МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА МИНИ МУЗЕЙ « РУССКАЯ ИЗБА» Подготовила Старший воспитатель I квалификационной категории Овсянникова И.А.
Создать музей – лиха беда начало, Каким же надо оптимистом быть, Труда и сил физических немало, Всю душу в свое детище вложить. Какой плетень-красавец у крылечка, Какой колодец дивный средь берез И не сама в избе сложилась печка, Чтоб было здесь тепло в любой мороз. К избе от сердца проторить дорогу, Чтоб сохранить исконный, русский дух, Чтоб всяк, пришедший к этому порогу, К своим истокам сердцем не был глух. И наш наказ от русского народа: Родная «Русская изба», держись! Расти, музей, и крепни год от года, Пусть все задумки воплотятся в жизнь!
На первый взгляд, русская изба довольно простая постройка. Крестьянин старался сделать ее прочной, теплой, удобной для жизни. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что процесс строительства избы без единого гвоздя не очень-то и прост. Он так же, как планировка и интерьер дома, был не только научно обоснован, но и тесно связан с верованиями наших предков. Испокон веку Россия была богата лесами, а потому основными строительным материалом у нас являлось дерево.
Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «Изба» произошло от «Истопить». Истопкой называлась отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба» (изба).
Низкая обувь, распространенная на Руси, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетенная из древесного лыка (лиловые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. К примеру, великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение – «Косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип – прямое плетение, или «прямая решетка».
Крынка- очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов была известна еще в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу. В зависимости от дополнительной обработки, кринки могли быть обварными, обливными (муравлеными), мореными, лощеными и киноваренными. Глиняные горшки – в традиционном крестьянском быту – самая употребительная посуда для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Форма печного горшка была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи – вокруг узкой нижней части он обкладывался дровами или углями, таким образом, жар охватывал горшок со всех сторон.
Крупный сосуд, горшок из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма – зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью специального инструмента – ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Из-за специфической формы использовать чугуны при приготовлении пищи на газовой или электрической плите не удобны.
Ведра в русской деревне были деревянными – собранными из клепок (дощечек) или цельнодолблеными из осины, ели, сосны. Древесина этих деревьев славилась легкостью и влагоустойчивостью. В русском быту ведро использовалось так же как мера при определении объема жидкости.
Использовался для разглаживания – «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Одно из первых изобретений, которые привели к созданию калильной лампы, принадлежит швейцарцу Эми Арганду, получившему патент на свое изобретение в Лондоне в 1784 г. Масляная жидкость, которая использовалась в лампах, добывалась из тканей животных или растений. Соответственно, получаемый от таких ламп свет был очень слабым и уступал огню свечи. Только в 1850 году была изобретена технология разделения легких и тяжелых нефтяных фракций, благодаря чему появился керосин и лампы стали выпускать в промышленных масштабах. Официально, керосиновая лампа была изобретена во Львове в 1853 г.
В нашем детском саду оформлен мини- музей «Русская изба», в котором имеются предметы старины, быта. Проводится дальнейшая работа по пополнению музея экспонатами необходимыми для ознакомления детей с жизнью и традициями русского народа. Здесь дети знакомятся с бытом и трудом русских крестьян. В игре познают традиционные виды женского рукоделия – прядения и плетения. В работе с детьми используются различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок – это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали. К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки.