LOGO Основы организации и проведения профориентационного тренинга для обучающихся ГБУ ДПО«КРИРПО» ЦПиПС Килина И. А., к.пс.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивация Мотивация это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Формирование конструктивных моделей взаимодействия в системе «Учитель -Ученик Родитель» как элемент внеучебной деятельности школы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
«Я и мой труд и профессия» «Я и мой труд и профессия» КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 п.Ванино Воспитатель: Кузнецова Марина Анатольевна г.
Школа молодого педагога Целитан С.В. методист МБУ «Новоселовский ММЦ» уч. год.
Психологическое сопровождение профильного обучения Разработано педагогом- психологом МОУ «Ново-Ямская СОШ» Выборовой Т.В.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
«Эффективные формы взаимодействия педагога- психолога с педагогическим коллективом ДОУ» Кондрашова О.Ю. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 24» Декабрь.
Семинар «Метод проектов в деятельности ДОУ». ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы; представляет.
Психолого-педагогического сопровождения в развитии профессиональной компетентности воспитателя Доклад подготовила: педагог-психолог ГОУ детский сад 2221.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Транксрипт:

LOGO Основы организации и проведения профориентационного тренинга для обучающихся ГБУ ДПО«КРИРПО» ЦПиПС Килина И. А., к.пс.н.

Интерактивное обучение Интерактивное обучение – совместный процесс познания через взаимодействие обучающихся: между собой, с преподавателем, с информацией (опосредованно с ее автором). Признаки интерактивного обучения: межличностное диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель - обучающийся», «обучающийся - обучающийся»; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; игровая и тренинговая организация обучения. Формы и методы: дискуссия, «мозговой штурм», дидактическая, ролевая и деловая игра, решение производственных ситуаций, методы получения обратной связи, психодрама, тренинг

СПТ (50-е г. ХХ в. М. Форверг) Психологический тренинг – совокупность активных методов обучения, практической психологии (психотерапии), используемых с целью формирования навыков самопознания, саморазвития, решения психологических проблем Условия проведения: чувство «мы», атмосфера свободы самовыражения, добровольность, активность и вовлеченность участников, спонтанность, эмоциональная защищенность (принцип конфиденциальности) (К. Левин) Обязательные компоненты: ролевая игра с элементами драматизации – М. Форверг, групповая дискуссия – К. Левин Методы: игра, дискуссия, мозговой штурм, невербальные (психогимнастика) и вербальные (коммуникативные) упражнения, решение практических ситуаций, методы обратной связи, психодрама, арт-технологии (проективный рисунок), телесно-ориентированные технологии и др. Состав группы: 8 – 12/15 человек (обучающий тренинг - минимум 4, личностного роста до 50 человек) Продолжительность: 3 и более часов (8–10 ч. марафон), до 10 занятий

Социально-психологический тренинг Цель: развитие компетентности (интерперсональной) в общении, навыков самопознания Задачи: расширить (сформировать) представления о личности человека, процессах взаимодействия людей, приемах эффективного общения; сформировать умения, навыки общения в парах, группах (ведение деловой беседы, предупреждение конфликта, самопрезентация, публичное выступление, активное слушание и др.); выработать собственные стратегии общения (корректировать коммуникативные установки); сформировать адекватное восприятие себя и других в ситуациях общения; способствовать решению личностных проблем, приобретению опыта анализа коммуникативных ситуаций

Социально-психологический тренинг Этапы: 1. Введение в ситуацию тренинга: тема и цель; принятие норм группового поведения; выбор «имени- маски», знакомство; выявление ожиданий; упражнения на групповое сплочение 2.Интеллектуальный: проведение дискуссии, МШ, игр/упражнений 3. Решение конкретных задач, формирование ЗУНов: игры, упражнения, арт- сказка-технологии, психо- символдрама, ТОТ, проекты, решение практических/производственных ситуаций, диагностика 4. Подведение итогов: релаксация, ожидания/обратная связь, рефлексия, подведение итогов ведущим, ритуальное прощание, дача д/з

Социально-психологический тренинг Групповые нормы: 1. Здесь и теперь 2. Открытость 3.Я-высказывание 4. Активность 5. Конфиденциальность 6. Стоп 7. Обратная связь 8. Обращение по «имени» (ты) 9.Доброжелательность, отсутствие оценок личности 10. Постоянство (состав группы, время, желательна однородность группы по цели, ценностям, возрасту, соц.статусу, стилю поведения и др.)

