Презентация по дисциплине «Эргономика и психофизиологические основы безопасности труда» Кафедра «Техносферная безопасность» ФГБОУ ВПО СибАДИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Advertisements

Факторы трудового процесса и профилактика заболеваний, вызванных их неблагоприятным воздействием.
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Шум. Краткая характеристика. (ОБЖ)
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральный университет Влияние гиподинамии, повышенного нервно- психического напряжения, монотонной деятельности.
Психология безопасности Авторы: Ивасюк Дмитрий Вадимович Левенец Ингрида Дарюсовна.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Зрительное ощущение - индивидуальное восприятие зрительного раздражителя, возникающее при попадании прямых и отраженных от предметов лучей света, достигающих.
Психология и педагогика высшей школы Лекция 1 Преподаватель: к.психол.н. Романова Екатерина Александровна.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Анализаторы. 1.Чем анализатор отличается от органа чувств? 2. В чем выражена специфичность анализатора? 3. Что такое иллюзии и отчего они происходят? 4.Верную.
Физические упражнения –средство физического воспитания детей.
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ. Классификация ощущений по модальностям. 1. Тактильные 2. Температурные 3. Болевые 4. Осязательные 5. Зрительные 6. Слуховые.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
2. Безопасность и принципы технической защиты. 1.Исключение из производства неблагоприятных факторов и процессов 2.Нейтрализация опасностей в источниках.
Дети младшего школьного возраста (6-10 лет). Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего.
Физкультура в школе. . Занятия спортом вообще и физкультурой, в частности, - это не потеря времени, а его приобретение. Не сделав физическую зарядку,
Органы чувств У человека выделяют следующие органы чувств: зрения (глаз), слуха (ухо), обоняние (нос), вкуса (язык) и осязания (кожа). Органы чувств –
Физкультура в школе. . Занятия спортом вообще и физкультурой, в частности, - это не потеря времени, а его приобретение. Не сделав физическую зарядку,
Психология физической культуры. Объектом, управления в спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние. Целью управления тренировочным.
Транксрипт:

Презентация по дисциплине «Эргономика и психофизиологические основы безопасности труда» Кафедра «Техносферная безопасность» ФГБОУ ВПО СибАДИ

Основные группы компонентов психической деятельности человека 1) Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта.

В психических процессах выделяют познавательные процессы, чувства и волю. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание. Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни и т.д. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Важные волевые качества работников - решительность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность

2) Психические состояния человека – это относительно устойчивые психические явления. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность труда.

К типичным отрицательным психическим состояниям можно отнести стресс, фрустрацию, агрессию Среди особых психических состояний выделяют: пароксизмальные расстройства сознания, психогенные изменения настроения, состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алкогольных напитков).

3) Психические свойства – это качества личности: характер, темперамент. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Возможная динамика состояний человека в процессе труда

Особенности психологического состояния в чрезвычайных ситуациях Поведение людей в экстремальных ситуациях делится на две категории: 1) Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и управлением эмоциональным состоянием поведения. 2) Случаи, носящие негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации к обстановке.

Обобщенные результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций в ЧС позволили выделить в динамике состояния пострадавших 6 последовательных стадий: 1) Витальные реакции 2) "Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверх мобилизации". 3) "Стадия психофизиологической демобилизации". 4) "Стадия разрешения". 5) "Стадия восстановления". 6) «Стадия отставленных реакций".

Методы профилактики панических реакций в чрезвычайных ситуациях Основу профилактики любых психологических явлений составляет: 1) Анализ особенностей возникновения и течения различных форм индивидуальных и коллективных реакций страха (паники). 2) Профотбор лиц для работы на опасных видах труда и особенно руководителей производственных коллективов (существуют личности с повышенным уровнем риска). 3) Обучение проблемам обеспечения безопасности, работа по формированию в сознании людей осторожности, предупреждению и разумному поведению в аварийных и чрезвычайных ситуациях.

Человек, работающий на опасных производствах должен: знать свои обязанности по профилактике ЧС и нести ответственность за характер своих действий при руководстве массами при пожарах и других ЧС; иметь психологическую готовность к действиям в ЧС, быть готовым не только для профилактики или остановки катастрофического процесса, но и для руководства массами людей; знать графики работы смен и схемы действий в чрезвычайных ситуациях и т.п.

