Отечественная школа и педагогика в 50-е-90-е годы Выполнила студентка 1 курса 01-309 группы ИФМиБ Рахимуллина Гульшат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Advertisements

Япония бесплатное обязательное девятилетнее обучение. Есть школы муниципальные, общенациональные и частные. В частных школах и общественных учебных заведениях.
Тема урока: «Право на образование» Домой: § 47 Уч. Л.Н. Боголюбова Учитель: Плугатаренко О.В.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (из закона РФ «Об образовании»)
Тема презентации: образование РФ Работу выполнил:ученик 11-го класса Работу выполнил: ученик 11-го класса Белов Алексей Александрович Белов Алексей Александрович.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
L o g o Прoфильное обучение. L o g o Главной задачей «Концепции профильного обучения» на старшей ступени общего образования» является развитие:системы.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Инновационные процессы и педагогический опыт в образовании и воспитании учащихся Инновационные процессы и педагогический опыт в образовании и воспитании.
Образовательные учреждения их типы и виды. Учредители образовательных учреждений. Подготовила студентка группы ПОДди / б – 41 – о Верещак Юлия Ивановна.
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно- познавательных и.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Педагогическое проектирование образовательного процесса как условие реализации ФГОС 26 апреля 2016 г.
ФЗ -273 дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее ( полное ) общее образование начальное профессиональное образование.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Духовно-нравственное воспитание школьников. Проблемы. Пути решения. Августовская педагогическая конференция 2008.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Транксрипт:

Отечественная школа и педагогика в 50-е-90-е годы Выполнила студентка 1 курса группы ИФМиБ Рахимуллина Гульшат

План. 1. Школьная политика в 50-е годы. 2. Новое содержание обучения в 60-е-70-е годы. 3. Реформа 1984 года. 4. Образование в 90-е годы. 5. Популярные работы. 6. Педагог и новатор Л.В.Занков. 7.В.А.Сухомлинский. Основные идеи и работы. 8. Успехи образования этого периода.

В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяют следующие этапы: начало 1930-х г е г гг гг Приоритетом школьной политики в гг. стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Процесс введения всеобщего среднего образования проходил в несколько этапов: 1 этап: меры по улучшению материально-технической базы школ. 2 этап: пересмотр содержания образования в средней школе, перестройка учебно-воспитательного процесса. 3 этап: принятие Устава школы (1970), который определил типы учебных заведений, дающих полное среднее образование.

Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»(1958). Далее планировалось постепенно вводить всеобщее десятилетнее обучение. К концу 1950-х гг. определилась система учебных заведений среднего образования: - трехлетние общеобразовательные школы; - трехлетние вечерние школы; - техникумы и другие учебные заведения.

В 60-е -70-е годы во всех ступенях и классах общеобразовательной школы осуществился переход на новое содержание обучения, ознаменовавшиеся сближением изучаемых в школе основ наук с важнейшими достижениями советской науки и практики народного хозяйства. Массовый характер приняло создание в школах специально оборудованных предметных кабинетов с различными техническими средствами обучения.

12 апреля 1984 г стартовала школьная реформа. Верховный Совет СССР принимает постановление "Об основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школы". Решено было поэтапно переходить к 11-летнему образованию и началу обучения с 6-летнего возраста. Реформа предполагала планы слияния общего и профессионального образования, профессионализации общеобразовательной школы. У старшеклассников(10-11 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона. Вводится курс "Основы производства. Выбор профессии". Обучение должно завершаться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

Были внесены изменения в статут ордена Трудовой Славы. Приняты меры к значительному улучшению учебно-воспитательного процесса, дальнейшему совершенствованию идейно-политического, нравственного и трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с требованиями реформы, задачами современного этапа развития советского общества. 1 сентября объявляется всенародным праздником - Днем знаний.

Педагогическая наука находилась под жестким контролем государства и Коммунистической партии. Академия педагогических наук РСФСР (с 1967 года Академия педагогических наук СССР) был объявлен основным центром развития народного образования, популяризации педагогических знаний, разработки вопросов общей и специальной педагогики, истории педагогики, школьной гигиены, психологии, методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях, подготовки научных педагогических кадров.

В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Конституции всем гражданам обеспечивалось получение обязательного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. В июле 1991 года выходит проект Закона «Об образовании», учитывающий трансформацию общества и подготавливающий систему образования к рыночным отношениям. Выросла престижность образования и понимание его необходимости. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи со специализацией по целому циклу предметов или углубленному изучению отдельных дисциплин; во многих школах по­явились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. В средней школе существуют бесплатные (обяза­тельные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликвидировать разрыв между уровнем подготовки выпускников школы и требованиями высшей школы. В средней школе допускаются различные формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание и др. Главная проблема школы положение учителя, который по уровню зарплаты находится на самом низу социальной лестницы, отсюда па­дение престижа учителя, прочная «феминизация» школы, постоянная нехватка квалифицированных учителей.

Система общего профессионального образования обогатилась новыми типами учебных заведений лицеями и колледжами. В систему высшего образования входят университеты, академии и институты. В 1992 г. в стране насчитывалось 535 государственных вузов. В высшей школе изменяется организация учебного процесса, углубляется дифференциация программ посредством введения многообразных и многочисленных учебных курсов. Предпринимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени бакалавр и магистратуру. Стал активно формироваться негосударственный (частный) сектор образования. Частные начальные и средние школы привлекают индивидуальным подходом к учащемуся, малой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов и услуг, иногда высоким качеством преподавания.

Российские ученые разработали оригинальные концепции образования. Одна из них - концепция общего среднего образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). По этой концепции, глобальная цель обучения - усвоение подрастающим поколением основ социального опыта.. В х гг. пользовались популярностью такие работы, как "Проблемное обучение" И.Я. Лернера, "Проблемное обучение. Основные вопросы теории" М.И. Махмутова, "Теоретические проблемы программированного обучения" Н.Ф. Талызиной и др.

К числу ярких новаторов в педагогике того периода относятся Занков Л.В. и Сухомлинский В.А. Занков Л.В. создает экспериментальную лабораторию по проблемам дидактики. Предлагает оригинальную и эффективную систему обучения на высоком уровне трудности и прохождения учебного материала быстрым темпом.

Талантливый учитель, директор Павлышской средней школы Кировоградской области (Украина) Сухомлинский (1918–1970) исследовал и применял связи образования с нравственным воспитанием, с общечеловеческими ценностями. Сильнейшими педагогическими средствами считал познание личности ребенка, слово, общение детей с природой, друг с другом.

Основные идеи В.А. Сухомлинского: - детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса"; - традиции, фольклор, природа оказывают важное воспитательное воздействие на ребенка; -успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Основные работы: 1956 «Воспитание коллективизма у учеников» «Духовный мир школьника» «Сердце отдаю детям» «Павлышская средняя школа» «Рождение гражданина».

Успехи образования этого периода Школа стала общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Качественный и количественный рост среднего, профессионального и высшего образования. Впервые в мире была создана система заочного и вечернего образования.