Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 99 «Почемучка» Учредитель: Управление образования Администрации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления 10 » Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека,
Advertisements

Вторая младшая группа у.г.. Педагоги группы. Гончарова Екатерина Васильевна – воспитатель Балалова Надежда Валерьевна – помошник воспитателя.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад 292 Кировского района Волгограда» Образовательная Программа в соответствии с ФГОС дошкольного.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Презентация Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 103 комбинированноговида.
ГБОУ д/c 2570 СТАРШАЯ ГРУППА «СЕМИЦВЕТИК» Воспитатель: Воробьёва Ольга Петровна.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБДОУ детский сад 1 Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2015 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Тисульский детский сад 4 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МДОУ «Нижне-Рушенерский детский сад «Вис-Вис»» Основная образовательная Программа в соответствии с ФГОС дошкольного образования 2015 г.
О БРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ДОУ Методист МОУ «МИМЦ» Моисеенко Т.Н.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
ГБОУ 2570 ГРУППА «СЕМИЦВЕТИК» Воспитатель подготовительной группы : Воробьёва Ольга Петровна.
1 МДОУ «Детский сад «Зернышко» « ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА »
Основная образовательная программа МДОУ Некоузский детский сад 3 разработана в соответствии с ФГОС ДО ( федеральным государственным образовательным стандартом.
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 99 «Почемучка» Учредитель: Управление образования Администрации города Вологды Вологодской области Заведующий Любовь Ивановна Горшкова Заместитель по воспитательной и методической работе Ольга Сергеевна Абрамова

Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования I. Вводная часть Введение в Программу Историческая справка Информационная справка Условия реализации Программы

2 Обязательная часть Программы Пояснительная записка – Характеристика контингента детей – Приоритетные направления деятельности ДОУ реализации основной образовательной программы дошкольного образования – Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования – Особенности осуществления образовательного процесса – Принципы и подходы к формированию Программы Организация режима пребывания детей в ДОУ – Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей в ДОУ – Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: – Образовательная область « Физическая культура» – Образовательная область «Здоровье» – Образовательная область «Безопасность» – Образовательная область «Социализация» – Образовательная область «Труд» – Образовательная область «Познание» – Образовательная область «Коммуникация» – Образовательная область «Чтение художественной литературы» – Образовательная область «Художественное творчество» – Образовательная область «Музыка»

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования – Обобщённый портрет выпускника ДОУ – Портрет выпускника МДОУ по комплексной программе «Радуга» – Портрет выпускника МДОУ по комплексной программе «Воспитание и обучение в д/с» Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы – Мониторинг качества дошкольного образования – Мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в МДОУ – План мониторинга – Система отслеживания результатов развития детей

3 Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса МДОУ Приоритеты МДОУ 99 – Приоритетные направления по обеспечению развития равных возможностей для обучения детей в ОУ – Деятельность МДОУ по физическому воспитанию детей – Деятельность МДОУ по социально - личностному развитию детей – Деятельность МДОУ по познавательно – речевому развитию детей – Деятельность МДОУ по художественно – эстетическому развитию детей Специфика национальных, культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс в ДОУ 99

Нормативно- правовые документы Декларация прав ребенка ООН (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Конституция РФ (принята всенародным голосованием г.), Гражданский кодекс РФ (часть первая от г. 51-ФЗ), Семейный кодекс РФ от г. 223-ФЗ, Закон РФ от г I «Об образовании», Федеральный закон от г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальная доктрина образования РФ на период г.г., «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (2008), «Концепция содержания непрерывного образования в РФ» от г., «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Национальная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России на г.г.

Общеобразовательная Программа ДОУ разработана на основе следующих важных положений: Многофункциональный обобщенный нормативный документ; Внутренний образовательный стандарт ДОУ; Включает не только ЗУНы, но имеет воспитательную и развивающую направленность; Содержание программы разработано на основе государственных федеральных требований к дошкольному образованию; Соответствует социальному заказу родителей; Является инструментом управления качеством образования и основанием для лицензирования и сертификации

