Классификация методов психологии ЛЕКЦИЯ. план 1.Организационные методы комплексный метод. 2. Лонгитюд. 3. Метод поперечных срезов. 4. Эмпирические методы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
Advertisements

Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Предметом изучения современной психологии являются: Психические познавательные процессы Психические состояния личности Психические свойства личности ощущениеактивностьнаправленность.
Метод(от греч. «путь исследования, теория, учение») - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического.
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Структура и содержание биологического исследования ТРИЗ.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Краткая характеристика методов научного исследования.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Исследовательская деятельность Барамидзе Вера Борисовна.
Методы оценки качества продукции. Методы оценки качества продукции.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Транксрипт:

Классификация методов психологии ЛЕКЦИЯ

план 1. Организационные методы комплексный метод. 2. Лонгитюд. 3. Метод поперечных срезов. 4. Эмпирические методы

Методы психологического исследования есть системы операций с психологическими объектами 1. Теоретические методы (мысленный эксперимент, моделирование, метод аналогий, интерпретации) Ученый взаимодействует со знаково- символическим образом объекта, его аналогом. 2. Эмпирические методы Проводятся для проверки правильности теоретических положений Ученый взаимодействует с самим объектом (наблюдение, эксперимент, измерение).

Методы – приемы и средства, с помощью которых ученые получают научные сведения для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций Связь Поведение С объектом исследователя Опосредованный Непосредственный Активный ЭкспериментБеседа ПассивныйИзмерение Наблюдение

Классификация Б.Г.Ананьева Уровень методики (проективные. Уровень методического приема (РЭП- тест). Уровень метода (наблюдение, экспери-мент). Уровень организации исследования (эмпирические, теоретические). Уровень методологического подхода (психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.).

Классификация С.Л.Рубинштейна Основные Наблюдение (внешнее и внутреннее). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого- педагогический). Вспомогательные Физиологический эксперимент.

Классификация Г.Д. Пирьова Самостоятельные Наблюдение объективное и субъективное (непосредственное и опосредованное). Эксперимент (лабораторный, естественный, психолого- педагогический). Моделирование Психологическая характеристика. Вспомогательные Математические. Графические. Сравнительные.

Классификация Б.Г.Ананьева Организационные Сравнительный. Лонгитюдный. Комплексный. Эмпирические Обсервационные. Экспериментальные. Психодиагности- ческие. Анализ продуктов и результатов деятельности. Моделирование. Биографические. Обработки данных Матем.-стат. анализа. Качественного анализа. Описания. Интерпретации Генетические (филоген. и онтогенез.). Структурные (типологизация, классификация)

Классификация В.Н.Дружинина Эмпирические, при которых осуществляется взаимодействие S и O исследования Интерпретацион- ные, при которых S «внешне» взаимодействует со знаково-символическими образами объекта Теоретичес- кие, когда S взаимодействует с мысленной моделью объекта

Организационные методы ЭТИ МЕТОДЫ СКОРЕЕ СЛЕДУЕТ ИМЕНОВАТЬ ПОДХОДАМИ, ТАК КАК ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ НЕ СТОЛЬКО КОНКРЕТНЫЙ СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ, СКОЛЬКО ПРОЦЕДУРНУЮ СТРАТЕГИЮ. ВЫБОР ТОГО ИЛИ ИНОГО СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ЗАДАЧАМИ. А ВЫБРАН­ НЫЙ ПОДХОД, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, САМ ОПРЕДЕЛЯЕТ НАБОР И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ МЕ­ТОДОВ СБОРА ДАННЫХ ОБ ОБЪЕКТЕ И ПРЕДМЕТЕ ИЗУЧЕНИЯ.

Комплексный метод (подход) предполагает организацию комплексного исследования ка­кого-либо объекта. По существу это, как правило, междисциплинарное исследование, по­ священное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы ис­следования разные.

лонгитюд

Классификация Й. Шванцара и В. Смекал видов лонгитюдного исследования A. В зависимости от продолжительности исследования: Кратковременное наблюдение. Долговременное наблюдение. Ускоренное наблюдение. Б. В зависимости от направления хода исследования: Ретроспективное наблюдение. Перспективное (проспективное) наблюдение. Сочетанное наблюдение. B. В зависимости от применяемых способов: Истинное лонгитюдное наблюдение. Смешанное наблюдение. Псевдолонгитюдное наблюдение.

Виды логнитюдного исследования Кратковременное наблюдение рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенезеза, богатых изменениями, скачками в развитии. Например, грудной период младенчества, пе­риод созревания в отрочестве–юношестве и т. п.

Если же целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдель­ными периодами и отдельными изменениями, то рекомендуется долговременный лон ги­тюд. Виды логнитюдного исследования

Ускоренный вариант предназначен для изучения продолжительных периодов разви­тия, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп. Возрастной диапазон каждой группы зави­сит от цели исследования. В практике наблюдения за детьми он обычно составляет 3-4 года. Смежные группы перекрывают друг друга на один- два года. Параллельное наблюде­ние за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватыва­емый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким обра­ зом, исследование, проводимое в течение, скажем, 2–3 лет, может дать продольный срез для 10–20 лет онтогенезеза.

