Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание текстов для достижения собственных целей. l Смысловое чтение вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
l Для развития навыков смыслового чтения целесообразным является использование приёмов, активизирующих мыслительные операции, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.
Технология критического мышления на основе чтения и письма В данной технологии выделяют три основных этапа: I. Вызов - пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. II. Осмысления содержания (получение новой информации). III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Методы и приёмы,способствующие развитию навыков смыслового чтения мозговой штурм приём «корзина идей, понятий, имён» метод синквейна кластер, RAFT технологии, приём ЗХУ, ПОПС - формула, метод толстых и тонких вопросов фишбоун метод Инсерт RAFT-технология понятийно-терминологическая карта «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д.
Приём ЗХУ «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У) Знаю Хочу узнать Узнал Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на вопросы. Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.
Приём «Инсерт» Инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. interactive интерактивная noting размечающая system система effective для эффективного reading чтения и thinking размышления.
Приём «Инсерт» Значки для маркировки текста: "V" - уже знал; +- новое; -- думал иначе; ?- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом во время изучения нового материала, обобщающем повторении.