ОПЫТ РАЗРАБОТКИ паспорта и программы формирования компетенций (на примере направления подготовки 034700.62. Документоведение и архивоведение)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Advertisements

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ ЗАВ. УМО СМИ РЕАВИЗ Е.Ю. СЫРЦОВА.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Основная образовательная программа: требования к содержанию и оформлению, порядок согласования и утверждения.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
Комитет по здравоохранению Санкт - Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Фельдшерский.
ПРАКТИКУМ ПО ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА Разработчики: к.п.н., доцент кафедры музыкального образования.
Транксрипт:

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ паспорта и программы формирования компетенций (на примере направления подготовки Документоведение и архивоведение)

Особенности ООП ВПО 3 поколения В требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в форме компетенций). Впервые вузы, реализующие соответствующую ООП ВПО должны гарантировать зафиксированные во ФГОС ВПО как государственных требованиях не только профессиональные, но и общекультурные качества выпускников. Обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП устанавливаются каждым вузом самостоятельно Используется принцип модульной организации при проектировании ООП ВПО. ООП разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно.

Компетентностно-ориентированная основная образовательная программа, реализующая требования ФГОС ВПО - Комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, разработанный на основе компетентностного подхода и представляющий собой систему взаимосвязанных документов.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Подход, акцентирующий внимание на результате образования. В качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных ситуациях, а не сумма усвоенной информации.

Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

КОМПЕТЕНЦИИ (ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ TUNING) Понятие компетенций включает: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ Знаниевая составляющая – знать…….. Деятельностная составляющая – уметь …… Ценностная составляющая – дать оценку….

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 1. Паспорта и программы формирования у студентов вуза всех обязательных общекультурных и профессиональных компетенций при освоении ООП ВПО. 2. Состав, основное содержание и содержательно- логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО. 3. Компетентностно-ориентированный учебный план. 4. Календарный учебный график.

5. Сквозная программа промежуточных (поэтапных / по курсам обучения) комплексных испытаний (аттестаций) студентов в вузе на соответствие их подготовки поэтапным ожидаемым результатам образования КО ООП ВПО. 6. Программа итоговых комплексных испытаний (ИГА) студентов-выпускников вуза.

Дисциплинарно-модульные программные документы компетентностно-ориентированной ООП ВПО: - Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); - Программы учебной и производственной практик; - Программа научно-исследовательской работы.

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ООП –Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. –Итоговая государственная аттестация студентов-выпускников вуза.

Форма представления паспорта и программы формирования компетенции Нормативный документ, утвержденный в установленном порядке, состоящий из следующих разделов: 1.Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции 2. Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения КО ООП ВПО по направлению подготовки 3. Принятая структура компетенции 4. Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

Титульный лист паспорта и программы формирования компетенции (наименование вуза) «УТВЕРЖДАЮ» Ректор (декан, директор института) «……» _______________ ПАСПОРТ И ПРОГРАММА формирования у студентов вуза обязательной профессиональной компетенции способен использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2) при освоении ООП ВПО «Документоведение и архивоведение» Профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Нормативный срок обучения - 4 года

1. 1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции (пример) Под компетенцией « способен использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2)» понимается: способность и готовность выпускника разрабатывать под руководством более квалифицированного специалиста количественные и качественные методы проведения анализа организации документационного обеспечения управления и архивного хранения документов

Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения ООП ВПО по направлению подготовки Компетенция ПК-2 обусловлена профилем и необходима для формирования профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО. В частности, она способствует формированию компетенции «владеть правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки» (ПК-42), которая является одной из центральных профессиональных компетенций выпускника по данному направлению.

Компетенция связана с другими значимыми компетенциями : владеть профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела (ПК-11); владеть тенденциями развития информационно- документационного обеспечения управления и архивного дела (ПК-14); способностью анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, давать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15)

1.2. Принятая структура компетенции Актуальная структура компетенции определяется с учетом структуры понятия «компетенция», принятой в общеевропейском проекте «TUNING» и имеющей следующие составляющие: -знаниевая; -деятельностная; -ценностная

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ способен использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2) Знаниевая составляющая: Студент должен знать: - документоведческую терминологию; -нормативно-методические материалы по документированию управленческой деятельности; -способы и средства документирования; -закономерности развития документа; -структуру документа; -характеристику и состав унифицированных систем документации; -типовой состав систем документации учреждений любой организационно-правовой формы; -правила составления и оформления документов; -порядок организации документов в комплексы

Деятельностная составляющая На основе приобретенных знаний формируются умения: -унифицировать и проектировать формы документов; -составлять документы с использованием языковых вариантов в зависимости от назначения содержания и вида документа; -унифицировать тексты документов; -оформлять документы в соответствии с требованиями государственных стандартов; -внедрять унифицированные формы документов.