Ретроспективная форма позволяет проследить развитие человека или его отдельных ка­честв в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это, в первую очередь, автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. Перспективный, или проспективный способ – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. Сочетанное исследование предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного.

Истинный лонгитюд представляет собой классическое выполнение длительного наблю­дения за одним объектом. Смешанным считается такое, при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравни­тельную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т. е. их состав от периода к периоду уменьшается.

Псевдолонгитюдные исследования заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показа­телей. Норму получают через поперечные срезы группы, т. е. через усредненные данные по каждой группе. Здесь со всей очевидностью проявляется недопустимость противопо­ставления поперечных и продольных срезов, поскольку последние, как видим, можно по­лучить через последовательный (хронологический) ряд поперечных срезов. Кстати, именно таким образом «получено большинство известных до настоящего времени норм онтогенезетической психологии».

Метод поперечных срезов Тип организации эксперимента, когда группы людей разного возраста изучаются одновременно. К примеру. исследователь, который хочет выяснить, как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы. Аргументы за: Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах т. е. типичных представлениях разных возрастных групп. Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода. Аргументы против: Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем не подкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когда они находились в этом возрасте. Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастной спектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты». Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастные факторы».

Эмпирические методы

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДЫ ГУМАНИТАРНОЙ (ОПИСАТЕЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИИ

МЕТОДЫ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Классификация методов (Основные) наблюдение эксперимент (специфические психологические) Тестирование Опрос Анализ прод. Д. (мета научные) Стат. Анализ Матем. Моделир-е

с позиции исследователя АКТИВНЫЕ ПАССИВНЫЕ эксперимент наблюдение опрос тестирование ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОДНОМОМЕНТНЫЕ наблюдение опрос ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ НЕЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТ ТЕСТИРОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ (КОНСТАТИРУЮЩИЙ – АНАЛИЗ ФОРМИРУЮЩИЙ) ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБУЧАЮЩИЙ – ВОСПИТЫВАЮЩИЙ)

Классификация экспериментальных методов НАБЛЮДЕНИЕ (виды) Свободное – стандартизированное Включённое – стороннее Внешнее – внутреннее(самонаблюдение) ОПРОС (виды) Устный (беседа, интервью) Письменный (анкетирование) ВИДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ: очное – заочное сплошное – выборочное открытое – закрытое авторизированное - анонимное

Метод наблюдения Метод наблюдения – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований: избирательность (исходить из чётко поставленной цели) плановость систематичность То есть, наблюдение строится на основе плана и ведётся на протяжении определённого периода времени полнота наблюдений.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ 2 Объективность наблюдения возрастает при использовании аппаратуры (технических средств). Специфическая задача – добиться отсутствия исследователя. (Добиться естественности поведения). Принципиальная трудность объективного наблюдения – однозначность понимания, истолкования, объяснения поведения. Результат наблюдения зависит от опыта и квалификации исследователя. Проще говоря, фиксация поведения может быть объективной, а интерпретация (объяснение) – субъективным

Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях. Преимущество – сохранение естественности психических проявлений человека. (В.В. Богословский и др.) Достоинство – проводят в естественной ситуации: не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. (Практикум для пединститутов) Недостаток: 1) пассивность наблюдателя, вынужден ждать наступление интересующего явления; 2) причинно – следственные связи не отделены от условий, в которых они возникают, поэтому причинно – следственные связи сложно выделить. (В.В. Богословский) Недостаток: 1) значительная трудоемкость. Интересует не любое проявление поведения, а лишь связанное с исследовательской задачей. 2) Единичное проявление психических свойств недостаточно для надежных выводов. Необходимо убедиться в типичности свойства. (Практикум для пединститутов)

Виды эксперимента Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Лабораторный – естественный Констатирующий - формирующий Обучающий - воспитывающий

Метод эксперимента - основной метод объяснительной психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела одновременно с экспериментальным методом. Основная задача психологического эксперимента (как и наблюдения) – сделать доступным для объективного внешнего восприятия – существенные особенности внутреннего психического процесса. 3 особенности эксперимента (по С. Л. Рубинштейну): 1 Исследователь сам вызывает изучаемое им явление, чем активно вмешивается в ситуацию. 2 Изменение, варьирование условий и проявлений изучаемого процесса 3 Возможность количественного соотношения условий, допущение математической обработки полученных в исследовании данных

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ (ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ОБОНЯНИЕ, ОСЯЗАНИЕ, ВКУС) - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ИСПЫТУЕМОГО В ИСКУСССТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ (МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ) - ДОСТОИНСТВО МЕТОДА – ТОЧНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ - ОСНОВНОЙ НЕДОСТАТОК - ИСКУССТВЕННОСТЬ

