Вопросы к госэкзамену раздел по патрологии см. ofessors/mihailov p b/ ofessors/mihailov p b/

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
Advertisements

Православное вероучение 1. Вероучение 2. Священное Предание 3.Таинства.
Основы православия Учитель начальных классов Филиала МКОУ СОШ с Красавка Самойловского района Саратовской области Саратовской области в селе Низовка Савоник.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
содержание курса гностицизм св. Ириней Лионский Климент Александрийский Ориген рецепция Оригена св. Афанасий Дидим Слепец св. Кирилл Иерусалимский прп.
Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Христианство как одна из основных мировых религий Автор: Васильев Антон.
Таинства Церкви. Таинство (греч. мистерион - тайна, таинство) - священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать.
Иисус Христос. Иисус Христос Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение.
Рождение КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Κλήμης Άλεξανδρεύς Clemens Alexandrinus) Тит Флавий (ок. 150 между 211 и 215) христианский богослов и писатель. Родился,
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
«Я есть путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (От Иоанна 14:6)
Творческая работа учащихся (4 класс) по теме: "Христианство"
ΩΡΙΓΕΝΗΣ ок. 185 – после 254 г.. Библиография Henri Crouzel. Origène. Paris: Editions Lethielleux, 1985 – 349 p. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой.
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
1 Как часто мы представляем себе духовную жизнь как прогулку канатоходца над пропастью? 4.
{ Бог Отец подарил нам рай, еще не успев сотворить его } Да будет благословен Бог, Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он одарил нас, благодаря Христу.
Транксрипт:

Вопросы к госэкзамену раздел по патрологии см. ofessors/mihailov_p_b/ ofessors/mihailov_p_b/

1. Периодизация патристики. Периодизация патрологии 2. Древнехристианские апологеты: обзор традиции, авторы и памятники. Апология юридическая и апология научная (примеры). Некоторые богословские темы: теория заимствования и представления о христианском универсализме 3. Полемика Святого Иринея Лионского с гностицизмом. Особенности его богословия: Священное Предание, сотериологическая формула, экклезиология (церковные таинства) 4. Обзор и характеристика александрийской богословской традиции 5. Исторический контекст богословия Оригена: предшественники и посмертная судьба учения и сочинений 6. Развитие церковной письменности и науки во второй половине IV – первой половине V в. Основные направления и их характеристика 7. Прп. Иоанн Дамаскин как церковный писатель и богослов. Система христианского знания 8. Святитель Григорий Палама. Житие, творения. Понятие «исихазм». Роль святителя Григория в исихастских спорах

Рекомендуемая литература (дополнительная, см. по темам): 1. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М.: ГЛК, Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М., Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности. М., Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб., Морескини К. История патриотической философии. М.: ГЛК, Наследие Святых отцов в XX веке: Итоги исследований. М.: ПСТГУ, Поснов М. Э. Гностицизм II века. Киев, Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско- богословской мысли. М.: Ком Книга, Сагарда Н. И. Лекции по патрологии (I–IV вв.). М.: Издательский Совет РПЦ, Сочинения древних христианских апологетов. СПб., Столяров А. А. Патрология и патристика. М.: ГЛК, Янг Ф. От Никеи до Халкидона. М.: ПСТГУ, 2013.

1. Периодизация патристики. Периодизация патрологии

терминология «патрология» «патристика» 1. обиходное употребление (синонимия) 2. факультативное определение Н.И. Сагарды-А.И. Сидорова 3. универсальное определение А.А. Столярова

определение Н.И. Сагарды-А.И. Сидорова патристика это систематическое изучение материала (учение), патрология – – историческое (жизнь и сочинения).

Определение А.А. Столярова «патристика (как исторически сложившаяся совокупность учений отцов церкви) есть предмет специальной дисциплины –– патрологии»

генеральная периодизация патристики 1. доникейский период (-325 г.) 2. Вселенские Соборы ( г.) 3. поздне-византийский период (ок г.)

