Информационный менеджмент курс лекций для магистрантов Института Экономики и Управления (магистерская программа: Прикладная Математика и Информатика) и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
Advertisements

Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Лекция 1 Учебные вопросы : Вопрос 1. История возникновения и понятие CASE- технологии. Вопрос 2. Особенности внедрения CASE- технологии. Вопрос 3. Основные.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Математическое обеспечение. Содержание Назначение, состав и структура МО. Формализация и моделирование. Модели и алгоритмы обработки информации. Характеристика.
Матрица возможностей по товарам и рынкам. Матрица Ансоффа Игорь Ансофф - математик, родившийся в России, но эмигрировавший в США в возрасте 19 лет. Получив.
МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Студент: Ермолович И.С. Группа: ИТ-33.
2 Модель ЖЦ ИС – это структура, описывающая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения в.
Стратегическое маркетинговое планирование
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Этапы планирования потребности в персонале
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
ЛЕКЦИЯ 1 Автоматизированное проектирование информационных систем с использованием CASE-технологии Учебные вопросы: Вопрос 1. История возникновения и понятие.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
СИСТЕМНЫЙ ИНЖИНИРИНГ 1. Со второй половины 20 века существенно возросла сложность проектируемых объектов и характер их воздействие на общество и на окружающую.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Информационные системы Что такое ИС? Функции ИС Жизненные циклы ИС: Понятия Процессы Стадии Модели Основные способы построения ИС.
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования CSRP-системы.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Транксрипт:

Информационный менеджмент курс лекций для магистрантов Института Экономики и Управления (магистерская программа: Прикладная Математика и Информатика) и студентов Института Радиоэлектроники и Информационных Технологий: направление «Информатика и вычислительная техника») Подготовил: к.э.н., доцент кафедры «Экономика, управление и финансы», Институт Экономики и Управления(ИНЭУ) НГТУ Борисов С.А. Нижний Новгород

Контактная информация об авторе курса: Борисов Сергей Александрович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика, управление и финансы» НГТУ им. Р.Е. Алексеева (личный): Краткая биография: год –студент факультета Экономики, Менеджмента и Инноваций (ФЭМИ) НГТУ им.Р. Е. Алексеева (красный диплом) гг – ассистент, аспирант кафедры «Экономика, управление и финансы» НГТУ им.Р.Е. Алексеева Дважды лауреат стипендии им. Г.А. Разуваева для аспирантов 2013 г - досрочная защита диссертации кандидата экономических наук Тема: «Выбор эффективных инновационных решений в области информационных систем управления» С 2014 года -доцент кафедры «ЭУ иФ» Тел.кафедры (секретарь Елена Ивановна) (кафедральный):

Рекомендуемая литература по курсу «Информационный менеджмент» 1. А.В. Костров, Д.В. Александров Информационный менеджмент. -М: Финансы и статистика, А.В. Костров, Д.В. Александров Уроки информационного менеджмента.- М: Финансы и статистика, Под ред. Трофимова В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении.- Спб: СпбГЭУ, Карминский А.М., Черников Б.В. Информационные системы и технологии в экономике (в 2- х частях) 5. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент.- М:Юнити-Дана, 2003.

Тема 1. Системный подход в описании информационных систем и организаций Система – множество взаимосвязанных элементов, которые обособлены от среды, и взаимодействуют с ней как единое целое Система – единство элементов и структуры (по Кириллову) Основная дисциплина по изучению систем и их свойств – теория систем и системный анализ (в т.ч. в области экономики и управления)

Представление системы в рамках теории систем и системного анализа

Свойства системы, связанные с целями и функциями Синергичность - свойства системы не сводятся к свойствам ее элементов Эмерджентность – появление у системы новых свойств, которые не были присущи отдельным ее компонентам Мультипликативность - система строится в порядке, позволяющем одному совершившемуся процессу быть источником новых совершаемых процессов (экономика- универсум мультипликативности) Целенаправленность – наличие у системы цели (целей) и приоритетность цели всей системы над целями отдельных подсистем Альтернативность путей функционирования и развития (организация и самоорганизация)

