ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Для того, чтобы оценить, насколько верно определены основные направления и темпы развития информатизации образования в России, необходимо сравнить отечественную ситуацию с тем, что происходит в странах-конкурентах, сопоставить ее с глобальными тенденциями в данной области. Некоторые из этих глобальных тенденций: расширение применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий во всех формах получения образования по всем направлениям подготовки;
создание индустрии производства электронных учебников, электронных учебных курсов и других видов электронного контента учебного назначения; переход в вопросах обеспеченности обучающихся компьютерами к модели «1:1»; переход образовательных учреждений на работу в широко-полосных высокоскоростных каналах передачи данных; стандартизация производства электронного контента и электронных образовательных сред; мультиплатформенность и открытость информационно-образовательных электронных сред; развитие сети открытых электронных университетов; формирование открытых образовательных ресурсов и массовых открытых он-лайн курсов (MOOC's) 5. ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО» В государственной программе РФ «Информационное общество», действующей до 2020 г., утверждается: «любому гражданину, для того чтобы собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге». Или там же: «чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны» 5.
В рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации уже к 2015 г. доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек должна была составить не менее 50%. К 2015 г., как следует из текста программы «Информационное общество», должен был быть разработан обучающий цифровой мультимедийный и интерактивный контент, включая стереоскопические 3D коллекции о значимых мероприятиях в сфере культуры и культурном наследии народов России 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО»
УРОВНИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В нормативном регулировании использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в сфере образования следует выделить два взаимосвязанных базовых уровня правового регулирования: 1. Международные документы: международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, модельные законы межпарламентских ассамблей стран СНГ и Евр АзЭС. (Согласно Российской Конституции, международные обязательства страны имеют приоритет над нормами национального законодательства). 2. Нормативные правовые акты в рамках российского законодательства, причем речь идет не только об образовательном законодательстве, но и о законодательстве в ряде смежных областей 5.
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ: федеральные законы и иные нормативные акты федерального уровня; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; правовые акты органов местного самоуправления; локальные акты образовательных организаций 5.
ГОСТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ «ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 1
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ПО ИНФОРМАЦИИ, БИБЛИОТЕЧНОМУ И ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ. «ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ВЫХОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ» 4
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ» 2
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 3
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 3
ГОСТ Р НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РФ. «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ. РУБРИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ» 3
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 149-ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» 6
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации. 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом 6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 149-ФЗ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ 7 1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 7 3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 7 В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Следует обратить внимание на то, что это положение: во-первых, касается любых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а не только собственно образовательных организаций; во-вторых, электронные учебные издания подразумевают не только электронные учебники, но и электронные учебные пособия; в-третьих, формула «и (или)» фактически означает возможность полного перехода на электронные издания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Поскольку закон в правовом отношении ставит знак равенства между бумажными и электронными учебными изданиями, по его смыслу, к электронным учебным изданиям применяются все те нормы, которые прежде использовались в отношении бумажных учебных изданий 7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы 7 7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ N 273-ФЗ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Если считать электронный учебник самостоятельным произведением, то, согласно этой норме, для того, чтобы школы могли его закупать на законных основаниях, он должен войти в состав федерального перечня учебников по итогам соответствующей экспертизы. Отсутствие же электронных учебников в федеральном перечне заставляет школы покупать их не по статье расходов «учебники», а по статье «программное обеспечение». Подготовленный Минобрнауки проект нового порядка утверждения федерального перечня учебников даже после многочисленных обсуждений в группе под руководством С. Степашина при участии одного из авторов этих строк включает, как минимум, два положения, которые явно будут тормозить развитие электронного учебного книгоиздания в России: первое – утверждение федерального перечня учебников не ежегодно, но один раз в три года; второе – обязательная экспертиза, наряду с учебниками, также и методических и дидактических пособий к ним. Цель нового порядка – сократить число учебников и учебных пособий. Однако, как представляется, в данном случае произошла подмена целей. Задачей регулирования должно быть не количество учебников, а обеспечение их высокого качества 5.
Во всем мире обновление электронных изданий происходит стремительно, а искусственные бюрократические ограничения ставят российскую школу, российские издательства и IT-компании, разрабатывающие контент и электронные методики преподавания, в неконкурентоспособное положение по отношению к наиболее продвинутым государствам мира. В этой связи, как представляется, было бы правильным: а) «оторвать» электронное учебное книгоиздание от его бумажного аналога; б) искать не формально-бюрократические, но содержательные критерии отбора школьных учебников, в результате чего их число должно было бы сократиться естественным, а не искусственным образом 5. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В передовых странах мира электронное обучение рассматривается в технологическом плане как ключевое направление образовательной политики. Торможение необходимого правового регулирования его развития в России резко снижает и без того падающую конкурентоспособность отечественного образования 5.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения. М (Система стандартов по информ., биб. и изд. делу) (URL: pdf 2. ГОСТ Р Термины и определения. М (Система стандартов: информ.- коммуникац. технологии в образовании) (URL: pdf 3. ГОСТ Р Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. М (Система стандартов: информ.- коммуникац. технологии в образовании) (URL: pdf 4. ГОСТ Р Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. М (Система стандартов по информ., биб. и изд. делу) (URL: Смолин О.Н. Нормативное регулирование использования информационных систем, электронных образовательных и информационных ресурсов в системе образования: современное состояние и проблемы [Электронный ресурс] - XX Всероссийская научно- методическая конференция «Телематика-2013». С-П URL: htm htm 6. ФЗ N 149 от Об информации, информационных технологиях и о защите информации. СУИ (Кодексы и законы России) 7. ФЗ N 273. Об образовании в Российской Федерации. СУИ (Кодексы и законы России)