детальная периодизация доникейский период мужи апостольские (конец I в.-ок. 150 г.) апологеты (ок. 120-конец II в.) полемика с гностицизмом (вторая ½ II в.) начало александрийской школы ( )

Вселенские Соборы 325 – 381 – тринитарные споры 431, 451, 553, 680 – христологические споры 787, 843 – споры об иконах

поздне-византийский период Фотий ум. 891 г. Симеон Новый Богослов ум. 1022Никита Стифат (великая схизма 1054) Григорий Палама ум г. Марк Эфесский ( гг.) Геннадий Схоларий (Константинополь, )

общая периодизация патрологии 1. просопографический период (IV-XV вв.) 2. научно-систематический период (XVI-XX вв.) 3. неопатристическое возрождение (сер. XX в.)

детальная периодизация просопографический период 392 г. - Иероним De viris illustribus (135 гл.) 480 г. – Геннадий Марсельский De viris illustribus (100 глав дополнения) 615 г. – Исидор Севильйский De viris illustribus (46 гл.) 855 г. – Фотий «Библиотека» («Myriobiblion», греч. Μυροβίβλιον)

научно-систематический период издания памятников Эразм Роттердамский (Ориген, Василий и проч.) конгрегация св. Мавра (Париж, осн г., изд ) патрологии Ж.-П. Миня (середина XIX в.)

издания текстов и переводы Ж.-П. Минь ( ) PG – Patrologia cursus completus, series graeca (161 т., 1857–1866 гг.) PL – Patrologia cursus completus, series latinae (221 т., 1844–1864 гг.) Венское собрание CSEL – Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (более 90 томов, 1866-)

Берлинское собрание GCS - Griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte (1897-, более 60-ти томов) SC – Sources chrétiennes (Lyon-Paris, 1942-, ок. 550 тт.) CСL – Corpus Christianorum, Series Latina (Turnhout, 1954-, более 200 томов) CCG - Corpus Christianorum, Series Graeca (Turnhout, 1977, более 30 тт.)

переводы ТСО - Творения Святых Отцов в русском переводе ( ) Указатель: Библиографический указатель к «Творениям святых отцов в русском переводе» / Под общ. ред. иером. Дионисия (Шлёнова) // Богословский вестник. Сергиев Посад: МДА, ; ; 2005/ /6.

библиографии и индексы CPG - Clavis Patrum Graecorum (5 тт.) CPL - Clavis Patrum Latinorum (1 т.) AIEP/IAPS Association international détudes patristiques Paris, Bulletin dinformation et de liaison Ησυχασμός – Исихазм: Аннотированная библиография / ред. С.С. Хоружий. М., 2004 – 911 с.

обзоры и справочники Quasten J. PATROLOGY. Vol продолжение - A. Di Berardino et al. V до VIII века (2000 ит., 2006 англ.) Altaner-Stuiber. Patrologie. Leben, Schriften und Lehren der Kirchenväter. Freiburg, 1978 Столяров А. А. Патрология и патристика. М., 2004 Киприан (Керн), арх. Патрология. I. Москва-Париж, 1996

Παπαδόπουλος Σ. Πατρολογία Τ. 1-2 (1977, 1990) Χρήστος Π. Πατρολογία Τ. 1-5 ( ) Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. М.: Издательский совет РПЦ, 2004 Флоровский Г.В., свящ. Византийские отцы II- IV, V-VIII. Париж, 1933

электронные ресурсы библиотека Якова Кротова –– научный сайт по патрологии и богословию А.Г. Дунаева –– Bulletin dinformation et de liaison de lAssociation internationale détudes patristiques

2. Древнехристианские апологеты: обзор традиции, авторы и памятники. Апология юридическая и апология научная (примеры). Некоторые богословские темы: теория заимствования и представления о христианском универсализме см. h tml h tml

издания текстов на русском языке Раннехристианские апологеты II-IV вв. / А.В. Вдовиченко, вст. ст. М., 2000 Сочинения древних христианских апологетов (СДХА) / А.Г. Дунаев, изд., библиография. СПб., 1999

периодизация гонений Нерон – 64 или 67 г. Траян – гг. Марк Аврелий гг. Декий гг. Валериан гг. Диоклетиан – гг.