1. Историческая справка ДОУ пущено в эксплуатацию 31 декабря 1986 года как ведомственный детский сад производственного объединения «Вологодский оптико-механический завод 1 сентября 1992 года ДОУ перешёл на баланс Управления образования Администрации города Вологды С 1992 года педагогический коллектив приступил к теоретическому изучению и практическому освоению экспериментальной комплексной программы «Радуга» 6 декабря 1994 года детский сад 99 «Почемучка» постановлением Главы Администрации г. Вологды 2987 был переименован «В Ясли – сад 99 с игровым центром». С 1994 по 2000 г. ДОУ становится базовой экспериментальной площадкой ВИРО и Лаборатории игровой деятельности центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца 19 октября 1998 года Распоряжением начальника Управления образования города Вологды 1 Ясли – сад 99 был переименован в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 99 «Почемучка» В 1998 году педагоги ДОУ приступили к разработке содержания программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» В 2007 – 2009 г.г. в свет выходит комплект книг для развития детей 3 – 7 лет, состоящий из 17 экземпляров В 2009 году в 5 томе Истоковедения (Издательский Дом «Истоки» г. Москва) опубликован исправленный и обновленный вариант программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования В 2010 году в 11 томе Истоковедения (Издательский Дом «Истоки» г. Москва) опубликован опыт работы 13 педагогов ДОУ в 2008 году в ДОУ были реконструированы дополнительные помещения (залы, центры, студи, территория). В этом же году была открыта ещё одна 12 группа

2. Информационная справка Дошкольное учреждение является учебно-методической площадкой кафедры Истоковедения и культурологии ВИРО по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" (Приказ ВИРО от года за 389) и базовым учреждением ЦПК Управления образования Администрации города Вологды по игровой деятельности, нравственно – патриотическому воспитанию и развивающему обучению детей дошкольного возраста Функционирует на основе Устава, зарегистрированного лицензии об образовательной деятельности А 6221 от г., свидетельства о государственной аккредитации АА 1232 от г., свидетельства о государственной регистрации права 35 – СК от г., санитарно-эпидемиологического заключения 35.ВЦ М от года Педагогический коллектив успешно реализует программу Развития дошкольного учреждения, Образовательную программу и комплексную программу «Здоровье наших Почемучек» на период 2007 – 2012 г.г. Достижения педагогического коллектива за последние 3 года

3. Условия реализации Программы 3.1. Общие положения. Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с утверждённым Уставом и законодательством РФ. Заведующий выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией. В ДОУ соблюдаются исполнительская и финансовая дисциплины. Документация ведётся в соответствии с Перечнем документации дошкольного образовательного учреждения. В ДОУ соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности детей и сотрудников. В ДОУ разработана и реализуется программа Развития дошкольного образовательного учреждения «Растим патриотов» на период 2007 – 2012 ДОУ реализует целостную Национальную социокультурную образовательную программу «Истоки». Воспитательно – образовательная деятельность с детьми осуществляется на основе стратегического планирования (общеобразовательная Программа, программа Развития дошкольного учреждения, годовой план, комплексная программа «Здоровье наших «почемучек», авторская программа «Дошкольник в мире природы и культуры родного края»); оперативного, перспективно – блочного, тематического, календарного планирования, а та же планирования индивидуальных маршрутов развития детей.

4. Условия реализации программы: Грамотный подбор общеобразовательных комплексных и парциальных программ дошкольного образования и их сочетание; Создание развивающей предметно – пространственной среды детского сада; Наличие квалифицированного педагогического коллектива; Проектное управление ДОУ; Социальное партнерство МДОУ 99 г. Вологды с семьями воспитанников, учреждениями культуры и образования, общественными организациями Система работы с родителями

Развивающая среда ДОУ 99 Кабинет руководителя ДОУ Методический кабинет, библиотека Музыкальный зал с театральным центром Кабинет педагога – психолога и учителя - логопеда Кабинет документоведа Экологическая зона (коридор) Информационная зона (коридор) Минипланетарий (коридор) 12 групповых помещений с учётом возрастных особенностей детей Игровой центр с дополнительными залами Массажный кабинет Физиороцедурный кабинет Медицинский кабинет Физультурный и тренажёрный залы Цветник 12 участков для прогулок детей Спортивный комплекс на улице Зал для принятия коктейлей Помещения, обеспечивающие быт ДОУ Экологическая тропа Экологический участок

Проектное управление ДОУ 99 г.Вологды Управляющая система Заведующий ДОУ Управляющая подсистема Управленческая команда Физическое развитие и здоровье Зам. зав. по ВМР Зам. зав. по АХР Старшая медсестра Зам. зав. по ВМР Зам. зав. по АХР Старшая медсестра Проектный совет Проектные группы по линиям развития Управляемая команда Администрация ДОУ и руководители проектных групп Управляемая система Педагоги Дети Сотрудничающая система Познавательно – речевое развитие Социально – личностное развитие Художественно – эстетическое развитие Родители Учреждения родного социума Управляющий орган Педагогический совет

