Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ.
БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. Бизнес-план это краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых.
Оценка инвестиционных проектов Бизнес-идея - это совокупность знаний, как уменьшить расходы или получить доход, это концепция предлагаемого бизнеса, это.
Сущность, необходимость и структура бизнес-плана.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Финансовые информационные системы Дьяконова Людмила Павловна кафедра информационных технологий.
1 Разработка Бизнес-плана Понятие бизнес-плана Классификация видов бизнес-планов Структура бизнес-плана.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Планирование бизнеса. Что такое бизнес-план Бизнес-план план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре,
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. ПРОЕКТ Временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов услуг или результатов ЦЕЛЬ Имеет конечный результат.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Как написать бизнес план?. При создании собственного дела бизнес-план предприятия должен содержать следующие разделы: 1. Общая характеристика организации.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Создание собственного дела 1.Предпринимательская идея.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Упрощенный стандарт бизнес- планирования университетской управляющей компании ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ Планирование проектов.
Транксрипт:

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Инвестиции и инновации» Москва

2 Разработка Бизнес - плана инвестиционного проекта Понятие бизнес - плана Классификация видов бизнес - планов Структура бизнес - плана

Основные вопросы темы 3 Необходимость и особенности разработки инвестиционного бизнес - плана российскими предприятиями в рыночных условиях. Последовательность и этапы разработки инвестиционного бизнес - плана. Характеристика разделов инвестиционного бизнес - плана. Описание проекта. Производственный план и его характеристика. План маркетинга и сбыта продукции. Организационный план реализации проекта, состав и структура. Финансовый план реализации проекта, его сущность и значение. Оценка эффективности проекта. Финансирование проекта. Выбор источников финансирования проекта. Коэффициенты финансовой оценки проектов. Резюме плана. Наиболее актуальные приложения к инвестиционному бизнес - плану.

4 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план – это форма представления проекта в виде компактного документа, содержащего основные сведения об условиях инвестирования, целях и масштабах проекта, объеме и номенклатуре намечаемой к производству продукции, необходимых ресурсах, конкретную программу действий по его осуществлению, возможные экономические и финансовые результаты. Это детальное изложение целей, условий, путей и эффективности осуществления проекта.

Роль и назначение бизнес - плана инвестиционного проекта 5 Основное назначение и задача бизнес - плана : дать целостную оценку условиям, перспективам, экономическим и социальным результатам реализации проекта.

6 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно рассматривать как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля Важно рассматривать бизнес - план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления

7 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план в большинстве случаев используется как средство для получения необходимых инвестиций, таким образом он служит мощным инструментом финансирования бизнеса Бизнес - план служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов за определенный период времени

8 Роль и назначение бизнес - плана Бизнес - план может быть хорошей рекламой для предполагаемого бизнеса, создавая деловую репутацию и являясь своеобразной визитной карточкой организации, поэтому он должен быть компактным, красиво оформленным, информационно наполненным Бизнес - план является своего рода документом, страхующим успех предлагаемого бизнеса. Он демонстрирует готовность идти на риск.

Роль и назначение бизнес - плана 9 Бизнес - планирование творческий процесс, требующий профессионализма и искусства

10 Роль и назначение бизнес - плана В качестве внешнего документа он выступает при установлении или расширении контактов с контрагентами и потенциальными финансовыми партнерами: инвесторами; поставщиками сырья, материалов, оборудования; посредниками в реализации продукции предприятия; предприятиями и организациями, с которыми предполагается осуществлять кооперирование в научно- технической, производственной, инвестиционной и иных видах деятельности; возможными спонсорами предприятия и его проектов и др.