Римские императоры-гонители Траян – Адриан – Антонин Пий – Марк Аврелий – Коммод – Септимий Север –

πολογα - защита, оправдание, особенно речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо, πολογαν ποιεσθαι = πολογεσθαι; πολογαν διδναι давать право защищаться

πολογα судебная литературная (юридическая)(научная)

Христианские апологеты и императоры- гонители Кодрат (Траян) Аристид (Адриан) Иустин (Антонин-М.Аврелий) Татиан (Аврелий-Коммод) Афинагор (Аврелий) Феофил (Аврелий-Коммод) Мелитон (Коммод-Септимий) Послание к Диогнету

Шарль Мюнье: «Учение о семенном Слове, развернутое Иустином… принадлежит именно ему: он первый христианский писатель, который его использует, открывая таким образом для христианской религии широкие перспективы не только в области античной философии, но и в более общем смысле среди самых разных культур, если принять за истину утверждение, что все причастно единственному Божественному Логосу» Munier C. Introduction // Justin. Apologies pour les chrétiens. SC. 507 (2006). P. 61.

«Наше учение, очевидно, возвышеннее всякого человеческого учения, поскольку всецело словесное существо стало явившимся ради нас Христом, то есть и по телу, и по слову, и по душе (τ λογικν τ λον τν φανντα δι' μς Χριστν γεγονναι, κα σμα κα λγον κα ψυχν)» Iustinus. Apologia II. 10.

«Христос есть перворожденный Бога… Он есть Слово, которому причастен весь род человеческий (ο πν γνος νθρπων μετσχε). Те, кто жил согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников, таковы между греками Сократ и Гераклит и другие» Justinus. Apologia I. 46.

«…все, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения или и созерцания Слова (σα γρ καλς ε φθγξαντο κα ερον ο φιλοσοφσαντες νομοθετσαντες, κατ λγου μρος δι' ερσεως κα θεωρας στ πονηθντα ατος), однако при этом они не знали всех свойств Слова…» «Всякий из них (Платон, стоики, поэты и историки) говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим (καστος γρ τις π μρους το σπερματικο θεου λγου τ συγγενς ρν καλς φθγξατο)». «Итак, все что сказано кем-либо хорошего, принадлежит нам, христианам, ибо мы после Бога почитаем и любим Слово нерожденного и неизреченного Бога, потому что Оно также ради нас сделалось человеком, чтобы сделаться причастным нашим страданиям и доставить нам исцеление» Apologia II. 10. Apologia II. 13.

3. Полемика Святого Иринея Лионского с гностицизмом. Особенности его богословия: церковное Предание, сотериологическая формула, церковные таинства

определение гностицизма Гностицизм – это мировоззренческая религиозная система, основанная на псевдонаучных представлениях о происхождении и целях существования мира и человека; предполагает активное включение человека в мировой процесс оккультными средствами (магия, мистерия, аллегория) -рациональное vs иррациональное -уникальное vs универсальное

характерные признаки а) эзотеризм б) синкретизм в) дуализм г) учение о спасении д) аскетические практики, их извращения е) мифологический язык

гностическая антропология 1)пневматики 2)психики 3)гиляки Преобладающая интуиция –– освобождение от материи, умерщвление плоти Opposit. Христианская аскетика, и, главное, телесное воплощение

типология гностицизма 1)нехристианский Г. «Герметический корпус» (I-II в.) Манихейство иудейские секты (ессеи, терапевты) 2) христианский Г. а) изначальная причастность христианству б) заимствованное христианство