Обязательная часть Программы Пояснительная записка: Характеристика контингента детей В ДОУ функционирует 12 групп, списочный состав на года составляет 320 детей и выглядит следующим образом. Данные о родителях Семья (81,69%) проживает в микрорайоне Бывалово, на принадлежащей ей жилплощади, в квартире (96,77%). Семья полная, имеются оба родителя (72%), в семье один ребёнок (68%). В 52% семья проживает отдельно от других родственников. 69,47% родителей имеют средне- профессиональное образование, 42,48% - высшее. 77,46% имеют средний материальный доход, 20,91% - низкий, остальные – высокий. 13,1% родителей заняты сфере обслуживания, 9,78% - государственные служащие, 12% - частные предприниматели, 8,33% заняты в сфере торговли, 1,26 – домохозяйки, 15,76% родителей занимают рабочие профессии, 4, 89% безработные, 15,57% - заняты в сфере образования и медицины.

Приоритетные направления деятельности по реализации Программы: ориентация на способности, склонности, потребности каждого ребёнка; создание необходимых условий для подготовки ребёнка к школе и реализации вариативного образования в рамках одного ДОУ; наличие общей, принимаемой большинством сотрудников ДОУ педагогической философии, определяющей миссию дошкольного учреждения, его базовые ценности; гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизические особенности, способности и склонности; создание соответствующих научных, организационно – педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить развитие ДОУ (проектный совет и проектные группы); введение в образовательную деятельность современных развивающих технологий; кадровое обеспечение масштабных системных преобразований ДОУ, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия со специалистами (медицинскими работниками, психологами, логопедами, социальными педагогами и другими работниками); ориентация педагогов на обучение, развитие и воспитание детей, а также физическое, психическое, эмоциональное и духовно – нравственное здоровье; создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих общекультурное, социально – нравственное и общеинтеллектуальное развитие личности ребёнка.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации Программы Основные цели работы ДОУ – создание на этапе дошкольного детства условий и предпосылок для социализации ребёнка к жизни в обществе, где он будет способен занять индивидуальное место в мире и самореализоваться как зрелая личность; Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального образования.

Основные цели работы с дошкольниками: формирование эмоционального, интеллектуального, социально – нравственного здоровья детей путём профилактики ранних отклонений, повышение устойчивости к изменяющимся условиям внешней среды и обеспечение своевременного и полноценного созревания всех систем детского организма и его функционирования; обеспечение познавательно – речевого, социально – личностного, художественно – эстетического и физического развития детей.

Физическое развитие и здоровье Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у дошкольника ценностей здоровья и здорового образа жизни. Задачи: Создать условия для полноценного психофизического развития детей. Формировать у детей основу культуры здоровья и ценностное отношение занятиям физической культурой и различным видам спорта. Изучить и применить в педагогической практике разнообразные формы закаливания, нетрадиционные методы оздоровления и укрепления здоровья детей.

Познавательно - речевое развитие Цель: Формирование мировоззрения ребенка - дошкольника, совершенствование и обогащение его речи Задачи: Развивать общее представление об окружающем мире, о себе и других людях. Формировать чувственное познание окружающего мира. Развивать любознательность ребенка, его инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений. Обеспечить ребенку условия для успешного обучения в школе: возможность для обогащения словарного запаса, совершенствовать звуковую культуру, образную и грамматическую стороны речи, формировать диалогическую и монологическую речь. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Создать условия для выбора детьми и их родителями дополнительных образовательных кружков в соответствии со способностями.

Социально - личностное развитие Цель. Развитие устойчивого, положительного отношения ребенка к себе, другим людям, к окружающему миру через освоение духовно - нравственных ценностей; развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Задачи: Создать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях. Наполнить духовным смыслом уклад жизни и социокультурное пространство, окружающее ребенка (семья, сверстники, взрослые). 3. Развивать стержневую основу личности ребенка через взаимодействие с семьёй. 4. Приобщить детей к ценностям сотрудничества. 5. Способствовать активному приобщению педагогов, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям Российской цивилизации. Обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольников. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, духовные и нравственно – патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.

Художественно - эстетическое развитие Цель: Развитие у детей устойчивого интереса, эмоционально-эстетических чувств, вкусов, оценки и суждений к эстетической стороне действительности; Развитие потребностей в творческом самовыражении. Задачи: Познакомить детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства; Активизировать художественные способности детей; Приобщать детей к истокам народного творчества; Поддерживать инициативу, стремление ребенка к самостоятельному выражению творческого замысла.

