1.Механизмы проектного финансирования в системе ГЧП 2.Главные участники проекта ГЧП 3.Источники финансирования проектов ГЧП 4.Роль правительства в проектах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансирование инвестиционных проектов. Инвестиционные ресурсы Инвестиционные ресурсы предприятия - все формы капитала, привлекаемого им для осуществления.
Advertisements

Источники и методы финансирования инвестиционной деятельности.
Источники финансирования малого бизнеса Урок-презентация элективного курса по предмету «Основы предпринимательской деятельности» Учитель технологии МОУ.
ИНВЕСТИЦИИ (англ. «invest» - «вкладывать» ) - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную.
Инвестиционная деятельность – это вложения инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Модуль 2 «Управление финансовыми ресурсами корпораций» Тема 1 «Управление финансовым капиталом корпорации (организации)»
Финансирование и кредитование ВЭД. Финансирование Снабжение денежными средствами, финансовыми ресурсами. Выделение денежных средств, финансовых ресурсов.
Экономика класс.. Прибыль фирмы Амортизационный фонд фирмы Внутренние источники Кредиты Инвестиции Продажа ценных бумаг Государственное финансирование.
Международный кредит 1. Понятие международного кредита 2. Функции международного кредита 3. Формы международного кредита 4. Валютно-финансовые условия.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Активные операции. Активные операции – операции, посредством которых банки раз­мещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибы­ли и поддержания.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Инвестиционная деятельность предприятия
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование ФИНАНСОВЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ Шобанов Андрей Витальевич.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Финансы в экономике 11 класс, обществознание Базовый уровень.
Тема 3. Формы и механизмы реализации программ развития.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ. СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.
Транксрипт:

1. Механизмы проектного финансирования в системе ГЧП 2. Главные участники проекта ГЧП 3. Источники финансирования проектов ГЧП 4. Роль правительства в проектах ГЧП

В настоящее время в мировой практике разработан инструментарий, позволяющий предприятиям, созданным на государственно- частной партнерской основе, привлекать для осуществления крупных инвестиционных программ средства различных финансово- кредитных институтов путем сложных схем финансирования, страхования, перекрестных гарантий и перераспределения рисков. 2

В числе таких инструментов наиболее важное место занимает проектное финансирование, которое является наиболее гибкой, рациональной и перспективной системой долгосрочного финансирования крупных проектов ГЧП. В основе проектного финансирования (ПФ) в ГЧП лежит концепция финансирования инвестиционных проектов под гарантии ожидаемой прибыли, т.е. тех доходов, которые создаваемое предприятие принесет в период его эксплуатации. 3

ПФ имеет ряд специфических черт, отличающих его от других форм привлечения финансовых средств для реализации проекта. 1. Важнейшая особенность ПФ состоит в том, что основные, оборотные фонды и денежные потоки отражаются на балансе специально созданной под проект компании. 4

Иными словами, стоимость проекта обособлена от баланса его учредителей, а гарантией возврата кредитов и вложенных средств является только экономический эффект от реализации проекта. При этом активы организации-заемщика могут выступать в качестве залога, а государство, международные организации и финансовые институты вправе предоставлять различного рода гарантии. 5

2. В системе ПФ отсутствует исключительная зависимость партнерских государственно-частных проектов от стоимости задействованных активов и размеров процентных ставок, а также сроков кредитов. 6

3. При проектном финансировании частная компания – партнер государства, другие участники, непосредственно занятые в проекте, и заинтересованные третьи лица создают специальную управляющую компанию целевого назначения по изучению его финансово-экономической жизнеспособности, выработке стратегии развития, пакета гарантий и обязательств. Чаще всего в этих целях проект регистрируется как самостоятельное юридическое лицо. 7

4. В отличие от обычного кредита, при котором заемщик, инвестор или организатор проекта полностью берет на себя риски, при ПФ они распределяются между всеми участниками проекта, включая государство. Участники организуют систему рационального управления рисками, согласовывают свои цели, интересы, принимают стратегические управленческие, инвестиционные и финансовые решения, оценивают их последствия и создают скоординированную программу реализации проекта, при необходимости внося в нее изменения с учетом обратных связей и поступающей новой информации. 8

