МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Advertisements

Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Перспективно-тематическое планирование как фактор эффективности современного.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
Новые образовательные результаты – сформированные умения выпускника школы, востребованные информационным обществом : Способность учиться Коммуникабельность,
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
Медникова Л. А., к. п. н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Интеграция – важный принцип начального образования.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Методы и средства обучения.
Транксрипт:

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Предмет и задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Предмет методики преподавания истории – процесс обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида с его внутренними закономерностями и внешними связями с другими науками http://aida.ucoz.ru

Задачи методики преподавания истории. 1. Вооружить учителя содержанием и педагогическими средствами обучения, знаниями и умениями, необходимыми для эффективного исторического образования, воспитания и развития учащихся специальной (коррекционной) школы. 2. Решить вопросы соотношения фактов и теоретических обобщений, формирования исторических представлений, понятий, связей и закономерностей общественного развития в условиях специального обучения http://aida.ucoz.ru

3. Определить возможности предмета в развитии мышления и других психических процессов учащихся специальной школы; в формировании их умственной самостоятельности, разработать соответствующие методы, приемы и средства обучения предмету. 4. Выявить воспитательный потенциал курса истории, определить пути и средства наиболее эффективного решения воспитательных задач на уроках. 5. Определить возможности реализации внутри курсовых и межпредметных связей в обучении истории в специальной (коррекционной) школе http://aida.ucoz.ru

Пропедевтика изучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Пропедевтика изучения истории – это подготовка учащихся к сознательному усвоению школьного курса истории. Цель: накопить, уточнить, исправить и расширить первоначальные общественно-исторические представления и понятия школьников с нарушением интеллекта http://aida.ucoz.ru

Пропедевтика изучения истории осуществляется на базе учебных предметов: математика (формируются временные представления и понятия); русский язык (знакомство с текстом общественно- исторического содержания); география (положением Родины на карте мира); чтение (знакомство с первоначальными представлениями и понятиями) http://aida.ucoz.ru

Задачи, структура и содержание курса истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида Образовательные задачи курса истории. 1. Усвоение учащимися исторических фактов. 2. Создание у учащихся исторических представлений. 3. Усвоение учащимися доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно- следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. 4. Овладение учащимися умением применять знания по истории. 5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом http://aida.ucoz.ru

http://aida.ucoz.ru Воспитательные задачи курса истории. 1. Гражданское воспитание учащихся. 2. Патриотическое воспитание учащихся. 3. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей. 4. Нравственное воспитание учащихся 5. Эстетическое воспитание учащихся 6. Трудовое воспитание учащихся 7. Экологическое воспитание учащихся 8. Правовое воспитание учащихся 9. Формирование мировоззрения учащихся

Коррекционно-развивающие задачи 1. Развитие и коррекция внимания 2. Развитие и коррекция восприятия 3. Развитие и коррекция воображения (рассказ, чтение художественной и научно-популярной исторической литературы, знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов) 4. Развитие и коррекция памяти (изложение материала учителем по плану; объяснение исторических терминов-понятий; запись дат, названий, имен; неоднократное возвращение к пройденному в связи с изучением нового материала, систематизация знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме программы; опора на знакомые наглядные средства или на план при воспроизведении знаний учащимися и т.д.) 5. Развитие и коррекция мышления 6. Развитие и коррекция речи 7. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы http://aida.ucoz.ru

Содержание истории как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе Программа Основные принципы программы: линейность; научность содержания; сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе; доступность, систематичность, последовательность программного материала; уровневый подход к формированию исторических знаний; реализация межпредметных связей; коррекционная направленность обучения истории http://aida.ucoz.ru

Учебный план. 7 класс. «История нашей страны древнейшего периода» (12 ч). «Киевская Русь» (16 ч). «Распад Киевской Руси» (10 ч). «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (12 ч). « Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч). 8 класс. «Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.)» (20 ч). «Великие преобразования России в XVIII в.» (20 ч). «История страны в период XIX в.» (часы не указаны) http://aida.ucoz.ru

9 класс. «Россия в начале XX в.». «Гражданская война и интервенция». «Переход Советской страны к НЭПу». «Индустриализация, коллективизация и их результаты». «Советская страна накануне суровых испытаний». «Великая Отечественная война Советского Союза». «Отечественная история 1945–2000 гг.» http://aida.ucoz.ru

Учебник. Компоненты учебника истории. 1.Текст. основной (тексты параграфов), дополнительный (отрывки из литературных произведений, тексты под рубрикой « Это интересно », небольшие тексты к некоторым иллюстрациям), пояснительный (сноски, названия иллюстраций); 2. внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки http://aida.ucoz.ru

Функции учебника: информационная функция (основные и дополнительные тексты и иллюстративный материал учебника); систематизирующая функция (последовательность изложения и систематизация материала); контролирующая функция (вопросы и задания после каждого параграфа), воспитательная функция. развивающая функция (введение в каждую тему дополнительного материала, представляющего познавательный интерес и расширяющего кругозор учащихся). 14http://aida.ucoz.ru