БИЗНЕС - ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЩЕНИЯ БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это инструмент для грамотного и эффективного управления проектом. БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это документ, обосновывающий основные экономические преимущества инвестирования в проект. ИНВЕСТОР МЕНЕДЖЕР ГОСУДАРСТВО БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это основа составления заявки для получения государственного финансирования. ИЗОБРЕТАТЕЛЬ БИЗНЕС - ПЛАН БИЗНЕС - ПЛАН - это способ контролировать процесс воплощения идеи 11

12 Что должен показать бизнес - план инвестору Идея предпринимателя Деньги инвестора Деньги предпринимателя Деньги инвестора Продукт Рынок

13 Классификация бизнес - планов По целевой аудитории : внутренний внешний

14 Классификация бизнес - планов По объектам бизнеса : по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги) по предприятию действующему новому финансовое оздоровление развитие производственного подразделения всего предприятия

15 Классификация бизнес - планов По назначению : БП коммерческой идеи или инвестиционного проекта БП компании или структурного подразделения БП как заявка на грант БП как заявка на кредит БП финансового оздоровления БП развития региона для бюджета

16 Подходы к разработке бизнес - плана Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план. При втором подходе инициаторы бизнес-план сами не разрабатывают, а являются заказчиками. Разработчиками являются фирмы, авторские коллективы, эксперты и консультанты.

17 Порядок работы над бизнес - планом Работа над бизнес - планом проводится в несколько этапов : Определение целей разработки бизнес - плана Определение целевой аудитории бизнес - плана Определение структуры бизнес - плана Сбор и систематизация информации для подготовки всех разделов бизнес - плана Оформление бизнес - плана

18 Порядок работы над бизнес - планом При разработке бизнес - плана необходимо учесть интересы всех заинтересованных сторон : заказчика и разработчика бизнес - плана потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров органов власти персонала и клиентов

19 Состав, структура и объем бизнес - плана К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес - плана, степень его детализации, можно отнести : специфику вида деятельности ; размеры предприятия ; цель составления бизнес - плана ; общую стратегию предприятия ; размер предполагаемого рынка и наличие конкурентов требования потенциального инвестора и др.

20 Состав, структура и объем бизнес - плана На один проект на предприятии может быть разработано несколько бизнес-планов. Например: один внутренний рабочий бизнес-план для самого предприятия, второй – внешний для потенциальных коммерческих инвесторов, третий внешний для получения поддержки администрации города и т.д. Причем каждый из них будет разным по структуре, объему, полноте раскрытия тех или иных вопросов, несмотря на то, что все они будут раскрывать суть одного и того же проекта.

21 Состав, структура и объем бизнес - плана Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Отсутствие единого стандарта разработки бизнес- планов объясняется и различными видами бизнеса, и различными целями, с которыми создаются бизнес-планы. Тем не менее можно выделить разделы, которые обычно присущи бизнес-плану.

22 Типовые разделы бизнес - плана Титульный лист Резюме Общие сведения Описание ( сущность ) проекта Анализ отрасли и рынка План маркетинга Производственный план Организационный план ( план управления ) Анализ рисков Финансовый план Приложения к бизнес - плану

23 Последовательность разработки бизнес - плана инвестиционного проекта 1. Сбор и анализ информации о продукции, услуге 2. Сбор и анализ информации о рынке сбыта 3. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта 4. Анализ состояния и перспективности отрасли 5. Анализ состояния и возможностей предприятия

24 Последовательность разработки бизнес - плана 6. Разработка стратеги маркетинга, товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики 7. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами 8. Расчет потребного капитала, определение затрат, анализ и планирование основных финансовых показателей 9. Определение источников финансирования, направленности и масштабности проекта, расчет эффективности

25 Последовательность разработки бизнес - плана 10. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта 11. Решение вопросов рисков и гарантий 12. Составление краткого содержания проекта 13. Оформление титульного листа 14. Оформление бизнес-плана

26 Содержание разделов бизнес - плана Титульный лист Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным, не содержать излишних подробностей. На нем указываются: название и адрес фирмы; ее местоположение; суть предлагаемого проекта (сфера деятельности-продукты/услуги –клиенты – специфика/новизна); стоимость проекта. Период планирования Дата составления На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности.

27 Содержание разделов бизнес - плана Содержание После титульного листа может быть приведено содержание бизнес-плана, в котором дается перечень того, что будет включено в бизнес-план, позволяющий быстро найти необходимую информацию. Содержание должно быть четко оцифровано.