Государственная система оказания психиатрической и психологической помощи при различных чрезвычайных событиях Реакция человека на ЧС на 25% зависит от его личности – характера, подготовленности, возраста, соматических заболеваний; на 25% – от особенности травмирующей ситуации: ее интенсивности, длительности, внезапности; на 50% тяжесть стресса и способность человека перенести его с минимальными потерями связаны с организацией спасательных работ.

Государственная система оказания психиатрической и психологической помощи при различных чрезвычайных событиях На всех уровнях – федеральном, региональном и даже на уровне отдельного медицинского учреждения – необходимо иметь четкие планы действий на случай ЧС, группы специалистов немедленного реагирования и т.д. Необходимо также провести предварительную оценку возможного количества жертв, запасов медикаментов и средств помощи, которые потребуются при различных ЧС.

Раздел 3. Эргономика и инженерная психология. Антропометрические характеристики человека Выделяют следующие особенности труда операторов в современных условиях: 1) С развитием техники увеличивается число объектов (параметров), которыми надо управлять. 2) Развиваются системы дистанционного управления. 3) Увеличиваются скорость и сложность производственных процессов - повышенные требования к точности действий операторов, к быстроте реакций и т.п. 4) Постоянно изменяются условия труда (часто ведет к уменьшению двигательной активности). 5) Повышается степень автоматизации производственных процессов.

Основные этапы деятельности оператора СЧМ : 1. Прием, восприятие поступающей информации. 2. Оценка и переработка информации (в основе - сопоставление заданных и текущих режимов работы СЧМ). 3. Принятие решения. При этом важную роль играет выделение оператором критерия правильного решения (критерия выбора одной из альтернатив. 4. Реализация принятого решения, которая во многом зависит от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выполнять сложные действия в экстремальных условиях. 5. Проверка решения и его коррекция.

Основные характеристики надежности операторского труда «долговременная» выносливость (сопротивляемость усталости к концу дня, особенно при монотонной работе); выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению (н-р, при авариях необходимо выполнять максимальный объем работ за минимальные сроки); помехоустойчивость (устойчивость внимания); переключаемость внимания (сокращение времени на "вхождение" в деятельность по выполнению новой задачи и т.п.); устойчивость к действию факторов среды (температуре, влажности, вибрации, шуму и т.п.).

I. По внешнему проявлению различают следующие виды ошибок оператора: 1) выпадение отдельных действий; 2) нарушение последовательности действий; 3) повторное выполнение одних и тех же действий; 4) выполнение непредусмотренных в данной задаче действий; 5) неточное выполнение действий (например, неправильное измерение показаний, неточное глазомерное определение расстояния, чрезмерное усилие при работе инструментом и т. п.); 6) несвоевременное выполнение действий (увеличение сверх допустимого времени выполнения действия, недопустимое сокращение этого времени, несвоевременное начало выполнения действия).

II. По месту ошибки в структуре деятельности : 1) сенсорные ошибки (ошибки в восприятии информации); 2) логические ошибки (неправильное принятие решения); 3) ошибки, связанные с работой памяти; 4) моторные ошибки (при осуществлении управляющих воздействий).

Возникновение ошибок на сенсорном уровне определяется четырьмя группами факторов: 1. Уровнем индивидуальной чувствительности соответствующих анализаторов (их адаптационными возможностями, закономерностями взаимодействия разных анализаторов и др.). 2. Физическими характеристиками сигналов (их интенсивностью, длительностью, периодичностью, раздельностью или одновременностью их воздействия и др.). 3. Индивидуальными особенностями человека-оператора (его функциональным состоянием, профессиональной подготовленностью, уровнем мотивации, наличием психологических и физических ограничений и т. п.). 4. Степенью учета в технических средствах систем "человек - техника" (в компоновке технических средств и их органов управления, во внекабинном обзоре и др.) психофизиологических особенностей человека по восприятию информации. Ошибки восприятия могут быть обусловлены неудовлетворительным решением конструкции приборов, их размещения, компоновки пультов и т. д.