христианские гностики Симон Маг (Деян 8) Василид (Сирия, восточный гностицизм) Валентин (Александрия, западный гностицизм) Маркион (М. Азия, г. Синоп - Рим) Монтан, Присцилла и Максимина (Фригия, М. Азия)

христианские критики Г. Ириней Лионский «Опровержение лже-именного знания» Климент Александрийский «Строматы» и «Извлечения из Феодота» Тертуллиан «Против Маркиона», «Против валентиниан», «Против Гермогена», «О плоти Христа», «О воскресении плоти» и «Обвинительная речь против еретиков» Ипполит Римский «Опровержение всех ересей» («Философумена»)

Irenaeus Lugdunensis ок. 130 – ок. 203 г. свщмч., пам. 23 авг./5 сент.

библиография Федченков С.А. Св. Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. Сергиев Посад, 1917 – 552 с. М.В. Никифоров. Ириней // ПЭ. Т. 26, С ( 26 Osborn E. F. Irenaeus of Lyons. Camb.; N. Y., 2001

род. в Смирне, учитель св. Поликарп – «…могу вспомнить как Поликарп припоминал слова видевших Господа, как пересказывал о Его чудесах, о чем получил свидетельство от тех, кто сам видел Его, и все его Поликарпа сведения согласовывались с Писанием» – «Разногласие в дне празднования не нарушает согласия в вере» 154 г. – спор о времени празднования Пасхи в Риме; также в 190 г. «Разногласие в дне празднования не нарушает согласия в вере» 177 г. гонение в Лионе (Евсевий НЕ V)

темы для раскрытия церковное предание сотериология – анакефалайосис (возглавление) – Слово Божие церковные таинства

Adversus haereses Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят

Adversus haereses Посему, должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины. Что же? Если бы возник спор о каком-нибудь важном вопросе, то не надлежало ль бы обратиться к древнейшим церквам, в которых обращались Апостолы, и от них получить, что есть достоверного и ясного относительно настоящего вопроса? Что если бы Апостолы не оставили бы нам писания? Не должно ли было следовать порядку предания, преданного тем, кому они вверили церкви?

Adversus haereses …проповедь Церкви повсюду постоянна и пребывает неизменно и имеет свидетельство от пророков и апостолов и всех учеников в начальные времена и в средние и последние и во всем устроении Божием и Его твердом действовании относительно спасения человека, которое содержится в нашей вере: ее-то приняв от Церкви мы соблюдаем, и она всегда чрез Духа Божия, как драгоценное сокровище в прекрасном сосуде, сохраняет свою свежесть и делает свежим самый сосуд, в котором содержится. Ибо этот дар Божий вверен церкви, как дыхание (жизни) дано первозданному человеку, для того, чтобы все члены принимающие его оживотворялись; и в этом содержится общение со Христом, т. е. Дух Святый, залог нетления, утверждение нашей веры и лестница для восхождения к Богу

Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание, – веруя во Единого Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, чрез Иисуса Христа Сына Божия, Который, по превосходной любви к своему созданию, снизошел до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом, пострадал при Понтие Пилате, воскрес, во славе взят (на небо) и со славою придет, как Спаситель спасаемых и Судия осуждаемых, и пошлет в вечный огонь исказителей истины и презрителей Его Отца и пришествия Его. Принявшие эту веру без письмени суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости

Adversus haereses Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим. Ибо мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием.

Demonstratio apostolicae praedicationis, 37 Так, следовательно, Он славно совершил наше спасение и исполнил обетования отцов и древнее непослушание разрушил. … Он исполнил это и в Себе Самом снова совершил, чтобы сделать возможным для нас получение жизни. Слово Божие стало плотию согласно определению относительно Девы, чтобы разрушить смерть и оживотворить человека

Demonstratio apostolicae praedicationis, 7 И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына чрез Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - чрез Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец

Adversus haereses Наше же учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения.

