Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансовые информационные системы Дьяконова Людмила Павловна кафедра информационных технологий.
Advertisements

1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Наименование города, дата Инвестиционный проект «Наименование проекта» Наименование Проектоустроителя Адрес: Телефон: Логотип организации.
Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ. Бизнес-план это краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых.
План продаж предприятия, бюджет продаж. Четыре вида прогноза (товар/рынок) в планировании на предприятии 1.
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
Анализ чувствительности Внутренняя устойчивость проекта - прогнозируемые значения выгод и затрат и соответствующие показатели состояния проекта, при которых.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Как написать бизнес план?. При создании собственного дела бизнес-план предприятия должен содержать следующие разделы: 1. Общая характеристика организации.
Финансы в проектах 2012 Евгений Плаксенков. Факторы стоимости капитала Инфляция Риск Альтернатива.
Project Expert программа разработки бизнес- плана и оценки инвестиционных проектов. Аналитическая система Project Expert программа позволяющая «прожить»
Калькулятор финансового аналитика «Оценка инвестиционного проекта»
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Идеальный бизнес-план для банка Дмитрий Рябых Альт-Инвест.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Тема 8. Оборотный капитал предприятия: источники формирования и методы управления.
Применение мирового опыта оценки экономической эффективности инвестиционных проектов в российской практике Выполнила: Заворина E.C., студентка 5 курса.
Транксрипт:

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра «Инвестиции и инновации» Москва

ТЕМА 2.1 РАЗРАБОТКА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА Как оформить бизнес-план инвестиционного проекта

Структура бизнес-плана зависит от многих факторов. На содержание этого документа влияет: кто будет конечным пользователем. Это может быть частный инвестор, банк или топ-менеджмент компании; суть предлагаемого проекта. Например, создание производства с нуля или же модернизация существующего промышленного оборудования; ключевые вопросы, от которых зависит успех всего проекта. К примеру, ситуация на рынке сбыта, конкуренция, зависимость от ключевых поставщиков, влияние региональных особенностей и т. д. Совет. Уделяйте в бизнес-плане больше внимания тем нюансам, которые влияют на эффективность проекта

В каждом бизнес-плане необходимо подробно и качественно проработать те моменты, которые имеют наиболее существенное значение именно для данного проекта. Например, придется подробно осветить правовые вопросы, если проект реализуется в отрасли, где существует очень сложная система регулирования и согласований (строительство, фармацевтика, опасные производства). Или в бизнес-плане нужно показать точку безубыточности, если ожидаемый спрос на продукцию имеет настолько неустойчивый характер, что может привести к кассовым разрывам. И еще. Важно привести ожидаемые условия займов и кредитов – если предполагается финансирование значительной части инвестиционной программы за счет заемных средств.

Тем не менее есть наиболее распространенная и достаточно универсальная структура бизнес-плана, которой можно рекомендовать придерживаться. Она состоит из следующих разделов: резюме проекта; информация об инициаторе; представление продукта (или проекта); маркетинговый анализ; технологии и операционный план; бюджет проекта; анализ проекта; анализ рисков.

Каждая цифра или факт, включенные в бизнес-план, должны либо быть важны для его понимания и принятия решения, либо служить для обоснования таких цифр и фактов. Например, перечень лицензий, которыми должна владеть компания, имеет значение для понимания ее бизнеса. При этом список законов и подзаконных актов, влияющих на деятельность компании, – информационный мусор, так как пользователь бизнес-плана не может на его основе сделать выводы, касающиеся проекта или его предпосылок. Но может быть и обратная ситуация, когда указание ключевых законов с пояснением их влияния на проект может оказаться важной информацией

Как составить резюме проекта Раздел «Резюме» содержит краткое описание проекта и основные выводы. Обычно это одна-две страницы, не более. При составлении резюме надо учитывать, что, с одной стороны, инвестор должен увидеть в этом разделе все те сведения, которые ему нужны для принятия решения, а с другой – изучение этого раздела не должно занимать много времени. Желательно, чтобы весь материал можно было прочитать за минуту. Чтобы составить такое резюме, можно рекомендовать дать короткие ответы на следующие вопросы (абзац-два по каждому вопросу, не более): кто инициатор проекта. в чем суть предлагаемого проекта. Достаточно сформулировать основную идею; что позволяет надеяться на то, что предлагаемый проект будет успешен. Коротко рассказать о ключевых предпосылках и конкурентных преимуществах создаваемого продукта (услуги, процесса). какие потребуются инвестиции; какие источники финансирования будут задействованы.

