ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД. П ОСЛЕ 1917 ГОДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Петр Федорович Каптерев «Ни государство, «Ни государство, ни церковь, а только ни церковь, а только само общество может влиять, направлять и влиять, направлять.
Advertisements

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Развитие методологических концепций зарубежного образования в конце 19 - начале 20 вв.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
Тема урока? Вопрос 1: Действие одного из сюжетов юмористической телепередачи "Шесть кадров" происходит вскоре после Октябрьской революции. Ленин приглашает.
Советская культура 20-е годы: достижения и потери 9 класс Учитель истории: МБОУ СОШ 37 Световая К. А.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Воспитание как педагогический процесс.
История становления отечественного спец.(дефектологического) образования Тифлопедагогика.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Для того, чтобы творить великие дела, нужно жить так, как будто и умирать не придется. Вовенарг Л.
Система Образования в Кыргызстане. - С давних пор традиции народной педагогики кыргызов считались сформированными воспитательной системой. - Способы воспитания.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
Транксрипт:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД. П ОСЛЕ 1917 ГОДА.

П ЕРЕЛОМНЫМ РУБЕЖОМ В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СТАЛА О КТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. П ЕРВЫЙ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ - "О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ " (1918) - БЫЛ ПРОНИКНУТ ДУХОМ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОМАНТИКИ, ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ЭКЛЕКТИЧЕСКУЮ СМЕСЬ ИДЕАЛОВ " ШКОЛЫ ТРУДА " И " СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ", ОРИЕНТИРОВАЛСЯ НА ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА И ДЕМОКРАТИИ, БЫЛ ПРОНИЗАН КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ.

С ОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИЗНАЛО НАИБОЛЕЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИДЕАЛАМ СОЦИАЛИЗМА МОДЕЛЬ " ШКОЛЫ ТРУДА ", ОБОГАЩЕННУЮ ИДЕЯМИ Д. Д ЬЮИ.

Ц ЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ, ПО Д ЬЮИ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ, УМЕЮЩЕЙ « ПРИСПОСОБИТЬСЯ К РАЗЛИЧНЫМ СИТУАЦИЯМ » В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Д. Д ЬЮИ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ (Э. П АРКХЕРСТ, У. К ИЛПАТРИК, Е. К ОЛЛИНГС И ДР.) ПОЛАГАЛИ, ЧТО МОЖНО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА ЖИЗНЬ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, ЗАБОТЯСЬ С ДЕТСТВА О ЗДОРОВЬЕ, ОТДЫХЕ И КАРЬЕРЕ БУДУЩЕГО СЕМЬЯНИНА И ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА. О НИ РАССМАТРИВАЛИ ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ДЕТСТВА КАК ПУТЕВОДИТЕЛЬ НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРЕДЛАГАЯ СДЕЛАТЬ РЕБЁНКА ПРЕДМЕТОМ ИНТЕНСИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МНОГООБРАЗНЫХ ФАКТОРОВ ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, НАУЧНЫХ, КУЛЬТУРНЫХ, ЭТИЧЕСКИХ И ПР.

В 20- Е ГОДЫ ТРУДОВАЯ ШКОЛА СТАЛА УСИЛЕННО НАСАЖДАТЬСЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЧТО СОПРОВОЖДАЛОСЬ БОРЬБОЙ КАК СО СТОРОННИКАМИ " ШКОЛЫ УЧЕБЫ ", ТАК И СО СТОРОННИКАМИ " СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ ".

В ЦЕЛОМ 20- Е ГОДЫ ПРОШЛИ ПОД ЗНАКОМ " ШКОЛЫ ТРУДА ", МОДЕЛЬ КОТОРОЙ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ ОРГАНИЗАТОРАМИ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, УЧЕНЫМИ - ПЕДАГОГАМИ И УЧИТЕЛЯМИ - ПРАКТИКАМИ, ТАКИМИ КАК А.В. Л УНАЧАРСКИЙ, Н.К. К РУПСКАЯ, М.Н. П ОКРОВСКИЙ, П.П. Б ЛОНСКИЙ, М.В. К РУПЕНИНА, М.М. П ИСТРАК, А.П. П ИНКЕВИЧ, С.Т. Ш АЦКИЙ, В.Н. Ш УЛЬГИН. И МИ БЫЛИ СОЗДАНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ, РАЗРАБОТАНЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, А ТАКЖЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ( ГГ.).

