Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 361 Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования
ФЗ от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от (с изм. от ) "Об утверждении Сан ПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 361 разработана в соответствии со следующими нормативно правовыми документами:
Программа направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей(образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с 2 до 7 (8) лет в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 10) воспитывать уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Возраст детей Количество групп Общее количество детей Девочек Мальчиков Дети 4 года жизни Дети 5 года жизни Дети 6 года жизни Дети 7 года жизни Направленность групп общеразвивающая Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа образовательной организации Дети с нарушениями речи: ОНР, ФНР, ФФНР.
Образовательная программа включает в себя две части – обязательную, обеспечивающую достижение воспитанниками готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. И часть, формируемую участниками образовательных отношений и отражающую специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс, и направленную на поддержку областей основной части программы. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Программа учитывает условия и специфику деятельности дошкольной организации, к которым относятся: - размер организации, определяемый общим числом детей и групп; - потребности, мотивы и интересы детей, членов их семей, обусловленные особенностями индивидуального развития воспитанников, спецификой национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившимися традициями, возможностями педагогического коллектива. - контингент родителей, их возможности и готовность участвовать в образовательном процессе совместно с педагогами детского сада; -кадровые, материально-технические условия (наличие помещений, их оборудование и др.) организации; - возможности окружающего социума для развития детей; -ожидаемые перспективы развития данной организации и соседних организаций.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта состоит из трёх основных разделов – целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической. Содержание коррекционной работы. В образовательной организации функционирует логопедический пункт, целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 (8) лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи. Зачисление ребенка с диагнозом ОНР, ФФНР на логопедический пункт осуществляется на основании заключения специалистов (психолог, логопед, психоневролог, невропатолог) в соответствии с рекомендациями МПК. Организационный раздел программы включает условия реализации программы: психолого-педагогические, материально-технические, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Используемые примерные программы: Обеспечивают реализацию обязательной части программы: Учебно-методический комплект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014 г. Обеспечивают реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений: Методическое пособие с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале» / О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014; Методическое пособие по коррекционному обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи, авторы: Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, » М.: «Просвещение», 1987; Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Семья – уникальный институт воспитания. Коллектив образовательной организации уделяет большое внимание развитию ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Цель взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка – это непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей Функции совместной партнерской деятельности Формы работы (взаимодействия) с родителями Нормативно-правовая деятельность - знакомство родителей с локальной нормативной базой МБДОУ; - участие в принятии решений по созданию условий, направленных на развитие организации; - вовлечение семьи в управление организации: планирование, организацию образовательного процесса, оценку результата освоения детьми основной общеобразовательной программы Информационно- консультативная деятельность - определение и формулирование социального заказа родителей, определение приоритетов в содержании образовательного процесса; - анкетирование, опрос родителей; - информационные стенды для родителей; - подгрупповые и индивидуальные консультации; - интернет сайт; - презентация достижений; Просветительская деятельность - лекции специалистов ДОУ, приглашенных научных консультантов; - библиотечка для родителей; - педагогическая гостиная; - совместная разработка учебных пособий и дидактических игр; - круглые столы, конференции с участием родителей, представителей общественных, научных организаций; - информационные буклеты по заявленным родителями проблемам; Практико- ориентированная методическая деятельность - дни открытых дверей; - практические семинары; - открытые занятия; - детско-родительские проекты; - выставки; - смотры-конкурсы Культурно-досуговая деятельность - физкультурно-спортивные мероприятия; - акции; - музыкальные праздники; - день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.; - экскурсии игровые семейные конкурсы, викторины Индивидуально- ориентированная деятельность - конкурсы семейных рисунков; - выставки семейных достижений; - коллективные творческие дела; - создание, сопровождение портфолио детских достижений; - работа с картой индивидуального маршрута ребенка; - реализация индивидуальных программ развития ребенка, в том числе – одаренного; - организация вернисажей, выставок детских работ
В программе описаны основные формы работы с родителями, использование которых позволяет педагогам успешно решать поставленные задачи. Детский сад должен создавать возможности (ФГОС ДО п ): 1. для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2. для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; 3. для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Взаимодействие педагогов МБДОУ и семьи в ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования выстраивается по следующим направлениям: вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную, экспертно-аналитическую деятельность; организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей; практическая помощь семье в воспитании ребенка; использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и семейного воспитания; оказание помощи родителям в профилактике девиантных форм поведения детей; разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с семьей; активизация педагогического самообразования родителей; расширение сферы дополнительного образования и услуг. Для родителей детей, не посещающих детский сад, в образовательной организации работает консультативный пункт.
Спасибо за внимание!