каковы основные финансовые показатели проекта. К ним обычно относят: плановый объем производства в натуральных показателях, размер будущей выручки и прибыли за год. Как правило, указывается прибыль до вычета налогов, процентов по займам и амортизации (Earnings before interest, taxes, depreciation and amortization, EBITDA). А также следует раскрыть такие показатели инвестиционного проекта, как: чистый дисконтированный доход (Net present value, NPV,, внутренняя норма рентабельности (Internal rate of return, IRR) и период окупаемости (Payback Period, PP). Этого достаточно. Если инвестору или банкиру, рассматривающим бизнес-план, понадобятся подробности, они найдут их в других разделах.

Пример резюме по созданию производства сыра Цель проекта: восстановление производства пошехонского сыра. Концепция проекта: проект предполагает создание модульного производства, с возможностью быстрого реагирования на изменяющиеся потребности рынка, включающего: модуль по приемке молока; модуль по переработке молока и производству молочных продуктов (творог, сметана, молоко, кефир); модуль по производству твердого сыра. Основные характеристики проекта: необходимый объем первоначальных инвестиций составляет тыс. руб.; ежемесячная чистая прибыль будет составлять 119,97 тыс. руб.; среднегодовой объем продаж составит тыс. руб; источники финансирования проекта: 100% заемного капитала.

Привлекательность рынка: продукция, производимая в результате переработки молока, относится к продуктам питания ежедневного спроса (за исключением сыра); стабильно высокий спрос на молочную продукцию; высокая оборачиваемость средств, растущий спрос на качественные продукты питания; использование известной марки и слогана «Пошехонье – родина Пошехонского сыра» является дополнительным конкурентным преимуществом при продвижении сыра на рынке; курс Правительства РФ на укрепление продуктовой безопасности страны и поддержка отечественных производителей продуктов питания. Риски проекта: высокий уровень конкуренции; неэффективная ассортиментная политика; короткие сроки хранения продукции; неприятие рынком нового продукта; повышение стоимости исходного сырья

Ключевые экономические показатели эффективности проекта: срок окупаемости: простой – 4,3 года, дисконтированный – 5,9 года; чистый приведенный доход – 454 тыс. руб.; внутренняя норма доходности – 25%.

Что «рассказать» о компании, инициировавшей проект Задача раздела «Информация об инициаторе проекта» – убедить инвестора или кредитора в том, что компания, разработавшая бизнес-план, надежна и обладает необходимыми ресурсами и компетенциями. Сведения об инициаторе проекта, условно можно разделить на четыре основных блока. Наименование компании и юридические данные. Помимо непосредственно названия компании, имеет смысл раскрыть: сведения о ее фактическом местоположении и регионах присутствия, структуре акционерного капитала, составе ключевых руководителей. А когда в проекте участвует несколько компаний или физических лиц, очень важно не только перечислить их, но и описать роли (кто привлекает средства, кто разрабатывает новый продукт, кто производит, кто строит и т. д.) и порядок их взаимодействия. Опыт аналогичной работы. Кратко изложить историю развития существующего бизнеса, характер и направления деятельности. Это даст инвестору (или кредитору) возможность объективно оценить, обладает ли компания необходимым опытом, персоналом, ресурсами и т. д. Другими словами, эта информация косвенно дает понять, сможет ли инициатор проекта реализовать предлагаемый бизнес-план.

Финансовые показатели. Инвестору небезразличны результаты деятельности компании-инициатора (или группы, в которую она входит). Поэтому стоит раскрыть финансовые результаты ее текущей деятельности, а именно: показать динамику (за два-три года) выручки, валовой и чистой прибыли, текущее соотношение собственного и заемного капитала, размер внеооборотных активов Обосновывайте каждую цифру или факт, который упоминается в бизнес- плане. Разумеется, часть информации любого проекта основана на внутренних источниках, но эта информация должна ограничиваться вопросами и особенностями организации конкретного вида деятельности

Другая существенная информация. Помимо вышеперечисленного, для пользователей бизнес-плана могут иметь большое значение и иные характеристики компании-инициатора. Например, если проект относится к сфере деятельности, предполагающей наличие лицензий, сертификатов или членства в саморегулируемых организациях, стоит сообщить, получены ли такие разрешения или нет. Другой пример: результаты проекта зависят от профессиональных качеств отдельных исполнителей. В этом случае информация о таких людях должна быть раскрыта в бизнес-плане, причем основной акцент делается на их послужном списке, навыках и компетенциях. Все, что написано в разделе «Информация об инициаторе проекта», лучше подкрепить соответствующими приложениями, доказывающими достоверность предоставленных сведений. Как правило, это копии: уставных документов; лицензий и сертификатов; форм бухгалтерской отчетности; отзывов и рекомендаций о конкретных исполнителях; заключений аудиторов и оценщиков.

