Подготовила: Ермакова В.В., воспитатель МДОУ «Детский сад 4 КВ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Advertisements

ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
Портрет будущего первоклассника Педагог- психолог Марихан В.А МБДОУ детский сад 8.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 15 «Теремок» Ковровского района Преемственность ФГОС: ДОУ и начальная школа воспитатель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
«Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС» Секция 2 Руководитель Владимирова Татьяна Ивановна.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем.
«Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе как основа преемственности дошкольного и начального общего образования». Методист.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Ваш ребёнок идёт в школу Автор: Кудасова Ольга Викторовна старший воспитатель МАДОУ Онохойский детский сад «Колобок» Заиграевский район, Бурятия.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования Методсовет г.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения Учитель-логопед: Волгина С.В.
Портрет выпускника ДУ Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области.
Транксрипт:

Подготовила: Ермакова В.В., воспитатель МДОУ «Детский сад 4 КВ»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком» Л.С.Выготский

Приоритетная задача Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование у детей основ умения учиться, и как результат – освоение детьми универсальных учебных действий (личностных познавательных, регулятивных и коммуникативных).

Учебная деятельность не надстраивается механически над предыдущей – игровой, поскольку наличие психологических предпосылок, формирующихся в игре, еще не предопределяет психологической готовности к овладению учебной деятельностью, которая возникает в результате целенаправленного формирования. Деятельность старшего дошкольника должна быть организована таким образом, чтобы в ней возникали и развивались психические функции, необходимые для учебной деятельности, и которая являлась бы логическим переходом от игровой деятельности к учебной. Формирование психолого-педагогической готовности к учебной деятельности предполагает опору на ведущую деятельность данного возраста – игру. Сначала в игру вводится учебная задача, которая подчиняется игровой задаче; игровая деятельность при этом сохраняет свою структуру, а новый компонент – учебная задача как бы надстраивается. Постепенно способ решения и продукт заменяются соответствующими компонентами учебной деятельности. Затем смыслообразующая мотивация учебной деятельности включается как подчиненная мотивации игровой деятельности на основе соподчинения мотивов.

Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте успешно проходит на специально организованных учебных занятиях в процессе рисования, лепки, аппликации, конструирования и др. На учебно-игровых занятиях у дошкольников формируются такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение воспринимать и выполнять инструкцию, умение оценивать свою работу и работы других детей. Учение как деятельность детей, направленная к цели, выдвинутой педагогом, только на первых этапах соединена с игрой. Но со временем начинают преобладать мотивы учения (сделать, выполнить). Формирование предпосылок учебной деятельности осуществляется в ситуациях сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход.

Учебная деятельность оказывает существенное влияние на психику ребенка. Он становится более собранным, дисциплинированным, внимательным, организованным. Формируются знания, умения и навыки, расширяются познавательные интересы, развиваются волевые свойства личности, самосознание. Совместная учебная деятельность предполагает определенное влияние детей друг на друга, направляемое в воспитательных целях, что составляет важную основу для развития у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Установившееся положительное отношение и развивающаяся познавательная мотивация позволяют легко перейти от игры к занятиям.

Предпосылки учебной деятельности и их формирование. Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированность системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности.

Дидактические средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста можно разделить на две группы: первая группа характеризуется тем, что обучение ведет взрослый (главное при этом – психологическое влияние взрослого на детей в обстановке совместной деятельности взрослого и ребенка); во второй группе обучающее воздействие передается дидактическому материалу, дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач (основа такого воздействия – принцип автодидактизма. Дидактический материал, дидактические игры, учебно-игровые задания направляют деятельность ребенка, дают ему возможность самообучения. Роль взрослого проявляется косвенно: в подготовке методических учебно-игровых заданий, в организации обстановки этих игр, в смене заданий в процессе игры, в индивидуальных уроках).

С точки зрения формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте наибольшая эффективность принадлежит таким средствам обучения, где взрослый дает детям не только знания и умения, но и способ овладения ими, активно воздействуя на детей. При этом необходимо ориентироваться на дидактические принципы, основанные на психологических закономерностях детей дошкольного возраста: принцип воспитывающего и развивающего обучения, принцип научности, принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип доступности, сознательности и активности в обучении.

В методическом аспекте для развития учебной деятельности дошкольника используются разнообразные дидактические материалы и пособия. Дидактические игры, игровые задания и приемы повышают интерес к содержанию занятий, активизируют детей. При наличии заинтересованности у детей появляется желание выполнить работу, активизируется поиск интересных путей решения, контроль своих действий и действий других. Таким образом, к концу дошкольного возраста формируются предпосылки учебной деятельности в процессе специально организованных учебных занятий, развиваются познавательные интересы, умение учиться, что во многом обусловливает уровень готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников происходит эффективнее при интеграции игровой и учебной деятельности, обеспечивающей субъектную активность ребенка.

