Л.И.Байер, методист МБОУ ДПО «Научно-методический центр» Ленинск–Кузнецкий 26.02.2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Практическая реализация стандартов второго поколения (формирование УУД: первый опыт и проблемы) Баронова Галина Ивановна, зам. директора по УВР МОАУ «СОШ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
Формирование УУД (формирование общеучебных навыков)
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
МБОУ «Водоватовская СОШ» Черемухина Л.Н. заместитель директора по воспитательной работе.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Транксрипт:

Л.И.Байер, методист МБОУ ДПО «Научно-методический центр» Ленинск–Кузнецкий

- Формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам. Не умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться - 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применимо в жизни. Многие знания будут забыты, потеряют актуальность - Снижение познавательной активности современного школьника Необходимость повышения познавательной активности обучающихся - « Парадокс отличника » Не способен « выжить » в реальном мире, слабо развиты коммуникативные способности, умения взаимодействовать в группе и на риски и многое другое. Актуальность введения ФГОС

1. Принцип деятельности ( когда я делаю сам, я получаю опыт и знания ). 2. Принцип непрерывности ( преемственность между темами, разделами, курсами …). 3. Принцип целостного представления о мире ( обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук ). 4. Принцип минимакса ( даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь ). 5. Принцип психологической комфортности ( доброжелательная атмосфера ). 6. Принцип творчества ( ситуация успеха, настрой на творческое дело ). Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностный подход

Системно - деятельностный подход - методологическая основа ФГОС. - предметные результаты - личностные результаты - метапредметные результаты Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий ( УУД ). Три типа результатов освоения основной образовательной программы

Универсальные учебные действия УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 6

Личностные УУД Обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся Построение « Я - образа »; Формирование идентичности личности ; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; Построение жизненных планов Поиск ответа на вопрос : Какой смысл для меня имеет учение ? Выделение морально - этического аспекта в событиях и действиях ; Построение системы нравственных ценностей ; Нравственно - этическое оценивание ; Осуществление личностного выбора Самопознание и самоопределение Смыслообразование Нравственно - этическая ориентация 7

Виды заданий для формирования личностных УУД участие в проектах подведение итогов урока творческие задания зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 8

Регулятивные УУД целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция Саморегуляция Оценка обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

Виды заданий для формирования регулятивных УУД « преднамеренные ошибки » поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант диспут заучивание материала в классе « ищу ошибки » КОНОП ( контрольный опрос на определенную проблему ) Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 10

Познавательные УУД Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели ; Применение методов информационного поиска ; Структурирование знаний ; Работа с текстами различных видов ; Создание алгоритмов деятельности ; Моделирование. Анализ ; Синтез ; Сравнение ; Подвеление под понятие ; Установление причинно - следственных связей ; Доказательство ; Выдвижение гипотез и их обоснование ; Формулирование проблемы ; Самостоятельное создание способов ее решения постановка и решение проблемы общеучебные логические

Виды заданий для формирования познавательных УУД « найди отличия » ( можно задать их количество ) « на что похоже ?» поиск лишнего « лабиринты » упорядочивание « цепочки » хитроумные решения составление схем - опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями составление собственного портфолио Выпускник получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников ; способов взаимодействия Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения ; принятие и реализация решения Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности ; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем ; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды заданий для формирования коммуникативных УУД составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда магнитофонный опрос « отгадай, о ком говорим » диалоговое слушание ( формулировка вопросов для обратной связи ) « подготовь рассказ », « опиши устно », « объясни »,… Выпускник получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности ; в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия ; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 14

Что же дают УУД ? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания 15

Учитель - ученик Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер. Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. Деятельность ученика : выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности, формулирует задания к упражнениям, выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия, формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала, анализирует свою деятельность или деятельность товарищей, формулирует свои впечатления 16

Требования к современному уроку Требования к уроку Объявление темы урока и сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Урок современного типа Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану ( применяются групповая и индивидуальная работа Учащиеся осуществляют контроль ( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля ) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам ( самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей ) Проводится рефлексия

Типология уроков по ФГОС Тип урока 1. Урок изучения нового 2. Урок закрепления знаний 3. Урок комплексного применения знаний 4. Урок обобщения и систематизация знаний 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний Виды уроков 1. Традиционный ( комбинированный ), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум 2.Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. 1.Практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. 4. Семинар, конференция, круглый стол и т. д. 5. Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. 18

Утверждение ДаНет 1 Все задания в работе показались мне лёгкими. 2 Все задания в работе показались мне трудными. 3 В работе были и лёгкие, и трудные задания. 4 Я легко справился со всеми заданиями. 5 Некоторые задания вызвали у меня затруднения. 6 Я выполнил все задания правильно. 7 Я сомневаюсь, что все задания выполнил правильно. Самооценка 19

Деятельностные технологии проектные ; исследовательские ; дискуссионные ; педагогика сотрудничества ; учебных проблемных ситуаций ; проблемного диалога ; обучение смысловому чтению ; ИКТ - технологии ; технология развития критического мышления Важное место в образовательном процессе занимают : психологическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и индивидуализация образовательных маршрутов. 20

Результаты формирования личностных УУД : развитие морального сознания ; регулирование морального поведения ; ориентация учащихся на моральное содержание ситуации.

Критерии сформированности регулятивных УУД : выбор способа поведения ; планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу ; планирование результатов своей деятельности ; умение вовремя начинать и заканчивать свои действия.

Результат формирования познавательных УУД : выделение типов задач и способов их решения ; обоснование этапов решения учебной задачи ; анализ и преобразование информации ; проведение основных мыслительных операций ; установление причинно - следственных связей ; владение общим приемом решения задач.

Критерии сформированности коммуникативных УУД : желание вступать в контакт с окружающими ( мотивация общения « Я хочу !»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Рекомендации по развитию познавательных УУД Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала). Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Спасибо за внимание !