Adversus haereses Когда же чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристиею тела и крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти; то как они (еретики) говорят, что плоть не причастна дара Божия, т.е. жизни вечной, плоть, которая питается телом и кровью Господа и есть член Его?

Adversus haereses Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он просуществует. И поэтому книга Бытия говорит: и совершилось небо и земля все украшение их. И совершил Бог в шестой день все дела Свои, которые сделал, и в день седьмой почил от всех дел Своих, которые создал (Быт. 2.1,2). А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господний как тысяча лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год

4. Обзор и характеристика александрийской богословской традиции

Александрийская библиотека teche-romane.html

БИБЛИОГРАФИЯ Дмитревский В., свящ. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V века по Р.Х. Казань, 1884 Allain Le Boulluec. Alexandrie antique et chrétienne. Clément et Origène. (EAA 178). Paris, p. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М.: Ком Книга, стр.

Дион Хризостом: «…греки, римляне, сирийцы, ливийцы, сицилийцы, эфиопы, арабы, бактриане, скифы, персы и даже индусы». А также копты и евреи. Здесь Музей и Библиотека, соединенные вместе сооружения, построенные еще при Птолемее, наилучшие условия для научной деятельности. Огромные помещения, ставшие учебными заведениями. Преподавание по всем областям тогдашней науки: грамматика, риторика, поэзия, астрономия, музыка, медицина, философия и другие науки. Представлены все современные философские традиции –– Платон, Аристотель, стоики, эпикурейцы. Феномен эклектизма. Центр религиозный и культурный. Родина христианского богословия (Н.И. Сагарда, с. 408)

Александрийская школа Филон (иудейский богослов, ок. -25 – ок. 50) Пантен (в Ал. 180 – ок. 200) Климент (ок. 150 – 215) Ориген (185 – 254) Дионисий (дидаскал и еп. 248 – 265) Пиерий (дидаскал) Петр (дидаскал и еп. ок. 300 – 311) Афанасий (еп., ок. 295 – 373) Дидим (дидаскал, ок. 310 – 393) Кирилл (376 – 444)

διδασκαλεον церковное оглашение богословский научный центр институт

образовательная программа богословская наука философская пропедевтика

Origenes. Epistula ad Gregorium 1 …κα φιλοσοφας Ελλνων τ οονε ες χριστιανισμν δυνμενα γενσθαι γκκλια μαθματα προπαιδεματα …взять по возможности из греческой философии то, что может послужить для христианства как общеобразовательное знание или пропедевтика

κα τ π γεωμετρας κα στρονομας χρσιμα σμενα ες τν τν ερν γραφν διγησιν· ν', περ φασ φιλοσφων παδες περ γεωμετρας κα μουσικς γραμματικς τε κα ητορικς κα στρονομας, ς συνερθων φιλοσοφ, τοθ' μες επωμεν κα περ ατς φιλοσοφας πρς χριστιανισμν и из геометрии и астрономии то, что может быть полезным для истолкования Писаний, чтобы то, что говорится о геометрии, музыке, грамматике, риторике и астрономии, как подготовительных по отношению к философии, так бы и мы сами могли сказать о самой философии в ее отношении к христианству

5. Исторический контекст богословия Оригена: предшественники и посмертная судьба учения и сочинений

ΩΡΙΓΕΝΗΣ ок. 185 – после 254 г.

Gregorius Thaumaturgus. In Origenem oratio panegyrica / ed. H. Crouzel SC 148 Eusebius Caesariensis. Historia ecclesiastica VI // Sources Chrétiennes / ed. G. Bardy. 41 (1955). P Pamphilus. Apologia pro Origene. Turnhout Brepols, 2005

Библиография Henri Crouzel. Origène. Paris: Editions Lethielleux, 1985 – 349 p. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Он же. Собрание церковно- исторических трудов, т. I, М.: «Мартис», 1999

