Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СТАНДАРАХ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ По материалам.
Advertisements

Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Формирование УУД – ключевой вопрос ФГОС. личностное развитие- готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала; социальное.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Учитель начальных классов Мартынова О.А.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» В помощь учителю серия: «Стандарты второго поколения» Универсаль- ные учебные действия под ред. А.Г. Асмолова

Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Основные требования общества к образовательной системе: - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» ( УУД ), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» ( УУД ), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Теоретико-методологическая основа развития УУД Системно-деятельностный Системно-деятельностный культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностей и ЗУНовской парадигм образования.

Характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе

Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование Формирование универсальных учебных действий универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин разных предметных дисциплин От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

ВИДЫ универсальных учебных действий

ВИДЫ УУД Личностные Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково-символические Коммуникативные Коммуникативные

Личностные УУД действие смыслообразования действие смыслообразования действие действие нравственно-этического оценивания

ДИАГНОСТИКА Задание « Напиши сочинение» на одну из тем: Задание « Напиши сочинение» на одну из тем: «Для чего человеку слово?»; «Для чего человеку слово?»; «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь…». Надо ли об этом беспокоиться? Зачем? К каким последствиям это может привести? «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь…». Надо ли об этом беспокоиться? Зачем? К каким последствиям это может привести? Знаменитый художник Н.Рерих писал: «Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем». Какими мыслями о будущем ты хотел бы поделиться с другими на русском языке? Знаменитый художник Н.Рерих писал: «Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем». Какими мыслями о будущем ты хотел бы поделиться с другими на русском языке? Основные критерии: выражение бережного отношения к языку как средству общения, как достоянию, оставшемуся нам от предков и сегодня объединяющему всех соотечественников. Основные критерии: выражение бережного отношения к языку как средству общения, как достоянию, оставшемуся нам от предков и сегодня объединяющему всех соотечественников.

Регулятивные действия целеполагание целеполагание планирование планирование прогнозирование прогнозирование контроль контроль коррекция коррекция оценка оценка волевая саморегуляция волевая саморегуляция

ДИАГНОСТИКА Методика «Витки спирали». Методика «Витки спирали». Для проведения данной методики учащимся предлагаются такие темы сочинений, которые требуют от ребенка сбора информации из различных источников. Для проведения данной методики учащимся предлагаются такие темы сочинений, которые требуют от ребенка сбора информации из различных источников. Цель: выявить, какие способы ребенок использует для сбора и переработки информации и насколько он осознает эти способы, на каком уровне младший школьник взаимодействует с полученным речевым материалом и способен простроить алгоритм, последовательность своих действий для получения планируемого результата. Цель: выявить, какие способы ребенок использует для сбора и переработки информации и насколько он осознает эти способы, на каком уровне младший школьник взаимодействует с полученным речевым материалом и способен простроить алгоритм, последовательность своих действий для получения планируемого результата. Задание: Если ты хочешь написать сочинение, подумай, что ты для этого должен сделать. Определи, какие действия нужно выполнить и в какой последовательности. Задание: Если ты хочешь написать сочинение, подумай, что ты для этого должен сделать. Определи, какие действия нужно выполнить и в какой последовательности. Основные критерии: учащийся должен выделить не менее трех основных этапов действий, которые необходимы ему для решения данной речевой задачи: Основные критерии: учащийся должен выделить не менее трех основных этапов действий, которые необходимы ему для решения данной речевой задачи: Возможные темы сочинений: «Мой знаменитый земляк (тезка)»; Возможные темы сочинений: «Мой знаменитый земляк (тезка)»; «Моя любимая улица (город, село)»; «Моя любимая улица (город, село)»; «Школа, в которой учились мои дедушки и бабушки»); «Школа, в которой учились мои дедушки и бабушки»); «Как моя бабушка воспитывала моего папу»; «Как моя бабушка воспитывала моего папу»; «Как мой папа (мама) были первоклассниками». «Как мой папа (мама) были первоклассниками».

диагностика Методика «Проверь план действий другого» Методика «Проверь план действий другого» Цель: выявить, какие способы ребенок использует для сбора и переработки информации и насколько он осознает эти способы, на каком уровне младший школьник взаимодействует с полученным речевым материалом и умеет определять алгоритм, последовательность своих действий для получения планируемого результата. Цель: выявить, какие способы ребенок использует для сбора и переработки информации и насколько он осознает эти способы, на каком уровне младший школьник взаимодействует с полученным речевым материалом и умеет определять алгоритм, последовательность своих действий для получения планируемого результата. Задание: Прочитай, какой план действий составил для себя третьеклассник Саша, который хотел написать сочинение «Мой знаменитый тезка». Дополни или исправь то, что ты считаешь нужным. Задание: Прочитай, какой план действий составил для себя третьеклассник Саша, который хотел написать сочинение «Мой знаменитый тезка». Дополни или исправь то, что ты считаешь нужным. «Мой план. 1. Узнать, кто из знаменитых людей носил имя Саша. 2. Написать о нем сочинение». Основные критерии: учащийся должен выделить не менее четырех основных этапов действий, соответствующих этапам порождения речевого высказывания. Основные критерии: учащийся должен выделить не менее четырех основных этапов действий, соответствующих этапам порождения речевого высказывания.

