Семинар – практикум для педагогов ДОУ, 22.10.2014 ст.методист МКУ «ИМЦ» Терентьева Т.М. Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приемы формирования грамматически правильной речи у детей.
Advertisements

Ресурсный центр по речевому развитию дошкольников Семинар-практикум для воспитателей «Методы и приемы развития связной речи дошкольников» февраль 2014.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
План проведения 1. Вступительное слово. Консультант отдела мониторинга дошкольного образования Ярушкина Н.Н. 2.Развитие связной речи детей дошкольного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Презентация для родителей «Домашняя игротека» Составитель: Воспитатель ГБДОУ 78 Хадкова Елена Альбертовна 2011 год.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Основная общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад 132» 2013 – 2018 учебный год.
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Транксрипт:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ, ст.методист МКУ «ИМЦ» Терентьева Т.М. Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний» К.Д. Ушинский «Совершенствование методов и приемов по развитию речевой активности детей»

Содержание семинара-практикума Совершенствование методов и приемов по развитию речевой активности детей - Содержание ФГОС ДО : образовательная область «Речевое развитие» -Результаты мониторинга готовности к школьному обучению -Адреса педагогического опыта Развивающая предметно-пространственная среда (образовательная область «Речевое развитие») Технология написания конспекта (плана) занятия

Содержание ФГОС ДО : образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержание ФГОС ДО : образовательная область «Речевое развитие» (целевые ориентиры) Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте: Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте: -владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; -проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки… Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: -ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; -ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, знаком с произведениями детской литературы...

«Уровень подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению, посещающие дошкольные образовательные учреждения Красногвардейского района» Всего было обследовано 201 ребенок (2013 – 126 детей). «Диктант» (методика Н.В.Нечаевой). Данная методика позволяет выявить развития понятийного мышления. Результат: В- 19,4% (39 детей), Х-29,3% (59 детей), С-35,8% (72 ребенка), Н-31 ребенок (15,4%). Результат 2013 года - В- 28,58% (36 детей), Х-57,15% (72 ребенка), С-11,91% (15 детей), Н-4 ребенка (3,18%). Вывод: имеются проблемы в анализе слов, способности к переводу звуков речи в знаки (перекодирование). Так, не все дети могут четко различать слова, в которых количество звуков и количество букв по слоговой трудности не расходятся (ум, ухо, сок). Имеются проблемы в осуществлении звукового синтеза и соотнесение письма со звуковым кодом (перекодировка) (рисунок «слон» = схеме с 4 кружками, «лук» = 3 кружка и т.п.).

- «Развитие устной речи» (методика Н.В.Нечаевой). Данная методика позволяет выявить уровень речевого развития. Результат: В- 15,9% (32 ребенка), Х-51,2% (103 ребенка), С-27,3% (55 детей), Н-11 детей (5,5%). Результат 2013 года - В- 34,13% (43 ребенка), Х-34,92% (44 ребенка), С-22,23% (28 детей), Н-12 детей (9,53%). Вывод: у детей недостаточно развит словарный запас, дети в основном употребляют краткие предложения или фразы, существительные и глаголы. Мало употребляют в своей речи прилагательных и наречий. С трудом подбирают антонимы и синонимы. В ходе диагностики выявились нарушения звукопроизношения, развития фонематического слуха, грамматического строя речи. Норма речевого развития у 87,5% (176 детей) ( %) детей, остальные нуждаются в логопедической помощи 12,4% (25 детей) ( %).

Примеры ошибок в речи детей Неправильное окончание имен существительных Склонение несклоняемых существительных Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных Изменение рода существительных Образование глагольных форм Неправильная форма причастия Образование сравнительной степени прилагательного Окончание местоимений в косвенных падежах Склонение числительных

Игра «Словесная карусель» Синонимы Антонимы Смелый Жадный Большой Дискуссия Грусть Отважный Маленький Сладкий Легкий Узкий Высокий Темный Твердый Теплый Быстрый Громкий

Поставь ударение в словах Алфавит Баловать Договор Звонит Каталог Намерение Хвоя Кулинария Туника Обеспечение Начать Предложить Свекла Эксперт

Исправь ошибки в предложениях «Сегодня холодно, поэтому я одела шубу» «К праздничному столу купили пять кило банан» «В магазин завезли импортные моющие обои» «Отсудова было хорошо видно море» Закончи предложение «Земля покрыта снегом, как…» «Лед блестит у берега, как…» «Дождинки текут по лицу, как…»

Младший дошкольный возраст: Средний дошкольный возраст: Старший дошкольный возраст: Звуковая культура речи – приоритет; Словарь; Грамматический строй; Связная речь. Словарь -приоритет; Грамматический строй; Связная речь; Звуковая культура речи. Связная речь – приоритет; Грамматический строй; Словарь; Звуковая культура.