185 – родился в Александрии 202 – ум. отец, Ω. во главе школы ок. 215 – путешествия в Рим и Аравию, первая поездка в Кесарию П. – реформа школы – начало лит. творчества – знакомство с Амвросием, стенографисты и каллиграфы – «О началах» 225–230 – путешествия в Рим и Аравию – диспут с Гераклидом – принятие священства 231 – покинул Александрию 233 – переезд в Кесарию П., путешествия в Афины, Никомидию ок. 249 – исповедание при Декии ок. 254 – ум. в Палестине

opera экзегетика – схолии, гомилии, толкования апологетика и полемика – Contra Celsum, Dialogus cum Heraclide догматика – De principiis аскетика и духовность – De oratione epistulae

издания Migne. Patrologia Graeca, T. XI-XVII (1857) Hexaplorum: quae supersunt sive veterum interpretum graecorum in totus Vetus Testamentum fragmenta / Ed. Fr.Field. 2. Oxonii, 1875 T Новое изд.: Oxford University Press, 2005

Переводы Творения Оригена. Вып. 1. О началах. / Пер. Н. Петрова. Казань, Казан. духов. Акад с. (переизд.: Самара: Ра с.) Ориген. Против Цельса. Ч. 1. Кн / Пер. Л. Писарева. Казань, XXX+482 с. (переизд.: М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996) О молитве. / Пер. Н. Корсунского. Ярославль, с. (переизд. Отцы и учители Церкви III века. М., Т. 2. С. 67-)

ΩΡΙΓΕΝΗΣ экзегетспекулятивный богослов духовный учитель

теория и практика богословского наставления метод спекулятивного богословия в De principiis толкование Писания разумная воля (предведение и предопределение) космология и сотериология (Боговоплощение и Искупление)

типы рецепции отрицательная : Мефодий Патарский, Епифаний Кипрский, Иероним, Юстиниан, V Вселенский Собор положительная : Дидим, Евагрий церковная : Афанасий, свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник

6. Развитие церковной письменности и науки во второй половине IV – первой половине V в. Основные направления и их характеристика см. материалы к лекциям «Патрология II–IV, V–VIII» Каппадокийцы Августин Иероним аскеты (Антоний, Евагрий) Златоуст Феодорит Кирилл

7. Прп. Иоанн Дамаскин как церковный писатель и богослов. Система христианского знания

Ιωννης Δαμασκήνος, Χρυσορρας / Ioannes Damascenus араб. Мансур ибн Сарджун (2-я пол. VII в., Дамаск - до 754 г. Палестина), прп. (пам. 4 дек.)

Louth A. St John Damascene: Tradition and Originality in Byzantine Theology. Oxford, 2002 Лаут Э. Иоанн Дамаскин // ПЭ. Т. 24. С. 27 – 66

до 705 – Дамаск, греч. образование 705 – ок. 735 – Иерусалим при еп. Иоанне V 735 – 742 – Иер. нападки иконоборцев 742 – 745 – оставление Иер.

Die Schriften des Johannes von Damaskos B.; N. Y., 1969 – 2009 Bd. I. Dialectica sive Capita philosophica. Institutio elementaris / Hrsg. B. Kotter (1969) Bd. II. Expositio fidei / Kotter (1973) Bd. III. Contra imaginum calumniatorum orationes tres / Kotter (1975) Bd. IV. Liber de haeresibus. Opera polemica / Kotter (1981) Bd. V. Opera homiletica et hagiographica / Kotter (1988) Bd. VI/1, 2. Historia animae utilis de Barlaam et Ioasaph (spuria) / R. Volk (2006, 2009) Bd. VII. Толкования на Павла Bd. VIII. Sacra parallela

Аббатство Schayern в Баварии

Источник знания // Творения преп. Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: «Индрик», 2002 включая Философские главы – О ста ересях – Точное изложение православной веры

Joannes Damascenus. Expositio fidei (1-100) 1-14 «О Боге» 15-25«О творении» 26-42«О человеке» 43-81«О домостроительстве» 82-98«О законе Божием» «О воскресении»