28 Содержание разделов бизнес - плана Резюме Резюме (концепция бизнеса) это сжатый, быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель. Его задача - привлечь внимание и захватить воображение тех, кто знакомится с содержанием проекта, вызвать у них желание познакомиться с проектом более детально.

29 Содержание разделов бизнес - плана Резюме Сведения, включаемые в резюме, должны передавать все особенности проекта, включая: Вид, масштаб, цели проекта; Краткое содержание, суть проекта; Возможности и сроки реализации; Стоимость и источники финансирования; Ожидаемый спрос – основные показатели; Специфику продукции и услуг; Рынки сбыта и конкуренцию; Организацию и управление проектом; Финансовую информацию о проекте; Потенциальные выгоды для возможных участников проекта; Эффективность и риск проекта; Убежденность в успехе (аргументы).

30 Содержание разделов бизнес - плана общие сведения В этом разделе следует дать общее описание фирмы. Ключевые элементы раздела: основные сведения о компании; название, форма собственности; реквизиты; профиль деятельности/специализация; положение на рынке; состояние дел в отрасли; учредители и руководители; патенты, лицензии, правовая защита.

31 Сущность инвестиционного проекта В этом разделе представляется описание проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа, производится их комплексная оценка. описание продукции или услуг, ее назначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции от имеющихся аналогов, т.е. с точки зрения тех потребительских качеств, которые она удовлетворяет (цепочка «желание - удовлетворение»). Основной вопрос: в чем уникальность именно вашего продукта/услуги, почему именно у Вас будут его приобретать.

32 Содержание разделов бизнес - плана Сущность инвестиционного проекта С этой целью приводятся следующие сведения: продукты и услуги – назначение, свойства, аналоги и отличия – новизна (ПАТЕНТЫ), преимущества для клиентов при покупке; место расположения предприятия; необходимое оборудование и площади; необходимые работники (профессии); сравнение с другими аналогичными товарами; сырье и материалы/ закупки; план реализации проекта (этапы, сроки, задачи, возможности и угрозы).

33 Содержание разделов бизнес - плана Анализ отрасли и рынка Данный раздел один из важнейших этапов подготовки бизнес-плана, который должен ответить на вопросы: кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию предприятия. При изложении материала следует особенно проявлять реализм, не преувеличивая своих возможностей и не преуменьшая возможностей конкурентов, с тем, чтобы не подорвать доверие к предприятию и его руководству.

34 Содержание разделов бизнес - плана Анализ отрасли и рынка В бизнес-плане должны найти отражение следующие вопросы: характеристика отрасли; тенденции и перспективы развития отрасли; роль предприятия внутри отрасли; определение типа рынка, на котором предприятие предполагает работать; определение рыночной структуры (проведение сегментирования рынка); оценка конъюнктуры рынка (оценка численности покупателей на каждом выделенном сегменте, определение емкости рынка и степени удовлетворения спроса);

35 Содержание разделов бизнес - плана Анализ отрасли и рынка отбор целевых сегментов; позиционирование на рынке (действия по выведению товара на рынок и обеспечению ему конкурентоспособного положения в сегменте); прогноз объемов продаж (в натуральном и денежном выражении); анализ сильных и слабых сторон предприятия и основных конкурентов; оценка конкурентоспособности продукции и услуг; конкурентное преимущество предприятия.

36 Содержание разделов бизнес - плана План маркетинга В данном разделе целесообразно изложить основные моменты планируемой маркетинговой деятельности фирмы, исходя из целей бизнес-плана инвестиционного проекта. Структура раздела может быть следующей: стратегия маркетинга; товарная политика; ценовая политика; сбытовая политика; коммуникативная политика; бюджет маркетинга.