Точка бифуркации Рис –изображения точки бифуркации Аттрактор – возможное направление функционирования системы (устойчивое состояние) после точки бифуркации (критическое, нестабильное состояние системы). Существует неопределенность в том, по какому из аттракторов пойдет дальнейшее существование системы

Структурные свойства системы Структурность – разбиение системы на составляющие и механизмы взаимодействия между ними Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться в качестве самостоятельной системы, сама же система может рассматриваться как над – или суперсистема.

Иллюстрация термина «Иерархичность»

Открытые и закрытые системы Закрытые системы- системы, в которых отсутствует какой –либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой (для этих систем характерно увеличение хаотичности) Открытые системы- свободно обмениваются веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Возможны процессы самоорганизации и усложнения, а также спонтанного возникновения порядка

Примеры открытых и закрытых систем Закрытые системы: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и др. Открытые системы: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и т.д.

Информационные системы (ИС) как объект системного анализа Информационные системы - сложные системы, то есть системы содержащие большое количество подсистем и, соответственно, взаимосвязей между ними. Свойства ИС не могут быть сведены к свойствам отдельных модулей ИС. Различают понятие ИС в широком и узком смысле. ИС в широком смысле – совокупность программного, технологического, организационного обеспечения, а также персонала для качественного и своевременного обеспечения информацией ИС в узком смысле – конкретные прикладные программы, являющиеся подсистемами ИС в широком смысле.

Организация как объект системного анализа Организация- сложная система, представляющая собой целевое объединение ресурсов (для достижения определенной цели). Созданные человеком организации характеризуются наличием человека как активного ресурса Для организаций характерно наличие функций управления и планирования Организация – группа людей, работающих совместно во главе с руководителем и выполняющая определенные планы

Основной вопрос информационного менеджмента Как должны взаимодействовать между собой информационные системы и организации для получения максимального эффекта? (учитывая, что каждая из систем является сложной и цели рассматриваемых систем в общем случае могут не совпадать)

Взаимодействие ИС и организаций как сложных систем: основные аспекты 1. Как выстроить систему взаимосвязей между ИС и организацией так, чтобы достичь максимального эффекта? 2. Как измерить эффект от использования информационной системы на предприятии? Как оценить затраты на ИС и эффекты от внедрения ИС на предприятии? 3. Что выгоднее: разработать ИС самим или отдать на аутсорсинг (сторонней организации)? (необходимо учитывать свойство эпитаксии – выращенная в организации ИС способна в наибольшей степени соответствовать бизнес –целям предприятия).

Тема 2. Информационный менеджмент: понятие, сущность и задачи «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений» Рене Декарт ( , известный французский философ, математик, физик и физиолог. Основатель новоевропейского рационализма и один из влиятельнейших метафизиков Нового времени).

Бурное развитие компьютерной техники, создание дружественного для неквалифицированного пользователя ПО (с начала 80-х гг) привело к широкому применению информационных технологий во всех областях человеческой деятельности, послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации - информационного общества!

Информационное общество как источник возникновения информационного менеджмента Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно ее высшей формы – знаний. Отличительные черты информационного общества: Увеличение роли информации и знаний в жизни общества; Возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП Создание глобального (единого) информационного пространства, обеспечивающего эффективное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах Деятельность информационного общества базируется на эффективном использовании информации, в том числе управленческой, для принятия решений

Требования к управленческой информации 1.Понятность; 2. Актуальность и полнота; 3.Точность; 4.Достоверность; 5. Релевантность – соответствие информации текущему моменту принятия решения (своевременность)

Цепочка «Данные- информация –знания»

Основные понятия информационной цепочки Данные - любые сведения об окружающем мире, факты, характеризующие кого – либо, что – либо. Свойства, способности, качества. Информация - сведения об окружающем мире(объектах, явлениях, событиях, закономерностях, процессах…), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, которые можно воспроизводить путем передачи устным, письменным или другим способом (ГОСТ РВ )

Комплексность понятия «информация» Информация представляет собой: Условие и средство делового общения; Средство доведения до общества сведений об организации; Источник сведений о внешней среде предприятия; Информация может расцениваться как особая форма товара.

