Музеефикация…. Вопросы 1.Музеефикация памятников археологии. 2.Музеефикация памятников науки, техники, индустрии. 3.Музеефикация объектов нематериального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия. Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией.
Advertisements

«Сохранение нематериального культурного наследия народов Республики Татарстан – как приоритетное направление культурной политики»
А.А.Суша Полнота учета нематериального культурного наследия.
Музейные фонды. Фонды – это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею предметов и научно-вспомогательных.
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области О грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской.
Белорусский государственный университет Исторический факультет Сиваева Надежда Васильевна Музеефикация памятников археологии Научный руководитель: профессор,
Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев Классификация музеев – это их группировка по существенным для организации и развития музейной сети.
КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ « ПИК». Главная цель экспедиций изучение своей малой родины, более глубокое понимание особенностей ее природы, истории и культуры,
Культурное наследие Казахстана. Подготовила : Студентка 1 курса Аманбаева Акбота.
« Музейная экспозиция – целенаправленная, научно- обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных,
Город Слободской – один из исторических городов России. Первое упоминание о нем в актовых источниках относится к 1505 году. В городе сохранилось много.
Игровая программа «Чем пахнут ремесла?». Цели и задачи мероприятия : Цель : знакомство с народными ремеслами и особенностями их развития на современном.
РЕКРЕАЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ И. Н. ПОХОДЯЕВ Е. Н. ЕГОРОВА МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АДМ. Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО г. Владивосток 2013.
Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества. Искусство художественное.
Охраняемые природные территории Заповедник, Национальный парк, Заказник, Памятник природы; Ботанические сады и дендрологические парки, Памятники Всемирного.
документ, имеющий юридическое значение (например, в практике школьных музеев: для сверки наличия фондов, обследования музея, списания, приема и выдачи.
TEMPUS-2009-DE-JPHES WeNeT СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ ТАВРИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО КУЛЬТУРНЫЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной.
2. Создание архитектурно-ландшафтной среды Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно - ландшафтного проектирования необходимы как дифференциация,
Человек существует не только в природном, физическом мире, но и в символической среде, которую он создает сам. Пространство языка, искусства, религии,
Транксрипт:

Музеефикация…

Вопросы 1. Музеефикация памятников археологии. 2. Музеефикация памятников науки, техники, индустрии. 3. Музеефикация объектов нематериального наследия. 4. Музеефикация среды и средовые музеи.

Литература Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России. М., Каулен М.Е. Музеефикация историко- культурного наследия России. М., Князева В.П. Экология. Основы реставрации. М., 2005 // Поправко Е.А. Музееведение. М., Российская музейная энциклопедия. М., Т.1-2. Социальная сеть реставраторов.

1. Музеефикация памятников археологии Особенности: –Музейное использование – как правило, единственный возможный вариант использования памятника археологии (невозможно утилитарное использование). –Невозможность транспортировки на другую территорию.

Этапы Раскопки Консервация Благоустройство подходов Экспозиционная интерпретация (сопроводительные тексты)

Типы археологических объектов Городища Селища Стоянки Могильники Оросительные системы Производственно-ремесленные комплексы Наскальные изображения

Подходы к музеефикации археологических объектов Музеефицировать и экспонировать только подлинную, сохранившуюся часть памятника (например, Помпеи). Метод реконструкции – возведение постройки на основании сохранившихся частей, данных раскопок и привлечения аналогов (например, «Томская писаница»).

«Археодром» «Томской писаницы»

Способы музеефикации Консервация недвижимых частей объекта под открытым небом (например, Довмонтов город в Пскове) Изоляция от атмосферных воздействий путем возведения навесов, павильонов и других укрытий (например, «Костенки»)

Довмонтов город

Костёнки

Гробница Цинь Шихуанди

«Живая археология» Внесение игрового элемента в показ памятников, введение посетителя в парадигму древней культуры, приобщение к ней через игру, моделирование образа жизни древнего человека

Аламнер

Подводная археология

2. Музеефикация памятников науки, техники, индустрии Первым музеефицированным индустриальным объектом является чугунный мост в центре Англии – Айронбридж (1967 г.)