Особенности осуществления образовательного процесса: использование инновационных методик; современных образовательных, в том числе социокультурных и оздоровительных технологий; осуществление личностно - ориентированного подхода к ребёнку; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; включение дополнительного образования в единый базисный план; апробация проведения новых форм занятий с детьми, их разнообразие; включение традиций ДОУ в образовательный процесс; включение родителей в образовательный процесс ДОУ;

Базисные учебные планы 1 и 2 Базисный учебный план 1 разработан для комплексной программы воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) и реализуется в группах 6 (2-3 года), 11 и 3 (3 -4 года), 12 и 10 (56 лет), 11 (6-7 лет). Базисный учебный план 2 разработан для комплексной программы «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой) и реализуется в группах 8 (3-4 года), 2 и 7 (4-5 лет), 9 и 4 (5-6 лет), 5 (6-7 лет).

Структура базисного учебного плана Базовая часть (инвариантная) – реализация комплексной программы; Вариативная часть – реализация парциальных программ по направлениям деятельности. Национально – региональный компонент – программа «Социокультурные истоки». Дополнительное образование – система кружков и секций.

Программы базисных учебных планов 1 и 2 нацелены на: Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника. Развитие способностей ребёнка. Формирование творческого воображения. Развитие коммуникативности. Развитие духовно нравственной сферы личности.

Программы обеспечивают: Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Интеллектуальное развитие ребёнка. Создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Приобщение к общечеловеческим ценностям и Российским традициям. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

Принципы и подходы к формированию Программы ДОУ разработаны и реализуются: Программа духовно – нравственного воспитания детей «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»; Программа Развития «Растим патриотов» (2007 – 2012 г.г.); Программа игрового центра «Игры наших «Почемучек»; Авторская программа «Дошкольник в мире природы и культуры родного края»; Комплексная программа «Здоровье «почемучек»; Комлексный план работы учреждения в адаптационный период» Вышеперечисленные программы являются составной частью единой общеобразовательной Программы ДОУ.

Программа базируется на следующих принципах: Гуманизации Демократизации Принципа открытости ДОУ Дифференциации и индивидуализации. Развивающего характера. Системности Управляемости Оптимизации обучения Свободы выбора Воспитательной направленности образовательного процесса

Принципы взаимодействия с детьми: Принцип активности, самостоятельности и творчества Оздоровительной направленности Принцип прочности Стабильности и динамичности Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка Принцип позиции и дистанции при взаимодействии с ребёнком Принцип компенсирования и гибкости при построении воспитательно – образовательной работы

Принципы работы с семьёй: Соблюдение прав и свобод ребёнка; Тактичность и соблюдение прав родителей. Правильная оценка достоверности информации. Понимание неизбежной субъективности точи зрения педагога; Учёт в планировании и педагогической деятельности запросов родителей

Организация режима пребывания детей в ДОУ: Режим дня на холодный период Режим дня на теплый период Примерное построение режима дня в группах старшего дошкольного возраста Оздоровительный режим (младший и старший дошкольный возраст) Организация рационального режима детей в течение суток Организация питания Контроль за организацией питания

2.2. Проектирование воспитательно- образовательного процесса Проектирование и планирование педагогической деятельности Структурные составляющие воспитательно-образовательного процесса представлены в следующей таблице Воспитательные мероприятия планируются педагогами – специалистами на учебный год и представлены в следующей модели. Блоки педагогического процесса Позиция взрослого по отношению к детям Развивающие задачи Специально организованное обучение в форме занятий Совместная деятельность педагога с детьми, Свободная самостоятельная деятельность детей Участники воспитательно-образовательного процесса Время проведения Родители ПедагогиДети

Особенности осуществления образовательного процесса Планирование самостоятельной работы с детьми в течение дня и недели Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

3. Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательных областей Образовательная область «Физическая культура». Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физкультурой, гармоничное развитие. Задачи: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Условия Методическое обеспечение: - Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992; - Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986; - Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. М.: просвещение, 1983; - Теплюк С.Н., Занятия на прогулке с малышами. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - В.Д.Ковалева. Спортивные игры. М.: Просвещение, 1988 Кадровое обеспечение: Наличие специалистов – инструктор по физической культуре, медицинская сестра, педагог-психолог, воспитатели групп. Материально-техническое обеспечение: Оборудованные помещения: физкультурный, тренажерный и музыкальные залы, крытый стадион на улице, физкультурные центры в группах. Комплексный подход в работе по физическому воспитанию дошкольников в МДОУ 99

