(1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Advertisements

ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Подготовка к ЕГЭ. Часть С Казарина Н. Н., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Первоуральск,2013.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ПоступокНравственность Поступок – это совершенное кем-нибудь действие. Нравственность– это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Тема детского проекта: Как определить какое настроение у человека? Авторы: дети подготовительной группы, МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок»
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит.
Литературный герой. Любое действующее лицо литературного произведения является литературным героем.
Транксрипт:

(1) На одном из полустанков в нашем вагоне появилась бабулька, и мы невольно залюбовались ею: чистенькая, аккуратная, она как будто шагнула в него прямиком после светлой пасхальной заутрени, покинув стайку других таких бабушек, только что отсеменивших вслед за клиром крестный ход, венчающий празднование Благой вести. (2)Почему в моем сознании образ ее связался именно с пасхальной службой? (3) Когда я был на ней последний раз? (4)Возможно, незнакомая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку Катю, к которой родители давным-давно привозили меня погостить. (5)Память спрятала и без того ограниченное короткими каникулами счастливое время общения с бабушкой, но оставила мне неистлевшим наследством одну ночь накануне Пасхи, из которой и пришла эта неожиданная ассоциация. (6)Деталей той ночи почти не осталось в моей памяти, но навязчивое желание вспомнить их поселилось в душе, как только я внимательно рассмотрел нашу новую попутчицу. (7)Глаза ее были исполнены света и тихой, глубокой радости, такой, какая снисходит на людей, ее заслуживших, победой над долгой болезнью или возвращением домой после продолжительного отсутствия. (8)- Здравствуйте, добрые люди. (9) Чай, не помешаю вам в дороге, уж недолгий до Москвы-то путь остался – ночь одна. (10)- А вы как будто на праздник какой в столицу собрались! - прервала мои размышления проводница, также с удовольствием разглядывая опрятную пассажирку. (11)И бабушка, очевидно, сочтя за радость выговориться, рассказала, присев на край полки, что едет к внуку – он два года назад закончил вуз («Да головастый, одни пятерочки!»), нашел хорошую работу («Начальник большой!»), а через полгода после института купил в столице квартиру, и вот завтра празднует день рождения («Слава Богу, здоровый да сильный вырос!». (12)Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом («То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!». (13)- Сразу после вуза да квартирка в Москве? (14)Неплохо устроился! – заметил наш сосед по купе. – (15)Родители, небось, помогают? (16)- Да кабы родители, - бабушка вмиг посерьезнела, - померли оба, горемычные… 17)Петюша еще мелкой был. (18)Дед да я его обуютили. (19)А когда и деда вскорости не стало, вдвоем остались мы. (20)Я пенсию да пособие откладала помаленьку, опосля квартиру его родителей да дом наш продали, я к сестре перебрался, вот и собралось. (21)Мне-то деньги на кой? (23) Мне не надо, к деду, чай, на тот свет не забрать.

(22)И мы услышали простой, без расчёта на сочувствие окружающих, рассказ о том, как трудно было им воспитывать вдвоем Петю, оставшегося без родителей, о том, как он стал их единственной отрадой, как рос слабеньким и больным и как поздними вечерами, когда засыпал внук, она мыла подъезды, чтобы по совету врачей каждый год возить его летом на море, как по копеечке всё собиралось на будущее «большого начальника». (23)И столько в ней было радостного ожидания долгожданной встречи с любимым внуком, что мы все прониклись и им, и самоотверженностью заботы стариков, и счастливым волнением в тихом голосе пожилой женщины, так сильно напоминавшем мне голос моей бабушки Кати. (24)И вдруг знакомые интонации, точно ключ заржавелый замок, распахнули дверь в памяти, за которую, я думал, уже никогда и не попаду – дверь в ту пасхальную всенощную – первую ночь в моей жизни, когда мне было разрешено не спать. (25)Бабушка Катя взяла меня с собой, и я, мало понимавший смысл происходящего, не смог выстоять службу до конца и задремал на лавочке у стены, а когда проснулся, хор пел, и толпа вторила ему: «Воистину воскресе!» (26)- Чему люди радуются, бабушка? (27)- Тому, что Господь вернулся. (28)- А что такое Господь? (29)- То любовь, внучок. (30)Бабушка тогда ничего больше не добавила к этому определению… (31)- Алё! (32)Алё, милок! (33)Мои воспоминания прервал радостно-взволнованный голос бабушки Петра. (34)Оказалось, мои попутчики уговорили её позвонить-таки внуку, чтобы тот встретил на вокзале: действительно, как она сама будет добираться? (35)- Приезжаю я завтра на день рождения к тебе, Петенька!(36) Чай, не помешаю денечек-то, а? (37)Мы замерли и, улыбчиво переглядываясь, прислушивались к разговору, и всем нам очень хотелось порадоваться вместе с бабулькой реакции внука. (38)Но улыбка тихонько сползала с её лица, сгорбилась спина, и сухонькая рука старушки, задрожав, потянулась за белоснежным платочком в кармашке кофточки... ( 39)- Да разве ж я знала? (40)Да что ж мне теперь-то? (41)Да неужто ж я тебя опять не увижу?(42) Ну, ничё, ничё, не серчай, родненький… (43) С днем рождения тебя, внучочек!...