НЕГАТИВНЫЕ ЧЕРТЫ, КОТОРЫЕ СТАЛИ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ДОМИНИРУЮЩИМИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ : 1. безраздельное господство 2. коммунистической идеологии 3. нетерпимость к инакомыслию 4. возведение в абсолют классово- партийного подхода

М НОГИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ПЕРИОДА ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОХРАНИЛИСЬ И РАЗВИЛИСЬ В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ : ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ БЫЛИ СТРОГО УНИФИЦИРОВАНЫ, ВТИСНУТЫ В ЖЕСТКИЕ РАМКИ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫЕ ПАРТИЙНО - ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ДИРЕКТИВАМИ.

Советская социалистическая школа и педагогика рассматривались как высшее и безусловное достижение всемирного историко-педагогического процесса. В этом контексте они приобретали качество того идеала, к которому неумолимо двигалось все человечество, который должен был послужить прообразом для школы и педагогики грядущей мировой коммунистической цивилизации.

ДИНАМИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В С ОВЕТСКОМ С ОЮЗЕ ОРИЕНТИРОВАЛАСЬ НА СТЕРЕОТИПЫ, ПРИСУЩИЕ З АПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЭПОХИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.

Э ТА ТЕНДЕНЦИЯ, ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ " МАШИННОЙ " ЦИВИЛИЗАЦИИ, БЫЛА КРАЙНЕ АНТИГУМАННОЙ, И НА З АПАДЕ, С ЕГО ТРАДИЦИЯМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СВОБОДЫ, ДЕМОКРАТИИ, БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ СЕРЬЕЗНЫЕ И ВЕСЬМА ЭФФЕКТИВНЫЕ ШАГИ К ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЮ.

С ЛЕДСТВИЕМ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ, КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ, КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ, ВВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АКТИВНОЙ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ СТАЛО РАЗРУШЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА ПАТРИАРХАЛЬНО - ОБЩИННОЙ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ, СВЯЗАННОГО С НИМ МЕНТАЛИТЕТА. М АССОВАЯ ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА НАСАЖДАЛА СТЕРЕОТИПЫ, ВЫРАБОТАННЫЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ, ВЗЯВШЕЙ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ И НАУКИ, И РЕЛИГИИ.

В ФЕВРАЛЕ 1918 Г. БЫЛ ПРИНЯТ ДЕКРЕТ «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ, ЦЕРКОВНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВАХ », КОТОРЫЙ УСТАНАВЛИВАЛ, ЧТО « ШКОЛА ОТДЕЛЕНА ОТ ЦЕРКВИ. П РЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОУЧЕНИЙ ВО ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ, А ТАКЖЕ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ГДЕ ПРЕПОДАЮТСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ».

ОТМЕНЯЛИСЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ, СОСЛОВНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, УНИЧТОЖАЛИСЬ ПРЕЖНИЕ СТРУКТУРЫ ШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ, ЗАКРЫВАЛИСЬ ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, БЫЛО ОТМЕНЕНО ПРЕПОДАВАНИЕ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ.

С 1922 Г. КАК ВРЕМЕННАЯ МЕРА ПРОВЕДЕНА ЛАТИНИЗАЦИЯ АЛФАВИТОВ ТЮРКСКИХ И МОНГОЛЬСКИХ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ СССР, ОБЛЕГЧИВШАЯ ОВЛАДЕНИЕ ВЗРОСЛЫМИ УЧАЩИМИСЯ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ. В КОНЦЕ Х ГГ. ПИСЬМЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ ПЕРЕВЕДЕНА НА РУССКУЮ ГРАФИКУ.

В ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ ЕДИНОЙ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ ВКЛЮЧАЛИСЬ РОДНОЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, МАТЕМАТИКА, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА, РУЧНОЙ ТРУД, ПЕНИЕ, ГЕОГРАФИЯ И ДР. О ТМЕНЯЛИСЬ ЭКЗАМЕНЫ, НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЛАСЬ ВЫБОРНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ.

26 ДЕКАБРЯ 1919 Г П О ДЕКРЕТУ «О ЛИКВИДАЦИИ БЕЗГРАМОТНОСТИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР» ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 8 ДО 50 ЛЕТ, НЕ УМЕВШЕЕ ЧИТАТЬ ИЛИ ПИСАТЬ, ОБЯЗЫВАЛОСЬ УЧИТЬСЯ ГРАМОТЕ НА РОДНОМ ИЛИ РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

В Х ГГ. ПРОДОЛЖАЛИ СВОИ ПОИСКИ ОПЫТНО - ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВОЗГЛАВЛЯВШИЕСЯ НАИБОЛЕЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ПЕДАГОГАМИ – С.Т. Ш АЦКИМ, М.М. П ИСТРАКОМ, А.С. Т ОЛСТОВЫМ, Н.И. П ОПОВОЙ. В ЭТИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СОХРАНИЛСЯ ДУХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ.

А НАТОЛИЙ В АСИЛЬЕВИЧ Л УНАЧАРСКИЙ (1875–1933). Хотел внедрить идеологию большевизма в школу. Отстаивал идею формирования человека в интересах общества, разрабатывал проблему связи педагогики с социологией, связи эстетического воспитания и образования.

Т ЕОФИЛОВИЧ Ш АЦКИЙ (1878–1934). Полагал, что построение всего образовательно- воспитательного процесса должно планироваться при обязательном учете личного опыта детей. С.Т. Шацкий внес значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Б ОЛЬШУЮ РАБОТУ В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРОВОДИЛ А. С. М АКАРЕНКО. В НАЧАЛЕ 30- Х ГОДОВ ВЫХОДИТ «П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА », В КОТОРОЙ М АКАРЕНКО В ЯРКОЙ ФОРМЕ, В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗАХ ОТОБРАЗИЛ СВОЙ ИНТЕРЕСНЫЙ И УДАЧНЫЙ ОПЫТ ПО ПЕРЕВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В ДЕТСКИХ КОЛОНИЯХ. В О ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 30- Х ГОДОВ М АКАРЕНКО ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОБЩИЛ СВОЙ ОПЫТ И СВОИ ВОЗЗРЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. О Н ЧАСТО ВЫСТУПАЛ С ЛЕКЦИЯМИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ, РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

О СОБАЯ РОЛЬ В ЭТОТ ПЕРИОД ОТВОДИЛАСЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫЛА ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ И ВОСПИТАНИЯ ЕЕ В ДУХЕ ИДЕЙ КОММУНИЗМА.

Ц ЕЛЬЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ БЫЛО ФОРМИРОВАНИЕ НАСТОЙЧИВОСТИ, ТРУДОЛЮБИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ДУХА СОЛИДАРНОСТИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА.

Р АЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ В ГГ.

У СПЕХИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР СОПРОВОЖДАЛИСЬ БУРНЫМ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ЗАВОЕВАНИЯМИ КОТОРОЙ ЯВИЛИСЬ ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ПО УСВОЕНИЮ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВ НАУК И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В 30- Е ГОДЫ В СССР УТВЕРДИЛАСЬ " ШКОЛА УЧЕБЫ ", КАК НАИБОЛЕЕ АДЕКВАТНАЯ ЗАДАЧАМ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ. О НА ВО МНОГОМ., ОПИРАЛАСЬ НА ОПЫТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МАССОВОЙ ШКОЛЫ, НАПОЛНЯЯ ЕГО ПРЕЖДЕ ВСЕГО НОВЫМ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ. "И ДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА, - ОТМЕЧАЮТ И. Р ЕМЕЗОВА И Т. Н ИКИТИНА, - СТАЛИ РЕГУЛИРОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ С. МИРОВОЙ КУЛЬТУРОЙ, С. КУЛЬТУРНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ СВОЕГО НАРОДА.