Ценностная составляющая Приобретаются навыки владения -профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивного дела, основными проблемами в области документоведения и архивоведения, -правилами подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки, -способами и техникой документирования.

1.3. Технологии формирования и средства оценки сформированности компетенции -Используемые технологии формирования компетенции (указать виды проводимых занятий) -лекции; -практические занятия в форме моделирования ситуаций; -лабораторные работы, предусматривающие приобретение студентами навыков самостоятельного моделирования управленческих ситуаций с их последующим документированием; -курсовой проект с анализом документов и разработкой элементов их формирования, синтезом документов по заданной тематике -вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Средства оценивания сформированности компетенции: (указать формы мероприятий, по которым производится текущая, промежуточная и итоговая аттестация)

УТОЧНИМ ПОНЯТИЕ: уровни оценки ожидаемых результатов При проектировании ожидаемых результатов следует предусмотреть различные уровни оценки ожидаемых результатов. Пороговый - предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации. Повышенный - предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня Пороговый уровень (как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО) Владеет базовыми знаниями русского и иностранных языков Повышенные уровни (относительно порогового уровня) повышенные уровни могут быть: 1) по одному основному признаку, 2) по нескольким признакам), 3) по всем признакам. 1. Понимает, критически анализирует и излагает историческую информацию; 2. Применяет научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности

1.5. Общая трудоемкость формирования компетенции у «среднего» студента вуза (в часах) на «пороговом» уровне 1)прогнозируемая оценка 3696 часов Данная компетенция формируется в течение 4 лет обучения.

2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА КОМПЕТЕНЦИИ 2.1. Цель программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО: (формулировка) помочь преподавателям спроектировать согласованные компетентностно- ориентированные рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), сформировать у студентов данную компетенцию при освоении ООП ВПО.

2.2. Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции п/п Компоненты БСЗ Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик (или их разделы), планируемых для включения в учебный план ООП ВПО 1Знание основ документоведческих и архивоведческих дисциплин Введение в профиль, Документоведение, Организация и технологии ДОУ, Архивоведение, Информационные технологии ДОУ и АД, Учебная практика по документоведению, Производственная практика по архивоведению

2.4. График и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО См.соответствующий раздел в документе (Макет паспорта компетенций)

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства Характеристика, виды оценочных средств для обеспечения аттестации обучающихся

2.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ООП ВПО а) основная литература (прежде всего, учебно-методическое обеспечение учебной работы студента) – 2-3 наименования ( выбрать из рабочей программы); б) дополнительная литература 1-2- наименования ( выбрать из рабочей программы); в) программное обеспечение и Интернет- ресурсы 1-2- наименования (выбрать из рабочей программы )

2.6. Основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции при освоении ООП ВПО Описание необходимых средств обучения (помещений, учебного реквизита)

Уточним понятие РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ это формулировка того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать студент по окончании образовательного процесса (лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом). Назначение: рассматривать обучение с точки зрения студентов, а не преподавателей, и тем самым обогатить качество учебного опыта, получаемого студентами – от ориентации на преподавателя к ориентации на студента Он характеризует конкретные измеряемые достижения Результаты определяют необходимую «обученность» для студента, освоившего РП. Результаты обучения представляют собой базовые строительные блоки для обеспечения прозрачности систем и квалификаций высшего образования

Оценивание результатов обучения Каждый результат обучения должен начинаться с глагола действия, за которым следует фраза, описывающая контекст; Использовать только один глагол для каждого результата обучения. Избегать сложных предложений. Если необходимо, для большей ясности использовать более одного предложения. Избегать применения глаголов, допускающих разных толкований с точки зрения того, какие действия они определяют. Их следует заменять на более однозначные; выбрать небольшое число важных результатов, чем множество второстепенных (рекомендуется 5 – 10); Пример неправильной формулировки результата обучения : "В конце данного модуля, обучаемый должен будет знать правила безопасного проведения лабораторных работ. Как он это продемонстрирует??

Важной становится триада Образовательные технологии как способ их формирования Оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных РО Компетенции как результат обучения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!