Презентацию выполнил ученик 3 «А» класса,МОУ «СОШ 11 г.Вольска» Скворцов Егор
Летний солнечный день. Группа молодых женщин готовит арбузный мед – традиционное блюдо кухни поволжских немцев. Полотно буквально залито солнечным светом. Эту историю рассказал своим потомкам единственный заслуженный художник Республики немцев Поволжья, мастер пейзажной живописи Яков Яковлевич Вебер.
Яков Вебер, несмотря на происхождение, бесспорно русский художник, корнями его искусства является русская национальная живописная традиция, ей он был верен до конца. Биография художника так же интересна, как и его творчество. Яков Яковлевич Вебер родился 25 июля 1870 года в селении Голый Карамыш (Бальцер) Камышинского уезда Саратовской губернии. Его родители были потомками немецких переселенцев, которые по приглашению Екатерины II прибыли на Волгу, как и многие другие, для освоения земель. Вскоре после рождения первенца (Якова) в 1878 году семья Веберов переехала в Ровное (Зельман) – степное поселение, входившее тогда в состав Самарской губернии. Здесь прошли детство и юность художника.
В 1892 году он едет в Саратов и устраивается в художественный музей А.Н. Радищева копиистом. В дальнейшем он едет в Москву, непродолжительно занимается в мастерской Константина Коровина, но из- за отъезда его за границу, в Париж, вынужден прервать обучение. Продолжить образование Веберу суждено в только что открытом Пензенском художественном училище.
Из так называемого пензенского периода в Энгельсском краеведческом музее сохранилось два произведения «Монах у костра» (1899) и «Вьюга. Лошадь под навесом» (1903), причем «Вьюга» – это авторская копия, сделанная позднее в 1903 году, уже в Академии, куда Вебер поступил в самом начале XX века. В Петербург он прибыл в 1901 году, Северная столица произвела на художника огромное впечатление.
В 1909 году, когда Веберу уже исполнилось 39 лет, он был удостоен звания художника Академии художеств. Его картины посылаются в Голландию, Швейцарию, Италию, мастер организует собственную частную школу живописи. Однако, в 1916 году в связи антинемецкими настроениями, прокатившимися по всей территории Российской империи, Вебер вместе с семьей был вынужден покинуть Петербург и, преодолевая трудности, вернуться на Волгу. Рассветы и закаты, полуденная дрема, осиновая роща, зимнее оцепенение природы, могучие разливы реки, повседневная жизнь Волги – «главной улицы России» – это становится содержанием многочисленных полотен Вебера.
Одно из лучших произведений мастера - «Наводнение 1926 года».
С середины 1920-х гг. налаживаются творческие связи Вебера с художниками Саратова и Покровска. Вебер неоднократно получает приглашения преподавать в Саратовском художественном училище и даже в Ленинградской академии художеств, на которые он отвечает неизменным отказом. Волга уже не отпускает его. В Энгельсском краеведческом музее, где творчество Вебера представлено наиболее полно, великая русская река предстает во всей своей мощи, красоте, она не просто объект восхищения, но и кормилица.
«Последний рейс» (1930)
«При полном парусе» («Лодка под парусом») (1931)
«На Волге. Буксир. Баржа» (1927)
Художника арестовали в 1937 году, когда ему было уже 67 лет. Якова Яковлевича приговорили к ссылке в Казахстан сроком на 5 лет и лишили художника звания заслуженного и персональной пенсии. Вебер–поволжский немец, он сполна разделил печальную судьбу своего народа, только несколько «опередив» ее. В 1942 году 72-летний измученный и больной, он был переведен на спецпоселение там же в Казахстане, затем со старшим сыном и его семьей уже в 50-е годы XX века он переехал в город Цивильск (недалеко от города Чебоксары). В это время Вебер озабочен только одним, он ищет свои работы, к которым так бережно относился всю жизнь, с целью сделать первую персональную выставку. В декабре 1956 года Яков Вебер был реабилитирован, ему вернули звание заслуженного художника, персональную пенсию, но не вернули самого главного – надежду на выставку.
20 февраля 1958 года Яков Вебер умер. На его могиле в городе Цивильске написано: «Яков Вебер (1870–1958) – ХУДОЖНИК». По иронии судьбы спустя год после смерти мастера все же было получено разрешение властей на организацию выставки художника в Энгельсском краеведческом музее. Только в 1963 г. при личном активном участии П. Зори и Е. Журавлева первая персональная выставка работ Якова Вебера, представляющая 24 картины художника, все же состоялась. Так началась новая жизнь работ, созданных рукой большого мастера. Сегодня в XXI веке творчество Вебера также актуально и востребовано, ибо понятие красоты вечно и нетленно.
«Восход луны» (1894)
35 живописных работ Вебера хранятся в Энгельсском краеведческом музее. Въюга. Лошадь под навесом (1903). Сумерки на Волге (1909) Дед Мазай и зайцы (1912) Под лёд (1921?) Лодка с парусом (1930) Последний рейс (1930) Уголок леса (1936) Варка арбузного мёда (1937) Восход луны (?) Ледоход (?) Весенний разлив (1927) Посёлок в степи (?)