П О ВСЕМУ С ОВЕТСКОМУ С ОЮЗУ РАЗВЕРНУЛАСЬ ЭНЕРГИЧНАЯ РАБОТА ПО ВВЕДЕНИЮ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

В 1931 ГОДУ ЦК ВКП( Б ) ПРИНЯЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ » ( ОПУБЛИКОВАНО 5 СЕНТЯБРЯ ), В КОТОРОМ ОСУДИЛ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЖЕКТЕРСТВО И ДАЛ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ УКАЗАНИЯ О КОРЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ.

С ОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЯМ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНЕ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ШКОЛ : - НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1-4 КЛ.), - НЕПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (5-7 КЛ.), - ПОЛНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (8-10 КЛ.).

П РЕДМЕТНЫЕ ПРОГРАММЫ, ВВЕДЕННЫЕ В ДЕЙСТВИЕ С ЯНВАРЯ 1932 ГОДА, БЫЛИ БОЛЬШИМ ШАГОМ ВПЕРЕД В ОПРЕДЕЛЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. О БОБЩИВ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ, ЦК ВКП( Б ) ПРИНЯЛ 25 АВГУСТА 1932 ГОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О Б УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ И РЕЖИМЕ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ».

В НОВЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ НАИБОЛЬШЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ ОТВОДИЛОСЬ НА РУССКИЙ И РОДНОЙ ЯЗЫКИ И МАТЕМАТИКУ. П О РУССКОМУ ЯЗЫКУ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАЩАЛОСЬ НА РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ, УСВОЕНИЕ ГРАММАТИКИ, НА ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

П О ДРУГИМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ( МАТЕМАТИКЕ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ И ПР.) ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ТАКЖЕ СТАЛИ БОЛЕЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИМИ. В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ БЛАГОДАРЯ НОВЫМ ПРЕДМЕТНЫМ ПРОГРАММАМ БЫЛ ИЗЖИТ ИЗЛИШНИЙ КОНЦЕНТРИЗМ ( ЭТО КОГДА УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ МНОГОКРАТНО ПОВТОРЯЕТСЯ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ГЛУБИНЫ СОДЕРЖАНИЯ ), УСТРАНЕНА ОТРЫВОЧНОСТЬ СООБЩАЕМЫХ УЧАЩИМСЯ ЗНАНИЙ.

ОСНОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ : - ТВЕРДЫЙ СОСТАВ УЧАЩИХСЯ. - ТОЧНОЕ РАСПИСАНИЕ - ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА - САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАД КНИГОЙ И УЧЕБНИКОМ - ПИСЬМЕННЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ, ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ И ПРИБОРОВ. - ЭКСКУРСИИ.

Большое значение для улучшения воспитательной работы имело постановление ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации», принятое в апреле 1932 года в связи с десятилетием этой организации. «В центр внимания пионер организации, отмечалось в постановлении, поставить задачу выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно- практической работе как в своих пионерских рядах, так и среди детей».

15 МАЯ 1934 ГОДА СНК СССР И ЦК ВКП( Б ) ПРИНЯЛИ ДВА ПОСТАНОВЛЕНИЯ : «О ПРЕПОДАВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ СССР» И «О ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ СССР».

К ОМСОМОЛУ, НАРКОМПРОСАМ, НАРКОМЗДРАВАМ, ПРОФСОЮЗАМ И ДОБРОВОЛЬНЫМ ОБЩЕСТВАМ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО ШИРЕ РАЗВЕРНУТЬ СРЕДИ ДЕТЕЙ ВОЕННО - ФИЗКУЛЬТУРНУЮ РАБОТУ И РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Б ОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ СТАЛО УДЕЛЯТЬСЯ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛЬНОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. У ЖЕ В 1 И ВО 2 КЛАССАХ УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАЛИ НЕКОТОРЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, А С 3 КЛАССА НАЧИНАЛОСЬ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИКИ.