Таким образом, характерные черты проектного финансирования следующие: 1. Реализуемый проект находится в правовой, организационной и финансовой изоляции от других проектов, в которых участвуют те же компании, что дает возможность обеспечить прозрачность финансовых и иных результатов. 9

2. Поступления денежных средств от реализации проекта служат основными источниками возвращения кредитов, доходов инвесторов и акционеров, платежей правительству; активы проекта выступают имущественным залогом при любых заимствованиях. 3. Дивиденды и доходы инвесторов зависят от эксплуатационных показателей и долговых обязательств. 10

Проектное финансирование представляет собой форму активного взаимодействия реального сектора экономики, государства и финансово- банковской сферы. Для участия в крупных проектах ГЧП обычно объединяются строительные, финансовые, проектные и иные компании, как отечественные, так и иностранные. 11

В состав учредителей таких компаний входят государственные, территориальные и муниципальные администрации, иногда владеющие контрольным пакетом акций, что позволяет государству не только оказывать финансовую помощь своему частному партнеру, но и осуществлять эффективный внутренний контроль за его деятельностью. 12

Организация проектов на условиях ПФ требует тщательной предварительной работы, включающей: -поиск реальных инвесторов и партнеров; -исследование потенциальных рынков сбыта; -изучение особенностей производственного цикла; -оценку перспектив развития и корпоративной политики. 13

Основные типы участников схем ПФ при реализации масштабных проектов. 1. В производственном секторе: - компания – победитель тендера на концессию или контракт (концессионер); - проектная компания, учреждаемая концессионером (обычно не имеет ни финансовой истории, ни имущества для залога); - подрядчики (генеральный подрядчик, субподрядчики); 14

- поставщики оборудования; - покупатели товаров и услуг, производимых на объекте инвестиционной деятельности; - управляющая компания – оператор, осуществляющая управление объектом инвестиционной деятельности до и после его ввода в эксплуатацию. 15

2. В финансовом секторе: - банки, финансирующие и кредитующие проект; - инвестиционные банки; -институциональные инвесторы (приобретающие акции и другие ценные бумаги, эмитируемые проектной компанией). 16

3. В страховом секторе: - страховые компании; - банки-гаранты. 4. В государственном секторе: - государственный, региональные и местные бюджеты; - агентства по гарантированию инвестиций. 17

5. Прочие рыночные институты и участники (консультанты, лизинговые компании и т.д.). 6. Институты гражданского общества. Этот тип участников представляет интересы населения. 18

В западных странах важной тенденцией развития проектного финансирования является использование разнообразных источников поступления финансовых ресурсов: -собственных средств компаний (амортизационных фондов и нераспределенной прибыли); -кредитов; -эмиссий акций; -паевых взносов в акционерный капитал; -облигационных займов; -финансового лизинга и т.д. 19

Часто используются также государственные средства в форме кредитов, субсидий, гарантий и налоговых льгот. В зарубежной практике широко применяются механизмы предоставления так называемых функциональных гарантий инвестору со стороны государства в виде комфортных писем, меморандумов о поддержке и т.п. 20

До 1980-х гг. схемы ПФ применялись в основном в топливно-энергетических проектах (нефть и газ), в том числе в концессионных. Однако по мере все более активного участия бизнеса в развитии инфраструктурных секторов экономики и естественных монополий постепенно расширялся и спектр распространения ПФ на объекты энергетики (электро- и теплостанции, магистральные линии электропередач), телекоммуникаций, связи и других отраслей (аэропорты, дороги, порты и причалы, водоснабжение и т.д.). 21

Основными участниками проекта ГЧП являются: 1. Правительство/Муниципалитет. Правительство, как орган государственной власти, либо муниципалитет определяет потребности в развитии инфраструктуры, составляет первоначальные предложения по проекту. 22