Знание как высшая форма цепочки «Лишь знаньем жив человек, лишь знаньем движется век, лишь знанье - светоч сердец. (поэт –просветитель Абай)» Знание – проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека. В узком смысле под знанием понимают обладание проверенной информацией, позволяющей решать поставленную задачу.

Условия появления информационного менеджмента За короткий срок информационные системы прошли развитие от вычислительных систем, применяемых в научных исследованиях и АСУ крупных предприятий до комплексных автоматизированных информационных систем, позволяющих реализовать весь спектр не только обработки, накопления информации, но и управления компаниями, организациями на всех уровнях. Создание ПК, адаптированного графического интерфейса расширило рынок информационных продуктов и услуг до уровня «домашнего потребления». Информационные системы из технологической составляющей бизнеса, управления превратились в фактор производства, фактор конкурентной борьбы. Однако вместе с очевидными преимуществами применения информационных систем возникла проблема управления информационными системами. С другой стороны, сами изменения, происходящие в деловом мире в последние десятилетия, характеризуются постоянным ужесточением конкуренции. Стремление компаний выжить и преуспеть в новых условиях приводит к целенаправленным попыткам применения современных Информационных и Коммуникационных Технологий (ИКТ, иногда называют просто «ИТ» или «информационные технологии») для получения долгосрочного конкурентного преимущества. Причем зависимость компаний от подобных технологий со временем усиливается. В результате обслуживание информационных систем перестает быть только технической задачей и все в большей степени становится неотъемлемой частью бизнеса, интегрированной в бизнес-процессы компании.

Эволюция ЭВМ

Системный блок в середине XX века и в начале XXI века

В глобальном информационном сообществе, где информация передается через киберпространство практически без ограничений по объемам, расстоянию и скорости, такая критичность возрастает вследствие влияния следующих факторов: Увеличивающаяся зависимость компаний от используемой ими информации и систем, предоставляющих эту информацию; Возрастающая уязвимость и широкий спектр информационных угроз Рост текущих и будущих инвестиций в информацию и информационные системы; Потенциал информационных технологий, создающий новые благоприятные возможности и снижающий стоимость их реализации, но, приводящий к серьезным изменениям в организации и самой практике ведения бизнеса. Для многих организаций информация и поддерживающие ее технологии уже сейчас являются наиболее ценными активами.

Зарождение информационного менеджмента Исторической точкой возникновения ИМ можно назвать 1957 г. – в этот период в США число работников отрасли обработки информации сравнялось с числом работников, занятых в материальном производстве ее годы XX века –появление первых стратегических ИС. Пример: создание системы бронирования и продажи авиабилетов SABRE (1964 г.) компанией American Airlines.

Информационный менеджмент- новая область теории и практики Информационные системы за короткий срок стали необходимым средством успешного менеджмента. Информационный менеджмент выделился в отдельную отрасль менеджмента, целью многих предприятий является использование средств информационного менеджмента для получения конкурентного преимущества Информационный менеджмент (далее ИМ) является новой, развивающейся отраслью знания. ИМ возник на стыке дисциплин отрасли информационных технологий (далее ИТ или IT) и практического менеджмента в результате решения задач управления информационными системами (далее ИС) компаний и организаций.

