Сакута М. В.. СОДЕРЖАНИЕ 1. История изучения детей с задержкой психического развития. 2. Основные исследователи и их вклад в изучение детей с задержкой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила Псарёва Ирина Юрьевна. СОДЕРЖАНИЕ 1. История изучения детей с задержкой психического развития. 2. Основные исследователи и их вклад в изучение.
Advertisements

Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ШКОЛЕ. Задержка психического развития – Нарушение нормального темпа психического развития.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Виды задержек психического развития. ЗПР – синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
О собенности обучения и воспитания Принципы коррекции.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Особенности работы с детьми с задержкой психического развития.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного.
Транксрипт:

Сакута М. В.

СОДЕРЖАНИЕ 1. История изучения детей с задержкой психического развития. 2. Основные исследователи и их вклад в изучение детей с задержкой психического развития. 3. Статистические данные по распространённости задержки психического развития у детей. 4. Система специальных учреждений для детей с задержкой психического развития. 5. Система специальных учреждений в г. Хабаровске и хабаровском крае

Цель презентации - история изучения детей с ЗПР. Объект изучения - психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Предмет изучения - особенности психического развития детей с ЗПР.

Задачи изучения Проанализировать теоретические источники по проблеме изучения психолого-педагогической характеристики детей с задержкой психического развития. Теоретически обосновать проблему помощи детям с ЗПР в специальных детских учреждениях.

Практическая значимость презентации Практическая значимость презентации данной темы заключается в изучении психического развития детей с ЗПР и системы помощи детям с ЗПР в специальных образовательных учреждениях.

Задержка психического развития ЗПР – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Причины задержки психического развития у детей Слабо выраженные органические повреждения головного мозга, врождённые или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периодах жизни ребёнка; Генетически обусловленная недостаточность ЦНС; Интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства; Неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания).

История изучения задержки психического развития у детей Выготский Л.С. В начале 30-х годов Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, направленного на развитие ребёнка, как основную и важную цель. Сегодня его идеи сохраняют свою актуальность и приобретают всё большее значение. Изучение детей с ЗПР началось в конце 50-х в начале 60-х годов. Начиная с г.г. велось комплексное изучение проблем и причин неуспеваемости школьников в специальной педагогике.

силами специалистов разного профиля: клиницистами, физиологами, психологами, дефектологами, педагогами-экспериментаторами. В 70-е годы родилось новое направление в специальной психологии и педагогике – психологии и педагогики детей с ЗПР. В 1981 г. Появляется особый тип школ для детей с задержкой психического развития. Необходимость разработки теоретического аспекта проблем особенностей психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями развития, а также в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена нуждами педагогической практики

Тридцать лет (1967 – 2000 г.г.) развития теории и практики обучения детей с ЗПР в НИИ дефектологии АПН СССР (С 1993 г. ИКП РАО) позволили сформулировать классификацию ЗПР у детей, определить содержание их обучения в 1 – 9 классах, разработать методики отдельных дисциплин.

К началу 90-х годов было установлено, что даже при органической природе ЗПР школьники, обучающиеся в специальных коррекционных школах для детей с ЗПР или в классах выравнивания в общеобразовательной школе, могут успешно освоить общеобразовательный стандарт в объёме неполной средней школы и продлить обучение после 9-го класса в техникумах, училищах, других учреждениях, дающих среднее профессиональное образование.

Основные исследователи и их вклад в изучение детей с ЗПР Трошин Г. Я. Певзнер М.С. Г.Я. Трошин выдвинул положение о том, что психическое развитие аномального ребёнка протекает по тем же закономерностям, что и здорового. Т.А Власова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский выявили среди неуспевающих учащихся – детей с задержкой психического развития.

Лебединская К.С. Комплексное изучение детей с ЗПР сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и С.Г. Шевченко, а также др. исследователями: Н.Ю. Боряковой (1983 г.), У.В. Ульенковой (1990 г.) и др, показало, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедление приём и переработка информации.

Исследования М.Н. Фишман и др. по функциональной асимметрии полушарий головного мозга с использованием ЭЭГ- диагностики детей с ЗПР позволили оценить особенности функционального состояния головного мозга, выявить соответствие возрастной норме уровня развития электрической активности коры и регуляторных структур ствола, установить локализацию и характер повреждения мозговых структур.