Часто такие решения принимаются исходя не только из экономических соображений, но и из социально-политической ситуации в стране или регионе. Необходимое условие для начала проекта ГЧП – законодательная, база, позволяющая государству допустить частный сектор к финансированию производственной инфраструктуры, отрасли которой являются монополиями (электроэнергетика, железные дороги, газо- и нефтепроводы, коммунальные сети и т.п.). 23

2. Контрактор-концессионер. В целях реализации инфраструктурных проектов ГЧП строительные, инвестиционные, эксплуатационные фирмы обычно создают специальную компанию (консорциум), которая действует от их имени чаще всего как концессионер. 24

Отношения между участниками определяются в соответствующем соглашении. Концессионер может привлекать в качестве участников (инвесторов) представителей общественного сектора (например, финансовые учреждения экспортно-импортного развития, кредитования или правительственные структуры). Участники концессии согласовывают объемы вкладываемых капиталов, устанавливают правила управления компанией, а также разделения прибылей и рисков. 25

3. Другие участники. Важными участниками ПФ выступают банки и другие финансовые учреждения: - страховые компании; - фонды; -международные финансовые организации. 26

Проекты ГЧП имеют много потенциальных источников финансирования. Одни из них используются постоянно, другие могут быть доступны только на отдельных стадиях проекта. 27

Все эти источники можно разделить на три группы: 1. Внутренние ресурсы предприятия, включаемые в состав собственного капитала Прибыль и специальные фонды, формируемые за ее счет Амортизационные отчисления Страховые возмещения Земельные участки Основные фонды Иные виды ресурсов. 28

2. Привлеченные средства, включаемые в состав собственного капитала Акционерный капитал Средства, выделяемые учредителями Гранты и благотворительные пожертвования (взносы) Государственные субсидии (прямые и косвенные). 29

3. Привлеченные средства, не включаемые в состав собственного капитала Банковские кредиты и займы Кредиты и займы в денежной форме, предоставляемые небанковскими учреждениями Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций Государственные кредиты и займы Коммерческие кредиты, предоставляемые поставщиками машин, оборудования, других инвестиционных товаров и подрядчиками Лизинг машин и оборудования. 30

Основными источниками проектного финансирования являются: -акции; -коммерческие кредиты; -долговые финансовые обязательства; -лизинг; -учреждения развития; -экспортные кредиты; -денежные средства или гарантии, предоставляемые национальными, двусторонними и международными агентствами по кредитованию экспорта. 31

1. Акции. Акции являются основной формой аккумуляции капитала в целях реализации проектов ГЧП. В качестве акционеров выступают: -представители частнопредпринимательского сектора; -финансовые структуры; -различные фонды; -население; -государственные структуры. 32

Объем акционерного капитала зависит от многих факторов: проектной стоимости, рисков, расчетной эффективности проекта и поэтому определяется учредителями (управляющей компанией) для каждого конкретного проекта индивидуально. 33

2. Коммерческие кредиты. В большинстве проектов ГЧП частный партнер стремится получить долгосрочные кредиты, поскольку строительство инфраструктурных объектов занимает годы, а полный возврат средств инвесторов нередко составляет 10 и более лет. 34

В некоторых случаях финансирование строительства объектов инфраструктуры обеспечивается краткосрочными ссудами. Особенно это характерно для объектов, которые могут вводиться в эксплуатацию по мере готовности отдельных линий, участков, блоков (автомобильные дороги, электростанции). 35

3. Долговые финансовые обязательства. Важным фактором расширения возможностей проектного финансирования становятся долговые обязательства, выдаваемые заемщиком кредитору при получении ссуды (векселя, облигации, договоры, кредитные соглашения, срочные обязательства по ссудам банка и т.д.). Они имеют более продолжительные сроки платежей и фиксированные ставки, а также содержат меньшее число ограничительных соглашений. 36

4. Лизинг. Лизинг представляет собой аренду на определенный срок технических средств и сооружений производственного назначения. Лизинг осуществляется на основе договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей имущество за свой счет и сдающей его в аренду, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. 37

В период действия договора право собственности на лизинговое имущество принадлежит лизингодателю, а право пользования – лизингополучателю. Лизинг позволяет расширять спектр источников финансирования за счет передачи компании-оператору материальных активов, что может увеличивать экономическую жизнеспособность проектного финансирования. 38