Система планирования и организация физического воспитания Ст. медсестра Антропометрия (2 р. в год) Мониторинг здоровья(2 р. в год) Медицинский контроль за организацией ед. процесса Оздоровительная работа Работа с педагогами Работа с родителями Информационный материал План оздоровительных мероприятий Обработка результатов Ст. медсестра Антропометрия (2 р. в год) Мониторинг здоровья(2 р. в год) Медицинский контроль за организацией ед. процесса Оздоровительная работа Работа с педагогами Работа с родителями Информационный материал План оздоровительных мероприятий Обработка результатов Инструктор по физической культуре Информационный материал Мониторинг физического развития детей Пед. контроль Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Работа по планированию Занятия (двигательные, умственные и навыки) Индивидуальная работа Праздники и развлечения Оздоровительная работа Дыхательная гимнастика Зрительная гимнастика Коррекционная гимнастика Обработка результатов Инструктор по физической культуре Информационный материал Мониторинг физического развития детей Пед. контроль Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Работа по планированию Занятия (двигательные, умственные и навыки) Индивидуальная работа Праздники и развлечения Оздоровительная работа Дыхательная гимнастика Зрительная гимнастика Коррекционная гимнастика Обработка результатов Медсестра по массажу Массаж костно – мышечной системы детей по направлению педиатра детской поликлиники 5 Работа с родителями и педгогами Медсестра по массажу Массаж костно – мышечной системы детей по направлению педиатра детской поликлиники 5 Работа с родителями и педгогами Зам. зав. по ВМР, ст. воспитатель Мониторинг состояния здоровья детей детского сада Пед. контроль. Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями (анкетирование, информирование, пропаганда ЗОЖ) Создание информационного пространства сада Планирование воспитательно- образовательной работы Разработка блочного планирования по разделу «Физкультура и здоровье Методическая работа с педагогами Разработкам комплексных планов работа ДОУ в адаптационный период, по организации и проведению режимных моментов Обработка результатов Зам. зав. по ВМР, ст. воспитатель Мониторинг состояния здоровья детей детского сада Пед. контроль. Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями (анкетирование, информирование, пропаганда ЗОЖ) Создание информационного пространства сада Планирование воспитательно- образовательной работы Разработка блочного планирования по разделу «Физкультура и здоровье Методическая работа с педагогами Разработкам комплексных планов работа ДОУ в адаптационный период, по организации и проведению режимных моментов Обработка результатов Музыкальный руководитель Работа с педагогами (клуб «Здоровье «почемучек») Музыкальное сопровождение гимнастик, физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений) Развитие двигательных навыков в музыкально – ритмических упражнениях Праздники и развлечения с участием родителей и ДЮЦ «Лидер» Музыкальный руководитель Работа с педагогами (клуб «Здоровье «почемучек») Музыкальное сопровождение гимнастик, физкультурных занятий, спортивных праздников и развлечений) Развитие двигательных навыков в музыкально – ритмических упражнениях Праздники и развлечения с участием родителей и ДЮЦ «Лидер» Воспитатель – эколог Диагностика Развивающие занятия на тему «Экология и здоровье» Планирование воспитательно – образовательной работы Информационный материал Работа с родителями Работа с педагогами Кружковая работа Экологические праздники Обработка результатов Дни защиты от экологической опасности Воспитатель – эколог Диагностика Развивающие занятия на тему «Экология и здоровье» Планирование воспитательно – образовательной работы Информационный материал Работа с родителями Работа с педагогами Кружковая работа Экологические праздники Обработка результатов Дни защиты от экологической опасности Воспитатель Планирование и организация Оздоровительная работа Индивидуальная работа Занятия (двигательные, умственные и навыки) Работа со специалистами ДОУ Работа с родителями Праздники и развлечения Дыхательная гимнастика Зрительная гимнастика Коррекционная гимнастики Воспитатель Планирование и организация Оздоровительная работа Индивидуальная работа Занятия (двигательные, умственные и навыки) Работа со специалистами ДОУ Работа с родителями Праздники и развлечения Дыхательная гимнастика Зрительная гимнастика Коррекционная гимнастики Педагог – психолог Мониторинг развития детей Разработка индивидуальных маршрутов развития детей Работа с педагогами и родителями ДОУ Оказание практической помощи детям и родителям в адаптационный период Психолого – педагогическая пропаганда Обработка и представление результатов психолого – педагогических диагностик Педагог – психолог Мониторинг развития детей Разработка индивидуальных маршрутов развития детей Работа с педагогами и родителями ДОУ Оказание практической помощи детям и родителям в адаптационный период Психолого – педагогическая пропаганда Обработка и представление результатов психолого – педагогических диагностик Воспитатель игрового центра Диагностика игровой деятельности детей Обработка результатов Планирование воспитательно – образовательной работы Работа с педагогами Информационный материал Работа с родителями Свободная самостоятельная игровая деятельность детей Традиции детского сада «неделя игровых предпочтений», «неделя игры» Игровые занятия Кружковая работа Воспитатель игрового центра Диагностика игровой деятельности детей Обработка результатов Планирование воспитательно – образовательной работы Работа с педагогами Информационный материал Работа с родителями Свободная самостоятельная игровая деятельность детей Традиции детского сада «неделя игровых предпочтений», «неделя игры» Игровые занятия Кружковая работа