Ошибки, связанные с работой памяти Ошибочные действия человека-оператора могут быть связаны со "стиранием" в кратковременной памяти необходимой информации последующими событиями, "фрагментным забыванием" привычных действий и т.д. В экстремальных ситуациях деятельности ошибки памяти могут быть связаны с перегрузкой человека информацией, высоким темпом ее поступления, сложностью в представлении и трудностью в запоминании, необходимостью быстрого извлечения большого объема информации для оперативного решения задач и т.д. К ошибкам запоминания и воспроизведения приводят воздействие разнообразных помех, нарушения в общем функциональном и психическом состоянии человека, низкая профессиональная подготовка.

III. По последствиям различают ошибки 1) аварийные: приводят к стойкому нарушению работоспособности системы или ее элементов; 2) неаварийные : к таким последствиям не приводят. IV. По характеру отражения ошибок в сознании оператора они могут быть 1) осознанными 2) неосознанными человеком.

V. По причинам возникновения ошибки могут быть связаны с: 1) несоответствием психологических возможностей человека требованиям данной деятельности (недостаточным наличием у человека профессионально важных качеств); 2) недостаточным уровнем профессиональной подготовки (слабыми навыками и умениями); 3) нарушение функционального состояния оператора; 4) несоответствием рабочего места требованиям безопасности и др; 5) несоблюдением режимов труда и отдыха операторов; 6) воздействием неблагоприятных факторов внешней среды (действие шума и вибрации, чрезмерная или недостаточная освещенность, несоблюдение норм микроклимата и т. п.); 7) недостаточной мотивацией и слабой установкой к выполнению данной деятельности.

Системы восприятия (органы чувств)

Экстерорецепторы воспринимают раздражение извне: звук, свет, запах, вкус, прикосновение, боль, температуру окружающих предметов и другие характеристики. Проприорецепторы улавливают изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Они воспринимают сокращение мышечных волокон, натяжение сухожилий и связок, положение отдельных частей тела (согнута в колене нога, поднята вверх рука и так далее). Интерорецепторы располагаются во внутренних органах, тканях, в стенках кровеносных и лимфатических сосудов. Интерорецепторы регистрируют изменение химического состава (например, уровень глюкозы в крови или соляной кислоты в желудочном соке), давление, механические и другие изменения характеристик внутренней среды организма.

Зависимость между величинами раздражителя и ощущений подчиняется закону Вебера – Фехнера: Сила ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя : р=k ln S/S0 где S - значение интенсивности раздражителя; S0 - нижнее граничное значение интенсивности раздражителя: если S<S0, раздражитель не ощущается; k - константа, зависящая от вида ощущения.

Основные характеристики анализаторов человека: – порог чувствительности; – латентный период - время реакции человека на раздражитель. Продолжительность латентного периода от 0,09 до 0,4 сек (величина латентного периода для зрительного анализатора составляет 0,15…0,22 сек и т.д.).

Органы зрения Острота зрения – минимальный угол, при котором две равноудаленные точки видны как раздельные. Для определения остроты зрения пользуются специальными таблицами с буквенными или цифровыми знаками (таблицы С.С.Головина и Д.Л.Сивцова)

ГОСТ Р «Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности», определяет требования по цветовому оформлению средств отображения информации: 1. При необходимости распознавания или идентификации цветовых параметров прикладная программа должна предлагать устанавливаемый по умолчанию набор цветов. Если цвет может быть изменен пользователем, то должна быть предусмотрена возможность восстановления назначенного по умолчанию набора цветов. 2. Следует избегать применения насыщенного синего цвета для изображений, имеющих угловой размер менее 2°.

3. Насыщенные крайние цвета видимого спектра приводят к нежелательным эффектам глубины изображаемого пространства и не должны применяться для изображений, которые требуют непрерывного просмотра или чтения. 4. Для точного распознавания и идентификации цветов должны применяться цветное изображение переднего плана на ахроматическом фоне или ахроматическое изображение переднего плана на цветном фоне. 5. Число цветов, одновременно отображаемых на экране дисплея, должно быть минимальным. Для точной идентификации цвета каждый заданный по умолчанию набор цветов должен включать не более 11 цветов. 6. При необходимости проведения быстрого поиска, основанного на распознавании цветов, следует применять не более 6 различных цветов. 7. При необходимости вызова параметров цвета из памяти ЭВМ следует применять не более 6 различных и т.д.