Как описать продукт или услугу в бизнес-плане Цель раздела «Описание продукта (или проекта)» – познакомить инвестора с общей идеей и характеристиками той продукции, которую планируется создать. В бизнес-плане инвестиционного проекта, связанного с выпуском какой-либо продукции или оказанием услуг, нужно описать следующее: наименование продукции и структуру продуктовой линейки; основные потребительские свойства продукта (услуги); факторы, обеспечивающие продукту (услуге) конкурентные преимущества; сходства и различия продукта в сравнении с наиболее близкими товарами-аналогами.

Если же основная идея бизнес-плана – создание какого-либо объекта недвижимости (жилое или офисное здание, промышленные сооружения и т. д.) или инфраструктуры, то инвестору потребуются такие данные: географическое расположение объекта; строительные характеристики. Например: распределение площадей здания по категориям, этажность, площадь земельного участка; укрупненная планировка; информация о факторах, обеспечивающих объекту конкурентные преимущества; результаты сравнения объекта с аналогами. Показатели рентабельности: - рентабельность активов; - рентабельность собственного капитала; - рентабельность продаж; - рентабельность основной деятельности; - рентабельность перманентного капитала; - период окупаемости собственного капитала.

Помимо общего представления продукта (или объекта), нужно описать, что уже сделано для его производства (строительства). Например, результаты проведенных испытаний, проектно- изыскательских работ и т. д. Для строительных проектов важно не забыть сообщить инвестору сведения о состоянии документации по объекту, выполненных работах и о том, что еще предстоит сделать. Желательно сопроводить описание продукта (или объекта) схемами и фотографиями, позволяющими наглядно представить суть предлагаемых решений.

Как представить результаты маркетингового анализа в бизнес-плане Раздел, который обычно называется «Маркетинговый анализ», должен давать потенциальному инвестору максимум информации о перспективах продаж той продукции, которую планируется выпускать. Сформировать этот блок бизнес- плана, несомненно, задача службы маркетинга, тем не менее финансовому директору будет не лишним проконтролировать, что ничего не забыто. В идеале, в разделе «Маркетинговый анализ» должны быть представлены результаты исследования: социально-экономической среды; потребителей и сегментов рынка; рынка сбыта; каналов реализации продукции; конкуренции.

А завершить раздел стоит планом маркетинговых мероприятий и прогнозом продаж. Первый послужит основой для планирования коммерческих расходов, второй – оценка будущих поступлений, один из важнейших показателей инвестиционного проекта. Социально-экономическая среда. Когда успех проекта во многом зависит от социально-экономической ситуации в регионе, имеет смысл привести его краткое описание и основные макроэкономические показатели (уровень развития и структура производств, занятость населения, средняя зарплата). Подобную информацию можно взять из прогноза социально-экономического развития, формируемого местной администрацией. Кстати, не лишним будет уделить внимание возможностям применения льготных режимов налогообложения, если они есть.

Пример представления социальной среды в рамках бизнес-плана по производству сыров Предполагаемое место размещения производства по изготовлению сыра – г. Пошехонье. Пошехонье является районным центром, численность населения в районе – 16,3 тыс. человек, из которых 6,6 тыс. проживает непосредственно в районном центре. Пошехонский район, не входящий в число наиболее развитых муниципальных образований Ярославской области, характеризуется следующими показателями социально-экономического развития Показатели социально-экономического развития Пошехонского района: Число хозяйствующих субъектов Объем отгруженных промышленных товаров собственного производства Объем отгруженной сельскохозяйственной продукции собственного производства Инвестиции в основной капитал Объем работ по виду деятельности «строительство» Ввод в действие жилых домов Объем потребительских расходов Оборот розничной торговли Объем платных услуг населению Число убыточных организаций Среднемесячная зарплата Доход местного бюджета за 200..г. Экономический потенциал

Пошехонский район относится к одним из наименее развитых муниципальных образований и занимает 18-е место по уровню развития районов, входящих в Ярославскую область Потребители и сегменты. Чтобы оценить эффективность проекта, нужно понять, кто станет потребителем готовой продукции, и раскрыть эту информацию в бизнес-плане. Если точнее, инвесторов будет интересовать: географическое расположение потенциальных покупателей; их мнение о продукции; процесс принятия решения о покупке; количество и частота покупок.

