Педагог-психолог Смольнякова Ольга Викторовна, учитель-логопед Голованова Мария Владимировна, организационная поддержка воспитателей: Л,Ф Швидкая, Ю.В Томашева Волгоград 2015 г г. Метод проекта (с песком) в летне- оздоровительный период с детьми ОНР в детском саду. (Опыт профессионального сотрудничества психолога и логопеда)
ВВЕДЕНИЕ: После проведения диагностики, мы детей разделили на подгруппы: 2 ребёнка с агрессивностью, 3 ребёнка с тревожностью, 1 ребёнок с замкнутостью и 3 ребёнка с гиперактивностью. Совместно с учителем-логопедом данной группы мы заинтересовались методом «песочной терапии».Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. И мы решили создать свою программу для работы с детьми методом проекта.
Цель программы: развитие у детей-логопатов психических процессов, связной речи, коммуникативных навыков общения, снятия напряжения, тревожности и агрессии посредством специальных игровых занятий с песком. Задачи: Развитие навыков неконфликтного взаимодействия детей с речевыми проблемами со сверстниками и взрослыми. Снижение психоэмоционального напряжения, агрессивных проявлений, тревожности у детей. Повышение навыков адаптивных возможностей детей- логопатов исходя из их социального опыта, психического состояния. Развитие доброго, внимательного отношения детей к ближайшему социальному окружению и друг к другу.
Программа занятий состоит из 3 блоков: 1 блок – диагностический (комплектование группы). 2 блок – коррекция и развитие детей-логопатов посредством оказания интегрированной психологической и логопедической помощи. 3 блок – повторная диагностика Структура каждого интегрированного занятия включает в себя 3 этапа: 1 этап – подготовительный (разогрев).Знакомство с правилами игры в песок, повышение эмоционального фона настроения, что способствует большей включенности детей в продуктивную дальнейшую умственную деятельность. 2 этап – основной. Игры с песком, сказкотерапия, и пр.). Подведение итогов занятия. 3 этап – завершающий. Психологическое завершение групповой работы. Ритуал прощания и обратная связь.
Условия проведения Занятия проводятся, где на участке в летний период совместно с психологом и логопедом, при поддержке воспитателей. Численность группы: 6-8 человек. Четное количество для работы в парах. Комплектование группы Группа формируется из детей старшей группы детского сада. Периодичность занятий. Наиболее реальным и эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 25–30 мин. Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между содержанием тем и усвоение навыков.
Подготовительная логопедическая группа 9 10 детей Общее недоразвитие речи 3 ребёнка с тревожностью 1 ребёнок с замкнутостью 2 ребёнка с агрессивностью Расстройство Психологического развития 9 детей 3 ребёнка с гиперактивностью Ринолалия 1 ребенок Дизартрия 6 детей
СЕТКА ЗАНЯТИЙ Вторник «Мы-волшебники-творцы!» Цель: Установление контактов. Выработка правил работы с песком. Создание эмоционального настроения. Развитие связной речи. «Песочная лаборатория» Цель: Развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, учить сравнивать и делать выводы. «Чудеса у нас на песке» Цель: Создание благоприятного психологического микроклимата в логопедической группе, бодрого и радостного настроения у детей. Развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Воспитание умения понимать себя и других детей, формировать способность к рефлексии. Активизация словаря. «Затерянный город» Цель: Создание положительного эмоционального микроклимата, способствующего самовыражению детей. Развитие мышления путем создания проблемных поисковых ситуаций и экспериментальной деятельности. Воспитание гуманных чувств, способности к сопереживанию. Активизация словаря. Четверг «Секретное задание кротов». Цель: Создание положительного эмоционального настроения; развитие умения дифференцировать звуки речи; развитие связной речи. «Рассели животных».Цель: Создание положительного эмоционального настроения; развитие умения дифференцировать звуки речи; развитие связной речи. «Берег больших черепах» Цель: Снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе. Развивать навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива. «Вслед за радугой» Цель: Активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире. Развивать детскую эмпатию и расширять «словарь эмоций» путем тактильных взаимодействий.
Приложение Игра «Найди, что спрятано»Игровое упражнение «Угадай, на что похоже?»
Занятие 1:«Рассели животных». Дети строят саванну Использование в работе объёмной мандалы
Составление мандал из цветного песка и природного материала Занятие 2 «Затерянный город»
Занятие 3 «Чудеса у нас на песке»
Ребятам нравится работать с цветным песком с использованием трафарета, с применением природного материала Занятие 4 «Берег больших черепах»
Дети выкладывают морское дно Игровое упражнение «Угадай, на что похоже?» Дети выкладывают разноцветные цветы и солнце из палочек Кюизенера Задание 5 «Секретное задание кротов»
Для сюжета используем дополнительный материал Используем для обыгрывания применяем мелкие игрушки Игра «Животные Севера и Юга» дети расселяют животных по климатическим зонам Соль очень хорошо совмещается с песком и в композиции служит «льдинами и снегом» Занятие 6 «Мы-волшебники-творцы!»
Игровое упражнение «Радуга» Рисунок по трафарету, выполняется ребенком индивидуально Занятие 7 «Вслед за радугой»
Занятие 8 «Песочная лаборатория» Работаем с цветным песком с помощью трафарета
Это наши результаты!
Здесь требуется проявить терпение
Мы любуемся нашей работой
По данным психолога: По результатам диагностики толерантности по Бойко
По данным логопеда: По результатам диагностики речевого развития по Е.А. Стребелевой До занятий по пескотерапии После занятий по пескотерапии
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