Организованные формы обучения экологического воспитания детей.
1. Организованные: – экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т.д), –НОД (познавательные, комбинированные, комплексные), – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность: – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, – целевые прогулки на природе, походы, – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др., – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д., – работа с моделями, – беседы и разговоры с детьми на экологические темы, – сбор коллекций, семян, камней, листьев, – экологические праздники и досуги (День птиц, День Земли, День рождения Леса и тд), – опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя, – марафоны, аукционы, акции, – экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций, – экологические тропы, – игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, Поле чудес и Что, где, когда?, – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, – работа с календарями природы, дневниками наблюдения, – изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
Методы экологического воспитания
Словесный метод связан прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.
Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками,значками или схематически имеет значение прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца ( отсюда название методики – « недельная» ). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся ) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста детей фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками – пиктограммами. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность – зависимость состояния растений и животных от факторов неживой природы. Работа с календарем развивает наглядно – образное и схематическое мышление дошкольников.
Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари – ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось( выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным. Особое значение имеет такой календарь – ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения( растения ), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно – следственные связи они познают на уровне наглядно – образного мышления.
Незаменимым методом экологического воспитания является – труд детей в уголке природы. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд по уходу за растениями и животными – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями. Труд в природе – это прежде всего гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием. В организации любого труда в природе – совместного ли воспитателя и ребенка, плановых ли дежурств в уголке природы, коллективного ли на участке – необходимо четкое выделение трех этапов: -- осмотр – наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия; -- трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре; -- заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых организмов.
Экспериментирование с объектами природы. Эксперименты раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе. Подобное экспериментирование создает прочную эмпирическую основу понимания природной зависимости. Формирование же представления, т.е. осмысление характера взаимосвязи живых существ с окружающей средой, происходит на заключительном этапе экспериментирования – на специальном занятии углубленно – познавательного типа. На таком занятии обсуждаются результаты проведенных опытов. Логика беседы находит свое выражение в определенной последовательности обсуждения, а именно: состояние объектов наблюдения в начале эксперимента (одинаковое ); состояние объектов в конце эксперимента ( разное ); сопоставление условий эксперимента – выявление одинаковых и различающихся факторов внешней среды; умозаключение о зависимости различного состояния объектов в конце эксперимента от воздействия разных внешних условий.
Использование дидактических игр. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Дидактические игры применяют с постепенным усложнением задания. Игры способствуют всестороннему развитию детей, особенно они важны в умственном воспитании и сенсорном развитии. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Классификация экологических игр: ролевые; имитационные; соревновательные; дидактические; игры-путешествия.