Как правило, для анализа рынка и планирования маркетинговых мероприятий должен быть определен один или несколько целевых сегментов рынка. Сегмент – это группа потребителей, которую характеризуют однотипные предпочтения или реакция на предлагаемый продукт. Например, рынок может быть сегментирован по следующим критериям: географическое расположение и язык (национальность, регион); социально-демографические параметры (возраст, пол, доход, образование, семейное положение и т. п.); психологические критерии (жизненные цели, статус); тип предприятия (размер, отрасль и т. п.) – если планируемая к выпуску продукция ориентирована не на конечного потребителя.

Рынок сбыта. В этом разделе необходимо описать целевой рынок для проекта (уровень и тенденции развития), его структуру (поставщиков, типы предприятий, принципы устройства отрасли, темпы и направления отраслевого развития), основных игроков, особенности конкуренции, структуру сбыта. Другими словами, важно убедительно показать, что у продукции или услуги есть рынок сбыта, а у компании – возможности добиться успеха. Количественные характеристики рынка, которые желательно указать в бизнес-плане, следующие: емкость; фаза жизненного цикла; уровень насыщения; темпы роста (в процентах и в натуральных показателях); независимые прогнозы развития рынка в будущем; Не стоит пренебрегать и качественными характеристиками, такими как структура потребностей потребителей, мотивы совершения покупок, интенсивность конкуренции, специфические особенности рынка (например, трудности доступа к операциям на рынке).

Пример описания рынка сбыта в рамках бизнес-плана по производству сыров

Емкость рынка. Годовая емкость российского рынка оценивается в 700 тыс. тонн (2007 г.) и прогнозируется на уровне 840 тыс. тонн по итогам 2008 года. Темпы роста рынка. Сырная отрасль является одной из наиболее динамично развивающейся. Ежегодно рынок сыров прирастает в среднем на 15 процентов. По сегментам темпы роста в стоимостном выражении выглядят таким образом: сегмент «Плавленые сыры» – 25%; сегмент «Твердые сыры» – 24%; сегмент «Сыры с плесенью» – 30%. В 2007 году продажи сыра в российской рознице выросли на 17 процентов в стоимостном выражении, достигнув 69,4 млрд руб. Такой существенный рост продаж способствовал дальнейшему развитию рынка, и по итогам 2008 года продажи сыра прогнозируются на уровне 80 млрд руб. Эксперты прогнозируют, что мировой финансовый кризис не окажет существенного влияния на структуру потребления сыра и объем продаж по данной категории

Каналы реализации продукции. В бизнес-плане стоит четко описать модели продаж готовой продукции: сбыт оптовым или розничным продавцам или прямая реализация конечному покупателю. Это важно, так как от выбранного канала будет зависеть ценовая политика, структура расходов, затраты на продвижение и т. д. Например, если компания примет решение о реализации продукции собственными силами, что подразумевает открытие представительств, филиалов или создание иной торговой инфраструктуры, необходимо учесть дополнительные инвестиции и риски. В любом случае при изучении каналов сбыта желательно ответить на следующие вопросы: кто отвечает за продвижение и каковы связанные с этим расходы; как будет осуществляться и сколько стоить доставка товаров; как будут решать вопросы таможенного оформления (если уместно для проекта); во что обойдется и как компании будет обеспечена лояльность покупателей.

Конкуренция. Этот раздел лучше начать с перечисления всех реальных и потенциальных конкурентов. Причем по основным конкурентам желательно указать сведения об общем объеме продаж, доле на рынке, издержках на маркетинг, репутации. И конечно же, представить традиционный анализ их сильных и слабых сторон. После этого можно перейти к сравнительному анализу конкурентов и компании- инициатора инвестиционного проекта по позициям: продукт, цена, продвижение, сбыт. А результатом этого анализа будет описание конкурентных преимуществ и уязвимых позиций. Маркетинговый план. Здесь важно представить максимально детализированный и предельно конкретный план маркетинговых мероприятий. В идеале он должен содержать не только описание, что и в какие сроки будет сделано для продвижения продукции на рынок, но и прогноз стоимости подобных мероприятий. Прогноз продаж. Анализ рынка, конкурентов, потребителей, особенностей региона, маркетинговый план – все это нужно было лишь для того, чтобы составить обоснованный прогноз продаж, то есть доходов. Доходы предстоит описать в разрезе источников их получения. При этом желательно отдельно показать объемы продаж в натуральном выражении и цены на продукцию (работы, услуги). Выделение цен реализации позволит инвестору убедиться в достоверности представляемой информации по проекту.

