Моделирование урочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Advertisements

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Малосюгинская средняя общеобразовательная школа» Семинар «Системно – деятельностный.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Транксрипт:

Моделирование урочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий". Н.М. Верзилин

УРОК - основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно мин). Большой энциклопедический словарь УРОКАМИ называется задание, которые учитель даёт ученикам для того, чтобы они запомнили информацию, улучшили знания, полученные ими в классе. Толковый словарь Дмитриева УРОК - нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Толковый словарь Ожегова

ЗАЧЕМ УЧИТЬ (цель)? КАК УЧИТЬ (технологии)? ЧЕМУ УЧИТЬ (содержание)?

Учителем называется тот, кто преподаёт какой- либо учебный предмет в школе, человек, который обладает высоким авторитетом в какой-либо области знаний, имеет последователей, учеников. Толковый словарь Дмитриева УЧИТЕЛЬ, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОКА В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Ученик - пассивный объект обучения, исполняющий требования учителя. Основной источник учебного материала - слово учителя. Структура урока отличается постоянством. Деятельность учащихся, носит подражательный и воспроизводящий характер (все сводится к копированию образца и запоминанию учебного материала). Ведущей формой обучения на уроке является фронтальная, а методом - монологический (один говорит все слушают и выполняют; один работает у доски, другие на своих рабочих местах и сверяют с "доской"). Согласованных критериев оценки знаний учащихся нет. Учитель ставит отметки "на глаз", примерно, в сравнении с другими ученикам. Цели и дидактические задачи урока формально присутствуют, хотя в отдельных случаях учитель объявляет цели и задачи урока, но они не всегда выдерживаются учителем в ходе урока

ЧЕРТЫ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Ученик - субъект обучения. Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; справочная литература; практические работы. Структура урока динамична, изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося. Ведущий способ обучения - коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем». Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим. Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов». Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.

ОТЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ УРОКА Структура традиционного урока Структура урока в соответствии с требованиями ФГОС 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Объяснение нового материала. 4. Первичное закрепление. 5. Самостоятельная работа. 6. Итог урока. 1. Самоопределение деятельности. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) 4. Открытие новых знаний. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. 7. Включение нового знания в систему знаний (повторение). 8. Рефлексия деятельности.

Урок усвоения новых знаний Тема: Дрожжевое тесто и изделия из него Цель: 1. Познакомить учащихся с технологией приготовления дрожжевого теста, значением обминок и расстойки, используя наглядные примеры (таблицы, плакаты) 2. Способствовать развитию восприятия, логического мышления, умению работать самостоятельно 3. Воспитывать интерес к русской кухни, её традициям. Технологическое оснащение урока: таблицы, плакаты, учебники Время проведения урока: 80 минут Ход урока I. Организационная часть: приветствие преподавателя, проверка состава группы, сообщение темы, целей, плана урока II. Проверка домашней работы III. Изучение нового материала 1. Из истории русской кухни (доклад ученика) 2. Технология замеса дрожжевого теста и подготовки продуктов для замеса теста. Химические процессы, происходящие при замесе и расстойки теста (объяснение преподавателя, ученики работают с раздаточным материалом, составляя краткий конспект). IV. Закрепление изученного материала: просмотр плакатов и таблиц. V. Самостоятельная работа VI. Итог урока: подведение итогов урока, домашнее задание. Индивидуальные задания - сообщения по истории приготовления песочного теста; особенностей замеса

Так мы учили, а может еще учим?

Современный урок характеризуется следующими признаками: 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. Реализуется системно-деятельностный подход к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии.

Урок «открытия» нового знания. Тема: Дрожжевое тесто и изделия из него Педагогическая цель: создать условия для изучения технологии приготовления блюд из дрожжевого теста; для знакомства с инструментами, приспособлениями для приготовления мучных изделий. Содействовать укреплению межпредметных связей (русского языка, литературы, истории, химии, биологии); интереса к народной кухне, воспитанию художественного вкуса. Планируемые результаты: Личностные: Метопредметные: Предметные: Оборудование: кулинарные книги, кулинарные интернет-сайты, проектор, текст русской народной сказки «Колобок», толковый словарь русского языка, кухонное оборудование, ингредиенты для замеса теста. Организационная структура урока 1. Самоопределение деятельности (мотивация). 2. Актуализация опорных знаний. 3. Постановка проблемы(создание проблемной ситуации). 4. Открытие новых знаний. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу. 7. Включение нового знания в систему знаний (повторение). 8. Рефлексия деятельности.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Личностные: обеспечивают ценностную ориентацию детей. Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности. Коммуникативные – обеспечивают планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение принимать решение, брать ответственность на себя. Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока Требования к уроку Действия обучающихся Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Определение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Требования к современному уроку: хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; время сбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока дети; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым.