Основные методы развития связной речи дошкольников Наглядные Словесные - наблюдения во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов - заучивание наизусть; - пересказ; - составление различных видов рассказов; - беседы

Приемы развития связной речи дошкольников Словесные - речевой образец -повтор -вопрос Наглядные - организация наблюдения - демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. - просмотр видеофильмов Игровые - -дидактические игры- упражнения - -театрализованные игры - -сюжетно-ролевые игры - - и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные - подсказка -совет -исправление -реплика -замечание

Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников МНЕМОНИКА (НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ) пересказ; составление рассказов по картине и серии картин ; описательный рассказ; творческий рассказ

ТРИЗ: технология обучения детей составлению сравнений; технология обучения детей составлению загадок; технология обучения детей составлению метафор; составление рифмованных текстов; технология обучения детей творческих рассказов по картине технология обучения составлению текстов сказочного содержания

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Почему? Зачем? Каким образом?

Прием «изо сказка» - Активизирует связную речь детей, формирует творческие способности воспитанников - Способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой и зрительной. - Повышает интерес детей к рассказыванию сказки, слепленной или нарисованной своими руками - Развивает мелкую моторику

«У Нины день рождения» «У Нины день рождения» (чтение рассказа со зрительной опорой на схему) - У Нины был день рождения. - На день рождения бабушка сшила Нине красивый сарафан. - К сарафану бабушка пришила карман. - А на кармане она вышила большой красный мак. - Красный мак ещё больше украсил сарафан. - Нарядный сарафан очень понравился Нине. Беседа по содержанию рассказа. Рассматривание картинно-графического плана. «Дети, у кого был день рождения? Что сшила бабушка Нине? Что бабушка пришила к сарафану? Что бабушка вышила на кармане? Кому понравился сарафан?». Дети отвечают на вопросы воспитателя полным предложением. Пересказ по плану с опорой на картинно- графическую схему.

Методы и приемы в контексте развития речи детей Образовательная область Виды деятельности при которой решаются речевые задачи ТРИЗ Художественно – эстетическое развитие - придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям -рисование иллюстрации к новой сказке -рисование нового героя сказки -«оживление» неодушевленного объекта Физическое развитие- придумывание сказок о спортивном инвентаре Взаимосвязь образовательных областей при использовании методов и приемов развития связной речи дошкольников

Мнемотехника Художественно- эстетическое развитие - при обучении детей анализу произведений искусства, рисунков - при обучении детей анализу музыкальных произведений Физическое развитие для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм- упражнениям

Постановка проблемного вопроса Художественно – эстетическое развитие Как получить определенный цвет?… Как изобразить доброе лицо?... Какую музыку мы слушаем когда нам весело?... Как человеку поднять настроение?... Физическое развитие Как можно использовать спортивный снаряд?... Для чего он нужен?... С помощью какого инвентаря развить мышцы рук?...

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Пути формирования грамматически правильной речи у детей создание благоприятной языковой среды; специальное обучение;специальное обучение практика речевого общения; исправление грамматических ошибок.

Специальное обучение 1. Специальные занятия. 2. Часть занятия по развитию речи: -грамматические упражнения проводятся на грамматические упражнения материале занятия; -грамматические упражнения могут быть частью занятия. 3. Часть занятия по другим разделам программы

Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Методы и приемы формирования грамматически правильной речи Методы Дидактические игры Игры-драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок.

Игра Назови ласково. Например: индюк – индюшонок и т.д.т.д.

Игра Чего не хватает. Предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки и спросить без чего гусь, машина, часы.

Игра Угостим животных Угостим животных Предложите ребенку накормить животных и тем самым вспомните, кто, чем питается. Рассмотрите внимательно картинки и определите где, чья пища.

«Приготовим сок». «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д. «Волшебные очки». «Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор»

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п. Подбирать слова: Шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать...шарф, мычит … корова, ржет … лошадь, удочка нужна … рыбаку, указка нужна … учителю, кисточка нужна... художнику, швейная машина - … швее, весы - … продавцу, ружье - … охотнику.

«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. «Что ночью пропало, а утром видно встало?» Детям предлагается вспомнить, представить что можно видеть из окна утроим и это «пропадает» ночью. Утром видно…(деревья), ночью не видно …(деревьев). Утром видно …(листья), ночью не видно…(листья). Утром видно … (ветви), ночью не видно … (ветвей). Утром видно … (машины), ночью не видно … (машин).

«Исправь ошибки» Детям предлагается прослушать предложения, определить все ли в них правильно, и исправить ошибки. Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Дым валит с трубы. Кошка вылезает под шкафа. Из дерева опадают листья. Лодка плыла от береги. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны. На трубы вьется дым. Бабушка приехала с деревни.