ПРИМЕР ОПИСАНИЯ ПРОГНОЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИЗ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА СЫРОВ На первом этапе осуществляется только производство молочной продукции (молоко, кефир, сметана, творог). На втором этапе (спустя квартал работы) вводится в действие второй модуль по производству сыра. При производстве пошехонского сыра срок его созревания составляет 30–40 дней, а технологический (производственный) цикл – 50 дней. При этом срок годности продукта (согласно ГОСТу и при соблюдении условий хранения) – 30 суток. То есть с позиции оборачиваемости активов продукт обладает большим финансовым циклом. Для нейтрализации данного параметра в план продаж заложена продукция с высоким коэффициентом оборачиваемости (молоко, кефир, творог, сметана). При этом следует отметить высокий риск порчи данной продукции, так как ее срок годности всего 3–5 суток. Сыворотка, получаемая при производстве молочных продуктов в качестве побочного продукта, передается в сельскохозяйственные предприятия для прикорма скота. Базовый вариант расчета не предусматривает изменение объемов производства продукции. При расчете плановых показателей плана продаж учитывался ежегодный 10- процентный рост цен реализации произведенной продукции..

ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ПО ГОДАМ (БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ) Наименование продукции Молоко пастеризованное (МЖД 3,2%) Молоко пастеризованное (МДЖ 2,5%) Кефир «Славянский» (МДЖ 2,5%) Сметана (МДЖ 20%) Творог (МДЖ 18%) Сыворотка Сыр «Пошехонский» Если при подготовке проекта были установлены контакты с потенциальными покупателями, достигнуты предварительные договоренности, рамочные соглашения, подтверждающие заложенный в расчет объем реализации и цены на продукцию, важно не забыть включить эту информацию в бизнес-план. И кстати, копиями соглашений дополнить пакет приложений к бизнес-плану. Если такие предварительные договоренности есть, это большой плюс для проекта.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ ИНВЕСТОРУ О ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА В разделе «Технологии и операционный план» предстоит привести подробную информацию о том, как будет реализовано производство нового продукта. Для этого стоит раскрыть сведения, касающиеся: технологии производства; месторасположения; строительных работ (если они предусмотрены проектом); материально-технического снабжения; персонала; разрешений и согласований; вопросов экологии. Технология производства. Здесь предстоит дать краткое описание применяемых технологий, которые будут использованы для выпуска новой продукции.

Помимо общего знакомства с предлагаемым технологическим решением, стоит ответить на следующие вопросы: каковы преимущества используемой технологии по сравнению с существующими альтернативными решениями; насколько технология «отточена», есть ли опыт ее применения, какие требуются НИОКР; кто выступит поставщиком оборудования; какие есть специфические требования к обеспечению работы создаваемого производства. Можно рекомендовать в приложениях к бизнес-плану привести детальные материалы о предлагаемых технологических решениях. А если их объем чрезвычайно велик, составить подробный перечень существующих «бумаг», которые могут быть предоставлены для ознакомления специалистам инвестора. Кстати, если проект связан с созданием нового производства, будет не лишним привести функциональную схему, которая послужит основой для проектирования завода, определения объема строительства, требований к оборудованию и т. д. В общем случае для описания схемы компании будет достаточно следующего: пространственные характеристики и взаимосвязи комплекса машин и оборудования, строительных объектов, различных вспомогательных цехов, сооружений; алгоритм потоков материалов; транспортные схемы; внутренние линии электроэнергии, воды, газа, сточных вод и выбросов до места соединения с существующими общегородскими сетями.