Πσα δ πραγματεα ν τρισ ββλοις ναγγραπται· κα τοτων μν πρτη σγκειται φ' ν μλιστα προσκοι Χριστιανος τν ρχν ε ποιεσθαι, π Θεο, τν τριαδικν μονδα φωτζουσαν κ προοιμων μς. Η δ δευτρα, περ συστσεως κα καταστσεως τν νθρωπνων πραγμτων φησν· δ τρτη, δως τ περ ρετς κα κακας περιεληφεν Все изложение составлено в трех книгах, из которых первая содержит то, с чего более всего подобает христианам всегда начинать свое изложение –– с Бога, с троической единицы, просвещающей нас сначала; вторая –– повествует о составе и установлении человеческих предметов; третья, наконец, собственно обнимает предметы, связанные с добродетелью и пороком Joannes Damascenus. Sacra parallela // PG T. 95. Col. 1041

Продолжатели Иоанна Дамаскина Panoplia dogmatica Ефимия Зигабена (1050 – 1120) Thesaurus Никиты Хониата (1155–1215) Sententiarum libri IV Петр Ломбардского (– ок. 1164) Summae (Theologica / Contra gentes) Фомы Аквинского (1225–1274) Православное исповедание Петр Могилы (1594– 1647) Православно-догматическое богословие арх. Макария (Булгакова) (1816–1882)

8. Святитель Григорий Палама. Житие, творения. Понятие «исихазм». Роль святителя Григория в исихастских спорах См. html html

память: (1296/7-1359), пам. 2-я нед. ВП, 14/27 ноября

дополнительная библиография Иоанн Мейендорф, прот. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997 Larchet J.-C. La théologie des énergies divinеs. Des origines à saint Jean Damascène. Paris: Cerf, 2010 (см. рецензию: pdf ) pdf Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. М.: Языки славянских культур, 2012 Plested M. Orthodox Readings of Aquinas. Oxford: Oxford University Press, 2012

род. в М. Азии, с 1300 г. – в Константинополе ок г. – первый аскетический опыт – Афон 1325 – Фессалоники; священство, затвор 5 лет 1332 – возвращение на Афон, близ Лавры Афанасия 1334 – первые сочинения (агиография, гомилетика) 1336 – «Аподиктические слова об исхождении Святого Духа» 1341 – «Триады в защиту священнобезмолствующих» Компромисс –– энергии вечны, –– не принят П., ведь и небесные силы и ангелы тоже вечны. Энергии –– божественны. Против стал говорить Акиндин (ученик). П. сущность мы знаем через энергии 1351 – собор в трапезной Влахернского дворца. Абсолютное большинство паламитов, изгнание их противников, Никифора Григоры. П.: в Боге различаются сущность, энергия и ипостаси с 1350 П. в Фессалониках, пастырские труды турецкий плен, выкуплен и вновь в Фессалониках 1359 – ум – канонизация

«Когда в конце 1330-х годов святитель Григорий Палама вступил в спор с Варлаамом Калабрийцем, знание о Боге на уровне нашего обычного опыта самих себя и мира не было основным вопросом. Исихастские споры касались именно третьего уровня богословия, или непосредственного общения. Варлаам отрицал возможность прямого, непосредственного общения с Богом в этой жизни, святитель Григорий отстаивал его возможность, утверждая, что такое общение является фактом личного опыта его святых современников. По мнению Варлаама, свет, который исихасты видели в своих молитвах, был не более чем тварный и физический свет. Святитель Григорий настаивал на том, что это был нетварный свет, и те, кто его видели, воистину наслаждались созерцанием Бога лицом к лицу, насколько это вообще возможно для человека. В то время как Варлаам считал, что такое созерцание возможно только после смерти, Палама отстаивал наступившую эсхатологию: уже сейчас святые вкушают блага Века Грядущего. Именно об этом велись исихастские споры» Митр. Каллист (Уэр). Паламитские споры (АиО, ), см.