Содержание разделов бизнес - плана План маркетинга 37 характеристика потенциальных потребителей продукции и конкурентов, анализ динамики и прогнозирование потребительского спроса ; географические границы рынка реализации продукции предприятия и конкурентами ( региональный, российский, внешний рынок ); заданный технический уровень продукции предприятия в сравнении с конкурентами, уровень конкурентоспособности ; Общий объем реализации аналогичной продукции конкурентами ( анализ динамики за предыдущие годы );

Содержание разделов бизнес - плана План маркетинга 38 оценка и прогнозирование текущей емкости рынка ( уровня спроса ), анализ не удовлетворяемого аналогами спроса, прогноз объемов продаж продукции ; анализ цен на товары – аналоги, обоснование собственных цен на продукцию ; Характеристика каналов сбыта продукции ; Анализ существующих рекламных кампаний у конкурентов, необходимость рекламы, ее вид, направления и масштабы рекламных акций ; Наличие предварительных соглашений с потребителями продукции.

39 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план Этот раздел готовится фирмой, которая собирается заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством. А также возможности дальнейшего расширения, модернизации, гибкость и мобильность производства и производственного процесса.

40 Содержание разделов бизнес - плана Производственный план Структура раздела может иметь следующий вид: расположение предприятия; описание производственного процесса (технология, необходимое оборудование, производственные помещения); расчет потребности и планирование создания основных фондов; обоснование режима работы оборудования; расчет производственной мощности предприятия; обоснование производственной программы по выпуску продукции;

Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 41 система управления производственными запасами ; расчет потребности в материалах, топливно - энергетических ресурсах ; расчет себестоимости продукции ( сметы затрат и калькуляции по изделиям ); система материально - технического обеспечения ; контроль качества и охрана окружающей среды.

Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 42 При разработке производственного плана - плана текущей деятельности – стратегия развития, определенная на этапе маркетинговых исследований, преобразуется в планы деятельности для каждого подразделения – установленные стратегические параметры конкретизируются при помощи системы взаимосвязанных технико - экономических показателей, устанавливаются производственные задания, сроки и оцениваются затраты. Другими словами, в этом разделе бизнес - плана намечается тактика достижения стратегических целей.

Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 43 Основной вопрос : « Что должен сделать каждый для достижения стратегической цели увеличения стоимости бизнеса ?» Принятие решений осуществляется с учетом принципа рационального использования производственных ресурсов. При составлении плана текущей деятельности прогнозируемый спрос на продукты увязывается с производственными возможностями – определяются максимальные объемы выпуска продукции и стоимость услуг ( производственная мощность ).

Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 44 Контрольные вопросы : Какой должен быть общий подход к производству ? Какие источники сырья будут использованы ? Надежны ли поставщики ? Периодичность и сроки поставок, условия расчетов. Какие используются технологические процессы ? Как налажена организация производственных потоков ? Степень использования оборудования и площадей. Какой необходим уровень квалификации работников ? Потребители, условия продаж, сервис.

Содержание разделов бизнес - плана Производственный план 45 Входными параметрами планирования служат данные исследования рынка : объем производства и цена по всей номенклатуре продукции. Выходные параметры производственного плана используются для составления сметы текущих затрат, плана инвестиций и расчета оборотного капитала. К ним относятся : стоимость необходимого оборудования и площадей ; численность обслуживающих рабочих ; стоимость материалов, топлива, энергии, комплектующих ; нормы запасов и задолженностей.

46 Содержание разделов бизнес - плана Организационный план ( план реализации проекта ) Данный раздел бизнес-плана определяет механизм реализации инвестиционного проекта. Структура раздела может иметь следующий вид: обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (на базе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выбор организационно-правовой формы нового предприятия, состав учредителей, доли участия, принципы распределения прибыли);

Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 47 эмиссионная и дивидендная политика : порядок выпуска ценных бумаг ; обоснование форм и условий участия инвесторов - собственников в реализации инвестиционного проекта – права и обязанности, льготы, доля и порядок участия в распределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительные права и льготы инвесторов и др.; структура управления предприятием ( централизованная или децентрализованная ), руководящий состав предприятия, должностные инструкции, условия оплаты и стимулирования работников.

Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 48 План организации и управления : общие принципы управления ; обоснование организационной формы ; эмиссионная и дивидендная политика ; формы и условия участия собственников ( имена, адреса, опыт ) ; принципы и структура управления ; совет директоров ( имена, адреса, опыт ); распределение обязанностей ; Контроль. Координирование. Стимулирование. « Как обеспечить гибкость деятельности ?»

Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 49 План организации и управления ( общие принципы управления, контрольные вопросы ): Используются в управлении принцип единоначалия или коллегиальности ? Участвуют ли работники в управлении ? Распределены ли обязанности и ответственность исполнителей ? Кто за какой результативный показатель отвечает ? Как будет обеспечена гибкость управления, возможности координирования деятельности ? Предусмотрен ли оперативный контроль выполнения бизнес - плана ?

Содержание разделов бизнес - плана Организационный план 50 План организации и управления. Выбор организационной формы Юридические аспекты. Налоговые льготы. Стоимость организации бизнеса. Собственники – партнеры – пайщики. Условия уставного соглашения. Ответственность и права – участие в управлении. Контроль результатов. Кто обладает правом подписи документов ? « Что проще и выгоднее ?»

51 Содержание разделов бизнес - плана Анализ рисков Задача раздела - выявление основных рисков в реализации проекта, анализ их источников и причин возникновения, оценка возможного ущерба и принятие мер по снижению рисков. Данный раздел содержит следующие составные части: анализ рисков, оценка риска проекта; потери от риска, тип области риска проекта; организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков; программа страхования рисков.

Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 52 В этом разделе бизнес - плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес - плана и представляют их в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей, а также содержит структуру источников инвестиций и показатели эффективности предполагаемого проекта. В

53 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план ( финансовый анализ инвестиций ) Раздел объединяет 4 направления: 1. Обоснование расходов и доходов. 2. Финансирование. 3. Поступления и выплаты. 4. Финансовое прогнозирование.

54 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 1. Обоснование расходов и доходов: обоснование единовременных затрат (стоимость земли, или получения прав на нее, стоимость нематериальных активов; строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотных средств); обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационных отчислений и др.); расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта; обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационные доходы ); Расчет прибыли от основной деятельности (реализации продукции).

55 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 2. Финансирование: собственные и заемные средства; условия финансирования (процентная ставка, график погашения, выплаты дивидендов).

56 Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план 3. Поступления и выплаты: Формирование таблиц денежных потоков для обеспечения ликвидности, для оценки экономической эффективности; расчет показателей эффективности проекта (чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости, внутренней нормы доходности, рентабельности).

Содержание разделов бизнес - плана Финансовый план Финансовое прогнозирование : формирование прогнозного баланса, плана прибыли и убытков, потоков готовой продукции и денежных средств ; Прогнозирование и анализ показателей финансового состояния ( характеристики вертикальной и горизонтальной структуры баланса, коэффициентов ликвидности ).

58 Содержание разделов бизнес - плана Приложения к бизнес - плану Приложение обычно содержит материалы, которые не обязательно должны быть приведены в основном тексте. Ссылки на какие-либо документы, используемые в приложении, должны быть сделаны в самом бизнес-плане. В приложениях к бизнес-плану приводится разнообразная документация, подтверждающая достоверность исходных данных и финансовых расчетов, на основе которых разрабатывался бизнес- план инвестиционного проекта.

59 Общие требования к бизнес - плану инвестиционного проекта бизнес - план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ ; бизнес - план должен быть представлен в привлекательной, а не сверхсложной форме и размножен в достаточном для его рассмотрения количестве экземпляров ; информация, представленная в бизнес - плане должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, для чего можно представлять ее в аналитической ( табличной ) или графической форме ;

60 Общие требования к бизнес - плану объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес - плане ; бизнес - план должен представлять собой честный анализ, основанный на реалистичных предположениях ; утверждения и прогнозы должны быть определенными, а также обоснованны и подкреплены ссылками на источники информации, заключения лиц, которые будут вести бизнес с данной компанией ;

61 Общие требования к бизнес - плану точность финансовых расчетов ; анализ существующих рисков ; план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей в процессе реализации проекта ; в бизнес - план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения. Объем приложений не ограничивается.

62 Общие требования к бизнес - плану стиль изложения : простота изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров, т. е. доступность в изучении и понимании. Бизнес - план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнеров.