Организация двигательного режима в ДОУ Формы организации Младший возраст Старший возраст Младшие группы Средние группы Старшие группы Подготовительные группы Организованная деятельность Утренняя гимнастика Занятия по физической культуре Упражнения после дневного сна (гимнастика пробуждения) Двигательная между занятиями Физкультминутки Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Спортивные упражнения Оздоровительный бег на воздухе Прогулки - походы в лес, Физкультурно-массовые занятия: неделя здоровья

Дидактические игры познавательного характера

3.2. Образовательная область «Здоровье». Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. Задачи: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.» Условия Методическое обеспечение: Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б., Дети раннего возраста в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; Голубева Л.Г., Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Мозаика-Синтез, 2008; Теплюк С.Н., Ребенок от рождения до года. М.: Мозаика-Синтез, 2008; Ю.Ф.Змановский. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989; - В.П.Празников. Закаливание детей дошкольного возраста. Ленинград. Медицина, 1988; М.Д.Маханева. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 2000; Н.И.Крылова. Здоровьесберегающее пространство ДОУ. Волгоград, Учитель, 2009; М.Л.Лазарев. Моя книга здоровья. М.: Академия здоровья, Кадровое обеспечение: Наличие специалистов – инструктор по физической культуре, медицинская сестра, педагог-психолог, воспитатели групп. Взаимодействие со специалистами детской поликлиники 5. Материально-техническое обеспечение: Оборудованные помещения: медицинский кабинет, кабинет массажа, фитобар, процедурный кабинет.

Содержание образовательной области «Здоровье» Основные направления совместной деятельности педагогических работников Схема деятельности старшей медсестры с персоналом Система оздоровительных мероприятий в ДОУ Модель двигательно – оздоровительного режима в МДОУ Схема закаливания в МДОУ 99 Система закаливающих мероприятий Социальное партнерство с учреждениями здравоохранения, образования, родителями воспитанников по направлению «Физкультура и здоровье» Организация индивидуального подхода в процессе осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста (организация двигательной активности по медицинским показателям).

3.3. Образовательная область «Безопасность». Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания. Задачи: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Условия Методическое обеспечение: Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б., Дети раннего возраста в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; Голубева Л.Г., Гимнастика и массаж для самых маленьких. М.: Мозаика-Синтез, 2008; Теплюк С.Н., Ребенок от рождения до года. М.: Мозаика-Синтез, 2008; Ю.Ф.Змановский. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989; В.П.Празников. Закаливание детей дошкольного возраста. Ленинград. Медицина, 1988; М.Д.Маханева. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 2000; Н.И.Крылова. Здоровьесберегающее пространство ДОУ. Волгоград, Учитель, 2009; М.Л.Лазарев. Моя книга здоровья. М.: Академия здоровья, Кадровое обеспечение: Наличие специалистов – инструктор по физической культуре, медицинская сестра, педагог-психолог, воспитатели групп. Взаимодействие со специалистами детской поликлиники 5. Материально-техническое обеспечение: Оборудованные помещения: медицинский кабинет, кабинет массажа, фитобар, процедурный кабинет.

Содержание образовательной области «Безопасность» Педагогическая модель системы работы по образовательной области «Безопасность» (схема) Направления : Безопасное поведение в быту; Безопасное поведение в мире природы; Правила безопасности дорожного движения; Правила безопасности пользования огнем; Правила безопасного поведения в воде; Осторожное отношение к потенциально опасным ситуациям в быту и мире природы.

3.4. Образовательная область «Социализация». Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Задачи: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Условия Методическое обеспечение: - Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А., Детский сад и семья: методика работы с родителями. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Губанова Н.Ф. Игоровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка - дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008 Кадровое обеспечение: Педагог-психолог, воспитатели игрового центра, воспитатели групп. Материально-техническое обеспечение: Кабинет педагога-психолога и учителя – логопеда, игровой центр, центры «Здравствуйте, я пришел!», «Моя семья», уголки уединения в группах.

Содержание образовательной области «Социализация» Система психологической помощи Психолого-методическое объединение процесса социализации ребенка в ДОУ Классификация игр детей дошкольного возраста Развитие игровой среды Педагогическая модель организации игровой деятельности детей в ДОУ

3.5. Образовательная область «Труд». Цели: формирование у дошкольников положительного отношения к труду. Задачи: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Условия Методическое обеспечение: - Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2008; - Т.А.Маркова. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991; - В.Г.Нечаева. Волспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1974; - Н.Н.Кокорева, А.К.Бондаренко. Любить труд на родной земле. М.: Просвещение, 1987 Кадровое обеспечение: Воспитатели групп, младшие воспитатели, воспитатель – эколог. Материально-техническое обеспечение: Уголки дежурства и труда, экологические центры в группах, экологическая тропа, цветники, огород.