Нормальное зрение называют соразмерным. У близоруких людей вследствие повышенной силы преломляющих сред из-за увеличенного размера глазного яблока лучи света от далеких предметов фокусируются впереди сетчатки. В результате в области желтого пятна не получается ясного изображения, отдаленные предметы видны расплывчатыми. Зато лучи света от близких предметов в близоруком глазе сходятся точно на сетчатке и дают четкое изображение без напряжения или с минимальным напряжением при аккомодации. Близорукие люди могут часами читать, работать с очень мелкими деталями, не чувствуя утомления зрения. У дальнозорких людей глаза, наоборот, отличаются слабой преломляющей силой или недостаточными размерами по передне- задней оси. Лучи света от далеких и близких предметов в таком глазе преломляются меньше, чем нужно, и четкого изображения на сетчатке не получается, так как фокус оказывается за сетчаткой глаза. Эти изменения условий фокусировки изображения в глазе называются рефракционными.

Рис.2. Схема рефракции глаза: 1 дальнозоркого; 2 нормального; 3 близорукого

Бинокулярное зрение - способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; это зрение двумя глазами, с подсознательным соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим. Если бинокулярное зрение не развивается, возможно зрение только правым или левым глазом. Такое зрение называется монокулярным.изображениекоре головного мозга монокулярным

Для осуществления бинокулярного зрения необходим ряд условий: острота зрения на каждый глаз, как правило, не ниже 0,3-0,4, параллельное положение глазных яблок при взгляде вдаль и соответствующая конвергенция (движение глаз, в результате которого обе зрительные линии сходятся вместе на предмете, возбудившем внимание), при взгляде вблизи, одинаковая величина изображения на сетчатках, способность к бифовеальному слиянию (созданию единого зрительного образа). Поле зрения - пространство, видимое глазом при фиксированном направлении взора и неподвижности головы. На границы поля зрения в норме оказывают влияние многочисленные факторы: глубина передней камеры и ширина зрачка, степень внимания исследуемого, его утомленность, состояние адаптации, величина и яркость показываемого объекта, характер освещения фона, скорость движения объекта и т.д.

Изменения поля зрения могут проявляться или в виде сужения его границ, или в виде выпадения в нем отдельных участков. Сужение поля зрения бывает при заболеваниях зрительного нерва, травматическом неврозе и т.д. Может быть секторообразное выпадение поля зрения при таких заболеваниях как глаукома, при частичных атрофиях зрительного нерва, при закупорке одной из ветвей центральной артерии сетчатки. Патологические ограниченные дефекты поля зрения могут быть при очаговых поражениях сетчатой оболочки, сосудистой, зрительных путей. центральной артерии сетчатки Методика определения зрительного поля определена в ГОСТ «Средства индивидуальной защиты. Метод определения поля зрения». Определить границы поля зрения можно с помощью периметрии с помощью приборов, которые называются периметрами. Полученные данные наносятся на схему.

Периметрическая бланк-схема для занесения результатов измерений

Орган слуха Человеческому слуху доступна область звуков с частотой от 20 до Гц. Ухо представляет собой воспринимающую часть звукового анализатора. Его делят на три отдела: наружное, среднее и внутреннее. Порог болевого ощущения лежит в пределах дБ.

Обоняние - это способность воспринимать запахи, осуществляется посредством обонятельного анализатора, периферическим отделом которого (рецептором) являются специфические нервные клетки, расположенные в слизистой оболочке верхнего и отчасти среднего носовых ходов. Вкус - ощущение, возникающее при воздействии веществ на специфические вкусовые рецепторы, расположенные на различных участках языка. Вкус складывается из четырех основных вкусовых ощущений: кислое, соленое, сладкое и горькое. Все остальные вариации вкуса являются результатом комбинации основных ощущений. Различные участки языка имеют различную чувствительность к вкусовым веществам. Кончик языка имеет наибольшую чувствительность к сладкому, края языка - к кислому, кончик и края к соленому и корень языка наиболее чувствителен к горькому. Возбуждение от вкусовых рецепторов передается в ЦНС по специфическим проводящим путям.

Осязание - сложное ощущение, возникающее при раздражении рецепторов кожи, наружных поверхностей слизистых оболочек и мышечно- суставного аппарата. Основное место в формировании осязания принадлежит кожному анализатору, который осуществляет восприятие внешних механических, температурных, химических и др. раздражителей кожи.