Основные понятия информационного менеджмента (ИМ) Основным видом активов в информационном (постиндустриальном) обществе становятся ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ!!! Информационные ресурсы- совокупность данных, организованных для получения достоверной информации, документы и массивы документов, отдельные и в ИС (библиотеках, фондах, БД и знаний) Данные –факты, обработанные и представленные в формализованном виде Информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды

Единое информационное пространство – совокупность банков и баз данных, технологий их ведения и использования, информационно – телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе единых принципов, по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан. Основные понятия ИМ

Информационная культура –умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную технологию, современные технические средства и методы. Менеджмент –управление в социально – экономических системах: совокупность современных принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности

Информационные системы и технологии (ИС и ИТ) как стратегический актив организации В настоящее время для многих компаний ИС и ИТ являются наиболее ценными активами. Вместе с тем, сами по себе они не дают каких –либо весомых преимуществ – для их эффективного функционирования необходимо понимание руководством организации роли ИКТ в их бизнесе и правильное управление внедрением и эксплуатацией ИС!!!

Определение информационного менеджмента Информационный менеджмент (ИМ) – новая, развивающаяся отрасль знания. Возник на стыке отраслей информационных технологий (ИТ) и практического менеджмента в результате решения задач управления информационными системами (ИС) компаний и организаций. Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов (ИР). Информационный менеджмент –процесс управления на базе компьютерных технологий обработки информации с применением управленческих информационных систем как базового инструмента работы для всех менеджеров на всех уровнях управления в различных предметных областях

Цель информационного менеджмента Обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов ее информационной деятельности

Задачи информационного менеджмента Качественное информационное обеспечение процессов управления в организации; Осуществление управления информационными ресурсами; Обеспечение управления обработки информации на всех ее уровнях; Обеспечение управления коммуникациями (интерфейсная функция)

Определение потребности предприятий в системе информационного менеджмента Информационный менеджмент необходим: на предприятиях – производителях программных продуктов; на предприятиях, занимающихся реализацией программных продуктов; на предприятиях –потребителях ИС; на предприятиях, работающих в сфере ИТ - консалтинга

Научные школы информационного менеджмента Немецкая школа ИТ – менеджмента (ИМ) Информационный менеджмент – весь комплекс задач менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов Английская школа ИМ Инф. менеджмент – комплекс задач управления, связанных с ИС Российское определение ИМ Инф. менеджмент – круг задач управления, решение которых обеспечивает достижение целей предприятия за счет эффективного и согласованного управления ресурсами информационных технологий и ресурсами предприятий

Особенности осуществления ИМ в организации ИМ осуществляется в пределах конкретной организации; Информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежат в основе принятия управленческого решения; Инф. менеджмент относится не только к информации, а ко всей инф. деятельности организации

Способы использования ИТ на предприятии

Признаки компаний с высоким уровнем информационного менеджмента высшее руководство компании способно описать процедуры ИМ в компании; наиболее прямое участие топ- менеджмента в процедурах принятия стратегических решений в ИМ; наличие четких целей бизнеса для осуществления инвестиций в ИТ; наличие динамики по уменьшению перемен в управлении

Признаки компаний с неэффективным информационным менеджментом высшее руководство ощущает низкую рентабельность от инвестиций в ИТ; ИТ часто является преградой для осуществления новых стратегий компании; медленное или противоречивое действие принятия механизмов в ИТ; проекты ИТ не укладываются в сроки или бюджет; частая смена механизмов управления и т.д.

Тенденции дальнейшего развития инф. менеджмента на предприятии Постоянное увеличение роли ИТ как ресурса в реализуемых технологиях; Повышение ценности и конфиденциальности накапливаемой информации; Перевод все большего количества процессов в он –лайн; Увеличение потребностей в мобильности процессов ИМ и применяемых ИТ; Увеличение доли аутсорсинга в вопросах управления инфраструктурой (услуги ИТ)

Тема 3. Процессы информатизации. Экономические законы развития ИТ

Экономические законы развития ИТ. Закон Гордона Мура Закон Г.Мура гласит: «Вычислительная мощь микропроцессоров и плотность микросхем памяти удваивается примерно каждые 18 месяцев при неизменной цене» Гордон Мур – родился 3 января 1929 г. Почетный председатель совета директоров и основатель компании Intel, основоположник «закона Мура»