(44)Старушка, не сразу попав рукой в карман, спрятала телефон и беспомощно посмотрела на нас: (45)- Да неужто ж я помешала бы, а? (46)Да что же мне теперь-то? (47) Внук, как выяснилось, уже начал праздновать день рождения с «очень нужными», как он сказал, людьми, в его собственной квартире. (48)Он вообще не ждал старушку, и, как оказалось, ей даже негде было остановиться: «Баб, ну две комнаты всего-то! (49)И встретить не смогу – ну гости ведь! (50)Принесло же тебя, ну чего не позвонила раньше? (51)Ты давай езжай сразу обратно, а я потом сообщу, когда приехать!»… (52)Оставшийся путь до Москвы мы ехали молча: пили чай в гнетущей тишине, избегая смотреть в глаза друг другу, словно чувствуя за собой какую-то вину, отвернувшись, лежали на полках, а приехав, торопливо выходили из вагона, прощаясь, кивали с облегчением, словно покидали тесную камеру, в которой вдруг стало нечем дышать… (53)Бабушка Петра подошла ко мне на перроне, простодушно и доверчиво протянула плетеную корзинку – единственный ее багаж: «Милой, ты, я поняла, тутошний; не сочти за тяжесть, передай Петюше – тут пирог и деньги в конверте, адрес написан, ты отвези ему. (54)Да не серчай на внучика: Господь-то ему ума дал, а сердца, вишь, пожалел»… (55)Я помог ей купить обратный билет, устроил в зале ожидания и уже в такси, разглядев аккуратно написанный адрес на конверте, вспомнил, как перебирал однажды старые фотографии своей бабушки Кати и нашел среди них потертую пасхальную открытку, на которой было старательно выписано: «Послание к Коринфянам святого апостола Павла». Половина слов была затерта так, что невозможно было уже прочитать: «Любовь долготерпит, милосердствует…не ищет своего, не раздражается…все покрывает, всему верит, все переносит…». (56) И в самом низу: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (57) Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (58)Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (59) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (60)И картинка вдруг расплылась... (По Павловой О.)

1. Чтение и определение стиля, понимание общего содержания текста. 2. Прояснение содержания: краткий выборочный пересказ – ответы на вопросы: кто герой текста? /где? когда?/ что делает? что происходит?/ какие чувства героя раскрываются? 3. Определение проблемы. Ответ на вопрос: зачем автор описывает эту ситуацию и чувства героя? 4. Определение авторской позиции, вычитывание концептуальной, скрытой информации: - анализ размышлений главного героя, его поведения; - определение характера взаимоотношений героев; - анализ отношения автора к героям через эмоциональной тон повествования, описания, оценочную лексику, сравнения, метафоры Создание собственного текста.

1. Изучающее чтение Определение темы текста: «О чем этот текст?» Сканирование, поиск и фиксирование всех средств, с помощью которых вычитывается проблематика текста, его идея. Ученик просто отмечает все, что видит. 2. «Сортировка» и обработка ЧТО в тексте и КАК помогает а) сформулировать проблему текста; б) увидеть её аспекты; в) определить авторскую позицию. (Как собранный материал «работает» на создание сочинения?) 3. Создание собственного высказывания (текста сочинения) Работа ученика: от чтения - к анализу и сочинению

На какой вопрос НЕТ в тексте ответа? 1. Как бабушке удалось вырастить внука, рано оставшегося сиротой? 2. Чем покорила бабушка Петьки случайных попутчиков? 3. Какова роль цитаты из Евангелия в тексте? 4. Почему внук вырос черствым, неблагодарным человеком? 5. Как относится рассказчик к памяти о своей бабушке?

