Слайд-лекция Развитие личности и познавательной сферы студента в процессе обучения в ВУЗе Дисциплина: Психология Специальность: 6 М 012000 – Профессиональное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Advertisements

Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
«Психологический аспект в социализации студентов первого года обучения»
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Майнская средняя общеобразовательная школа г. Саяногорска. Профориентационная деятельность, как одно из условий успешной.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Педагогические компетентности школьного библиотекаря.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
С одной стороны, цель психологии в педагогике - это овладение профессиональными навыками, которые в будущем покажут эффективность деятельности нынешних.
Социальная компетентность личности Выполнил студент.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Транксрипт:

Слайд-лекция Развитие личности и познавательной сферы студента в процессе обучения в ВУЗе Дисциплина: Психология Специальность: 6М – Профессиональное обучение и технические специальности магистратуры Авторы: кандидат педагогических наук, доцент Ударцева Светлана Михайловна Ударцева Светлана Михайловна; магистр педагогики Тихонова Иляна Борисовна

План лекции: 1. Особенности развития личности студента; 2. Типология личности студента; 3. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения в ВУЗе. 2

Термин «студент» (с латинского) усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями 3

- с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности; - с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.; - с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. 4

- профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе; - социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения. 5

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно- информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям; 2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов- первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; 3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе. 6

1. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям; 2. Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен; 7

3. Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации; 4. Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. 8

- укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; - совершенствуются, "профессионализирую тся" психические процессы, состояния, опыт; - повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента; - растут притязания личности студента в области своей будущей профессии. 9

- на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента; - повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту; - крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе. 10

Факторы, определяющие социально- психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: - с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание; - которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять. 11

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. 12

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности Ко второй группе относятся студенты, которые стремятся приобрести знания во всех сферах учебной деятельности 13

К третьей группе относятся студенты, которые проявляют интерес только к своей профессии К четвертой группе относятся студенты, которые неплохо учатся, но к учебной программе относятся избирательно, проявляют интерес только к тем предметам, которые им нравятся К пятой группе относятся лодыри и лентяи. В вуз они пришли по настоянию родителей или "за компанию" с товарищем, или для того, чтобы не идти работать и не попасть в армию 14

Среди отличников можно выделить три подтипа: «разносторонний», «профессионал», «универсал». Среди «хорошистов» – два подтипа: 1) студенты с хорошими способностями, но недостаточно трудолюбивые. В большинстве случаев они учатся неровно, по профилирующим предметам у них могут быть и отличные оценки, в то время как по общеобразовательным иногда даже "три"; 2) студенты со средними способностями, но с большим трудолюбием. Как правило, они учатся ровно по всем предметам. Представители этого подтипа старательно записывают все лекции, но нередко отвечают только по конспектам, учебнику или обязательному первоисточнику. 15

1) не адаптировавшиеся к специфическим условиям вузовского обучения первокурсники. 2) не способные к восприятию качества или логики изложения предлагаемого материала. 3) допустившие ошибку в выборе профессии, что заставляет думать об улучшении работы по профориентации школьников и отборе поступающих в вузы. 4) недобросовестно относящиеся к учебе. Как правило, это студенты, представляющие свою будущую деятельность (и жизнь) легкой и беззаботной, не требующей особых знаний и умений. 16

Разделение мышления на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе. 17

Разделение мысли­тельной деятельности на творческую и репродуктивную проводится на основе как объективных, так и субъек­тивных (психологических) критериев: 1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта; 2. К критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия); 3. Процесс или результат мыслительного акта называют творческим только в том случае, если он не мог быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. 18

4. Творческое мышление связывают обычно не столько с реше­нием уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью са­мостоятельно увидеть и сформулировать проблему. 5. Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. 6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и дли­тельной или более кратковременной, но очень сильной мотивации. 19

1. Анализ процесса решения так называемых малых творческих задач, или задач на смекалки; 2. Использование наводящих задач; 3. Использование «многослойных» задач; 4. Методы экспертных оценок для определения творчески рабо­тающих людей в той или иной области науки, искусства или прак­ тической деятельности. 20

5. Анализ продуктов деятельности для определения степени но­визны и оригинальности. 6. Некоторые шкалы личностных опросников и проективных тес­тов (ММР1, тест Роршаха) могут давать информацию о выражен­ности творческого начала в мышлении человек. 7. Специальные тесты креативности (творческости), основан­ные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допу­ скают неограниченное, как правило, число решений. 21

1. Скибицкий Э.Г., Егоров В.В., Скибицкая И.Ю. и др. Психология. – Караганда: Изд-во КарГТУ, 2014.; 2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2010.; 3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2009.; 4. Психолого-педагогическая диагностика/под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамовой. – М.,

1. Составляющие социальной адаптации студентов в вузе; 2. Формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза; 3. Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты; 4. Типы деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания; 5. Методы эмпирического изучение творческого мышления в современной пси­ хологии. 23