Иллюстрация закона Г.Мура

Следствия закона Мура 1) Закон Артура Рока (А.Рок- род.19 августа 1926 года, американский бизнесмен и инвестор, со – основатель компании Intel) гласит: «Стоимость основных фондов (ОФ), используемых в производстве полупроводников, удваивается каждые 4 года» 2) Закон Б.Макрона Машина(ПК), которая бы Вас полностью устраивала, никак не может стоить меньше 5000 долларов

Закон Роберта Меткалфа Согласно закону Р.Меткалфа, ценность всей системы (Цn) растет быстрее, чем число элементов (n) –приблизительно как квадрат числа элементов (n^2). Причем, Цn = (n-1)*с, где с = const – оценка возможности вести переговоры с одним абонентом. Общая ценность сети Pn, состоящей из n узлов, для всех ее абонентов может быть вычислена по формуле Pn = n*(n-1)*c и возрастает по квадратичному закону

Иллюстрация закона Меткалфа Ценности сети (расчет - в таблице, иллюстрация- на рисунке)

Ценность сети и общая ценность сети

Сетевой эффект и сетевые рынки Сетевой эффект – ценность подсоединения к сети для пользователя зависит от числа других пользователей, уже подсоединенных к сети. Сетевые рынки – рынки, на которых наблюдается сетевой эффект. Рынок называется сетевым, если потребители получают пользу от следующих элементов: сеть пользователей, сеть комплиментарных продуктов, сеть производителей.

Закон фотона Закон фотона гласит: «пропускную способность волоконно – оптического канала передачи информации можно удваивать примерно каждые 10 месяцев» На настоящий момент между странами и континентами протянуто более 700 млн км волоконной оптики. Полезная пропускная способность этого канала удваивается примерно раз в год. По мере вхождения этой оптической инфраструктуры в наши города, высокоскоростной Интернет становится частью многих жилых домов, делая сеть еще более ценной.

Выводы Рассмотренные нами три закона развития свидетельствуют о том, что стал экономически выгодным переход от бумажных к электронным технологиям хранения и обработки информации любого вида. То есть, стоимость использования традиционных, бумажных технологий, применяемых при хранении и управлении, стали выше применения электронных (компьютерных) технологий.

Тема 4. Модели жизненного цикла информационных систем Жизненный цикл – последовательность стадий в развитии системы Жизненный цикл ИС- период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.

Каскадная модель жизненного цикла ИС Рис. –Каскадная модель ЖЦ, а- без возвращений, б- с возвращениями а) б)

Сущность модели В 1970 году в своей статье Ройс описал в виде концепции то, что сейчас принято называть «каскадная модель», и обсуждал недостатки этой модели. Там же он показал, как эта модель может быть доработана до итеративной модели. В оригинальной каскадной модели Ройса, следующие фазы шли в таком порядке: Определение требований Проектирование Конструирование (также «реализация» либо «кодирование») Воплощение Тестирование и отладка (также «верификация») Инсталляция Поддержка Переход от одной фазы к другой происходит только после полного и успешного завершения предыдущей. Каскадная модель демонстрирует классический подход к разработке различных систем в любых прикладных областях. Для разработки информационных систем данная модель широко использовалась в 70-х и первой половине 80-х годов. Каскадные методы проектирования хорошо описаны в зарубежной и отечественной литературе разных направлений: методических монографиях, стандартах, учебниках. Организация работ по каскадной схеме официально рекомендовалась и широко применялась в различных отраслях. Таким образом, наличие не только теоретических оснований, но и промышленных методик и стандартов, а также использование этих методов в течение десятилетий, позволяет называть каскадные методы классическими.