В описание и анализ места расположения, раскрываемые в бизнес-плане, стоит включить ответы на следующие вопросы (разумеется, если они действительно важны для проекта): каковы стратегические причины выбора участка: привязка к ключевым источникам ресурсов, поставщикам или потребителям; насколько удачно место расположение с точки зрения транспортной инфраструктуры; есть ли доступ к коммуникациям. Строительные работы. Если проектом предусмотрены строительные работы, важно тщательно рассказать об их назначении. В частности, стоит представить в рамках бизнес-плана следующие сведения: как обстоят дела с подготовкой участка под застройку; требуется ли перенос и улучшение дорог; как будут прокладываться необходимые коммуникации (вода, газ, электричество и т. д.); как будут возводиться заводские и вспомогательные здания. В дополнение к этому нужно будет представить расходы на строительство. На стадии подготовки бизнес-плана подобные издержки можно определить укрупненно, например привести сведения о стоимости сооружения одного квадратного метра аналогичных объектов.

Материально-техническое снабжение. Когда основная идея инвестиционного проекта связана с выпуском той или иной продукции, в бизнес-плане стоит представить подробные данные в отношении используемого сырья и материалов, а именно: обоснование необходимого количества и качества сырья, материалов; сведения о возможных источниках поставок (наименования поставщиков, их цены и условия работы с ними); описание способов доставки и хранения. Зачастую на этапе подготовки бизнес-плана многие из вопросов снабжения еще не решены и нет возможности дать четкие ответы на них. Тем не менее материалы проекта должны предоставлять информацию о том, как эти вопросы будут решаться, а также включать настолько точные оценки по ним, насколько это возможно на текущем этапе. Персонал. Важно раскрыть в бизнес-плане вопросы обеспеченности проекта квалифицированными кадрами. В частности, стоит предоставить следующую информацию: как выглядит организационная схема создаваемого бизнеса; какова общая потребность в персонале; есть ли необходимые кадры на рынке труда в регионе реализации проекта; какой будет политика управления человеческими ресурсами; что будет включать программа удержания персонала и повышения его квалификации.

В этом же разделе важно показать ожидаемые затраты на зарплату персонала. Причем предусмотреть не только размеры окладов и почасовые тарифные ставки, но и расходы на: ежегодные отпуска, больничные, обучение; социальное, медицинское и пенсионное обеспечение; подъемные, командировочные; страховые взносы. Кстати, если предусмотрено быстрое увеличение численности персонала, то имеет смысл изложить политику набора сотрудников и, возможно, предусмотреть затраты на оплату услуг агентств. Разрешения и согласования. Если деятельность в рамках проекта требует лицензий, сертификатов, разрешений или иных административных согласований, бизнес- план должен содержать их перечень с указанием текущего состояния (в наличии, в процессе получения и т. д.). И конечно же, нужно указать затраты и время, необходимое на сбор соответствующих документов. Насколько детальным будет этот перечень подобных документов в бизнес-плане, зависит от этапа реализации проекта. Экология. В бизнес-план стоит включить описание того, каким будет воздействие на окружающую среду. Это важно для инвестора, так как фактор экологии может повлиять на выбор места или вообще свидетельствовать о бессмысленности инвестиций. К тому же даже проекты с незначительным воздействием на экологию связаны с серьезными дополнительными рисками.

Описывая результаты экологического анализа в бизнес-плане, стоит дать исчерпывающие ответы на следующие вопросы: какие могут возникнуть проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. Причем, отвечая на этот вопрос, нужны не общие слова, а количественная и качественная оценка; как учтены требования и правила, касающиеся допустимого воздействия на окружающую среду; какие меры планируется принять для защиты экологии и сколько они будут стоить. Желательно, чтобы описание экологических последствий проекта основывалось на документах проведенной экспертизы (государственной или общественной), а сам отчет об этом входил в пакет приложений к бизнес-плану. Если текущий этап не позволяет этого сделать, инвестору можно предоставить собственные оценки и суждения.

КАК ПРЕДСТАВИТЬ ОЖИДАЕМЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Пожалуй один из самых важных для финансиста разделов бизнес-плана – «Бюджет проекта», в котором надо раскрыть информацию об инвестиционных и текущих затратах, источниках финансирования и показать инвестору бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств и прогнозный баланс. Инвестиционные затраты. К инвестиционным затратам обычно относят следующее: покупку земли и подготовку строительного участка; издержки на возведение или приобретение зданий и сооружений; покупку машин, оборудования и других активов (производственное и вспомогательное оборудование); предоплаченные расходы (например, взносы в счет будущих платежей за аренду или права пользования); приобретение лицензий, патентов и т. п. Сведения обо всех подобных издержках по проекту должны быть максимально подробно раскрыты в бизнес-плане.