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» В 1989 г. появился первый в России музей-завод (с 1994 г. – Демидов-парк)

Формы музеефикации индустриальных памятников Воссоздание в виде ансамблевой композиции Сохранение уникального городка вместе с производством, вокруг которого он исторически сложился Реконструкция целого промышленного региона с сохранившимися недействующими предприятиями

3. Музеефикация объектов нематериального наследия Нематериальное наследие – «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами… в качестве части их культурного наследия… Нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами… и формирует у них чувство самобытности и преемственности».

Определения Реконструированный объект нематериального наследия – объект нематериального наследия, восстановленный с высокой точностью на основе достоверных и полных научных данных. Ревитализированный объект нематериального наследия – объект нематериального наследия, реконструированный в среде бытования или реконструированный в музее и возвращенный в среду бытования.

Модели нематериального объекта на основе недостаточно полных данных Имитационная модель – создается с целью демонстрации музейной аудитории. Экспериментальная модель – создается на основе научных данных с целью получения новой информации.

Классификация I.Формы культурной деятельности, имеющие выражение в физической форме (ремесла, обряды, танцы, производственные процессы, особенности быта и т.п.) II.Формы выражения, не имеющие овеществленной составляющей (язык, песни, устное народное творчество и т.п.) III.Символические и метафорические значения различных объектов, культурные коды, менталитет

Варианты актуализации нематериального наследия Живые носители традиций Роль носителей традиций принимают на себя сотрудники музея В качестве действующих лиц выступают посетители

Критерии отбора нематериальных объектов 1.Подлинность. 2. Музейная ценность объекта (научная, историческая, эстетическая, мемориальная, средообразующая, коммуникативная). 3. Невозможность сохранения в среде бытования. 4. Возможность поддержания или ревитализации в условиях музея. 5. Целесообразность актуализации (совместимость с современной культурой). 6. Соответствие типу или профилю музея.

Этапы музеефикации объекта нематериального наследия 1. Отбор объекта в среде бытования и постановка на учет. 2. Фиксация на материальных носителях всей информации, относящейся к объекту. 3. Комплектование в фонды музея подлинных музейных предметов. 4. Хранение или ревитализация. 5.Актуализация.

Схема актуализации объекта нематериального наследия Адресант (музейный работник) Посредник (транслятор) Объекты нематериального наследия Адресат (посетитель)

4. Музеефикация среды и средовые музеи Средовой музей Средовой музей – музей, деятельность которого основывается главным образом на музеефикации историко-культурной и/или природной среды со всеми составляющими ее движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами и существующими между ними взаимосвязями, а также с участием людей, населяющих территорию

Элементы среды Подлинные музейные объекты Достоверные объекты, являющиеся воспроизведениями музейных объектов (реконструкции, типологические объекты) Подлинные объекты, обладающие ценностью для данной среды как связующие элементы (животные, растения, люди) Музейные посредники

Формы партнерства с людьми как «связующими элементами» Партнер-житель (обитатель населенного пункта, расположенного на территории средового музея) Партнер – участник действия (студенты, паломники, участники мероприятий…) Партнер – носитель традиций (работающие при музеях мастера народных промыслов) Партнер-имитатор (реконструкторы, актеры, каскадеры)

Основные модели средовых музеев Музей на строго ограниченной территории, вбирающий в себя фрагменты историко- культурной и природной среды (музеи- заповедники, музеи под открытым небом, музеи-усадьбы) Музей, встроенный в среду, пронизывающий ее (рассредоточенные музеи, например, мемориальные зоны Казанского университета – лаборатории, аудитории, актовые залы)

Живой музей Средовой музей, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Важнейшим признаком живого музея является изменчивость.

Музей-театр «Трактир» (ЕГМЗ)