63 Общие требования к бизнес - плану инвестиционного проекта Следует обратить внимание на двойственный характер бизнес-плана: С одной стороны – это серьезный аналитический документ, а с другой – средство рекламы.

64 Бизнес - план как форма представления проекта Цели разработки Бизнес - плана : уяснить степень реальности достижения обозначенных результатов в проекте ; убедить коллег в реальности достижения определенных количественных или качественных показателей предполагаемого бизнес - проекта ; доказать определенному кругу лиц целесообразность предлагаемого бизнес - проекта ; привлечение внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора.

65 Бизнес - план как форма представления проекта Целесообразно иметь два вида бизнес - плана. Первый вид бизнес - плана – официальный. Он представляет собой краткое ( до 50 страниц ) изложение на бумаге прошлого, настоящего и будущего бизнеса и необходим перспективным партнерам, инвесторам и акционерам предприятия, чтобы иметь общую цель. В таком бизнес - плане обычно содержатся три варианта расчетов : оптимистический, пессимистический и реальный ( оптимальный ).

66 Бизнес - план как форма представления проекта Второй вид бизнес - плана – повседневный рабочий документ для первого лица компании, команды разработчиков. В нем сосредотачивается рабочий информационный материал. Такой бизнес - план позволяет : понять важность официального бизнес - плана ; составить программу действий задолго до того, как реально начнется новое дело ; детально рассмотреть возможные варианты решения возникающих проблем, чтобы быть в состоянии преодолеть их впоследствии и избежать ошибок в официальном бизнес - плане ; заранее распознать и оценить внутренний и внешний риски ; вести контроль за состоянием дел, учитывая постоянные изменения во внешней и внутренней среде.

67 Бизнес - план как форма представления проекта Рабочие материалы могут содержать сведения, которые не вошли в официальный бизнес - план. В них отражаются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, маркетинговая стратегия, данные о конкурентах, сумма капитала, которую планируется направить в бизнес. Часть документации рабочего бизнес - плана может быть использована в качестве приложений к официальному бизнес - плану.

68 Бизнес - план как форма представления проекта Функции Бизнес - плана : Планирование - бизнес - план позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, контролировать процессы внутри фирмы ; Привлечение внешних средств ; Привлечение потенциальных партнеров ; Вовлечение сотрудников в процесс составления бизнес - плана, что улучшает их информированность, позволяет скоординировать их усилия, создать мотивацию достижения цели.

Структура бизнес - плана Структура бизнес - плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес - плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес - плана и предъявляемых к нему требований. 69

Структура бизнес - плана Структура бизнес - плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес - плана - кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы. 70

Структура бизнес - плана Структура бизнес - плана зависит от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного планирования. 71

Типичные ошибки при подготовке бизнес - плана Переоценка доходов проекта (цен и (или) объемов сбыта) Отсутствие затрат на продвижение Максимальная загрузка мощностей Недооценка текущих затрат проекта Недооценка инвестиционных вложений Отсутствие инвестиций в оборотный капитал Недооценка фактора времени при реализации проекта Несоответствие метода расчета (с учетом инфляции или без) денежных потоков и ставки дисконтирования Расчет эффективности проекта на основе общих денежных потоков компании и проекта Ошибки в расчете и интерпретации показателей эффективности проекта для разных участников Игнорирование рисков проекта

Переоценка доходов проекта Как это бывает: определяют максимально возможный объем производства (технические характеристики производственного оборудования) и, рассчитав средний диапазон цен на продукцию (услуги, работы), используют верхнюю границу. Причина ошибки: отсутствие обоснованного объема сбыта и качественного анализа ценообразования. Последствия ошибки: переоценка финансовых возможностей, экономической эффективности проекта, недооценка источников финансирования.

Отсутствие затрат на продвижение продукции Причина ошибки: слабое маркетинговое обоснование, в частности отсутствие комплексного плана маркетинга. Последствия ошибки: отсутствие затрат на продвижение может привести к невозможности достичь запланированного объема продаж или дополнительным финансовым расходам на рекламу и маркетинг в ходе развития проекта.

