Пушкинские реминисценции в русской литературе ХIХ века. Автор: ученица 10го класса, Тарасова Екатерина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иван Александрович Гончаров ( гг) Обзор жизни и творчества.
Advertisements

Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Учебный проект Подготовили учащиеся 9 а класса Руководитель учитель русского языка и литературы Тимошина Г.М.
Исследовательская работа по литературе на тему: «Круг чтения литературных героев 19 века» Выполнила: ученица 9-б класса Тетериной Марии Учитель: Шрейбер.
Пушкинская традиция в процессе становления и развития жанра тургеневского романа 1850-х – начала 1860-х годов Автор проекта: Перетягина Анастасия Владимировна.
ПУШКИН И МУЗЫКА. ЦЕЛЬ : исследование роли поэзии А. С. Пушкина в развитии русской классической музыки.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Презентация ученика 9 класса Александрова Глеба. Проанализировать литературные произведения XIX века : 1. Повесть « Бедная Лиза » Н. М. Карамзина. 2.
Логика художественного образа и абсурдность ситуации (разные смыслы при интерпретации текста) Работа Томилиной Анны ученицы 11-б класса ГБОУ СОШ1353 Научный.
Жанр литературного комментария и его соотнесенность с авторским замыслом Презентация подготовлена ученицами 11 класса А ГОУ СОШ 983 Разорёновой Дарьей.
Магистерская диссертация: ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ.
Государственная столичная гимназия Проект по литературе ученицы 10 класса Лебедевой Василисы Тема: «Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского.
Открытый урок. Тема урока: Комплексный анализ текста и информационные технологии.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению. (Ф.Бэкон)
«Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы» русский писатель, поэт, прозаик, переводчик из стародворянского рода, почётный академик.
ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Урок – конференция группа 13 «Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе»
« « Онегина » воздушная громада … » Тема проекта: Тема проекта: «Евгений Онегин» «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «энциклопедия русской жизни » А.С. Пушкина.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Транксрипт:

Пушкинские реминисценции в русской литературе ХIХ века. Автор: ученица 10го класса, Тарасова Екатерина

Методологический паспорт проекта Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально. Но довольно часто в произведениях художественной литературы, принадлежащих перу мастеров слова, можно наблюдать явное или скрытое, но несомненное, «присутствие» чужого текста. Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально. Но довольно часто в произведениях художественной литературы, принадлежащих перу мастеров слова, можно наблюдать явное или скрытое, но несомненное, «присутствие» чужого текста. Проблема: Каково значение привлечения чужого текста в творчестве классиков русской литературы? Проблема: Каково значение привлечения чужого текста в творчестве классиков русской литературы?

Методологический паспорт проекта Актуальность исследования : Продолжение исследовательской работы учебного года Продолжение исследовательской работы учебного года Интерес к роли и значению пушкинского слова в произведениях русской литературы, изучаемых в 10м классе Интерес к роли и значению пушкинского слова в произведениях русской литературы, изучаемых в 10м классе

Методологический паспорт проекта Цель исследования: выявить роль пушкинских реминисценций в русской литературе ХIХ века на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».

Методологический паспорт проекта Гипотеза : Если изучить литературу, дающую определение и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте; изучить литературу, дающую определение и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте; изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского слова в формировании творческого мироощущения писателей; исследовать тексты художественных произведений; изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского слова в формировании творческого мироощущения писателей; исследовать тексты художественных произведений; исследовать тексты художественных произведений; исследовать тексты художественных произведений; выявить основные типы пушкинских реминисценций в исследуемых текстах; выявить основные типы пушкинских реминисценций в исследуемых текстах;

Методологический паспорт проекта То можно сделать вывод о роли пушкинских реминисценций в литературе XIX века; роли пушкинских реминисценций в литературе XIX века; роли реминисценции как таковой в литературе XIX века. роли реминисценции как таковой в литературе XIX века.