Содержание образовательной области «Труд» Цель и задачи трудового воспитания дошкольников Формы организации туда в детском саду Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми лет на месяц Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми 4 – 5 лет на месяц Примерное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми 5 – 7 лет на месяц

3.6. Образовательная область «Познание». Цели: развитие у детей познавательных интересов и общего интеллектуального развития. Задачи: - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Условия Методическое обеспечение: - Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Т.Н.Доронова. На пороге школы. М.: Просвещение, 2003; - Е.В.Соловьева. Математика и логика для дошкольников. М.: Просвещение, 2004 Кадровое обеспечение: Педагог-психолог, воспитатель - эколого, воспитатели игрового центра, воспитатели групп Материально-техническое обеспечение: Мини-планетарий на первом этаже ДОУ, познавательно-исследовательские, экологические, математические центры в группах, зал конструктивных игр, центры конструирования.

Содержание образовательной области «Познание» Познавательно – исследовательский центр (схема) Центр науки (схема) Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию (схема) Педагогическая модель познавательного развития детей ДОУ (схема) Педагогическая модель системы работы по ознакомлению с окружающим в МДОУ (схема) Педагогическая модель системы работы по формированию элементарных математических представлений в МДОУ (схема) Организация воспитательно-образовательного процесса по развитию у детей элементарных математических представлений (схема)

3.7. Образовательная область «Коммуникации». Цели: овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детьми (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи: связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. Условия Методическое обеспечение: - Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Максаков А.И., Развитие правильной речи ребенка в семье. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Гербова В.В., Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - В.В.Гербова. Учись говорить. М.: Просвещение, Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет. М.: Из детства в отрочество, В.В.Гербова. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Просвещение, 1989; В.В.Гербова. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. М.: Просвещение, 1987; - Т.Н.Доронова. На пороге школы. М.: Просвещение, 2003, - В.М.Кошелев. Художественный и ручной труд в детском саду. М.: Просвещение, 2002; - М.М.Алексеева, В.И.Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Кадровое обеспечение: Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели групп Материально-техническое обеспечение: Кабинет учителя – логопеда, логоцентры и речевые центры в группах

Содержание образовательной области «Коммуникация» Организация воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию (схема) Педагогическая модель системы работы по развитию речи в МДОУ (схема) Творческая игра (схема)

3.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цели: формирование интереса и потребности в чтении книг. Задачи: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Условия Методическое обеспечение: Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2008; З.А.Гриценко. Пришли мне чтенья доброго…М.: 1999 З.А.Гриценко. «Ты детям сказку расскажи…» М.: Линка-Пресс, 2003; Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. Ребенок и книга. М.: Просвещение, 1992 Кадровое обеспечение: Воспитатели групп, родители Материально-техническое обеспечение: Литературные центры и центры театрализованных игр в группах, центр театрализованной деятельности в музыкальном зале, библиотека

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» «Чтение художественной литературы» (схема) «Литературный центр» (схема) «Перспективное планирование на 4 возрастные группы по приобщению детей к ознакомлению с художественной литературой» (приложение ….) Проект «Круг чтения» (Истоковедение, том 11. Издательский Дом «Истоки» 2010)

3.9. Образовательная область «Художественное творчество». Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Задачи: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. Условия Методическое обеспечение: - Комарова Т.С., Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Соломенникова О.А. Радость творчества. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Куцакова Л.В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Т.Н.Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 1999; И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз», Творческий центр Сфера, 2009 Кадровое обеспечение: Воспитатель по изобразительной деятельности, воспитатели групп Материально-техническое обеспечение: Центры изобразительного творчества в группах, в методическом кабинете, демонстрационные стен

Содержание образовательной области «Художественное творчество» «Центр Искусства» (схема) Изобразительная деятельность (схема) Программа «Юный дизайнер»

3.10. Образовательная область «Музыка». Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. Условия Методическое обеспечение: - Зацепина М.Б. Культурно - досуговая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Зацепина М.Б., Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Народные праздники в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008; - Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2008 Кадровое обеспечение: Музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели групп Материально-техническое обеспечение: Музыкальный и физкультурный залы, музыкальные уголки в группах, музыкальные инструменты: фортепиано (3) акардеон (1),оркестр детских музыкальных инструментов, магнитофоны (14), музыкальные центры (2).

