Восточные славяне в древности. Проблема происхождения государства. Расцвет Киевского государства (вторая половина X – первая треть XII вв.) Восточные славяне.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предыстория народов России. Начало Руси. 2. Славяне в VIII-IX веках. Религия древних славян.
Advertisements

Предыстория народов России. Начало Руси. 1. Формирование народов.
Вот повесть минувших лет. Повесть временных лет. «…По многим временам осели славяне по Днепру, где ныне Венгерская земля и Болгарская, и от тех славян.
1. Восточнославянские племена 2. Развитие хозяйства 3. Зарождение предпосылок государственности Домашнее задание: §5, в. 5, контурная карта Ковалькова.
Восточные славяне в древности. Учебный материал по истории России 10 класс.
Происхождение и ранняя история восточных славян IV – VIII вв.
Восточные славяне ИСТОРИЯ РОССИИ 6 КЛАСС Разработал: Соломатина Л.А. МБОУ Анопинская СОШ.
Древними жителями лесного севера от Балтийского моря от Балтийского моря До Уральских гор были финноугорские племена. чудьмерявесьмурома В лесах на северо-западе.
Восточные славяне в древности История России, 10 класс.
Презентация по истории на тему: Восточные славяне Выполнила: Кузьмина И.М., учитель истории и ИКН МОУ «Нурумбальская СОШ»
Восточные славяне в древности: от первобытности к государственности.
ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ И ВАРЯГИ ВАРЯГИ славянское название населения южного побережья Балтийского моря (в IX-X вв.),
Ц ЕЛЬ УРОКА Сформировать представление о происхождении и расселении восточных славян на территории нашей страны, их занятиях, верованиях, образе жизни,
Восточные славяне VI –VIIIвв. Религия восточных славян.
Повторение домашнего задания Повторить вопросы на с. 28.
1 Введение. Язычество. Скорость развития славянской цивилизации Историческое развитие человечества шло неравномерно Это неудивительно: человек в те далекие.
Прародина славян.
Презентацию приготовил студент 1-ого курса ФТД Низаметдинов Имиль.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: презентация к уроку истории России в 6 классе по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. по теме: "Восточные славяне и их соседи"
ДРЕВНЕЙШИЕ НАРОДЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ПЛАН УРОКА 1. Предки людей на терр-и России 2. Народы, населявшие терр-ю России в древности А. Греки Б. Скифы.
Транксрипт:

Восточные славяне в древности. Проблема происхождения государства. Расцвет Киевского государства (вторая половина X – первая треть XII вв.) Восточные славяне в древности. Проблема происхождения государства. Расцвет Киевского государства (вторая половина X – первая треть XII вв.) ry/part1/ ry/part1/

Тойнби А.Дж. Постижение истории Тойнби А.Дж. Деление истории на "древнюю" и "современную" фиксирует переход от эллинской истории к западной, тогда как деление на "средневековую" и "современную" относится к переходу от одной главы западной истории к другой. Не преследуя отдаленных целей, отметим, что конвенциональная формула "древняя + сред­ невековая + новая" история не только неадекватна, но и неправильна. Тезис о "единстве цивилизации" является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием социальной среды. Непрерывность истории - наиболее привлекательная из всех концепций, построенная по аналогии с представлениями классической физики. Однако нам придется скрепя сердце критиковать ее. В самом деле, что здесь имеется в виду? Если имеется в виду, что «непрерывность истории» - это частный пример непрерывности, это хотя безупречный, но все-таки трюизм. Жизнь действительно непрерывна. От амебы - к позвоночным, от обезьяны - к человеку, от родителей - к ребенку в семье. Связь во всех этих случаях безусловна, хотя и разнородна. Однако, пони­мая и принимая непрерывность жизни, мы не проясняем, что такое Жизнь. Мы вряд ли поймем природу Жизни, если не научимся выделять границы относительной дискретности вечно бегущего потока - изгибы живых ее струй, пороги и тихие заводи, вздыбленные гребни волн и мирную гладь отлива, сверкаю­щие кристаллами торосы и причудливые наплывы льда, когда мириадами форм вода застывает в расщелинах ледников. Другими словами, понятие непрерывности имеет значение только как символический умозрительный образ, на котором мы вычерчиваем восприятие непрерывности во всем реальном многообразии и сложности.

Древнерусское государство в 9-13 веках. Д.з. Определите общие черты и особенности образования Древнерусского государства и раннефеодальных государств Западной Европы. Дайте определения понятиям: древнерусская народность, историография, археологическая культура, историческая лингвистика, форма землепользования, территориальная община, союз племен, норманнская теория. Ответьте на вопросы: Когда началось великое переселение народов? Назовите три ветви славян и укажите территорию их расселения Определите какие факторы лежат в основе формирования государства у восточных славян. Выделите этапы складывания государства у восточных славян. & 1 История России. 10 класс. Н.С. Борисов. (Сайт школы маоу 41. рф., Ученикам.

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­ тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии. Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское. Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону. ые болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века. Сильным государством периода раннего средневековья остава­ лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки.

Археологические и письменные источники о древнейшем населении Восточной Европы Формирование славянских племен и их культуры прошло не­сколько этапов. Самый ранний праславянский (праславяне) этап. Он охваты­вает в основном I тысячелетие до н. э. Второй период можно назвать древнеславянским (охватывает значи­тельную часть I тысячелетия н. э.) Третий период развития славянской культуры можно назвать феодальным.

Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были, видимо, и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. Более определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н. э. относятся сведения римского историка Та­цита, который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами.

Наиболее сложным вопросом остается выде­ ления древнейшей славянской культуры. Дело в том, что на исконно славянской территории в I тысячелетии до н. э. в раннем железном веке сложилось несколько культур. (Одной из самых ран­них праславянских куль­тур является лужицкая, расположенная по Вис­ле и Одеру, Во II в. до н. э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части Белоруссии и в лесостепной Северной Украине, вплоть до Киева на юге и Брянска на севере, появляется зарубинецкая культура.

Во IIIII вв. в среде раннеславянских племен происходят зна­чительные изменения. Они связаны, с одной стороны, с расшире­нием территории славянского мира и дальнейшим проникновением их на территорию балтов и других народов. А, с другой стороны, славяне были подвержены политическому и культурному влиянию с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы рас­ селения которых постоянно менялись из-за начавшегося великого переселения народов и вторжения варваров в пределы Римской империи.

В 5 – 6 вв. н. э. в результате расселения древних славян по территории балтов и разложения первобытнообщинных отношений складываются новые образова­ния - территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и начало сложения феодальных, клас­совых отношений. Восточнославянские объединения упоминаются как вполне конкретные образования в древнерусской летописи «Повести временных лет». Эти новые объединения стали назы­ваться по названию возглавлявшего их племени. Внутри этих сою­зов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории.

В верховьях Днепра в это время создается многочисленное объединение славянских племен кривичей. В это время четко сформиро­вались и другие славянские племена, или племенные союзы На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В верховьях Немана и по Березине в бо­лотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно боль­шую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после обра­зования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее.

«Повесть временных лет » о происхождении и расселении восточных славян Повесть временных лет » о происхождении и расселении восточных славян «И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык (в древности слово «язык» обозначало «народ». Прим. авторов-составителей) произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане (одно из славянских племен, жившее славянского народа, ныне живущего в Словении. Прим. авторов- составителей.) Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полоча-нами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем славянами (Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного пле­ менного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др. Прим. авторов – составителей.), и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.

Расселение восточных славян в 6 – 9 веках. Общественный строй и занятия Вопрос о происхождении восточных славян в историографии воз­ник давно. Но отсутствие прямых письменных источников чрезвычайно затрудняет решение этой проблемы. Наиболее важным из дошедших до нас летописным сводом является «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор (конец 1113 года)

Лингвистика XVIII – XIX веков условно подразделила все наро­ды, населяющие Землю, на 13 больших групп или семей – это индоев­ропейская, финно-угорская, тибето-китайская, тюрко-монгольская, семи­тическая и т.д. В каждую входят родственные по происхождению язы­ки. В индоевропейскую включены славянский, германский, летоли­товский, индоиранский, греческий, армянский и т.д.

Славяне разделились на три группы: западные (венеды), южные (славены на Дунае) и восточные (анты). Они были известны древнегречесческому ученому Геродоту. Он писал: «На севере живут энеты,...поступает янтарь». Плиний говорит о венедах, живущих от Дуная на север. Соседя­ми венедов на севере были финно-угры, на юге – сарматы (I – II вв.). Двигаясь на восток, славяне ассимилировали со скифами и сарма­тами. Источники тех лет называли их великим народом. К VI – VII векам славяне заселили территорию от Эльбы (Лабы) и Рейну к Ладожскому озеру, Неве, Нарве до Волги. В «Повести вре­менных лет» Нестор указывает территории расселения восточных сла­вян. По летописи первые славянские поселения на нашей земле – это поселения полян и древлян. Основное занятие - земледелие

Племенной союз – это федерация племен. Племя – совокупность родственных родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и ополчение. Племя имело свой центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде имелось общеплеменное святили­ще. Процесс распада первобытно-общинных отношений в племенных со­юзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Эко­номически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания го­сударства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные.

В VI – IX веках в хозяйственной жизни восточных славян переп­ лелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства. До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничест во (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие. В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная систе­ма земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха. На рубеже VIII – IX веков у восточных славян произошло вто­рое общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла – города. Существовали следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Часто славяне отправлялись в западные земли, так при Карле Великом (768 – 814 гг.) во французском государстве побывали торговые славяне. К IX веку у восточных славян сложились этнические объединения-протого­сударства, в которых существовала частная собственность и ранние формы эксплуатации.

Религия славянских племен Древние славяне были язычниками. Основными причинами возникновения языческой религии славян являются: социально-экономи­ческие, политические, познавательные, а также и психологические корни, связанные с загадкой смерти. Условно верования можно разделить на три большие группы: 1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и бо­гов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности; 2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относи­лись два праславянских божества: Перун и Велес, а также древне­русские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обряда­ми, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало.

Восточные славяне на рубеже VIII – IX веков вплотную подошли к созданию древнерусского раннефеодального государства, которое первоначально родилось как союз поднепровских славянских и частично позднескифских племен. В нем завершался процесс скла­ дывания классов, был единый язык, религия, культура.