Профориентационный тренинг Цель: формирование профессионального самоопределения, осознанного отношения к выбору и построению профессиональной карьеры. Задачи: способствовать активизации размышлений участников о выборе профессии; формировать модели профессионального поведения; создать условия для самостоятельного, осознанного принятия личностных и профессиональных решений; способствовать построению личностного и профессионального планов. Участники: учащиеся 8-9 классов; педагоги, психологи, специалисты, ответственные за профориентационную работу

Профориентационный тренинг Структура тренинга: 1 этап: введение в ситуацию тренинга: постановка цели, принятие норм группового поведения; выбор имени-маски, процедура знакомства; определение групповых ожиданий; игры, упражнения на сплочение. 2 этап: интеллектуальный: проведение мозгового штурма, дискуссии, интеллектуальных игр, упражнений. 3 этап: основной: технологии формирования знаний, умений в области профессионального, жизненного и личностного самоопределения, осуществления выбора, построения плана профессионального будущего. 4 этап: подведение итогов: антистрессовые упражнения (медитация, релаксация, саморегуляция), рефлексия, определение уровня реализации ожиданий участников.

Профориентационный тренинг 1 этап: введение в ситуацию тренинга Цель: знакомство с темой, целью, участниками тренинга, выработка норм группового поведения, построение эффективных взаимодействий в группе, создание благоприятного психологического климата 1.1. Постановка цели, принятие норм группового поведения 1.2. Выбор имени-маски, знакомство 1.3. Определение групповых ожиданий 1.4. Игры, упражнения на сплочение, «погружение» в мир профессий 2 этап: интеллектуальный Цель: формирование единого понятийного пространства группы, осознанного отношения к профессиональному выбору Варианты: проведение МШ: «Как сделать правильный профессиональный выбор?»; упражнения «Понятия», «Общее и отличия»,«Игра-лото» 3 этап: основной Цель: способствовать формированию умений в области профессионального, жизненного и личностного самоопределения, осуществления выбора, построения плана профессионального будущего Варианты: упражнения «Дорога жизни». «Лотерея», «Подбор сотрудника», диагностика 4 этап: подведение итогов Цель: снятие напряжения, осуществление рефлексии, определение уровня выполнения ожиданий, построение перспективы

Профориентационный тренинг 1 этап: введение в ситуацию тренинга Вариант 1: упр-ие «Мой звездный час» Инструкция: участникам предлагается представить себя в качестве специалиста в рамках выбранной или предполагаемой профессии/специальности, придумать ситуацию успеха в данной профессиональной роли (3 мин.). Затем по очереди называют свое тренинговое имя и в течение 1 мин. рассказывают участникам о своем звездном часе (например, получение Нобелевской премии за разработку виртуального тренажера «Мир профессий»). Вариант 2: упр-ие «Имя» Инструкция: участники по вертикали записывают своё имя, напротив каждой буквы пишут название профессии/специальности, начинающееся с неё, например: И - инженер Р - реставратор И - инструктор Н - наладчик А – аниматор. Затем по очереди представляют группе свое имя и перечень соответствующих профессий. Остальные задают вопросы уточняющего характера. Вариант 3: упр-ие «Снежный ком» Инструкция: участникам предлагается по кругу назвать свое имя (Ирина) и профессию на первую букву имени (инженер) или профессионально важное качество (инновационость), Второй участник повторяет имя и профессию первого, затем свое и т.д.

Профориентационный тренинг 2 этап: интеллектуальный: дискуссия, мозговой штурм, интеллектуальные, ассоциативные упражнения и т.д. Мозговой штурм (брейнсторминг) «Как сделать правильный профессиональный выбор?» / «Образ профессионала. Каков он?»/ «Как построить карьеру?» Этапы: Формулировка проблемы, определение условий, правил, формирование рабочей и экспертной группы (5 мин.) Разминка (до 15 мин.) МШ: генерирование идей (по кругу, по очереди, в микрогруппах), фиксируются идеи ведущим или секретарями в микрогруппах (15-20 мин.) Экспертиза идей (10-15 мин.) Подведение итогов: определение лучших идей, их обоснование и защита, подведение итогов работы группы (5-10 мин.)