Кроме защиты организма от вредных внешних воздействий кожа выполняет рецепторную, секреторную, обменную функцию, играет значительную роль в терморегуляции (поддержании нормальной температуры тела), 80% всей теплоотдачи организма осуществляется кожей и др. В коже различают два слоя: верхний - эпителиальный (эпидермис) и нижний - соединительнотканный (собственно кожа - дерма). Кожная чувствительность подразделяется на четыре различных вида. Обычно различают рецепции: 1) боли, 2) тепла, 3) холода и 4) прикосновения (и давления).

Строение кожи человека

Оценка кожной чувствительности осуществляется эстезиометром. Прибор позволяет исследовать пороги ощущения давления, прикосновения, вибрации, тепла и холода. С помощью эстезиометра на определенный участок кожи, слизистой оболочки, роговицы наносят дозированное раздражение увеличивающейся или уменьшающейся интенсивности, а также изменяют время действия раздражителя или расстояние между двумя раздражителями

Двигательный анализатор Под координацией движений понимают определенную последовательность работы мышц и развиваемых усилий, необходимых для совершения двигательного акта, близкого к заданной программе движения. Координация движений рук измеряется при помощи специального прибора - координиметра. Активной частью прибора являются контактный щуп и плата, на которой размещены контактные дорожки, имеющие различную форму (прямая линия, зигзаг, спираль, отверстие). Динамометрия - метод измерения силы. Обычно измеряют мышечную силу кисти, рук, ног и туловища.

Основными показателями, характеризующими деятельность мышц, являются: сила мышц работоспособность утомление тонус

1) Сила мышц - это мера механического воздействия на мышцу со стороны других тел. Максимальная сила мышцы зависит от числа мышечных волокон, составляющих мышцу, и их толщины. Они формируют анатомический поперечник мышцы, который определяется как площадь поперечного разреза мышцы, проведенного перпендикулярно ее длине. Отношение максимальной силы мышцы к ее анатомическому поперечнику называется относительной силой мышцы (кг/см 2). Физиологический поперечник мышцы - длина поперечного разреза мышцы, перпендикулярного ходу ее волокон

Физиологический поперечник мышцы

Для быстрой диагностики силы мышц можно использовать следующие приемы: - силу мышц бедра можно определить, совершая глубокое приседание с последующим вставанием; - для определения мышечной силы голени и стопы необходимо пройтись сначала на пятках, а затем на пальцах стоп; - для определения силы мышц живота необходимо сесть из положения лежа на спине при согнутых в тазобедренных и коленных суставов ногах; - для определения силы мышц спины необходимо согнуться вперед из положения стоя, затем разогнуться и т.д.

2) Работоспособность. Оценивая деятельность мышц, обычно учитывают только производимую ими внешнюю работу. Работа мышцы, при которой происходит перемещение груза и костей в суставах называется динамической. Зависимость работы от величины нагрузки выражается законом средних нагрузок: наибольшая работа производится мышцей при умеренных (средних) нагрузках. Максимальная работа мышцами выполняется и при среднем ритме сокращения (закон средних скоростей). Мощность мышцы определяется как величина работы в единицу времени. Она достигает максимума у всех типов мышц так же при средних нагрузках и при среднем ритме сокращения. Данные закономерности получили отражение в регламентировании нагрузок, прикладываемых к органам управления

3) Утомление мышц. Утомление - временное снижение или потеря работоспособности отдельной клетки, ткани, органа или организма в целом, наступающее после нагрузок (деятельности). Утомление мышц происходит при их длительном сокращении (работе) и имеет определенное биологическое значение, сигнализируя об истощении (частичном) энергетических ресурсов. 4) Мышечный тонус – это степень упругости мышц и то сопротивление, которое возникает при пассивном сгибании или разгибании конечности или ее части.

Критерии оценки силы мышц кистей рук Показатели Оптимальные значения Допустимые физиологические пределы Недопустимы е значения мжмжмж Сила мышц кистей рук, кг. 35 … 5015 … 3030 … 7015 … 20 менее 30 мен ее 15 Выносливость мышц к статическим напряжениям, сек … 120 менее 40