Основные достоинства каскадной модели На каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности. На заключительных этапах также разрабатывается пользовательская документация, охватывающая все предусмотренные стандартами виды обеспечения информационной системы (организационное, методическое, информационное, программное, аппаратное). Выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения и соответствующие затраты. Каскадная модель изначально разрабатывалась для решения различного рода инженерных задач и не потеряла своего значения для прикладной области до настоящего времени. Кроме того, каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при разработке определенных информационных систем. Имеются в виду системы, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем чтобы предоставить разработчикам свободу выбора реализации, наилучшей с технической точки зрения. К таким информационным системам, в частности, относятся сложные расчетные системы, системы реального времени.

Недостатки каскадной модели

Области применения каскадной модели

Спиральная модель жизненного цикла ИС Спиральная модель основана на классическом цикле Деминга PDCA (plan-do-check-act). При использовании этой модели ПО создается в несколько итераций (витков спирали) методом прототипирования. Название «спиральная» эта модель получила из-за изображения хода работ в «полярных координатах», в которых угол соответствует выполняемому этапу в рамках общей структуры итераций, а удаление от начала координат – затраченным ресурсам.

Рис. – принципиальная схема спиральной модели жизненного цикла информационной системы

Сущность модели

Достоинства спиральной модели наличие действий по анализу рисков, что обеспечивает их сокращение и заблаговременное определение непреодолимых рисков; обеспечение разбиения большого потенциального объема работ по выполнению проекта на небольшие части; первоочередность реализации решающих функций с высокой степенью риска, что позволяет при необходимости остановить работы над проектом на ранних циклах модели и уменьшить расходы; возможность гибкого проектирования, основанная на преимуществах каскадной модели при одновременном разрешении итераций; реализация связи с пользователем с высокой частотой и на ранних этапах модели, что обеспечивает создание нужного продукта высокого качества; возможность оценки системы пользователем на ранних этапах, за счет использования в жизненном цикле разработки ускоренного прототипирования; возможность пользователям принимать участие при планировании, анализе рисков, проектировании, разработке, выполнении оценочных действий; усовершенствование административного управления процессами жизненного цикла разработки, затратами, соблюдением графика и кадровым обеспечением, что достигается путем выполнения анализа (обзора) в конце каждой итерации; повышение производительности за счет использования пригодных для повторного использования результатов; повышение вероятности предсказуемого поведения системы с помощью уточнения поставленных целей; отсутствие необходимости в предварительном распределении всех нужных для выполнения проекта финансовых ресурсов; возможность регулярной оценки совокупных затрат, что в результате приводит к их общему сокращению.

Недостатки спиральной модели

Области применения спиральной модели Применение спиральной модели целесообразно в следующих случаях: при разработке проектов в организации, обладающей навыками, требуемыми для адаптации модели; при разработке проектов, связанных со средней и высокой степенью риска; при разработке проектов, использующих новые технологии; при разработке проектов, в которых необходимо протестировать базовые концепции; при разработке больших проектов; при разработке проектов со слишком сложными требованиями; при разработке новой серии продуктов или систем; при разработке проектов в случае, если пользователь не уверен в своих потребностях; при разработке проектов с ожидаемыми существенными изменениями или дополнениями требований; при разработке проектов в условиях отсутствия возможности заблаговременного выделения всех необходимых для выполнения проекта денежных средств, для выполнения долгосрочных проектов; при разработке проектов, в которых необходима демонстрация качества и версий системы или продукта через короткий период времени; при разработке систем, требующих большого объема вычислений; при выполнении бизнес-проектов, проектов в области аэрокосмической промышленности, обороны и инжиниринга; при разработке проектов, для которых необходим подсчет затрат, связанных с оценкой и разрешением рисков.

Зависимость рисков по каскадной и спиральной модели от времени разработки При использовании спиральной модели снижение уровня рисков происходит с наибольшей скоростью. Это связано с тем, что при итерационном подходе интеграция выполняется уже на первой итерации, и на начальных итерациях выявляются многие аспекты проекта, такие как пригодность используемых инструментальных средств и программного обеспечения, квалификация разработчиков и т. п.