Профориентационный тренинг 2 этап: интеллектуальный: работа с понятийным аппаратом «15 слов», «Круги Эйлера», игра «ЛОТО», кроссворды, ребусы, анаграммы Професси ональное воспитание Професси ональный отбор Професси ональный подбор Професси ональная ориентация Професси ональная консультация Профессио нальная адаптация Профессио нальная аттестация Профессио нальный выбор Профессио нально важные качества Профессио нальная пригодность

Групповая дискуссия (лат. «исследую») -это совместное обсуждение вопроса, позволяющее прояснить/изменить мнения, позиции участников группы в процессе непосредственного общения (И.В. Вачков); способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. Этапы: 1.Ориентировка: определение темы и цели (заранее/сразу), деление на микрогруппы (5 мин.) 2.Оценка: сбор информации (знаний, мнений, идей), альтернатив (вариантов решения) (10-15 мин.) 3.Завершение: представление мнений/аргументов микрогруппами, подведение итогов, сопоставление целей с полученными результатами решения проблемы (15-20 мин.) Темы: «В нашей стране созданы условия для построения карьеры молодыми специалистами», «Работодатель заинтересован в молодых специалистах», «Подросток должен сам принимать решение о образовательно-профессиональном выборе»

Профориентационный тренинг 3 этап: основной Вариант 1: Упражнение «Лотерея» Цель: способствовать успешной адаптации на рынке труда, развитию предпринимательских умений, навыков Инструкция: Представьте себе, что Вы выиграли лотерею и получите 1 миллион рублей в том случае, если вложите 50% суммы в развитие предприятия/организации города или собственного бизнеса. Распределитесь на две микрогруппы по принципу: собственный бизнес, предприятие. Задание микрогруппам: - определитесь, какое предприятие/организацию или вид деятельности (частное предприятие, индивидуальное предпринимательство) Вы выбираете для вложения капитала и почему; - разработайте предложения по использованию 500 тыс.руб., дайте обоснование; - определите критерии и дайте прогноз по эффективности вложения капитала, представив его в форме рисунка. Время выполнения задания: 20 минут. Представление результатов деятельности – до 3-5 мин. на микрогруппу. Рефлексия: с какими трудностями Вы столкнулись в ходе разработки задания? Что способствовало, а что препятствовало его выполнению? Почему выбрали тот или иной тип деятельности, предприятия? Какие выводы Вы сделали для себя по итогам прогнозирования эффективности вложений? Вариант 2: деловая игра «Устройство на работу» Вариант 3: арт-технология «Дорога жизни», «Ступени карьеры» Вариант 4: Формула выбора профессии

«Устройство на работу» Цель: способствовать формированию жизненного и профессионального самоопределения обучающегося Инструкция: участники делятся на пары. Первый участник - начальник кадров, второй – кандидат на вакансию. Задача 1 – рассказать о вакансиях, узнать о кандидате, насколько он соответствует требованиям организации; задача 2 – узнать о наличии вакансий, соотнести свои представления о желаемой работе с требованиями работодателя (время 3-5 мин., смена ролей). Рефлексия: 1. Насколько диалог соответствовал целям трудоустройства? 2. Насколько полно даны характеристики, требования, критерии выбора профессии, рабочего места? 3. Насколько участники реализовали свои «роли» и в чем это проявилось?

Формула выбора профессии Могу (ресурсы внутренние и внешние) Надо (востребованность профессии) Хочу (желания, интересы, склонности)

ХОЧУ МОГУНАДО ВРАЧ - у меня крепкая нервная система, в любой экстренной ситуации могу принять решение; - я не боюсь крови; - делаю успехи по предмету Биология, что поможет поступить в мед.колледж. - нанять репетитора по вступительному экзамену по предмету Русский язык; - выйти с предложением по организации экскурсии в мед. колледж, ботанический сад.

Профориентационный тренинг 3 этап: основной Упражнение «Подбор сотрудника» Цель: осознание соответствия требований профессии к профессионально важным и личностным качествам человека, формирование управленческих умений Инструкция: Группе предлагается ситуация: «Представьте, что Вы создаете собственный бизнес, открываете предприятие (магазин, ресторан, мастерскую и др.). Вам необходимо решить кадровый вопрос». Распределитесь на микрогруппы (3-5 человек) и определите, какой специалист вам нужен на первом этапе создания бизнеса. Затем разделите лист ватмана на две части и напишите требуемые характеристики: 1 колонка – профессиональные, 2 – личностные характеристики. Можно использовать 3-ю колонку - дополнительные требования к кандидату на предлагаемую вакансию. Время выполнения задания: 15 минут. Представление результатов деятельности – до 3 мин. на микрогруппу. Рефлексия: какие характеристики легче было описывать: профессиональные или личностные? С чем это связано? Насколько Ваши требования к кандидату на вакансию адекватны и выполнимы? Что стало основанием для разработки дополнительных требований к кандидату ? Company Logo