Методические приемы для обучения грамматическим навыкам Образец Объяснение Сравнение двух форм Повторение Создание проблемной ситуации Подсказ нужной формы Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.

Образовательное учреждение Ф.И.О.педагога Тема самообразования 5Токский д\сад Гуртовая Олеся Юрьевна Формирование навыков общения дететй дошкольного возраста на "Уроках вежливости" Ильясова Лидия Забировна Приобщение дететй к истокам русской народной культуры через устное народное творчество 7Пролетарский д\сад Давлетова Нурия Файзрахмановна Познавательно-речевое развитие детей 3-7 лет 8Плешановский д\с 2 Скоробогатова Оксана Алексеевна Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста Абдрашитова Светлана Маратовна Активизация словаря детей 3-4 лет 13Подольский д/сад Горшкова Ирина Александровна Развитие речи детей дошкольного возраста посредством народных сказок Шабанова Валентина Андреевна Развитие мелкой моторики в активной речи дошкольника 15Нижнекристальск ий д/с Сайфуллина Татьяна Сергеевна Пересказ художественных произведений с помощью картинок детей младшего дошкольного возраста 17Плешановский д/с 1 Бурангулова Елена Фаткулловна ИКТ технологии в развитии познавательно-речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста Классен Елена Ивановна Эмоционально-речевое развитие детей младшей группы по средством фольклора Ведель Ольга ПавловнаИКТ технологии в логопедической работе Бузаева Нагимаш Ибракимовна Обучение детей старшего дошкольного возраста чтения стихов, потешек, чистоговорок Самообразование уч.год

Рекомендации к написанию конспекта занятия.

Обобщенная схема конспекта занятия Обобщенная схема конспекта занятия Вначале конспекта или на титульном листе указать: Методику (предмет) по которой составлен конспект. Раздел методики. Вид занятия. Тема занятия + сюжет. Возрастная группа детей. Индивидуальное или подгрупповое занятие. Автор конспекта, координаты, где конспект был взят.

Обобщенная схема конспекта занятия Обобщенная схема конспекта занятия Далее или на втором листе должны быть указаны: Программное содержание или задачи: Образовательная (само это слово писать не следует) 1. … 2. … 3. … Развивающая (само это слово писать не следует) 1. … 2. … 3. … Воспитательная (само это слово писать не следует) 1. … 2. … 3. … Планируемые результаты (целевые ориентиры) Виды детской деятельности Методы и приемы реализации содержания занятия

Место занятия в разделе программы: Является частью работы по формированию у детей представлений о …. (приобретению знаний о…), Является частью работы по познавательному развитию детей (ФЭМП, развитию связной речи, творческих способностей и т.д.) Является частью работы по закреплению представлений детей о…, Является организованным видом деятельности по познавательному развитию детей (развитию речи детей и т.д.), направленным на …. (систематизацию, закрепление, обогащение представлений детей, формирование навыков…,развитие у детей… (это будет перекликаться с целью) Итоговое занятие по систематизации представлений детей о…

В основной В основной части решаются главные задачи занятия, создаются условия для активной деятельности детей. Здесь необходимо указать виды деятельности, которые используются (дидактическая игра (упражнение), динамическая пауза, самостоятельная работа детей по…, опытно- экспериментальная деятельность детей, рассматривание, беседа и т.д.), методические приемы, формы организации детей (с указанием цели).

Обобщенная схема конспекта занятия Обобщенная схема конспекта занятия П о д г о т о в к а к з а н я т и ю Предварительная работа… Материал: Раздаточный… Демонстрационный… Индивидуальная работа: …. План/ход работы (для уже проведенного занятия):….. I часть. Вводная …. II часть. Основная …. IIIчасть. Заключительная ….

Типы занятий Тип занятия Форма организации Изучение и усвоение нового материала лекции, объяснение, демонстрация и т. д. Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.; Обобщение знаний, умений и навыков самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.; Комбинированное учебное занятие со всеми элементами процесса обучения Контрольноеитоговое

Модель составления формулировки учебных задач Наименование задачи Слово для начала формулировки задачи На что может быть направлена задача Образовательная Учить … Формировать … Способствовать … Знакомить … Обобщить … Расширить представления.. - выполнять основные виды операций; - представления о …; - осознавать признаки понятий, технологию процессов; - определять причинно-следственные связи, закономерности…; - правила поведения …; - и т. п. Развивающая Развивать … Формировать … Обогащать … Систематизировать … Обобщать … Стимулировать … - … умения и навыки; - словарный запас детей; - способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; - сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета); - двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений); - познавательный интерес учащихся; - …вида памяти (оперативная, зрительная, слуховая); - самостоятельность обучающихся; - способности к …; - и т. п. Воспитательная Воспитывать… Способствовать … - нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т. д.); - общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.); - коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т. п.).