Нормативно-правовая база использования электронных учебных материалов в общем образовании

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные учебные издания: нормативно-правовое регулирование создания и использования Типология электронных образовательных ресурсов Телематика
Advertisements

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Нормативные правовые основания использования электронной формы учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела.
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Нормативные правовые основания использования учебника Министерство образования и науки Российской Федерации И.В. Ланкина начальник отдела развития образовательных.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом.
Федеральный закон от г. 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Министерство образования и науки Красноярского края Вопросы учебного книгообеспечения ( учебный год)
Особенности программно-методического обеспечения УП Н.И.Яловицкая, директор МКОУ ДПО ЦИМПО.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Нормативное регулирование использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в системе образования: современное.
Новый закон об образовании. Глава 2. Система образования.
О порядке обеспечения учебниками в учебном году.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Нормативная и законодательная база электронного обучения и открытого образования Октябрь 2014.
ДОК ДОКЛАД О КАЧЕСТВЕ 2013 ИТОГИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2013 И ОСОБЕННОСТИ 2014 Бобылев Виталий Викторович начальник отдела федерального надзора в области.
Транксрипт:

ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Для того, чтобы оценить, насколько верно определены основные направления и темпы развития информатизации образования в России, необходимо сравнить отечественную ситуацию с тем, что происходит в странах-конкурентах, сопоставить ее с глобальными тенденциями в данной области. Некоторые из этих глобальных тенденций: расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования по всем направлениям подготовки;

создание индустрии производства электронных учебников, электронных учебных курсов и других видов электронного контента учебного назначения; переход в вопросах обеспеченности обучающихся компьютерами к модели «1:1»; переход образовательных учреждений на работу в широко-полосных высокоскоростных каналах передачи данных; стандартизация производства электронного контента и электронных образовательных сред; мультиплатформенность и открытость информационно-образовательных электронных сред; развитие сети открытых электронных университетов; формирование открытых образовательных ресурсов и массовых открытых он-лайн курсов (MOOC's) 5. ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» В государственной программе РФ «Информационное общество», действующей до 2020 г., утверждается: «любому гражданину, для того чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге». Или там же: «чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны» 5.

В рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации уже к 2015 г. доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна была составить не менее 50%. К 2015 г., как следует из текста программы «Информационное общество», должен был быть разработан обучающий цифровой мультимедийный и интерактивный контент, включая стереоскопические 3D коллекции о значимых мероприятиях в сфере культуры и культурном наследии народов России 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»

УРОВНИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В нормативном регулировании использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в сфере образования следует выделить два взаимосвязанных базовых уровня правового регулирования: 1. Международные документы: международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, модельные законы межпарламентских ассамблей стран СНГ и Евр АзЭС. (Согласно Российской Конституции, международные обязательства страны имеют приоритет над нормами национального законодательства). 2. Нормативные правовые акты в рамках российского законодательства, причем речь идет не только об образовательном законодательстве, но и о законодательстве в ряде смежных областей 5.

ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ: федеральные законы и иные нормативные акты федерального уровня; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; правовые акты органов местного самоуправления; локальные акты образовательных организаций 5.

ГОСТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ «ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 1

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. «ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ» 4

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 3

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 3

ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 3

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 149-ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» 6

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом 6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 149-ФЗ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ 7 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 7 3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 7 В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Следует обратить внимание на то, что это положение: во-первых, касается любых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а не только собственно образовательных организаций; во-вторых, электронные учебные издания подразумевают не только электронные учебники, но и электронные учебные пособия; в-третьих, формула «и (или)» фактически означает возможность полного перехода на электронные издания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Поскольку закон в правовом отношении ставит знак равенства между бумажными и электронными учебными изданиями, по его смыслу, к электронным учебным изданиям применяются все те нормы, которые прежде использовались в отношении бумажных учебных изданий 7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 7 7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Если считать электронный учебник самостоятельным произведением, то, согласно этой норме, для того, чтобы школы могли его закупать на законных основаниях, он должен войти в состав федерального перечня учебников по итогам соответствующей экспертизы. Отсутствие же электронных учебников в федеральном перечне заставляет школы покупать их не по статье расходов «учебники», а по статье «программное обеспечение». Подготовленный Минобрнауки проект нового порядка утверждения федерального перечня учебников даже после многочисленных обсуждений в группе под руководством С. Степашина при участии одного из авторов этих строк включает, как минимум, два положения, которые явно будут тормозить развитие электронного учебного книгоиздания в России: первое – утверждение федерального перечня учебников не ежегодно, но один раз в три года; второе – обязательная экспертиза, наряду с учебниками, также и методических и дидактических пособий к ним. Цель нового порядка – сократить число учебников и учебных пособий. Однако, как представляется, в данном случае произошла подмена целей. Задачей регулирования должно быть не количество учебников, а обеспечение их высокого качества 5.

Во всем мире обновление электронных изданий происходит стремительно, а искусственные бюрократические ограничения ставят российскую школу, российские издательства и IT-компании, разрабатывающие контент и электронные методики преподавания, в неконкурентоспособное положение по отношению к наиболее продвинутым государствам мира. В этой связи, как представляется, было бы правильным: а) «оторвать» электронное учебное книгоиздание от его бумажного аналога; б) искать не формально-бюрократические, но содержательные критерии отбора школьных учебников, в результате чего их число должно было бы сократиться естественным, а не искусственным образом 5. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В передовых странах мира электронное обучение рассматривается в технологическом плане как ключевое направление образовательной политики. Торможение необходимого правового регулирования его развития в России резко снижает и без того падающую конкурентоспособность отечественного образования 5.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения. М (Система стандартов по информ., биб. и изд. делу) (URL: pdf 2. ГОСТ Р Термины и определения. М (Система стандартов: информ.- коммуникац. технологии в образовании) (URL: pdf 3. ГОСТ Р Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. М (Система стандартов: информ.- коммуникац. технологии в образовании) (URL: pdf 4. ГОСТ Р Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. М (Система стандартов по информ., биб. и изд. делу) (URL: Смолин О.Н. Нормативное регулирование использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в системе образования: современное состояние и проблемы [Электронный ресурс] - XX Всероссийская научно- методическая конференция «Телематика-2013». С-П URL: htm htm 6. ФЗ N 149 от Об информации, информационных технологиях и о защите информации. СУИ (Кодексы и законы России) 7. ФЗ N 273. Об образовании в Российской Федерации. СУИ (Кодексы и законы России)