ДИАГНОСТИКА «Методика поправок» («Методика разноцветных поправок») «Методика поправок» («Методика разноцветных поправок») Данная методика разработана А.К.Марковой для определения видов самоконтроля при построении текста и четкое выявлении е самоконтроля на разных уровнях написания работы. Данная методика разработана А.К.Марковой для определения видов самоконтроля при построении текста и четкое выявлении е самоконтроля на разных уровнях написания работы. «Цель задания: сопоставить самоконтроль школьника в ходе построения письменного высказывания и после его завершения». При этом учитывается не только частота поправок, но и их характер. «Цель задания: сопоставить самоконтроль школьника в ходе построения письменного высказывания и после его завершения». При этом учитывается не только частота поправок, но и их характер. Инструкция: Данная методика состоит в том, что экспериментатор предлагает учащимся в ходе выполнения работы сделать все необходимые поправки карандашом определенного цвета; после выполнения – карандашом другого цвета; поправки, происходящие в ходе написания второго варианта работы, предлагается делать карандашом третьего цвета» (с ). Инструкция: Данная методика состоит в том, что экспериментатор предлагает учащимся в ходе выполнения работы сделать все необходимые поправки карандашом определенного цвета; после выполнения – карандашом другого цвета; поправки, происходящие в ходе написания второго варианта работы, предлагается делать карандашом третьего цвета» (с ). Основные критерии: орфографические и пунктуационные поправки; исправления, замена отдельных слов и целых оборотов; изменения фактического содержания или субъективного отношения к содержанию текста; изменение структуры текста, в том числе средств связи, перестановка красной строки. Основные критерии: орфографические и пунктуационные поправки; исправления, замена отдельных слов и целых оборотов; изменения фактического содержания или субъективного отношения к содержанию текста; изменение структуры текста, в том числе средств связи, перестановка красной строки.

Познавательные УУД Общеучебные УД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Общеучебные УД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

ДИАГНОСТИКА Проведи исследование на тему: «Все ли пословицы построены на основе антонимов?» Проведи исследование на тему: «Все ли пословицы построены на основе антонимов?»

Логические УД Логические УД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство. выдвижение гипотез и их доказательство.

ДИАГНОСТИКА Методика «Восстанови вопрос по ответу» Испытуемым предлагаются только ответы на вопросы, как подробные, так и краткие. Задание: Подумай и сформулируй вопрос, на который был дан этот ответ. Если у тебя появилось несколько вариантов, укажи все. Варианты ответов: 1. Моя любимая книга – «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова. 2. Я думаю, к разумным существам можно было бы отнести также дельфинов и обезьян. А общаться нам с ними сложно потому, что речевой аппарат у всех устроен по-разному. 3. Для этой профессии самые главные качества – хорошая реакция, находчивость, хорошее зрение, работоспособность. 4. Рыжей плутовкой. 5. Интереснее вместе, а не одному. Критерии оценки: общее понимание содержания вопроса, правильная его формулировка.

ДИАГНОСТИКА Методика «Восстанови деформированный текст» Цель: выявить уровень сформированности умения восстанавливать логическую последовательность речевого высказывания: событий (в тексте-повествовании) или причинно-следственных связей (в тексте-рассуждении). Чего нельзя, того нельзя 1. Ещё бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане? 1. Ещё бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане? 2. Нет уж! Чего нельзя, того нельзя! 2. Нет уж! Чего нельзя, того нельзя! 3. С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. 3. С тех пор Таня никогда не повышает голос. Хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. 4. Один раз мама попросила папу не повышать голос. И папа сразу заговорил тихо. (В.Осеева) 4. Один раз мама попросила папу не повышать голос. И папа сразу заговорил тихо. (В.Осеева)

Знаково-символические УД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний. Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.

ДИАГНОСТИКА На основе анализа рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди» преобразуй модель «Дерево смыслов». Для этого уточни, какие способы выражения основной мысли ты знаешь, а с какими познакомился только на основе этого произведения. Могут ли существовать и другие способы выражения основной мысли? С.114 На основе анализа рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди» преобразуй модель «Дерево смыслов». Для этого уточни, какие способы выражения основной мысли ты знаешь, а с какими познакомился только на основе этого произведения. Могут ли существовать и другие способы выражения основной мысли? С.114

Коммуникативные УД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением ( своего и партнера ) – контроль, коррекция, оценка действий ( своих и партнера ); управление поведением ( своего и партнера ) – контроль, коррекция, оценка действий ( своих и партнера ); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

ДИАГНОСТИКА «Перекрестная дискуссия» «Перекрестная дискуссия» Обсуди с одноклассниками какую-либо проблему, рассматривая ее с разных точек зрения, например: Обсуди с одноклассниками какую-либо проблему, рассматривая ее с разных точек зрения, например: «Каникулы – это хорошо или плохо?» «Первый снег глазами дворника и мальчика, которому подарили новые коньки» «Положительный или отрицательный герой старуха из сказки «Каша из топора»?»

Оглянемся назад Посмотрим на себя Заглянем в будущее Л.Н. Толстой Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое. Питер Друкер