Начало обучения в школе – переломный этап в жизни каждого ребенка. Задача педагогов дошкольного учреждения – обеспечить безболезненный переход детей на новую ступень обучения. Чтобы быть успешным учеником в школе, у выпускников детского сада должны быть сформированы: · Мотивационная готовность; · Высокий уровень развития познавательного интереса; · Умение воспринимать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней; · Умение общаться со сверстниками и взрослыми; · Способность работать с разными источниками информации; · Умения обрабатывать полученную информацию и использовать ее по назначению; · Умение самостоятельно и творчески мыслить; · Навыки исследовательской деятельности: Поиск и выделение необходимой информации из разных источников (книги, музейная деятельность, наблюдения, опыты и эксперименты, общение в социуме, интернет); · Умение внимательно слушать собеседника; · Умение задавать вопросы; · Умение высказывать собственное мнение; · Навыки монологической речи; · Умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; · Высокий уровень произвольного внимания; · Умения критически оценивать действия сверстников и свои собственные; · Умения доводить начатое до конца, проявлять настойчивость и упорство. · Умения контролировать свои действия, проявлять выдержку и терпение.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы: Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.) Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Содержание обучения по формированию предпосылок учебной деятельности включают следующие направления : - активизация и развитие познавательных процессов; - усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи; - овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности); - выполнение действий по алгоритму; - формирование операций контроля за способом выполнения своих действий; - формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять действия оценки.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» 273 –ФЗ вступил в силу Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе образование – приобретение опыта деятельности и компетенции; воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации; обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией. «Об утверждении федеральных государственных стандартов дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от вступил в силу ФГОС ДО ориентир развития системы дошкольного образования в РФ. * Ориентир – избранная цель (С.И. Ожегов) * Ориентированный – целенаправленный (осведомлённый, знающий, разбирающийся) «Об утверждении федеральных государственных стандартов дошкольного образования» к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и её объёму; к условиям реализации основной образовательной программы ДО; к результатам освоения основной образовательной программы ДО.

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Построение образовательного процесса: Комплексно- тематическом принципе построения ОП Взаимодействие всех участников ОП Реализация системно- деятельностного подхода Опора на целевые ориентиры Создание предметно, пространственной развивающей образовательной среды, в том числе ИКТ (Трансформируемость, доступность, мобильность, безопасность)

Внимание преемственности дошкольного и начального общего образования. Перенос акцента с формирования умений на развитие инициативы дошкольника Деятельностный подход ( проектная деятельность совместная и самостоятельная)

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Целевые ориентиры дошкольного образования согласно ФГОС ДО 1. Инициативность и самостоятельность 2. Ребенок уверен в своих силах, чувство собственного достоинства 3. Развито воображение, способность ребенка к фантазии, творчеству. 4. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. 5. Творческие способности проявляются в придумывание сказок, загадок, пении. 6. У ребенка развита крупная и мелкая моторика 7. Ребенок способен в волевым усилиям 8. Ребенок может следовать социальным нормам поведения 9. Ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать 10. Ребенок способен к принятию собственных решений

Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работать в коллективе)

Предпосылки регулятивных универсальных учебных действий: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника. Компоненты предпосылок, необходимых для начала обучения ребенка в школе:

Воспитание действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной стремления дошкольников к приобретению знаний.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок решал вопросы проблемного характера. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Необходимо понимание важности преподносимого материала. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Положительная оценка стимулирует познавательную активность. Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Важной предпосылкой учебной деятельности является : овладение детьми общими способами действий т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения- умение учиться

Второй предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Третьей предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. без сопоставления реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности является умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности мы отнесём : умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе: ПОДГОТОВК А К ШКОЛЕ формирование мотивов, побуждающих к учению общее развитие воспитание умения произвольно управлять собой

ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ. Развитие памяти, внимания и, особенно, интеллекта. Имеющийся запас знаний и представлений, умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме. Воспитание умения ПРОИЗВОЛЬНО управлять собой. У ребёнка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Умения делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС: 1. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками 2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире 3. Эмоционально отзывчивый 4. Овладевший средствами общения 5. Способный управлять своим поведением 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умения работать по правилам, образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из методов, на мой взгляд, является метод проектной деятельности, который на протяжении последних лет мы пытаемся адаптировать в практике нашей дошкольной организации. Неделя экологии Здравствуй лето! «Мы встречаем Новый год»

Этапы проекта Деятельность педагогов Деятельность детей 1 этап - подготовительный Формирует проблему Ставит цель Входит в игровую ситуацию Входят в проблему Вживаются в игровую ситуацию Принимают поставленные задачи Дополняют задачи 2 этап - планирование Помогают в решении задач, планируют и организовывают деятельность по проекту Объединяются в рабочие группы Распределяют роли (амплуа) 3 этап – реализация проекта Оказывают помощь Направляют деятельность детей Формируют специфицирование знаний, умений, навыков 4 этап – завершение проекта Подготавливают презентацию Презентация Готовят этот продукт (результат) и представляют его зрителям или экспертам

Интеграция экологического образования и театрализованной деятельности дошкольников Путешествие колобка! Путешествие к дедушке винограду!

Театрализованная деятельность Помогает: в воспитании воли к себе, формировать гуманное отношение к природе. развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности. формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. закреплять положительные эмоции детей, через приобщение к устному народному творчеству. формировать музыкальную культуру посредством приобщения к музыкальным произведениям, устному народному творчеству.

Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что он применим для использования в любом ДОУ, является средством формирования у детей предпосылок к учебной деятельности, умений и желания учиться, средством повышения уровня профессионализма педагогов, использующих технологию проектного метода, и, следовательно, достижение современного качества дошкольного образования