Методологический паспорт проекта Задачи: 1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте; 1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте; 2) Изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского наследия в формировании творческого мироощущения И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова; 2) Изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского наследия в формировании творческого мироощущения И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова;

Методологический паспорт проекта 3) Исследовать тексты художественных произведений (роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история», роман Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда») на предмет использования в них реминисценций пушкинских текстов; 3) Исследовать тексты художественных произведений (роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история», роман Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда») на предмет использования в них реминисценций пушкинских текстов; 4) Выявить основные типы реминисценций в данных произведениях и определить их роль; 4) Выявить основные типы реминисценций в данных произведениях и определить их роль; 5) Сделать выводы о значении пушкинских реминисценций в литературе ХIХ века (на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»). 5) Сделать выводы о значении пушкинских реминисценций в литературе ХIХ века (на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»).

Библиография Справочный материал: Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов. Русская литература XIX века» Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов. Русская литература XIX века» Берковский Н. Я. «Повести Белкина», «Статьи о литературе» Берковский Н. Я. «Повести Белкина», «Статьи о литературе» Википедия Свободная энциклопедия ( Википедия Свободная энциклопедия ( Головачева А. Г. «Повести Ивана Петровича Белкина, «пересказанные» Антоном Павловичем Чеховым», «Чеховиана: Чехов и Пушкин» Головачева А. Г. «Повести Ивана Петровича Белкина, «пересказанные» Антоном Павловичем Чеховым», «Чеховиана: Чехов и Пушкин» Издательство Московского университета. «Русская литература XIX – XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах» Издательство Московского университета. «Русская литература XIX – XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах»

Библиография Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа "реализма в высшем смысле"» Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа "реализма в высшем смысле"» Лотман Ю.М. «Учебник по русской литературе для средней школы» Лотман Ю.М. «Учебник по русской литературе для средней школы» Мельник В.И. «А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова» - Мельник В.И. «А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова» - Супрун А. Е. «Текстовые реминисценции как языковое явление» Супрун А. Е. «Текстовые реминисценции как языковое явление» Хализев В.Е. «Теория литературы» Хализев В.Е. «Теория литературы»

Библиография Художественные произведения: Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская Группа «Азбука- классика», Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская Группа «Азбука- классика», Достоевский Ф.М. «Идиот» - М.: «Издательство Астрель», Достоевский Ф.М. «Идиот» - М.: «Издательство Астрель», Пушкин А.С. «Сочинения в трех томах» - М.: «Художественная литература», Пушкин А.С. «Сочинения в трех томах» - М.: «Художественная литература», Чехов А. П. «Полное собрание сочинений и писем» - М.: «Наука», Чехов А. П. «Полное собрание сочинений и писем» - М.: «Наука»,

Теоретическая часть 1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и характеристика основных его видов 1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и характеристика основных его видов 1.2 Пушкинское слово в русской литературе ХIХ века 1.2 Пушкинское слово в русской литературе ХIХ века

Теоретическая часть Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич Пушкин Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич Пушкин Федор Михайлович Достоевский и Александр Сергеевич Пушкин Федор Михайлович Достоевский и Александр Сергеевич Пушкин Антон Павлович Чехов и Александр Сергеевич Пушкин Антон Павлович Чехов и Александр Сергеевич Пушкин

Практическая часть 2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» 2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» o Реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» 2.2. Пушкинские реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 2.2. Пушкинские реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» o Реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 2.3. Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» 2.3. Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» o Реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

Практическая часть А.С. Пушкин Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком. Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком. А.П. Чехов Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер. Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер.

«Я … жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один…» - И.А. Гончаров «Я … жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один…» - И.А. Гончаров

Пушкинское слово в романе «Обыкновенная история» Борис Годунов Борис Годунов Евгений Онегин Евгений Онегин Капитанская дочка Капитанская дочка Медный всадник Медный всадник Моцарт и Сальери Моцарт и Сальери Руслан и Людмила Руслан и Людмила Скупой рыцарь Скупой рыцарь Цыганы Цыганы Возрождение Возрождение Демон Демон «Если жизнь тебя обманет…» «Если жизнь тебя обманет…» К *** («Я помню чудное мговенье») К *** («Я помню чудное мговенье») «Мой первый друг, мой друг бесценный…» «Мой первый друг, мой друг бесценный…» «Погасло дневное светило…» «Погасло дневное светило…» Полководец Полководец Цветок Цветок «Я вас любил…» «Я вас любил…» «Я пережил свои желанья…» «Я пережил свои желанья…»

Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончаров «Обыкновенная история» А.С. Пушкин «Медный всадник» Александр добрался до Адмиралтейской площади и остолбенел. Он с час простоял перед Медным Всадником, но не с горьким упреком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира. Стеснилась грудь его. Чело К решетке хладной прилегло, Глаза подернулись туманом, По сердцу пламень пробежал, Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! Кругом подножия кумира Безумец бедный обошел И взоры дикие навел На лик державца полумира. Стеснилась грудь его. Чело К решетке хладной прилегло, Глаза подернулись туманом, По сердцу пламень пробежал, Вскипела кровь. Он мрачен стал Пред горделивым истуканом И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! Шепнул он, злобно задрожав, Ужо тебе!..»

Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история» И.А. Гончаров «Обыкновенная история» однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы,сплошною массою тянутся одна за другою. А.С. Пушкин «Медный всадник» Громады стройные теснятся Громады стройные теснятся Дворцов и башен

Выводы При знакомстве с тем или иным произведением художественной литературы мы часто сталкиваемся с явлением реминисценции. При знакомстве с тем или иным произведением художественной литературы мы часто сталкиваемся с явлением реминисценции. Реминисценции это «образы литературы в литературе». Реминисценции это «образы литературы в литературе».

Выводы Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений. Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений. Реминисценции реализуют культурно- художественную и жанрово- стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного. Реминисценции реализуют культурно- художественную и жанрово- стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного.

Выводы Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей- классиков в самых разных проявлениях. Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей- классиков в самых разных проявлениях.

Выводы В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история» пушкинские реминисценции: В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история» пушкинские реминисценции: присутствуют во всем многообразии; присутствуют во всем многообразии; составляют важный пласт «Обыкновенной истории», который связывает воедино все нити повествования, «временные» измерения романа; составляют важный пласт «Обыкновенной истории», который связывает воедино все нити повествования, «временные» измерения романа; помогают читателю осознать причинно- следственные связи происходящего; помогают читателю осознать причинно- следственные связи происходящего; дополняют и углубляют образы героев при соотнесении их с пушкинскими; дополняют и углубляют образы героев при соотнесении их с пушкинскими; помогают спроецировать происходящее в современном мире на ушедшую эпоху, выявить изменения, происшедшие в обществе и раскрыть их причины. помогают спроецировать происходящее в современном мире на ушедшую эпоху, выявить изменения, происшедшие в обществе и раскрыть их причины.

Выводы В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция: В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция: неразрывно связана с проблематикой романа и авторским замыслом; неразрывно связана с проблематикой романа и авторским замыслом; раскрывает многие аспекты внутреннего мира главного героя; раскрывает многие аспекты внутреннего мира главного героя; проясняет чувства героя к Аглае и Настасье Филипповне; проясняет чувства героя к Аглае и Настасье Филипповне; выводит героя на уровень предельного философского обобщения, приближая его к образу Христа; выводит героя на уровень предельного философского обобщения, приближая его к образу Христа; предвосхищает трагический итог жизни героя. предвосхищает трагический итог жизни героя.

Выводы В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» пушкинская реминисценция: В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» пушкинская реминисценция: является основой композиции рассказа; является основой композиции рассказа; раскрывает перед читателем глубинное сходство и внутреннюю полемику «двух крайних звеньев одной цепи – русской классической литературы». раскрывает перед читателем глубинное сходство и внутреннюю полемику «двух крайних звеньев одной цепи – русской классической литературы». Подводит читателя к осознанию того, что бесчеловечно прожитая жизнь несостоявшегося «Ротшильда» была непрожитой жизнью музыканта. Подводит читателя к осознанию того, что бесчеловечно прожитая жизнь несостоявшегося «Ротшильда» была непрожитой жизнью музыканта.

Выводы Реминисценция как таковая: Реминисценция как таковая: является интереснейшим художественным средством является интереснейшим художественным средством бесконечно расширяет смысловое пространство текста; бесконечно расширяет смысловое пространство текста; рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя; рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя; требует высокой читательской культуры; требует высокой читательской культуры; выполняет функцию напоминания. выполняет функцию напоминания.

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою – Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. Левитанский

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!