У. Эко: «В текст встроена стратегия его чтения» … И бабушка, очевидно сочтя за радость выговориться (почему?) (устала от одиночества), рассказала, разместившись на своей полке, что едет к внуку... Приехать к внуку бабулька решила сюрпризом... (Почему?) (Не было сомнений в том, что он ей будет рад). Взгляд мой упал на пирог, которому предстояло украсить недостойный его праздничный стол. (Украсить – в этом у рассказчика нет сомнения, несмотря на то что на столе для «важных гостей» явно были дорогие и красивые яства). (Почему выбраны эти слова?) Самую его макушку украшало сплетенное из теста маленькое, ссохшееся за время пути сердечко. (Почему выбрано такое определение?) (Сердечко как будто бабушкино: оно тоже «ссохлось» за время пути – внук ее не ждал…) «Все бабушки одинаковые», - подумал я. (Почему?) (Они щедро и бескорыстно отдают сердце, любовь). И картинка вдруг расплылась... (Почему? Как это характеризует рассказчика?)

Роль заглавия текста «Служит одновременно именем художественного произведения и индивидуально-авторским высказыванием о нем» «Это компрессированное, нераскрытое содержание текста… Название можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» «Намечает ту доминанту, которая определяет собой построение рассказа» «Заглавие несёт первичную информацию о содержании текста» Гальперин И.Р. Выготский Л.С. Кожина М.А. Брудный А.А.

Заглавие помогает понять основную проблему текста тему текста систему образов текста развитие авторской идеи разные смыслы текста

Выберите (предложите) наиболее подходящее заглавие текста. Прокомментируйте свой выбор (вариант названия). 1. Случайная попутчица 2. Бабушка и внук 3. Воспоминания о детстве 4. День рождения внука 5. Подарок от бабушки 6. Дорожная история

Подарок от бабушки Заглавие рассказа полифонично: оно выражает оценку рассказчика, отражает точку зрения автора. Заглавие выделяет образ героини рассказа, внутреннее содержание текста, становится основной темой авторского высказывания.

Подарок от бабушки 1 Пирог и деньги на день рождения 2 Жизнь, посвящённая внуку Любовь, забота, всепрощение 3 Важное наследство – добрая память о ней Урок бабушки Кати 4 Умение любить, заботиться, понимать и сострадать

Роль начала художественного текста 1. Вводит систему координат модели мира, созданного автором 2. Выполняет функцию фонового описания 3. Участвует в создании характеристик как главных, так и второстепенных персонажей 4. Заключает в сжатом виде основное содержание текста или его части. Кто? Где? Когда?

Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини рассказа Чистенькая, аккуратная; опрятная пассажирка, глаза наполнены светом и тихой, глубокой радостью; радостное ожидание встречи; счастливое волнение в голосе; радостно-взволнованный голос; белоснежный платочек. Поясните, почему автор выбрала для описания своей героини имена прилагательные. Сделайте вывод о функции этой части речи в художественном тексте. Какова роль этих ключевых слов в тексте? Как деталь в портрете помогает выявить человеческую сущность?

Укажите, какие единицы языка помогают дать характеристику героине на основании её речи Синтаксис: обращения: добрые люди, милок, родненький, Петюша, внучочек, милой; простые предложения Пунктуация: («Да головастый, одни пятерочки!» « Начальник большой!», «Слава Богу, здоровый да сильный вырос!», «То-то обрадуется! Уж два годочка не виделись!» «Да разве ж я знала? Да что ж мне теперь-то? Да неужто ж я тебя опять не увижу?» «Да неужто ж я помешала бы, а? Да что же мне теперь-то?» Морфология: глаголы повелит. наклонения (просьбы): не сочти за тяжесть, передай Петюше, отвези ему, не серчай на внучика Лексика: просторечные, разговорные слова (шибко, кабы, чай, горемычные, обуютили, вскорости, опосля, неужто и т.д.) Морфемика: родненький, внучочек, внучик

Повествование от первого лица в композиции художественного произведения может указывать только на образ рассказчика (не автора)!

Автор и рассказчик в художественном тексте В образе автора отражаются и им определяются тема, сюжет, композиция, идея произведения; изображение событий, героев, их поступков, поведения; все особенности языкового выражения – «словесная ткань текста». Автор «всеведущ» ???? Представляет автора в тексте; очевидец происходящего; принимает участие в событиях; повествует о них; с его помощью автор создает иллюзию достоверности событий; ему доверена авторская оценка событий и героев. Рассказчик, не описывая внутреннее состояние героев, передает их переживания через внешние проявления.

Рассказчик передает переживания через точную, выразительную деталь. Найдите примеры таких деталей в тексте, определите их роль. Выпишите средства языка, с помощью которых читатель может увидеть эти переживания.