Основные компоненты современного урока: Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Ваше отношение?

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил: Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап. Продумать форму подведения итогов урока. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Критерии эффективности современного урока: Обучение через открытие Самоопредел ение Наличие дискуссий Развитие личности Демократич ность. открытость Осознание деятельност и Моделировани е затруднений и поиск путей решения Проектирование деятельности «Открытие» в коллективном поиске Радость от преодоленной трудности учения

Методические принципы инновационного урок а Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта урока Тема Тип урока Цель деятельности педагога Создать условия для… Планируемые результаты Предметные: Метопредметные: Личностные: Межпредметные связи Формы обученияфронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая Образовательные ресурсы Основные понятия Оборудование

Дидактическая структура урока Обучающие и развивающие компоненты Деятель ность учителя Деятель ность учащихся Формируемые УУД Промежуто чный контроль Мотивация (самоопределение) Актуализация знаний и фиксация затруднений Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Открытие нового знания Первичное закрепление Самостоятельная работа Рефлексия деятельности

Рекомендации по проектированию этапов урока в соответствии с технологической картой Время Этап урока ЦельТребования Рекомендации 1-2 мин Мотивация (самоопред еление) Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, и т.д.; беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

Актуализация знаний и фиксация затруднений Выявление места и причины затруднения, готовность и осознание потребности к построению нового способа действий 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»), и его самостоятельное осуществление; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании. коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в группах или фронтальное побуждающий диалог и т.д.; индивидуальные формы работы: задания для самостоятельного выполнения, диктант и др.; вербальная фиксация различных вариантов решения и отсутствия изученного их обоснования.

2-3 мин Постановк а учебной задачи Постановка цели деятельности сопоставление детьми действий с используемым способом (где?); выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?); на этой основе учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. коммуникатив ное взаимодействи е, подводящий диалог, побуждающий диалог; включение эмоциональног о компонента: «яркое пятно», похвала и.т.п.

10-11 мин Открытия нового знания Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т. е построение обучающимися нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. учащиеся выбирают метод решения учебной задачи – свойство, понятия, алгоритм, модель и т.д. – и на его основе строят план достижения цели, выдвигают, обосновывают и проверяют гипотезы; определяют средства, используются предметные действия с моделями, схемами и пр.; новый способ действий фиксируется – вербально и знаково; учащиеся преодолевают возникшие затруднения с помощью нового способа действия. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов) коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.; использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.

4-5 мин Первичное закрепление Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, оформляют новые алгоритмы. коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию; «цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.

4-5 мин Самостоятельн ая работа Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой, закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели Учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий; самостоятельная проверка по алгоритму; создание ситуации успеха; допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Обучение процедуре грамотного самоконтроля; – письменная работа, небольшого объёма, узкой типовой направленности; – индивидуальная деятельность.

2-3 мин Рефлексия учебной деятельност и на уроке (итог урока) Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания), самооценка результатов деятельности; организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке ; фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). беседа, самостоятельная работа; – обсуждение вопросов: Что нового вы узнали? Каким способом выполняли задание? Где используется этот способ? Каковы результаты? Что нужно сделать ещё? Возможно использование специальных сигналов: цвет, знак, шкала и т.д. – для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности.

Организация деятельности учащихся на уроке Занятость направленной деятельностью ( плотность урока) – от 60 % до 80 % времени Продолжительность различных видов деятельности – от 5 до 10 минут Продолжительность физкультминуток на 20 – 35 минуте урока по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3 – 4 повторами

Количество видов учебной деятельности - от 4 до 7 видов. Частота чередования различных видов деятельности (смена деятельности через 7 – 10 минут). Частота чередования позы ученика – 4 – 7 (столько, сколько видов деятельности) Наличие эмоциональных разрядок – 2 – 3 за урок

Построение организационной схемы урока учитывая следующие принципы: Просчитать хронометраж каждого этапа урока Подготовить дополнительные задания для «сильных» учащихся Перед просмотром видеофрагмента, слушанием текста или ответа - ставить цель для обучающихся Никогда не заканчивать урок после звонка!!!