Содержание образовательной области «Музыка» Планирование использования ритмических композиций в педагогическом процессе Сюжетно-тематическая характеристика репертуара программы «Ритмическая гимнастика» А.Бурениной Педагогическая модель музыкального воспитания в МДОУ (схема) Групповой музыкальный центр (схема) Организация воспитательно-образовательного процесса по музыкальному воспитанию (схема)

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования Интегративные качества выпускника ДОУ в результате освоения Программы: -физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. - любознательный, активный; -эмоционально отзывчивый; -овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; -способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; -способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.; -имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. -овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; -овладевший необходимыми умениями и навыками

Портрет выпускника МДОУ по комплексной программе «Радуга» Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни; своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей; предоставление каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

Модель выпускника МДОУ 99 «Почемучка» (программа «Радуга») Психоэмоциональное развитие Ребёнок: эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей; любящий свою Родину и свой народ; дружелюбный, терпимый по отношению к сверстникам; уважительно относящийся к взрослым; отрытый для общения; имеет позитивный настрой, жизнерадостный Психоэмоциональное развитие Ребёнок: эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведений искусства, на состояние других людей; любящий свою Родину и свой народ; дружелюбный, терпимый по отношению к сверстникам; уважительно относящийся к взрослым; отрытый для общения; имеет позитивный настрой, жизнерадостный Личностное развитие Ребёнок: креативен в быстроменяющемся мире, легко социализирующийся к жизни в обществе; способен занять индивидуальное место в мире и самореализоваться в будущем как зрелая личность; постоянно развивающийся, активный, самостоятельный, трудолюбивый, внимательный; имеет базовое доверие к миру; способен к самостоятельному выбору на основе нравственных ценностей Личностное развитие Ребёнок: креативен в быстроменяющемся мире, легко социализирующийся к жизни в обществе; способен занять индивидуальное место в мире и самореализоваться в будущем как зрелая личность; постоянно развивающийся, активный, самостоятельный, трудолюбивый, внимательный; имеет базовое доверие к миру; способен к самостоятельному выбору на основе нравственных ценностей Интеллектуальное развитие Ребёнок способен к практическому и умственному экспериментированию обобщению установлению причинно – следственной связей, способен к речевому планированию; проявляет осведомлённость в раз личных сферах жизни; инициативу в познании окружающего мира имеет чистую, грамотную связную речь Интеллектуальное развитие Ребёнок способен к практическому и умственному экспериментированию обобщению установлению причинно – следственной связей, способен к речевому планированию; проявляет осведомлённость в раз личных сферах жизни; инициативу в познании окружающего мира имеет чистую, грамотную связную речь Физическое развитие Ребёнок имеет полноценное физическое развитие зрелый, здоровый; имеет сформированную привычку к здоровому образу жизни приобщён к миру физической культуры; имеет высокую степень физической подготовленности Физическое развитие Ребёнок имеет полноценное физическое развитие зрелый, здоровый; имеет сформированную привычку к здоровому образу жизни приобщён к миру физической культуры; имеет высокую степень физической подготовленности Художественно – эстетическое развитие Ребёнок имеет развитый художественный вкус, уважительно относится к искусству; заинтересованно относится к родной культуре и культурам других народов; активно участвует в создании творческих работ ; имеет представления о творчестве местных поэтов, композиторов, художников; приобщён к произведениям изобразительного искусства родного народа, может рассказать о них Художественно – эстетическое развитие Ребёнок имеет развитый художественный вкус, уважительно относится к искусству; заинтересованно относится к родной культуре и культурам других народов; активно участвует в создании творческих работ ; имеет представления о творчестве местных поэтов, композиторов, художников; приобщён к произведениям изобразительного искусства родного народа, может рассказать о них Социокультурное развитие Ребёнок уважает традиции своего народа присоединён к базовым ценностям Российской цивилизации; приобрёл новый социокультурный опыт; имеет опыт взаимодействия, позволяющий самоутверждаться дальше, владеет первичными навыками управления своей деятельностью и деятельностью группы; бережно относится родной природе и окружающему миру Социокультурное развитие Ребёнок уважает традиции своего народа присоединён к базовым ценностям Российской цивилизации; приобрёл новый социокультурный опыт; имеет опыт взаимодействия, позволяющий самоутверждаться дальше, владеет первичными навыками управления своей деятельностью и деятельностью группы; бережно относится родной природе и окружающему миру

4.3. Портрет выпускника МДОУ по комплексной программе «Воспитание и обучение в детском саду» Цель: развитие духовных и общечеловеческих ценностей, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы