Адаптация высшего образования РФ к потребностям рынка труда: проблема достоверных сигналов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Advertisements

Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Общие результаты ЕГЭ города Канаш в разрезе общеобразовательных учреждений.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Результаты мониторинга реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) в 2013 году Е.Ю. Петряева, руководитель службы.
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Результаты сбора и обработки баз данных неработающего населения муниципальных общеобразовательных учреждений города Краснодара за период с 02 по 10 февраля.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку, проведённых в ноябре- декабре учебного года.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Результаты мониторинга реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования (МРСО) в 2013 году Е.Ю. Петряева, руководитель службы.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Освоение субсидии на модернизацию системы общего образования.
ФАКТОРЫ РОСТА в российской промышленности
Транксрипт:

Адаптация высшего образования РФ к потребностям рынка труда: проблема достоверных сигналов

Рынки труда: постановка проблемы Спрос фирм на трудовые услуги традиционно представляется в виде L(D) = F (w, p, MPL), где L(D) – желаемое количество трудо-часов, которое готова нанять фирма W – цена труда (обратная зависимость, т.е. чем выше цена труда, тем меньшее количество трудо-часов фирмы готовы нанять) P – цена продукции, производимой фирмой (прямая зависимость) MPL – предельный продукт труда, зависящий от объема физического капитала и технологии, имеющегося в распоряжении фирмы (прямая зависимость)

Рынки труда: постановка проблемы Предложение труда традиционно имеет вид L(S) = F (w, А), где W – цена труда (прямая зависимость) А – прочие неденежные факторы (риск смерти, степень ответственности, интенсивность графика работы, характер работы, близость к работы к месту проживания работника и прочее)

Роль высшего образования Введение в традиционные модели рынка труда экзогенного параметра «образование» может кардинально изменить исходы, получаемые без учета данного фактора: Образование как инвестиция (Гарри Беккер) Образование как сигнал (Майкл Спенс)

Статистика образования Во второй половине 90-х годов и начале 21 века Россия переживала бум спроса на услуги высшего образования. Наблюдается неуклонный прирост студентов, как в секторе негосударственного, так и секторе государственного образования. Так в период годов прирост студентов в негосударственном секторе высшего образования России составил 42 %, в государственном – 9 %.

Статистические данные по развитию системы высшего образования в Российской Федерации (на начало учебного года) 1992/ / / / / / / / / / / / / / /072007/08 Число высших учебных заведений РФ В том числе: Государственные вузы Негосударственные вузы Численность студентов - всего (тыс. чел.) Государственных вузов Из них обучалось на Дневных Вечерних Заочных Экстернат---0, Негосударственных Из них обучалось:- Дневных Вечерних Заочных Экстернат На населения приходилось студентов В том числе студентов государственных вузов В общей численности студентов женщины составляют Численность ППС Государственных вузов Негосударственных вузов (включая совместителей) -3,89,713,017,823,632,842,1 42,246,947,

Прием в высшие учебные заведения и выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием в России(тыс. человек) 1992/ /941994/ / / / / / / / / / / / / / 08 Принято студентов – всего В том числе В государственные вузы Из них на отделениях Дневные Вечерние Заочные Экстернат---0,10, В негосударственные вузы Дневные Вечерние Заочные Экстернат ,30,20,51 Выпущено специалистов – всего Государственными вузами Из них дневными отделениями Негосударственными вузами Из низ дневными отделениями -0,

Статистика межстрановых сопоставлений. Динамика выпуска специалистов из негосударственных вузов России и Украины (по данным о количестве врученных государственных дипломов) ГодыПо Российской ФедерацииПо Украине Абсолютная численность получивших дипломы специалистов в негосударствен ных вузах (в тыс. чел.) Динамика изменения показателя в текущем году по сравнению с прошлым годом (%) Относитель но общего числа выпускнико в по стране Динамика изменения показателя в текущем году по сравнению с прошлым годом (%) Абсолютная численность получивших дипломы специалисто в в негосу- дарственных вузах (в тыс. чел.) Динамика изменения показателя в текущем году по сравнению с прошлым годом (%) Относительн о общего числа выпускников по стране Динамика изменения показателя в текущем году по сравнению с прошлым годом (%) 19957,70, ,1+ 70,13,1+287,51,71, ,5+ 64,14,7+ 51,66,4+ 276,52,6+ 116, ,2+ 40,56, ,7+ 51,63,6+ 38, ,37,7+ 13,313,2+ 36,14,0+ 11, ,8+ 14,314,4+ 9,14,1+ 2, , , ,810,4+ 4, ,512,0+ 15, ,713,6+ 13, ,515,0+ 10, ,015,9+ 6,0 2007