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Автор – Лазурский Александр Фёдорович ( – ) 1 съезд по экспериментальной педагогике (1910) соединение положительных черт метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого) Испытуемый не знает о эксперименте - сохраняется естественность поведения – избегается эмоциональное напряжение

Метод тестов Тестирование - стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. 1) Определение соответствия испытуемого известному стандарту. 2) Установление наличия или отсутствия уже известных психологических особенностей

Классификация тестов (диагностический подход) Виды тестов ПО СОДЕРЖАНИЮ диагностируемого Личностные тесты Тесты достижений Тесты способностей Тесты креативности Виды тестов ПО ФОРМЕ предъявления заданий - ПРОЕКТИВНЫЕ (РИСУНОЧНЫЕ) - ТЕСТЫ -ОПРОСНИКИ - ТЕСТЫ – ЗАДАНИЯ

МЕТОД ОПРОСА УСТНЫЙ – 1)БЕСЕДА 2) ИНТЕРВЬЮ ПИСЬМЕННЫЙ – АНКЕТИРОВАНИЕ БЕСЕДА – ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, ИСХОДЯ ИЗ ОТВЕТОВ СОБЕСЕДНИКА (РЕСПОНДЕНТА) ПОДЛИННАЯ БЕСЕДА – ДИАЛОГ ДИАЛОГ – ПРАВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ИМЕЮТ ОБА СОБЕСЕДНИКА ИНТЕРВЬЮ – ОПРОС ПО ЗАРАНЕЕ СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ

ВИДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ - ГРУППОВОЕ ОЧНОЕ – ЗАОЧНОЕ СПЛОШНОЕ – ВЫБОРОЧНОЕ ОТКРЫТОЕ – ЗАКРЫТОЕ АНОНИМНОЕ - АВТОРИЗИРОВАННОЕ ДОСТОИНСТВО МЕТОДА – БОЛЬШОЙ ОБЪЁМ ИНФОРМАЦИИ НЕДОСТАТОК МЕТОДА – НЕИЗВЕСТНА СТЕПЕНЬ ДОСТОВЕРНОСТИ (ЧЕСТНОСТИ) ОТВЕТОВ

МЕТОД АНАЛИЗА ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ: ПОДЕЛКИ, ИЗДЕЛИЯ, ВЕЩИ, ПРЕДМЕТЫ ДУХОВНЫЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ТВОРЧЕСТВА (СТИХИ, ПРОЗА, МУЗЫКА, КАРТИНЫ, ТАНЦЫ И Т.Д.) ДНЕВНИК ДЛЯ ОЦЕНОК УЧЕНИКА? ТЕТРАДЬ УЧЕНИКА? ЛИЧНЫЙ ДНЕВНИК? ЛИЧНЫЙ НОУТБУК? ОДЕЖДА?

Математические (статистические) методы Угловое преобразование Фишера Угловое преобразование Фишера применяется для сравнения двух процентных долей, при условии, что их сумма составляет 100%. Пример неправильного использования Углового преобразования Фишера: На вопрос анкеты утвердительно ответили 73,3% мужчин и 93,3% женщин. Сравнить данные процентные распределения невозможно, т.к. сравниваются две разные выборки и сумма процентов не равна 100%. Пример правильного использования Углового преобразования Фишера: На вопрос анкеты 73,3% мужчин (22 чел.) ответили утвердительно и 26,7% мужчин – отрицательно (8 чел.). Применить Угловое преобразование Фишера можно, т.к. сравнивается вероятность события в одной выборке, сумма процентов равна 100

Математические методы Критерий Стъюдента Хи- квадрат Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Валидность – полноценность, пригодность; означает характеристику методики как пригодной для оценивания именно того психологического объекта, для которого она предназначена по замыслу. Валидность - соответствие между степенью выраженности интересующего нас свой- ства личности и методом его измерения. Валидность концептуальная - обоснование с позиций соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств. Валидность теоретическая – соответствие качества данных, полученных с помощью данной методики с дан- ными других методик.

Валидность внутренняя – соответствие заданий ме- тодики общему замыслу и цели. Валидность внешняя (эмпирическая) – соответствие показателей, полученных с помощью данной методики, и внеших признаков поведения испытуемых. Валидность критериальная – обоснование корреля- ции между результатами теста и эмпирическим критери- ем или идентифицируемым фактором. Критерии валидности: поведенческие проявления; достижения в деятельности или ее различных видах; данные выполнения проб и заданий; данные других методик.

Надежность – характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей, зависящих от измерительного инструментария, но не от испытуемого. Точность методики - отражает ее способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психологического эксперимента. Однозначность – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого она предназначена. Кроме психодиагностических инструментов на объективность научного знания оказывают влияние множество других факторов: уровень подготовки исследователя, чистота эксперимента, отсутствие неточности, ошибок и субъективности в интерпретации полученных данных, экспериментальная ситуация, психология испытуемого и другие.