Типы ситуаций Выбора Конфликтные Проблемные

Ситуации выбора А) По завершению обучения в педагогическом колледже есть возможность пойти работать воспитателем в детский сад. Друг предлагает встать на учет в центр занятости населения и получать в три раза больше денег в качестве пособия по безработице. Что выбираете: трудоустройство по специальности или встать на учет в центр занятости населения? Дайте обоснование Вашего выбора. Б) Ольга, успешная учащаяся 9 класса МОУ СОШ 1, спокойная, уравновешенная, любит готовить, хочет после школы продолжить обучение по специальности «повар, кондитер». Родители настаивают на продолжении обучения в школе, в 10-м классе. Ваша задача помочь Ольги сделать выбор дальнейшего образовательного маршрута, аргументируя варианты решения.

Методика «Я-Другой, Карьера-Дело»: обработка результатов (от 1 до 3 баллов) абвг сумма

Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" 1. Мне нравится а) иметь много свободного времени б) добиваться успеха во всех делах в) делать подарки своим друзьям г) находить красивое решение трудной задачи

Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" 2. Мой девиз а) "Работа не волк, в лес не убежит" б) "Хочешь жить - умей вертеться" в) "Что отдал, то твое" г) "Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать"

Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" 3. Лучшая работа для меня - та, которая а) не мешает мне жить своей жизнью б) дает возможность быстрого продвижения по службе в) нужна людям г) интересна

Методика "Я-Другой, Карьера-Дело" 4. Счастье для меня – это а) возможность жить в свое удовольствие б) высокая должность и хорошая зарплата в) благополучие моих друзей и близких г) возможность заниматься любимым делом

Обработка результатов Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а,б,в,г): 9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности; 5-8 баллов - умеренно выраженная направленность; 0-4 балла - направленность не выражена.

Методика "Я-Другой, Карьера-Дело"

Обработка результатов а) "Я". Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания. б) "Карьера". Вероятно, вам близки и понятны законы "рынка". В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом. в) "Другой". Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы не занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни. г) "Дело". Какую бы деятельность вы не выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.

Профориентационный тренинг 4 этап: подведение итогов 4.1. Релаксация 4.2. Выявление уровня реализации ожиданий: упражнение «Дерево»/«Сосуд» 4.3. Участникам предлагается по очереди завершить предложение «Моё профессиональное будущее – это…» / «Сегодня на тренинге я (осознал, решил, мне понравилось…)» (методы обратной связи). Затем подводит итоги ведущий, подчеркивая, насколько была достигнута цель тренинга, выстраивая перспективу дальнейшей профориентационной работы, дает домашнее задание.

11

Обратная связь Методика получения обратной связи «Шкала» ФИО_______________________________________________ Активность 0 10 Интерес 0 10 Практическая значимость 0 10 Психологический комфорт 0 10

Мероприятия ЦПиПС в 2015/2016 уч.г. Дата ФормаНазвание мероприятия 1 сентября - 30 октября 2015 Конкурс Конкурс профориентационных материалов для педагогов ОО разных типов «ПРОФориентир-2015» Форум (онлайн) для педагогов Роль родителей (законных представителей) и педагога в формировании выбора профессии обучающимся, воспитанником 23 – Неделя профориентации Профессиональная среда Вебинар Роль института наставничества в становлении молодого специалиста Семинар-практикум Современные формы и методы профориентационной работы с обучающимися и воспитанниками (итоги конкурса) Конкурс«Профессия, которую я ВЫБИРАЮ!» для обучающихся ОО Фестиваль Фестиваль рабочих профессий (итоги конкурса) 11 марта 2016 Вебинар Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся при организации профориентационной работы (одаренных обучающихся, детей-сирот, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и др.) I сессия очно 4-8 апреля 2016 Курс повышения квалификации (72 ч. Кемерово) Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов (II сессия дистанционно 9 апреля - 15 мая. III сессия очно ) Единый день профориентации День выбора рабочей профессии

LOGO