Можно рекомендовать сопроводить информацию об инвестиционных затратах календарным планом, из которого будет ясно: как распределены расходы во времени, как взаимосвязаны разные этапы и каков общий план работ. Текущие издержки. Описание текущих затрат (всего того, что связано непосредственно с выпуском продукции (предоставлением услуги)) должно быть логически увязано с маркетинговыми мероприятиями, характеристиками технологии, планом по персоналу и другими аспектами проекта. Другими словами, если в разделе «Маркетинговый анализ» на продвижение продукции заложена определенная сумма, она должна найти свое отражение в плане текущих затрат. Текущие затраты обязательно должны быть представлены с разделением на постоянные и переменные. В противном случае будет проблематично проанализировать риски проекта и динамику роста издержек ( Источники финансирования. Раскрывая в бизнес-плане информацию об источниках финансирования, стоит представить следующие сведения и цифры:

общая потребность в финансировании; предполагаемая структура источников финансирования; размер собственных средств, которые будут вложены в проект компанией-инициатором; возможность внесения дополнительного финансирования инициатором проекта или другими участниками проекта; варианты лизингового финансирования; размер и форма кредитования; предполагаемый график предоставления, обслуживания и возврата заемных средств; предложения по способам контроля со стороны инвестора (банка) над ходом реализации проекта и целевым использованием средств. Например, возможность передачи в залог акций инициатора проекта или его основных акционеров; выделение финансирования в виде траншей; представительство банка в совете директоров; раздельный учет операций по проекту от текущей деятельности; перевод расчетных счетов проекта в банк и т. д.; размер, форма и условия (в том числе предварительные) финансирования проекта другими участниками. Можно рекомендовать обобщить и подытожить сведения об источниках финансирования графиком привлечения и обслуживания долга.

Планируемый бюджет. Чтобы предоставить инвестору исчерпывающую информацию о финансовых составляющих проекта, в текст бизнес-плана достаточно включить три ключевых бюджета: движения денежных средств; доходов и расходов; баланс. Перечисленные планы лучше сопроводить указаниями тех условий и допущений, которые были учтены при их разработке. Общий список вопросов, раскрываемых в отношении принципов построения финансовой модели, выглядит так: учтенные налоги, с указанием ставки; использованные при моделировании упрощения в сфере учета, налогообложения, прогнозирования (если были сделаны специальные упрощения при разработке бизнес-плана); уровень инфляции; принцип построения модели – в постоянных ценах или с учетом инфляции.

КАК ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В разделе «Анализ проекта» предстоит показать результаты расчета трех основных показателей: чистый дисконтированный доход (Net present value, NPV); внутренняя норма рентабельности (Internal rate of return, IRR); дисконтированный период окупаемости (discounted payback period, DPB). Этот список желательно дополнить расчетом коэффициентов, которые позволяют оценить, насколько проект финансово устойчив, обеспечивает ли он высокую рентабельность и т. д. Но не стоит злоупотреблять количеством показателей. Лучше использовать три-пять дополнительных коэффициентов, тех, которые будут полезны инвестору, но не более. Список показателей, из которых можно и нужно выбирать. При необходимости могут быть использованы и другие коэффициенты, расчет которых оправдан спецификой проекта, требованиями инвестора или банка.

Период самофинансирования (Defensive interval ratio) Период оборота запасов (Inventory turnover in days) Рентабельность продаж (Net Profit Margin) Рентабельность по EBIT (EBIT margin) Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin) Рентабельность активов (Return on assets) Рентабельность собственного капитала (Return on equity) Рентабельность инвестированного капитала (Return on invested capital) Покрытие процентов по кредиту (Interest coverage ratio) Общий коэффициент покрытия долга Число дней, на которое компания обеспечена средствами, заключенными в ее краткосрочных активах. Этот показатель характеризует то, насколько стабильно может быть обеспечено финансирование текущих операций при возникновении краткосрочных провалов в продажах Скорость реализации запасов. С одной стороны, чем ниже этот показатель, тем эффективнее используются ресурсы компании. С другой стороны, высокая оборачиваемость запасов повышает требования к стабильности поставок материалов и товаров и может сказаться на устойчивости бизнеса Общую прибыльность продаж компании Прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам и выплату налога на прибыль Прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам, выплату налога на прибыль и амортизацию Общую эффективность использования активов компании Прибыльность использования капитала собственников компании, то есть рентабельность компании с точки зрения акционера Рентабельность деятельности компании с точки зрения вложенного в нее долгосрочного капитала Насколько большой запас доходов имеет компания для обеспечения выплат, связанных со стоимостью привлеченных кредитов С каким запасом обеспечиваются запланированные выплаты банку, связанные как с процентами, так и с возвратом основного долга. Чем больше этот показатель, тем больше уверенность банка в том, что платежи будут совершаться своевременно ПЕРЕЧЕНЬ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