Максимальная загрузка мощностей Причина ошибки: отсутствие обоснованного объема сбыта. Нужно от чего-то отталкиваться при планировании, и этим чем-то становится производственная мощность оборудования. Последствия ошибки: переоценка объемов сбыта (не все, что можем произвести, сможем продать), как результат, затоваривание склада готовой продукцией; не учитываются технологические простои, плановое техобслуживание и т. д.

Недооценка текущих затрат Как это бывает: используют упрощенный перечень расходов, оперируют понятием «себестоимость», текущие затраты определяют экспертно. Причина ошибки: отсутствие технологической карты производства продукции, нехватка опыта планирования подобных предприятий, объективная невозможность предсказать уровень некоторых расходов до начала производства. Последствия ошибки: недооценка расходов приводит к завышению прибыли, а значит, к переоценке финансовой состоятельности, экономической эффективности проекта.

Недооценка инвестиционных вложений Как это бывает: приводится укрупненная схема инвестиционных вложений, в которой трудно понять, что учтено, а что забыто. Причины ошибки: концентрируют внимание на основном производственном оборудовании, строительстве основных производств, забывают о вспомогательном оборудовании, складских помещениях, приобретении нематериальных активов, игнорируют расходы будущих периодов. Последствия ошибки: недооценка инвестиционных вложений, а значит, недооценка потребности в финансировании и переоценка экономической эффективности.

Отсутствие инвестиций в оборотный капитал Как это бывает: самый распространенный вариант вообще не учитывают потребность в оборотном капитале; менее распространенный вариант учитывают только формирование запасов сырья, материалов, игнорируя расчеты с покупателями и поставщиками (элементы дебиторской и кредиторской задолженности). Последствия ошибки: недооценка потребности в финансировании, проблемы с ликвидностью в проекте.

Недооценка фактора времени при реализации проекта Как это бывает: Стремятся реализовать иногда абсолютно искреннее желание «построить за год», «открыть за квартал»! Причины ошибки: объективные и необъективные причины временных задержек стадий осуществления проекта. На предынвестиционной стадии: несвоевременное получение разрешительной документации соответствующих служб (СЭС, пожарники, экологи и пр.), проектно-сметной документации, оформлений. В инвестиционной фазе: увеличение сроков строительства, задержка монтажа и пуска оборудования и пр. Последствия ошибки: переоценка финансовых возможностей (быстрое окончание инвестиционной фазы означает начало эксплуатационной, а значит, получение дохода, что может не соответствовать действительности).

Несоответствие метода расчета денежных потоков и ставки дисконтирования Как это бывает: выделяют два возможных метода расчета – в постоянных или текущих ценах. Причина ошибки: непонимание методологии расчетов. Последствия ошибки: искажение показателей эффективности и неправильная интерпретация результатов.

Расчет эффективности проекта на основе общих денежных потоков компании и проекта Как это бывает: оценивают проект на действующем производстве. Причина ошибки: строится финансовый план компании с учетом существующих и новых объемов реализации, и показатели эффективности вложений имеют высокие значения за счет участия прибыли всей компании в окупаемости инвестиций. Последствия ошибки: высокие необъективные показатели экономической эффективности, приводящие к неверным решениям и ожиданиям в будущем.

Ошибки в расчете и интерпретации показателей эффективности проекта для разных участников Как это бывает: цитата из бизнес-плана: «В проекте предусмотрено собственное и заемное финансирование… NPV = 1520 тыс. руб., IRR = 18%, DPBP = 3,5 лет». Остается загадкой, какие показатели рассчитываются: эффективности самого проекта, участия собственника либо участия банка? Причины ошибки: непонимание методологии инвестиционной оценки. Последствия ошибки: некорректно рассчитанные показатели эффективности, неправильная их интерпретация и, как результат, невозможность принятия обоснованного инвестиционного решения.

Игнорирование рисков проекта Как это бывает: этот раздел традиционно последний, на него часто нет времени и сил. Причины ошибки: сложность описания и учета в расчетах. Последствия ошибки: неоправданно высокие риски проекта, отсутствие заложенных мер снижения рисков.