Сравнение моделей жизненного цикла информационных систем Сравнивая каскадную и спиральную модели, можно сказать, что каскадная модель более универсальна. Спиральная же модель более ориентирована именно на информационные системы, особенно на программные продукты, поэтому при разработке информационных систем и их программного обеспечения она предпочтительнее каскадной

Дополнительные информационные ресурсы по теме: «Жизненный цикл информационных систем» 1. Электронный ресурс. URL: htm 2. Электронный ресурс. URL: htm 3. Электронный ресурс. URL: u=ebooks174309

Тема 5. Принятие решений в информационном менеджменте Стадии процесса принятия управленческих решений: -Диагностика проблемы; -Разработка (генерирование) альтернатив; -Выбор решения; -Реализация решения

Фаза I. Диагностика проблемы

Фаза II. Генерирование альтернатив

Мозговая атака

Фаза III. Выбор решения (альтернатив)

Принятие решений в условиях неопределенности Вектор S ={S1,S2,…Sn} – вектор, описывающий n состояний внешней среды; Вектор X = {X1,X2,…Xn} – вектор, описывающий m допустимых решений Требуется найти вектор Х*=(0;0;…0;Xi;0;…0), который обеспечивает оптимум некоторой функции W(X,S) по некоторому критерию K. Информация об указанной функции W(X,S) представляют матрицей размерности mхn с элементами Wij = F(Xi,Sj), где F –решающее правило.

Задача Ежегодный доход от продукции, снимаемой с одного станка, cоставляет 21.9 тыс.руб. Оптовая цена одного станка тыс. руб., эксплуатационные расходы тыс. руб. Затраты на подготовку производства составляют 25.5 тыс.руб. и не зависят от числа станков и объема выпуска. Пусть спрос пропорционален количеству продукции, снимаемой с S работающих станков, и для простоты ограничимся вектором состояний спроса S = (0,10,20,30,40,50).

Построение матрицы W(Xi,Sj) Если сформулировать решающее правило F как «доход – издержки», то можно рассчитать элементы матрицы полезности по следующей формуле:

Матрица полезности W(Xi,Sj) S 1 =0S 2 =10S 3 =20S 4 =30S 5 =40S 6 =50 X 1 = X 2 = X 3 = X 4 = Пример расчета элементов матрицы: w11 = - (4,775* ,5) = -121; w12 = (21,9-3,6)*10 – (4,775* ,5) = 62; w13 = (21,9-3,6)* 20 – (4,775* ,5) = 245; w14=w15 = 245 (спрос остается неудовлетворенным)

Выбор критерия принятия решения При известных вероятностях P j для спроса S j можно найти математическое ожидание функции полезности и определить вектор X *, дающий его максимум: Если для приведенного примера предыдущий опыт позволит задать вектор P = (0.01, 0.09, 0.2, 0.3, 0.3, 0.1), то математические ожидания прибыли при разных выборах: W 1 =-121* * * * * *0.1 = , W 2 = , W 3 = , W 4 = и выбор максимального из этих значений обнаруживает оптимальность варианта 40 станков с ожидаемой прибылью тыс.руб.

Критерий Лапласа В основе этого критерия лежит "принцип недостаточного основания": если нет достаточных оснований считать, что вероятности того или иного спроса имеют неравномерное распределение, то они принимаются одинаковыми и задача сводится к поиску варианта, дающего Для нашего примера W 1 = ( ) / 6 = 153.5, W 2 = , W 3 =210.5, W 4 = и выбор максимального значения обнаруживает оптимальность выбора варианта 40 станков с ожидаемой прибылью тыс.руб.

