с интонацией возгласа, призыва, жалобы, удивления т.д.); -на завершение мелодий, начатой педагогом; -на сочинение мелодий и опорой на заданные интонацию, мотив или текст (с детьми старшего дошкольного возраста); -сочинение детских оперных спектаклей. Детское музыкальное творчество – умение ребенка воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Детское музыкальное творчество Вид творчества Игровые задания Творчество в ритмике – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе имеющегося запаса музыкально- ритмических движений и способности придумывать собственные оригинальные музыкально-двигательные композиции -самостоятельно выбрать движения, отражающие повадки зверей, птиц или других персонажей, наиболее полно отвечающие характеру музыки на основе образца движений педагога; -имитация игры на различных музыкальных инструментах; -передача в движении взаимоотношений различных персонажей, контрастирующих между собой; -передача музыкально-игровых образов в движении, составление музыкально-двигательных композиций; -свободное дирижирование: передача жестами характер музыки и музыкального произведения (динамику, темп т.д.).

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Детское музыкальное творчество Вид творчества Игровые задания Инструментальное творчество на основе -владения способами звукоизвлечения и навыками игры на различных музыкальных инструментах; -знания выразительных возможностей музыкальных инструментов, их тембров, особенностей звучания; -определенного запаса музыкально-слуховых впечатлений; -наличия комплекса музыкальных и общих способностей(воображения, фантазии, образного мышления и т.д.) -контрастное по характеру звукоподражание (например, редкие капли дождя – тихая звучность треугольника); -выбор инструмента для звукоподражания пению птиц, явлениям природы и т.д.; -сочинение простейших попевок и мелодий в различных жанрах, используя звуковысотных и ударных инструментов; -подбор мелодий по слуху; -сочинение несложных мелодий, различных по жанру и характеру; -инструментальные импровизации на основе имеющегося опыта инструментального музицирования (на заданную тему, жанр, свободные импровизации и т.д.)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Детское музыкальное творчество Вид творчества Задания для детей Творчество детей в процессе восприятия музыки на основе жизненно- психологического и эмоционального опыта ребенка, его музыкальных и общих способностей. -словесная передача эмоциональных переживаний от прослушанного произведения; -творческие задания, связанные с отражением в рисунке переживания от воспринимаемой музыки (цветовое и графическое моделирование музыки).

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Направления деятельности Формы работы Музыкальное просвещение родителей -Проведение: родительских собраний (круглые столы), дней открытых дверей, индивидуальных консультаций; -Организация обратной связи: («Почтовый ящик»), анкетирование, информирование родителей через ежемесячную газету (компьютерный вариант), создание фотоальбомов «Моя семья», «Музыкальный дневник группы»; -Проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию (подборки педагогической и психологической литературы). Приобщение родителей к совместной музыкальной деятельности -Проведение: музыкальных занятий, праздников и развлечений родителей с детьми; -Организация: выставки работ ребёнка и его родителей на тему «Рисуем музыку», конкурсов на лучший музыкальный ребус, кроссворд, лучший самодельный детский музыкальный инструмент. Проведение: дискуссионного круглого стола, КВН, музыкального абонемента «Детская филармония», клубного часа. Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Функциональный модуль «Музыка» (по материалам ФИРО ) Паспорт функционального модуля Формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники, развлечения) Игровая деятельность Развлечения и праздники Совместная деятельность с воспитателями и родителями Предметно-развивающая среда по музыкальной деятельности Назначение функционального модуля Для педагогов: ·Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства; ·Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями; ·Формирование и активизация сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, певческого голоса и выразительности движений; ·Приобщение к различным видам музыкальной культуры, знакомство и первичными элементами нотной грамотности. Для родителей: ·Приобщение к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства; ·Воспитание интереса и любви к музыке, обогащая впечатления дошкольников при знакомстве с различными музыкальными произведениями; ·Приобщение к различным видам музыкальной культуры.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Федеральный государственный образовательный стандарт ДО III глава При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Критерии и показатели музыкального развития ребёнка дошкольного возраста представлены в основной образовательной программе дошкольного образования образовательной организации с учетом комплексных и парциальных программ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Показатели развития детей в соответствии с возрастом Младший возраст (из образовательной программы «Мозаика») п/п Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью Показатели развития ребёнка Имеется в наличии Отсутствует 1. Слушает музыкальное произведение до конца. 2.Узнаёт знакомые песни. 3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы). 4. Замечает изменения в звучании (тихо громко). 5.Поёт, не отставая и не опережая других. 6. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать, двигаться под музыку с предметами.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Оценка качества дошкольного образования ( из выступления Тарасовой Н.В., руководителя Центра дошкольного общего и коррекционного образования ФИРО) ФГОС ДО предполагает оценку качества по условиям (то, что можно контролировать); Под условиями понимается создание образовательной среды развития ребенка (психолого-педагогические, кадровые условия, предметно-пространственная среда); В центре – психолого-педагогические условия, включая развивающее взаимодействие в системе «взрослый – дети».

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Литература 1. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», Дубна: Феникс, И.Л. Дзержинская «Музыкальное воспитание младших дошкольников», М, «Просвещение», 1985 г. 3. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах» под общ.ред. М.Е.Верховкиной, А.Н. Атаровой, СПб.: КАРО, Г.А. Праслова «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста», М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 1. Раздел «Музыки» в основной образовательной программе дошкольного образования ДОО с учетом комплексных и парциальных образовательных программ (задачи по музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста, организация музыкальной деятельности в ДОО, создание условий и т.д.). 2. Практическая часть: -опыт работы музыкального руководителя по разным видам музыкальной деятельности с учетом требований ФГОС дошкольного образования (показ разных форм образовательной и культурно- досуговой деятельности); -музыкальное развитие детей в проектной деятельности; -приобщение родителей к художественно-эстетической культуре посредством музыкального искусства; -образовательные и информационные технологии в музыке (ОРФ- педагогика и др.). Программа методического объединения:

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Отчет по методическому объединению 1. Программа методического объединения. 2. Лист регистрации (через сканер). 3.Презентации, тексты к презентации. 4. Тексты сообщений. 5.Конспекты, сценарии образовательной деятельности с детьми. 6. Практический материал (если имеется). Подготовить ссылку на видеоматериал методического объединения – через просмотр презентации Ссылку видеоматериала методического объединения необходимо прислать методисту Егоровой Т.И. на электронный адрес или разместить в таблице регистрации методических объединений в графе «Ссылка на материал» kdxBD3l2PClmdiyCvlzBA2TM/edit#gid= kdxBD3l2PClmdiyCvlzBA2TM/edit#gid=