5. Учреждения развития. Учреждения развития создаются с целью содействия экономическому росту. Они отличаются от других институтов аналогичного назначения, например от экспортных агентств по кредитованию, которые служат исключительно для того, чтобы увеличить внешнеторговый оборот. Большинство учреждений развития вовлекаются в проектное финансирование на многосторонней основе. Их помощь направлена на финансирование, консультирование и сопровождение наиболее жизнеспособных государственно-частных коммерческих проектов в общественном секторе. 39

Масштабную работу в этом направлении ведет Всемирный банк, а в Европе – Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития. Группа Всемирного банка включает в себя несколько международных организаций, созданных правительствами стран – участниц группы: -Международный банк реконструкции и развития (МБРР); -Международная ассоциация развития (МАР); -Международная финансовая корпорация (МФК), -Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). 40

Правительства выполняют в проектах ГЧП разнообразные функции, в значительной степени определяющие успех проекта: -частично финансируют инфраструктурные проекты; -обеспечивают институциональную среду их осуществления, организационную структуру; -уменьшают риски путем гарантирования возврата кредитов как напрямую, так и косвенно – за счет обязательств по закупке производимой продукции по согласованным ценам или поставке сырья, электроэнергии и т.д. 41

Помимо прямого финансирования государство может оказывать поддержку частному сектору в реализации проектов ГЧП по нескольким направлениям: 1. Гарантии активов. Предоставляя такие гарантии, правительство обязуется при определенных условиях выкупить у своего партнера по проекту ГЧП объект по цене, которая обеспечивала бы ему минимальную или согласованную заранее доходность. 42

2. Связанные займы. Это кредиты, которые выдаются на определенных условиях, чаще всего для развития определенных предприятий (например, малого бизнеса, автодорог). 3. Гарантии возвращения долга. Правительство берет на себя обязательство погасить любой краткосрочный дефицит, связанный с основными платежами и выплатой процентов. 43

4. Гарантии дохода. Правительство гарантирует доходность на минимальном уровне, что оговаривается в контракте, или выдает компенсацию частной компании, если ее доход становится ниже уровня, обеспечивающего рентабельность. Как правило, порог устанавливается на 10-30% ниже уровня прибыли, рассчитанной на этапе бизнес-планирования, и закрепляется в контракте. 44

5. Гарантии обменного курса. Правительство компенсирует частной компании – партнеру по проекту ГЧП рост затрат, связанных с обменом валют, если они превышают определенное пороговое значение. 6.Гранты/субсидии. Правительство использует инструмент безвозмездных ссуд, субсидий, грантов в социально значимых секторах экономики, например в жилищно- коммунальном хозяйстве, если частные компании нерентабельны. Субсидии также предоставляются при пересмотре условий государственно-частного партнерства из-за недостаточной прибыльности проекта. 45

7. Продление концессии. Поддержка бизнеса, направленная на его большее вовлечение в производственную инфраструктуру. Правительство может продлевать срок концессии и в тех случаях, когда прибыль становится меньше определенного уровня. 8. Изменения договорных обязательств. Гибкая система контрактных отношений как один из принципов ГЧП позволяет вносить изменения в контракт в зависимости от экономических и политических изменений в стране. 46

Недостатки схем ПФ по сравнению с традиционным частным или государственным финансированием обусловлены вовлечением в разработку большого числа участников и сторон и выражаются в более высоких затратах. Кроме того, сложность организации и сопровождения ПФ тоже приводит к удорожанию проектов. Длительные переговоры и согласования, проводимые строительными компаниями, кредиторами, страховщиками, государством, техническими экспертами и другими участниками схем ПФ требуют более высоких затрат, а также повышенной нормы прибыли для обеспечения эффективности. 47

Переговоры относительно различных аспектов проекта могут сопровождаться разногласиями и спорами, выходом из проекта одних участников и приемом в него других. Часто стоимость операционных затрат по схемам ПФ вдвое больше, чем при простом кредитовании или акционировании. Такие затраты могут достигать 7-10% от полной стоимости проекта. 48

49