Критерий Вальда Критерий Вальда обеспечивает выбор осторожной, пессимистической стратегии в той или иной деятельности и его суждения близки к тем суждениям, которые используют в теории игр для поиска седловой точки в пространстве чистых стратегий: для каждого решения X i выбирается самая худшая ситуация (наименьшее из W ij ) и среди них отыскивается гарантированный максимальный эффект : В нашем примере W = max(-121, , , ) = -121, т.е. по этому критерию следует закупить 20 станков и максимальный возможный убыток не превысит 121 тыс.руб

Критерий Гурвица Ориентация на самый худший исход является своеобразной перестраховкой. Однако опрометчиво выбирать политику, которая излишне оптимистична. Критерий Гурвица предлагает некоторый компромисс: где параметр a принимает значение от 0 до 1 и выступает как коэффициент оптимизма.

Расчет критерия Гурвица при различных значениях а a=0.1a=0.2a=0.5a=0.8a=0.9 X 1 = X 2 = X 3 = X 4 = При a =0.5 (равновероятных шансах на успех и неудачу) следует закупить 50 станков и ожидать прибыль порядка тыс. руб. При вероятности успеха 0.2 не следует закупать более 20 станков с надеждой, что убытки не превысят 47 тыс.руб.

Критерий Сэвиджа Суть этого критерия заключается в нахождении минимального риска. При выборе решения по этому критерию сначала матрице функции полезности (эффективности) сопоставляется матрица сожалений элементы которой отражают убытки от ошибочного действия, т.е. выгоду, упущенную в результате принятия i-го решения в j-м состоянии. Затем по матрице D выбирается решение по пессимистическому критерию Вальда, дающее наименьшее значение максимального сожаления.

Для нашего примера отыскиваем матрицу D, вычитая (-121) из первого столбца матрицы полезности, 62 из второго и т. д. S 1 =0S 2 =10S 3 =20S 4 =30S 5 =40S 6 =50 X 1 = X 2 = X 3 = X 4 = Наибольшее значение среди минимальных элементов строк здесь равно max[ , , , ]= и, покупая 40 станков, мы уверены, что в худшем случае убытки не превысят тыс.руб.

Выводы по различным критериям o по критерию Лапласа приобретать 40 станков, o по критерию Вальда - 20 станков, o по критерию Гурвица - 20 при пессимистическом настроении и 50 в состоянии полного оптимизма, o по критерию Сэвиджа - 40 станков. Возможность выбора критерия дает свободу лицам, принимающим экономические решения, при условии, что они располагают достаточными средствами для постановки подобной задачи. Всякий критерий должен согласовываться с намерениями решающего задачу и соответствовать его характеру, знаниям и убеждениям.

Фаза IV. Реализация решения

Тема 6. (по выбору). Виды ИТ – стратегий (по А.Михайлову) 1. Отсутствие стратегии или концепции. Такой подход, к сожалению, встречается в большинстве российских организаций; 2. Планирование технических и/или программных средств. Пример такого подхода: «производительность технических средств должна расти на 25 % ежегодно»; 3. Авангардисты. Этот подход заключается в периодических попытках внедрения последних достижений компьютерной мысли: e-business, mobile commerce и др.; 4. Ключевые факторы успеха. Предполагается, что ИТ должны поддерживать ключевые факторы успеха организации; 5. ИТ стратегия определяется стратегией бизнеса. В рамках данного подхода ИТ стратегия должна плавно вытекать из стратегии предприятия, его миссии, видения, целей и задач; 6. «Выравнивание» ИТ стратегии и стратегии бизнеса. Предполагается, что ИТ стратегия не только поддерживает стратегию предприятия, но и влияет на нее; 7. Отраслевые подходы. Это достаточно специфичные понимания ИТ стратегий для государственных учреждений и информационных фирм. И еще один подход, включающий в себя всё прочее: «Экзотика». Здесь ИТ стратегия предназначена для поддержки экзотических подходов, типа «теории экстремального программирования». Перечисленные подходы к разработке ИТ стратегий применимы к большим и маленьким организациям

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!