Распределение занятого на крупных и средних предприятиях населения по видам экономической деятельности в ряде стран СНГ в первом квартале 2005 года Вид экономической деятельности КазахстанКыргызстанМолдоваРоссияУкраина Сельское хозяйство, охота и лесоводство 3,93,811,17,09,9 Промышленность 24,416,219,325,830,3 Строительство 5,22,72,25,94,0 Торговля и мелкий ремонт 2,72,16,49,85,5 Гостиницы и рестораны 0,60,50,80,9 Транспорт и связь 8,96,57,98,48,7 Финансовая деятельность 1,81,31,7 1,8 Операции с недвижимостью, аренда и услуги предприятиям 5,74,5 8,74,9 Государственное управление 9,810,910,57,05,0 Образование 23,532,921,812,014,4 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,313,510,59,011,3 Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги 3,25,13,23,63,3

Средняя заработная плата по уровням образования, 2003/2004 учебный (средняя величина заработной платы с полным средним образованием принята за 100 %) Полное среднее образование и ниже Начальное профессиональ ное образование Среднее профессионал ьное образование Высшее и послевузовск ое образование Страны с подушевым ВВП Свыше 25 тыс. долл Страны с подушевым ВВП От 15 до 25 тыс. долл Страны с подушевым ВВП Ниже 15 тыс. долл Россия Украина

Статистика частного высшего образования: Россия и Казахстан Учебный годДоля частных вузов (%)Доля студентов в частных вузах КазахстанРоссияКазахстанРоссия 1991/ /0068,737,225,89,3 2001/0277,038,435,513,1 2004/0561,438,246,314,9

Достоверные сигналы: теория вопроса Концепция Майкла Спенса: высшее образование является сигналом работодателю о наличии у работника более высокого уровня производительности труда. Факт получения высшего образования свидетельствует скорее о врожденных, чем о приобретенных сравнительных преимуществах работника.

Высшее образование и спрос на труд фирмы платят работникам заработную плату (W) в соответствии с их предельной производительностью (MPL), причем найм сотрудников происходит до тех пор, пока ожидаемые выгоды от дополнительно нанятого работника не сравняются с предельным издержками на него. Соблюдается условие W/P = MPL, где W/P – реальная заработная плата; MPL – предельный продукт труда.

Высшее образование и спрос на труд Если фирмы не разделяют высокопроизводительных (MPL(h)) и низкопроизводительных работников (MPL(l)), то оплата происходит на уровне ожидаемого среднего продукта труда(APL). Если α – доля высокопроизводительных работников в общей массе, и (1- α) – доля низкопроизводительных, то αMPL(h) + (1-α)MPL(l) = APL < W/P. Заметим, что выигрыш фирмы составит в этом случае разницу между средним продуктом труда и реальной заработной платой, умноженной на количество нанятых работников (L): Выигрыш фирмы = (APL – W/P)L

Отбор худших и эффективность рынков В концепции Спенса высшее образование дешевле получать высокопроизводительным работникам, которые дают достоверный сигнал работодателям. Однако: возможность высшего образования отбирать худших, т.е. низкопроизводительных работников (институциональная ловушка)

Объединяющие равновесие: негативные последствия для рынков труда В ситуации объединяющего равновесия за услуги высшего образования платят и высокопроизводительные и низкопроизводительные работники, причем это никаким образом не сказывается на уровне их оплаты труда.

Данные по России Похоже, что в России складывается ситуация объединяющего равновесия. В 2006 году число выпускников школ составило 1 млн. 670 тыс. человек, а численность студентов- первокурсников - 1 млн. 658 тыс

Что делать? Брендинг Франчайзинг Переход от объединяющего равновесия к разделяющему на уровне вуза Введение международных стандартов подготовки Элитарность частного образования

Где найти С презентацией доклада можно ознакомится на нашем корпоративном сайте Раздел Научная работа или персональная страница Кликунова Н.Д Спасибо за внимание