Разенкова Ю.А. Ю.А. Разенкова – спец. педагог разработала пути коррекционной работы с детьми первого года жизни группы риска в условиях Дома ребёнка. Приезжала в г. Хабаровск центр реабилитации (пер.Трамвайный,5) Под руководством С.Г. Шевченко ведётся работа по раннему выявлению ЗПР у детей и проведение с ними коррекционно- развивающих занятий по специально разработанной программам в специальных дошкольных учреждениях.

Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Ю.Г. Демьянов, В.В. Ковалёв, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева разработали классификации детей с задержкой психического развития.

Классификация детей с задержкой психического развития Среди классификаций ЗПР наиболее разработанной можно считать классификацию К.С. Лебединской. Исходя из этиологического принципа, она различает четыре основных варианта задержки психического развития: 1. ЗПР конституционального происхождения; 2. ЗПР соматогенного происхождения; 3. ЗПР психогенного происхождения; 4. ЗПР церебрально-органического генеза. В одних случаях на первый план выступает задержка эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), в других – будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Внимание В исследованиях Л.И. Переслени, З. Тржесоглава, Г.И. Жаренковой и др. специалистов отмечаются особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, которая ведёт к снижению продуктивности; снижение концентрации внимания; снижение объёма; сниженная избирательность; снижение распределения внимания.

Восприятие З.М.Дунаева отмечает, что у всех детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по результатам диагностики не выявляется сформированность метрического восприятия и пространственных представлений, достаточных для успешного усвоения школьной программы.

Память Особенности развития памяти изучали в разных аспектах Л.Н. Блинова,Т.В. Егорова, В.Л. Подобед, Н.Г. Поддубная, Н.А. Цыпина, и др. специалисты, которые отмечают: преобладание наглядно-образной памяти над вербальной, механической над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение способности к непроизвольному и произвольному запоминанию, ограничение объёмов кратковременной и долговременной памяти, неумение рационально организовывать и контролировать процесс запоминания, применять различные мнемотехнические приёмы.

Мышление Неравномерность развития всех форм мышления, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения характерны для детей с ЗПР. Т.Г. Визель указывает, что практически все исследователи сходятся во мнении, что дети с ЗПР, в отличие от олигофренов способны к определённым видам абстрактного мышления. У них имеется тенденция к решению различных задач с помощью смысловых опор.

Эмоционально-волевая сфера Эмоциональная лабильность, слабость волевых усилий, внушаемость, личностная незрелость в целом. И.Ф. Марковская (1994) выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости (шумные и подвижные) и психической тормози мост и (несамостоятельные, нерешительные, медлительные). Е.Г. Дзугковская (1999) отмечает, что в благоприятной ситуации, в частности в условиях специальной школы, дети с ЗПР достаточно послушны и подчиняются общим правилам поведения.

Эмоциональная сфера Е.З. Стернина (1988) установила и показала, что младшие школьники с ЗПР хуже нормально развивающихся сверстников определяют эмоциональные состояния персонажей сюжетных картин. Определяя более или менее успешно по внешнему выражению эмоции других людей, часто затрудняются охарактеризовать собственное эмоциональное состояние в той или иной ситуации. Это свидетельствует об определённом недоразвитии эмоциональной сферы, которое оказывается довольно стойким.

Игровая деятельность Игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста. В игре проявляются особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности ребёнка. В исследованиях Е.С. Слепович и др. специалистов описаны особенности игры детей с ЗПР: для детей с ЗПР свойственны однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность, низкая по сравнению с наблюдаемой в норме активность детей. Умение использовать игрушки, но часто за игровым предметом закрепляется только один заместитель.

Учебная деятельность Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьного возраста. Н.И. Белопольская отмечает, что учебная деятельность детей с ЗПР выполняется лучше и быстрее при наличии игровых приёмов обучения, когда в процессе усвоения новых знаний сохраняется не учебная мотивация.

Вывод: у детей с задержкой психического развития: Сниженная работоспособность Повышенная истощаемость Неустойчивость внимания Более низкий уровень развития восприятия Недостаточная продуктивность произвольной памяти Отставание в развитие всех форм мышления Дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас Своеобразное поведение Низкий навык самоконтроля Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Статистические данные по распространенности детей с задержкой психического развития ЗПР является одной из распространённых форм психической патологии детского возраста. В настоящее время статистика свидетельствует, что 8-10 % школьников с трудом овладевают знаниями предусмотренными программой общеобразовательной школы, дети с ЗПР составляют примерно 50 % неуспевающих школьников.

Спасибо за внимание