Д ЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ЗА КАЖДЫМ КЛАССОМ ( ОНИ ТОГДА НАЗЫВАЛИСЬ ГРУППАМИ ) БЫЛА ЗАКРЕПЛЕНА ОПРЕДЕЛЕННАЯ КЛАССНАЯ КОМНАТА. О СНОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМОЙ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ СТАЛ УРОК, КОТОРЫЙ ИМЕЛ ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЦЕЛЬ, ОТЛИЧАЛСЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬЮ.

Р ОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВОЗРОСЛА. Д ЛЯ РУКОВОДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В КАЖДОЙ ГРУППЕ ( КЛАССЕ ) БЫЛИ УЧРЕЖДЕНЫ ДОЛЖНОСТИ ГРУППОВОДОВ ( С 1934 ГОДА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ).

У ЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ ПИОНЕРСКИХ И КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. После Х съезда ВЛКСМ работа комсомола по коммунистическому воспитанию детей значительно оживилась. Комсомол принял большое участие в организации детских внешкольных учреждений, особенно Дворцов и Домов пионеров, детских парков и физкультурных учреждений (детских лыжных станций, катков и пр.). Усилилась работа комсомола по руководству пионерской организацией. Тысячи комсомольцев были посланы в качестве вожатых пионерских отрядов. Они значительно оживили работу пионерских отрядов в области коммунистического воспитания и организации досуга детей.

П ОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП( Б ) О СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ( ) СЕРЬЕЗНО ПОСТАВИЛИ ВОПРОС ОБ ИЗДАНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ЖУРНАЛОВ.

П ОКАЗАТЕЛЕМ РОСТА СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ЯВИЛОСЬ ИЗДАНИЕ НОВЫХ УЧЕБНИКОВ И ПОСОБИЙ ПО ПЕДАГОГИКЕ. В 1932 ГОДУ ВЫШЕЛ УЧЕБНИК ПО ПЕДАГОГИКЕ ДЛЯ ПЕДТЕХНИКУМОВ ( ПОД РЕДАКЦИЕЙ А. А ФРИКАНОВА И П. Г РУЗДЕВА ); В 1934 ГОДУ ВЫШЛИ УЧЕБНИКИ М. М. П ИСТРАКА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И УЧЕБНИК П. Н. Ш ИМБИРЕВА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ; В 1939 ГОДУ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «П ЕДАГОГИКА » ПОД РЕДАКЦИЕЙ И. А. К АИРОВА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ; В 1940 ГОДУ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «П ЕДАГОГИКА » ПОД РЕДАКЦИЕЙ П. Н. Г РУЗДЕВА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ, УЧЕБНИК ПЕДАГОГИКИ Б. П. Е СИПОВА И Н. К. Г ОНЧАРОВА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ. Б ОЛЬШУЮ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ СТАЛ ИГРАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «С ОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА », ИЗДАЮЩИЙСЯ С 1937 ГОДА.

В ШКОЛАХ ИМЕЛИСЬ « РАССЫПНЫЕ УЧЕБНИКИ », « ЖУРНАЛЫ - УЧЕБНИКИ » ( НАПОДОБИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ЖУРНАЛОВ ), БУДТО БЫ ОТРАЖАЮЩИЕ « СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ », « РАБОЧИЕ КНИГИ », ПЕРЕГРУЖЕННЫЕ НЕДОСТУПНЫМИ ДЕТЯМ ТЕКСТАМИ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ И ОТРЫВКАМИ ИЗ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КРУПНЫХ УЧЕНЫХ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ СТАЛИ ВЫХОДИТЬ ЖУРНАЛЫ ПО ДРУГИМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ.

В СССР ГГ. БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛОСЬ ВОСПИТАНИЮ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ПРОЛЕТАРСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА, СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ДРУЖБЫ, ТОВАРИЩЕСТВА, ВОПРОСАМ СПЛОЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА, СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМАМ КОМСОМОЛЬСКОЙ И ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Выполнила: Аскарова Л. А. Студентка 1 курса Группы