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта Специфика исторических знаний Знания – это главный элемент содержания исторического образования в специальной (коррекционной) школе. Знание истории – важный фактор воспитания личности и формирования мировоззрения учащихся http://aida.ucoz.ru

Функции исторических знаний. Создание представлений об исторической действительности; Создание научной картины развития человеческого общества; Создание ориентировочной основы действия (указание на то, как надо поступать в процессе овладения знаниями: определить явление, выявить его сущность, провести сравнение); Создание эмоциональной атмосферы, эмоционального, личностного отношения к познаваемой действительности http://aida.ucoz.ru

Структура исторических знаний: исторические представления (события, хронология, историческая география); исторические понятия (познание исторических фактов и установлению взаимосвязи между ними); закономерности исторического процесса http://aida.ucoz.ru

Особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта Склонность к чувственному усвоению исторических знаний. Фрагментарность и нерасчлененность исторических знаний. Смещение представлений. Затрудненность осмысления исторических знаний Односторонний подход к оценке исторических событий, явлений, исторических деятелей. Обобщение единичных фактов. Возникновение ложных стереотипов. Персонификация общественно-исторических событий. Механическое усвоение исторических знаний http://aida.ucoz.ru

Особенности формирования исторических представлений у учащихся с нарушением интеллекта Исторический факт: факты, отражающие единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенное время, в конкретном месте с участием определенного круга лиц; исторические явления, отражающие черты, характерные для определенного исторического периода, эпохи http://aida.ucoz.ru

Критерии отбора фактов: научная достоверность; конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия; возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся http://aida.ucoz.ru

Приемы и средства формирования представлений о фактах прошлого в специальной (коррекционной) школе. Трудности, возникающие при формировании исторических представлений: специфика предмета изучения (События исторического прошлого не могут быть преподнесены учащимся как предмет непосредственного чувственного восприятия: они неповторимы и невоспроизводимы); разнообразием исторических образов; недостатки в чувственном познании учащихся http://aida.ucoz.ru

Приемы формирования представлений : приблизить исторический факт к сознанию учащихся с помощью различных приемов конкретизации, различных видов наглядности; уточнение неполных и исправление неверных представлений о фактах прошлого, полученных из различных источников. систематизировать представления учащихся, упорядочить их хронологически, отнести к определенным историческим событиям

Средства формирования представлений: Иллюстрации учебника Аппликации Учебные картины Фильмы рассказ или картинное описание Цифровой материал Дополнительная литература Экскурсии Внеклассная работа http://aida.ucoz.ru

Особенности формирования представлений об историческом времени у учащихся с нарушением интеллекта Представления об историческом времени – это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем: представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности http://aida.ucoz.ru

Этапы формирования временных исторических представлений: 1. уточнение понятий исторического времени, временных отношений; 2. знакомство с летосчислением; 3. работа с «лентой времени» http://aida.ucoz.ru

Особенности формирования историко- пространственных представлений у учащихся с нарушением интеллекта Представления об историческом пространстве – это соотнесение определенных исторических событий с конкретным местом их совершения, т. е. локализация исторических событий. Локализация событий в пространстве достигается с помощью различных наглядных пособий: карт, схем, планов, картин, фотографий, меловых рисунков и т.д http://aida.ucoz.ru

Методика работы с картой. Виды карт: общие карты обзорные карты тематические карты Карты-схемы Физическая карта России Политическая карта России, Европы, мира Приемы работы с исторической картой: прием «оживления» карты; прием комбинированной работы с несколькими картами; определение по карте дальности расстояний http://aida.ucoz.ru

Классификация методов обучения истории: методы устного сообщения исторического материала (повествование, описание, объяснение, беседа); методы наглядного обучения истории; методы работы с текстом http://aida.ucoz.ru Методы обучения истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

http://aida.ucoz.ru Методы устного сообщения исторического материала: Рассказ – это последовательное сюжетное повествование об исторических событиях или процессах в их развитии, о конкретных действиях народных масс и исторических деятелей. Описание – это последовательное изложение признаков или особенностей исторического явления, его существенных черт, состояния, внешнего вида. Объяснение – это раскрытие внутренних связей и зависимостей, в частности причинных связей, закономерностей, смысла, сущности и значения исторических явлений, раскрытие новых понятий, исторических терминов. Беседа.

Методы наглядного обучения истории. Предметная наглядность Изобразительная наглядность (событийные картины, типологические картины, исторические пейзажи, исторические портреты, иллюстрации учебника) Условно-графическая наглядность. Технические средства обучения http://aida.ucoz.ru

Урок – основная форма обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Требования к уроку истории. Научность содержания. Четкое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учетом особенностей класса. Связь каждого урока с предшествующими и последующими. Целесообразный выбор методических приемов, средств и методов обучения http://aida.ucoz.ru Урок истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Организационная четкость урока. Создание эмоциональной, творческой атмосферы на уроке. Результативность урока http://aida.ucoz.ru

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! http://aida.ucoz.ru33