КАК РАССКАЗАТЬ О РИСКАХ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В БИЗНЕС- ПЛАНЕ Раздел «Анализ рисков», как правило, содержит анализ различных сценариев развития проекта, описание основных рисков, их оценку, способы управления и гарантии инвесторам. Сценарии. Суть – показать инвестору различные варианты развития событий. В основе сценариев могут быть различные прогнозы продаж, стоимости оборудования, текущих затрат и т. д. По каждому из сценариев строится бюджет движения денежных средств, доходов и расходов, рассчитываются основные показатели эффективности инвестиций (NPV, IRR, DBP). Другими словами, проводится полноценный анализ эффективности. Графики чувствительности. По сути, графики чувствительности проекта – разновидность сценарного анализа с той лишь разницей, что меняется значение лишь одного фактора по отношению к основному варианту. Например, только объем продаж в натуральном измерении или только затраты на оплату труда и т. д. Результаты такого анализа представляются в бизнес-плане в виде графиков изменения итогового показателя (например, чистого денежного потока), зависящего от того или иного выбранного фактора.

Меры по снижению рисков. Сценарии развития проекта, графики чувствительности, а также экспертное мнение разработчиков бизнес- плана позволяют идентифицировать основные риски и оценить их. Оценить – значит представить инвестору количественную (или качественную) оценку вероятности наступления неблагоприятных событий и размер возможных потерь. Эти сведения нужно представить в бизнес- плане. И главное – предложить меры по снижению существующих рисков. Например, для рисков, связанных с продажами, к таким мерам может быть отнесено: заключение предварительных договоров на поставки; привлечение потребителей в качестве соинвесторов и партнеров проекта; использование договоров типа «бери или плати»; эффективный контроль над каналами продаж. Помимо мероприятий, снижающих риски проекта в целом, стоит дать информацию о мерах, которые помогут защитить интересы отдельных участников, в первую очередь – банка. Как правило, это предоставление гарантий и поручительства от холдинга, к которому принадлежит компания- инициатор, или ликвидного залога.

Изменение налогового законодательства (рост налоговой нагрузки, в т. ч. пеней и штрафов) Операционные риски Обострение конкуренции Потеря качества выпускаемой продукции Срыв поставок сырья Рост стоимости сырья (в т. ч. энергоносителей, ГСМ) Дефицит кадров (технологи, рабочие основного производства) Повышение уровня преступности (воровство) Изменение потребительских предпочтений Финансовые риски Ухудшение макроэкономической ситуации в связи с кризисом, снижение уровня доходов (покупательской способности) населения Ухудшение условий кредитования Снижение рентабельности бизнеса

СОВЕТ. ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ПЯТИ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ ОФОРМЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНОВ 1. Постарайтесь сделать проект компактным. Это довольно трудно сделать, учитывая высокие требования к раскрытию информации, но, как показывает практика, вынося всю необязательную при первом прочтении информацию в приложения, можно сохранить объем основного текста в пределах 30–50 страниц. 2. Включайте в каждый раздел выводы, которые обобщают ключевые положения раздела. Это должен быть небольшой список из трех-пяти пунктов, компактно представляющих главные цифры и итоговые заключения. Список можно поместить как в конец раздела (тогда этот пункт будет называться «Выводы по разделу Х»), так и в начало раздела (тогда его можно назвать «Основные положения раздела»). 3. Представляйте данные, в которых важна структура, диаграммами, тенденции – графиками, а детальные цифры – в виде таблиц. 4. В каждом графике или таблице укажите (внутри или в подписи) точную информацию о единицах измерения. Например, «Прогноз продаж, тыс. руб. в ценах 2009 г., без НДС». 5. Используйте автоматическую нумерацию разделов, таблиц и графиков и другие средства автоматизации. Без этого сложно добиться адекватной организации документа в процессе его согласования и доработок.