Романтизм в зарубежной литературе, музыке, живописи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОМАНТИЗМ Понятие романтизма Романтизм (фр. romantisme) явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию.
Advertisements

Романтизм Выполнила: Ларина Алена 8 «Ш» класс МАОУ «СОШ» 31 Великого Новгорода 2011.
Вслушайтесь в эти звуки…. Каким настроением проникнута музыка ? Какие определения могли бы вы подобрать для её характеристики?
Романтизм в живописи первой половины XIX века Эпоха чувств и страстей Выполнила: Петрова Ксения, 8 Б класс.
Романтизм
Романтизм – идейно-художественное направление в культуре конца XVIII 1-й половины XIX вв. Возник романтизм как ответ на царившее в Европе разочарование.
Романтизм (франц. romantisme) – идейно- художественное движение европейских стран. Возник в конце 18 - начале 19.
Проект выполнила ученица 8 класса «а» МБОУ СОШ 1 Макалюк Людмила Преподаватель: Захарова Наталья Владимировна Романтизм как литературное направление Жуковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы- романтики старались с помощью музыкальных средств.
Романтизм как литературное направление как литературное направление.
Презентация "Романтизм в музыке"
Западноевропейская музыка романтизма Глава 18. Многообразие стилей зарубежной музыки.
Романтизм как художественное направление. РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление конца XVIII – первой половины XIX вв., основанное на обострённом.
Сравнение определений. 1. Определения 2. Общие элементы определений 3. Сравнение 4. Авторское определение.
Романтизм Романтизм. Романтизм (франц. romantisme), идейное художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. В его.
РОМАНТИЗМ в художественной культуре Европы 19 в.: открытие внутреннего человека. По учебнику Рапацкой Л.А Автор: Скоробогатова А.Г.
Романтизм Основные черты. Романтизм Особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. В центре художественной системы – личность. Основной.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
Тема: «Романтизм в мировой культуре».. Романтизм- идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18в.- начала 19в. Романтизм.
Транксрипт:

Романтизм в зарубежной литературе, музыке, живописи

Романтизм духовная ситуация европейской культуры в XVIII-XX веках и представляющая собой реакцию на Просвещение, и стимулированный ею научно-технический прогресс. О. А. Кипренский, портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815, Третьяковская галерея.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии, телеграфа и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного человека. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ "благородного дикаря", вооруженного "народной мудростью" и неиспорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме.

Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант, позитивизм), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше).

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф.Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес с сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная свое творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Вильяма Блейка.

БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон ( ), английский поэт-романтик; член палаты лордов. В 1816 покинул Великобританию, жил в Италии. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» ( ), «восточных поэмах (в т. ч. «Гяур», «Лара», «Корсар»), философско-символических драматических поэмах «мистериях» «Манфред» (1817) и «Каин» (1821), цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы «Еврейские мелодии» ( ) острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби «космического пессимизма»). Протест против зла мира, отстаивание прав личности приобретает вероника-сатирическую (поэма «Бронзовый век», 1823), нравоописательскую (роман в стихах «Дон Жуан», , не закончен), а иногда политическую окраску (лирика). Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции (умер в военном лагере). Создал тип «байронического рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос «Манфреда» и «Каина»), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. «русского».

ШЕЛЛИ Перси Биш ( ), английский поэт-романтик. В аллегорической поэме «Королева Маб» (1813) разоблачал порочность современного ему общества и политических институтов. Оправдание насильственного свержения деспотии в поэме «Восстание Ислама» (1818). Философское осмысление проблем тирании и свободы в трагедии «Ченчи» (1819) и в лирической драме «Освобожденный Прометей» (1820). Стихи («Ода к Западному ветру»), статьи о литературе, искусстве (трактат «Защита поэзии», 1822).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польши (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Готорн, Лонгфелло, Герман Мелвилл)

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к пред романтическому движению, развивающемуся из сентиментализма часто относят уже некоторые русские поэтические произведения х годов). В русском романтизме появляется свобода от классической условности, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Представителями романтизма в музыке являются: в Австрии Франц Шуберт; в Германии - Э.Т.А. Гофман, Карл Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер; в Италии - Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции - Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер; в Польше Фредерик Шопен; в Венгрии Ференц Лист.

Эжен Делакруа. Портрет Ф. Шопена Рихард Вагнер Шуберт, Франц

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лег в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое.

Странник над туманным морем. Каспар Давид Фридрих, 1818.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями. Наиболее последовательная романтическая школа сложилась во Франции, где художники, реформируя систему выразительных средств, динамизировали композицию, объединяли формы бурным движением, использовали яркий насыщенный колорит и широкую, обобщенную манеру письма (живопись Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье, пластика П.Ж. Давида д'Анже, А.Л. Бари, Ф. Рюда). В Германии и Австрии раннему романтизму свойственны пристальное внимание ко всему остро индивидуальному, меланхолически- созерцательная тональность образно-эмоционального строя, мистико- пантеистические настроения (портреты и аллегорические композиции Ф.О. Рунге, пейзажи К.Д. Фридриха и Й.А. Коха), стремление возродить религиозный дух немецкой и итальянской живописи 15 в.(творчество назарейцев); своеобразным сращением принципов романтизма и "бюргерского реализма" стало искусство бидермейера (творчество Л. Рихтера, К. Шпицвега, М. фон Швинда, Ф.Г. Вальдмюллера). В Великобритании романтической свежестью живописи отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, фантастичностью образов и необычностью выразительных средств – работы У. Тёрнера, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения – творчество мастеров поздние романтического движения прерафаэлитов Щ.Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонса, У. Морриса и др.).

Теодор Жерико "Плот «Медузы»" 1818–1819, Лувр, Париж

"Дерби 1821 года в Эпсоме"1821, Лувр, Париж

"Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку" 1812, Лувр, Париж

" Сцена кораблекрушения" 1820, Лувр, Париж "

"Укрощение быков" 1817, Частное собрание

"Две почтовые лошади"1823 "Портрет артиста в его гримерной" 1823 "Портрет сумасшедшей"1822 "Лошадь, терзаемая львом" 1822

"Серая в яблоках лошадь" 1820 "Бег свободных лошадей в Риме" 1817 "Жертва крушения"1819

Джон Констебл "Вид на собор в Солсбери" 1823 Музей Виктории, Лондон "Морской берег в Брайтоне" 1824

"Шлюз в Детхэме" 1820 Музей Виктории, Лондон "Портрет Марии Бикнелл" 1816 Галерея Тейт, Лондон

Эжен Делакруа "Данте и Вергилий« (Ладья Данте) 1822, Лувр, Париж "Свобода, ведущая народ« 1830, Лувр, Париж

"Смерть Сарданапала« , Лувр, Париж "Женщины Алжира в своих покоях« 1834, Лувр, Париж

"Портрет Фредерика Шопена" 1838 "Портрет Жорж Санд" 1839

Каспар Давид Фридрих "Гибель во льдах" 1822 "Побережье в Вике" 1835

"Гора Вацман" 1825 "Двое, созерцающие луну" 1819

"Женщина у окна" 1822 "Утро"

Историческая судьба романтизма была сложной и неоднозначной. Теми или иными романтическими тенденциями было отмечено творчество крупных европейских мастеров 19 в. – художников барбизонской школы, К. Коро, Г. Курбе, Ж.Ф. Милле, Э. Мане во Франции, А. фон Менцеля в Германии и др. В то же время сложный аллегоризм, элементы мистики и фантастики, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме, отчасти – в искусстве постимпрессионизма и стиля модерн.